Конкурсы для педагогов и детей

Дидактические игры для детей 6-8 лет

Дидактические игры для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Автор: Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.
Описание материала:
Игра обогащает ребёнка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, памяти, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведёт ребёнка от развлечения к развитию. В игре обучение детей протекает легче и быстрее.
В игре происходит становление личности ребёнка, развиваются черты его характера, формируется общительность, инициативность, активность.
В игре ребёнок получает массу удовольствий, развивается эмоционально.
Ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Данный материал можно использовать на прогулке в детском саду и в пришкольном летнем лагере. Предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы, студентов, родителей.
Цель: развитие памяти, речи, развитие фонематических представлений, совершенствование навыков составления и чтения слов, развитие математических способностей, уточнение знаний о геометрических фигурах, их закрепление, развитие навыка пересказа знакомой сказки.
Задачи: 1. Стимулировать развитие мышления, памяти, воображения, фантазии.
2. Формировать коммуникативные навыки
1. «Умные классики»
Оборудование: цветной мел, мешочки с карточками, контейнер с фишками или медальоны.
Педагог предлагает поиграть детям в необычные классики. На площадке цветным мелом чертятся традиционные классики, состоящие из шести квадратов.
Игроки выстраиваются в одну колонну друг за другом перед классиками. Все вместе игроки решают, как будут совершать передвижение: прыгая на обеих ногах, на одной ноге или меняя ноги.
Первый этап игры называется « +1». Играющий достаёт из мешочка карточку с цифрой (1,2,3,4) и, прыгая из квадрата в квадрат, решает примеры, причём в первом примере он прибавляет единицу к тому числу, которое написано у него на карточке. Например, у играющего на карточке число 2. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 2+1=3, 3+1=4, 4+1=5, 5+1=6, 6+1=7, 7+1=8. Пройдя все квадраты и решив примеры, играющий получает фишку. Таким же образом на первом этапе действуют все игроки. Допустивший ошибку игрок не проходит первый этап и не получает фишку.
Второй этап игры называется «-1». Для этого этапа в мешочке лежат карточки с числами: 10,9,8,7. Например, у играющего на карточке число 9. Значит, он составляет и решает цепочку примеров 9-1=8, 8-1=7, 7-1=6, 6-1=5, 5-1=4, 4-1=3.
Третий этап называется «Подбери слова». Для этого в мешочке лежат карточки с буквами. Играющие, совершая прыжки, должны придумать слова, содержащие звук, соответствующий букве на карточке.
Четвёртый этап «Обобщения». Для него на карточках написаны слова-обобщения. Прыгая из квадрата в квадрат, играющий перечисляет слова на заданную тему.
В конце игры подводятся итоги. Побеждают игроки, прошедшие все этапы без ошибок и получившие по четыре фишки. Вместо фишек можно использовать медальоны.
2. «1, 2, 3,4, 5»
Оборудование: мяч среднего размера, мешочек с карточками.
Педагог предлагает детям образовать круг и с помощью любой считалки выбирает водящего. Водящий встаёт в центр круга и берёт в руки мешочек с карточками. По команде педагога дети начинают перебрасывать мяч по кругу (по часовой стрелке), произнося слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Мяч бросай и не зевай,
Что покажут, называй.
После этого водящий достаёт из мешочка карточку, показывает её детям и называет (например, для дошкольного возраста подойдут такие обобщения: «овощи», «фрукты, «музыкальные инструменты», «лекарственные растения», « полевые цветы», « профессии», «насекомые», «спорт», «природные явления», « домашние животные», «дикие животные», «садовые ягоды», «лесные ягоды», «зимующие птицы», «перелётные птицы».
Для младшего школьного возраста обобщающие слова усложняются:
«реки», «моря», «озёра», «страны», «речные рыбы», «морские рыбы», «планеты», «марки машин», «животные жарких стран, «животные крайнего севера», «комнатные цветы», «садовые цветы» и т.д). Итак, обобщающие слова педагог выбирает, учитывая возраст детей.
Тот ребёнок, у которого в руках мяч, начинает ритмично подбрасывать его со словами: « Я знаю пять названий овощей: помидор -один, огурец-два, картофель-три, баклажан-четыре, патиссон-пять». После этого он перебрасывает мяч стоящему от него слева ребёнку. Водящий вновь достаёт, показывает и называет карточку. Дети, которые не смогли назвать пять предметов по предложенной теме, выбывают из игры.
Считалочка:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вот какая красота:
На горе стоит сосна ,
На сосне сидит без сна
Пучеглазая сова,
Вот такая голова.
Всю ночь не спит,
За порядком следит.
А ты не следи,
Раз, два, три, выходи!

3. «Волшебное дерево»
Оборудование: разноцветные квадраты из картона или пластика с написанными на них слогами (ЗИ, МА, МА, ГА, ЗИН, ЛИ, СА, КА, ЧЕ, ЛИ, У, ЛИ, ЦА, МА, ЛИ, НА, ТРА, ВА, КАР, ТИ, НА, НЕ, БО, ДЕ, РЕ, ВО, ЛО, ПА, ТА, МО, ЛО, КО, КО, РО, ВА и т. д), разноцветные прищепки, ведёрки по числу детей.
Перед прогулкой педагог с помощью скрепок прикрепляет на ветви дерева или куста карточки со слогами.
Отрывок из стихотворения К.И. Чуковского открывает игру:
Как у наших у ворот
Чудо дерево растёт.
Затем дети вместе с педагогом гуляют по территории и ищут это чудо-дерево, удивляются, что на дереве «растут» карточки со слогами.
Педагог предлагает детям составить слова из слогов, которые висят на дереве (на кусте). Как только ребёнок составляет слово, педагог снимает карточки с дерева и кладёт ребёнку в ведёрко. Когда карточки на дереве закончатся, педагог предлагает расположиться на скамейке и сложить из слогов, которые лежат в ведёрках, слова. Дети составляют и читают слова. Побеждает тот ребёнок, у которого получилось наибольшее количество слов.
4. «Хитрые фигуры»
Оборудование: пары разноцветных геометрических фигур или парные предметные картинки, подбор их зависит от того в какой группе проводится игра.
Дети становятся в круг. С помощью считалочки выбирают водящего. Водящий становится в круг, смотрит , как педагог раздаёт геометрические фигуры, и запоминает, у кого какие фигуры в руках. Когда каждый ребёнок получит фигуру, педагог просит детей спрятать фигуры за спину и говорит следующие слова:
Ну а ты теперь води,
Быстро парочки найди!
Водящий подходит к любому играющему и просит показать фигуру, которая у него за спиной. Ребёнок показывает фигуру. Водящий должен показать ребёнка, у которого такая же фигура. Если он ошибается три раза, игра начинается сначала. Выигрывает, если правильно назовёт все пары.
Считалочка:
Динь-дон, динь-дон,
На полянке перезвон.
Колокольчики звенят,
Так приветствуя ребят.
Динь-дон, динь-дон,
Выходи из круга вон.

5. «Колечко»
Оборудование: колечко.
Педагог предлагает детям встать в круг и берёт в руки колечко. С помощью считалки выбирают водящего, он становится в круг. Педагог произносит текст и передаёт колечко ребёнку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук ([з],[с],[к],[ш],[ч],[ц]) и передают колечко по кругу.
Педагог: Передай колечко другу,
Пусть бежит оно по кругу.
Передай колечко
Да скажи словечко.
У кого колечко, тот должен назвать слово, в котором содержится звук, который указал педагог. Далее игра продолжается. Задача водящего заключается в том, чтобы запомнить все слова, которые назвали дети. Если игра продолжалась 8 раз. В конце водящий должен назвать 8 слов на разные звуки.
Считалочка:
На скамье сидели в ряд
Волк и семеро козлят,
Царь Салтан и князь Гвидон,
Айболит, лиса и слон,
Дядя Стёпа, Несмеяна.
Назови всех без обмана.
По порядку сосчитай,
А не можешь –вылетай!

6. «Поляна сказок»
Педагог приглашает детей на Поляну сказок (на веранду), где предварительно развешаны иллюстрации сказок, рассказов. Можно вынести на прогулку магнитную доску. Дети вспоминают название , сказочных героев, сюжет сказки.
7. «Чей узелок»
Оборудование: узелок из ткани, повешенный на палочку.
Перед прогулкой педагог кладёт на видное место на прогулочной площадке узелок на палочке, в котором лежат муляжи овощей и фруктов.
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке узелок. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялся узелок, кто мог его оставить. Рядом с узелком дети находят письмо. Педагог вместе с детьми читает: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобраться с тем, где здесь овощи, а где фрукты. Чиполлино». Дети раскладывают овощи и фрукты в две разных ёмкости, предложенные педагогом. Затем педагог предлагает детям «сварить» компот из фруктов и щи из овощей.

Данная методика проведения дидактических игр поможет вам сделать прогулки интересными и разнообразными.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для младших школьников. Кукольный театр Использование дидактических игр в учебном процессе Игры на уроках английского языка в начальной школе Игры на уроках декоративного рисования, 3 - 4 класс

Похожие статьи:

Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 коррекционных классах

Участник №19 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 июля по 31 августа 2014 года
Сказкотерапия для детей 5-8 лет | Сценарий предновогоднего развлечения для детей и родителей старшей группы
Опубликовано: 869 дней назад (20 июля 2014)
Просмотров: 4026
+14
Голосов: 14
Марина Викторовна Мамедова # 20 июля 2014 в 17:48 +4
Очень интересные игры,беру на заметку
Фанзиля Рашитовна Валиева # 20 июля 2014 в 20:11 +6
Гуля Рашитовна! Спасибо за приглашение. В жизни ребенка игра занимает большое место и делает их счастливыми. Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться. Вы хорошую подборку дидактических игр для старшего дошкольного и младшего школьного возраста нам представили. Каждая игра расписана подробно. Молодец, голосую+1
Сидорова Зоя Григорьевна # 20 июля 2014 в 20:36 +4
Гуля Рашитовна! Спасибо за такое количество замечательных игр. Если проанализировать жизнь наших детей, можно отметить, что они совсем не знают игр. Хорошо, когда есть педагоги, которые их этому научат Игры развивают мышление, сообразительность, усидчивость. Благодарю за Вашу публикацию.
Зоя.
Галина Анатольевна Меремкулова # 20 июля 2014 в 21:39 +4
Игры интересные, а главное занимательные и развивающие. Молодец!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 21 июля 2014 в 00:18 +3
Гуля Рашитовна познавательный, занимательный и полезный материал Вы представили. Ваши дидактические игры развивают память, мышление, внимание, речевую активность, мыслительные операции, активизировать словарный запас. Игры очень подробно описаны, добавлены считалки, вписано оборудование. Дети очень любят играть и организовывая игры, Вы не навязчиво их обучаете и закрепляет полученные знания. Успех Вам. Голосую +1.
Светлана Николаевна Ефименко # 21 июля 2014 в 00:45 +5
Здравствуйте,Гуля Рашитовна. Спасибо за приглашение в Ваш блог, я внимательно ознакомилась с подборкой дидактических игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Вами систематизированы очень полезные дидактические игры, организация, которых не требует больших затрат и времени. Их можно проводить в любое время и в любой обстановке. В этом универсальность таких игр.
Примите мой голос!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 21 июля 2014 в 01:08 +4
Гуля, спасибо за приглашение. Ваш материал будет полезен для многих педагогов. Дидактические, т.е. обучающие и развивающие игры это в первую очередь - интеллектуальное, психическое и нравственное, развитие детей. Поэтому практиковать данные игры просто необходимо. Спасибо вам, что делитесь материалом, который подробно описан и также добавлена информация об оборудовании, которое необходимо для успешной реализации. Желаю вам творческих успехов!+1
С уважением, Т.Н.
Ольга Александровна Нечаенко # 21 июля 2014 в 13:05 +3
Замечательно, что предложенные Вами игры можно проводить во время прогулки. Конечно же, требуется огромная предварительная работа, но это того стоит. Беру в свою копилку. Спасибо. +1
Елена Николаевна Черепанова # 3 августа 2014 в 18:08 +1
Гуля, молодец! Очень нужные и полезные игры представила. А самое главное - игры, способные по-настоящему увлечь и развивать детей. Спасибо. Беру себе на заметку. Мой голос!
Любовь Анатольевна Судьбина # 5 августа 2014 в 17:12 +1
Хорошая разноплановая подборка игр, и они будут очень "в тему" на прогулке, когда иногда ребятишкам хочется во что-то поиграть, но старые игры надоели, а новые еще не родились в голове. А тут и развлечение и развитие, и обязательно - считалки(!), они порой примиряют даже драчунов. Спасибо, Гуля, ваша копилочка игр пополнит копилочки коллег. Успехов!+1
Ирина Михайловна Маслова # 26 октября 2014 в 13:48 0
Добрый день.Спасибо за подбор игр ,обязательно буду использовать их в своей работе.Ваш материал очень полезен для многих педагогов.
Зинаида Найш # 22 ноября 2014 в 17:49 0
Доброго вечера!
Браво за игры! Они просто клад!
Я думаю каждый ребенок здесь рад!
Разнообразно, мудро чудесно,
Детям приятно, всем интересно!
( мой голос и стишок)
Светлана Сергеевна Давыдова # 2 декабря 2014 в 12:13 0
Спасибо без игр нет детства