Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Небылицы для детей 5-8 лет

Небылицы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Автор: Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы.
Цель:Развивать фонематический слух, слуховое внимание и логическое мышление при помощи составления нелепиц.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы»
2. Развивать воображение и фантазию детей.
3. Развивать все стороны устной речи.
4. Создать положительный эмоциональный настрой.
Небылицы (перевёртыши, нелепицы, путаницы) позволяют оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Жив - здоров - лежу в больнице.
Сыт по горло - есть хочу,
Хоть корову проглочу.
Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами в них все перевернуто.
Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответствия. Первую путаницу прочитайте как целое произведение, а потом по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении, называли, что автор перепутал. Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами.
Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет? (Л. Станичев.)

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица Получилась перепутаница.(В. Бурыкина.)

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка

Мамонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.

- Зайчик белый, куда бегал?
- Во лес дубовый.
- Чего делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Я не знаю, я не знаю.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.(Д.Хармс)

Бочонок собачонок
- Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха -
Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы -
Четыре метра!
Писку-визгу -
Двести граммов
Плюс пол-литра
Шумов-гамов,
Да ещеГлоток веревки
И моточек газировки! -
- Дам я все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
ТюкМальчишек,
ПукДевчонок
Да бочонокСобачонок! (Б. Заходер)

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица –
Получилась перепутаница.(В. Бурыкина.)

Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.
На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.(З. Александрова.)

Чудаки
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков:
Один пятак
– На кушак,
Другой пятак – на колпак,
А третий пятак – так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки:
Который пятак –
На кушак,
Который пятак –
На колпак,
А который пятак –
Так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
– Извините,
Но с нами беда:
Мы забыли –
Который – куда:
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который пятак –
Так.( Ю.Владимиров)

Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикообраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Еж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил,
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.

Жили-были
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка ,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё -
два козла:
Сивка да Бурка!(Ю.Чёрных)


Мельник
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.

Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА
Есть сладкое слово — ракета,
Есть быстрое слово — конфета.
Есть кислое слово — вагон,
Есть слово с окошком — лимон.

Есть слово колючее — дождик,
Есть слово промокшее — ежик.
Есть слово упрямое — ель,
Есть слово зеленое — цель.
Есть книжное слово — синица,
Есть слово лесное — страница.
Есть слово веселое — снег,
Есть слово пушистое — смех.

Стоп! Стоп! Извините, ребята.
Машинка моя виновата.
Ошибка в стихах не пустяк,
Надо печатать вот так: (М. Пляцковский)

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидьши росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

В чудной стране
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднОй стране...
Ты почему не веришь мне?(И.Токмакова)

Удивительная грядка
У меня на грядке -
Крокодил
Растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)
А здесь перепутались в словах слоги. Итак, начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.
Изучите эти строчки, сложив правильно кусочки.
КУЗОВОК
По тропинке во весь дух
Мчится из лесу петух.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой!
Из-под елки фыркнул еж:
— Все грибы ты растрясёшь!
Ежик прав: у петуха
В кузовке одна труха.
Ка - ро - мае - ле - сы - еж - нок - вик,
Под - оси - вик - ры - но - жик,
Ка - сич - ли - под - ре - 6е - зо ,
Нуш - ка - пе - нок - вол - о.

У СЛОНА НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
АН - ло - ти - па - ди - ко - дил,
Ко - кро - шим - зе - пан - ко - ри - рил,
Ена - мот - ге - бе - раф - ги,
Мур - го - ла - ле - бра - браз - жи!

РЕМОНТ
Что из камня? Что из льда?
Суль - ми - ка - ра - пи - со - да!
Кто ползет и кто летит?
Ка - тря - у - ка - гуз - со - лит!
Где машина? Где страна?
Са - ар - мо - ген - ти - свал - на!
Кто в пруду? Кто на лугу?
Ре - бе - ля - нок - же - шка - гу!
Что в шкафу? Что на столе?
Ви - баш - зор - те - ка - ру - ле!

А ещё перевёртыши можно включать в различные конкурсы, викторины. Содержание игры составляют самые различные перевертыши — пословиц, книг, телепередач, строчек из стихов, песен , сказок и другие.

Рекомендуем посмотреть:

Детский фольклор Обучение дошкольников рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования Стихотворение о капризном ребёнке Развитие образной речи детей 5-7 лет на основе ознакомления с поэтическими произведениями Есенина

Похожие статьи:

Интеграция образовательной области «Коммуникация» в ДОУ

Прибаутки

Сценарий летней прогулки «Люблю берёзку русскую» для старших дошкольников
Опубликовано: 3548 дней назад (12 июля 2014)
Просмотров: 533245
+12
Голосов: 12
Светлана Николаевна Ефименко # 12 июля 2014 в 21:15 +10
Здравствуйте,Гуля Рашитовна. Вы предлагаете интересную подборку небылиц для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Работая с детками старшего дошкольного возраста, я заметила, как им нравится именно такой вид литературного творчества. Придумывание и толкование небылиц, действительно решает ряд важных задач, а именно : воспитывает интерес к художественному жанру «небылица»; развивает воображение и фантазию детей; развивает все стороны устной речи; создаёт положительный эмоциональный настрой.
Голосую. Удачи.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 12 июля 2014 в 21:48 +5
Очень интересная и весёлая подборка небылиц! Спасибо огромное за такую работу! Детки очень любят такой вид работы, где надо разгадать что ж неправильно. Мы часто играем в игру "чего не может быть" или "было это или нет". Я с удовольствием предложу ребятам и Ваши небылицы.Думаю что им очень понравится! Примите мои поздравления с открытием Вашего блога и первой Вашей работой! Примите мой голос. И желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 12 июля 2014 в 22:01 +6
Гуля, поздравляю вас с первой публикацией на Сайте "Педкопилка.ру". С большим интересом познакомилась с ваши материалом, разбирая сама как ребёнок ваши небылицы. Я думаю, что дети с большим удовольствием на занятиях будут этим видом работы заниматься, а особенно тогда, когда сопровождаются они картинным рядом. Ваши небылицы только помогут развивать мыслительную деятельность, фантазию а также воображение детей. Небольшое пожелание на будущее ваша цель соответствует задачам, поэтому её нужно перефразировать. Желаю вам дальнейших творческих успехов и новых не менее интересных идей!+1
Фанзиля Рашитовна Валиева # 12 июля 2014 в 22:37 +7
Гуля Рашитовна! Хорошая подборка небылиц.Стихи-небылицы невероятно полезны для детей. Они учат думать, рассуждать, концентрировать внимание на содержании стихотворения.Эти потешные рифмованные строчки развеселят и взрослого, и ребенка. Дети с удовольствием слушают небылицы и всякие выдуманные истории. Такое чтение развивает у малышей чувство юмора, фантазию, речь, помогает шире увидеть мир.Удачи Вам, примите мой голос+1
Любовь Александровна Рябова # 12 июля 2014 в 22:48 +4
ДОБРЫЙ ВЕЧЕР С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ ЧИТАЛА НЕБЫЛИЦЫ И РАССМАТРИВАЛА КАРТИНКИ , ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСЛЕ ОТПУСКА ПОЧИТАЮ С РЕБЯТАМИ ,ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ И НЕОБЫЧНЫХ ИДЕИ ,ПРИМИТЕ МОЙ ГОЛОС.
Ирина Евгеньевна Науменко # 12 июля 2014 в 23:43 +4
Здравствуйте, Гуля Рашитовна! Предложенный Вами материал содержит отличную подборку небылиц, которые всегда очень интересны деткам. Помимо развития фантазии и воображения они просто поднимают настроение и позволяют лишний раз посмеяться, что является немаловажным позитивным фактором в обучении.
Елена Николаевна Черепанова # 13 июля 2014 в 09:36 +5
С дебютом, Гуля Рашитовна! Отличный материал! Здесь и развитие речи, и наблюдательности, и внимательности, и логического мышления - и все это на фоне суперположительных эмоций детей. А если детям весело и радостно, то и усвоение материала идет на все сто... В чем еще ценность небылиц и перевертышей - так это в том, что дети в этом случае ощущают себя не учениками (от чего они устают), а учителями, потому что находят и исправляют ошибки. А от этого растет их самооценка и уверенность в себе, ну и плюсом закрепляются уже имеющиеся знания. Дальнейших успехов, Гуля Рашитовна! dance
Ирина Владимировна Нестерова # 13 июля 2014 в 11:59 +2
Очень весомая и содержательная подборка речевого материала. Обязательно возьму себе в закладки. Подобные игры учат думать, помогают формировать интерес к слову, находить тонкости и нюансы лексического значения слов, развивают чувство юмора. Прекрасный материал педагога с творческим подходом к своей работе. Успехов. Мой голос!
Наталья Николаевна Сегенюк # 13 июля 2014 в 17:08 +2
Гуля, какая хорошая подборка небылиц! Мои ребята всегда с большим удовольствием и смехом слушают небылицы, находят несоответствия. С вашего позволения возьму в копилку. +1
Раиса Ивановна Больба # 17 июля 2014 в 20:31 +2
С огромным интересом прочитала подборку небылиц. Беру себе в закладки, почитаю своим воспитанникам.Очень большую работу Вы проделали, собрав вместе столько небылиц. Удачи Вам в дальнейшем!
Елена Дмитриевна Тулинова # 22 июля 2014 в 11:37 +2
Замечательная подборка весёлых небылиц! А ведь это произведения, которые детки читают, слушают и исправляют с особым удовольствием! Подобраны картинки к небылицам. Вы хорошо потрудились, молодец! Голосую, +1. Удачи!
Екатерина Александровна Иском # 21 сентября 2014 в 16:43 0
Гуля Рашитовна - молодец! Интересная красочная подборка веселых небылиц! Отличный материал для начинающих педагогов и педагогов со стажем. Как всегда на высоте! Умеете привлечь внимание и заинтересовать своих малышей. Желаю вам творческих успехов, неиссякаемых идей и удачи!
Алсу Хамидулловна Шафикова # 15 октября 2014 в 21:52 0
Очень интересные небылицы. Уже скачала и прочитала детям, они оценили. Спасибо.
Светлана Сергеевна Давыдова # 2 декабря 2014 в 12:49 0
Спасибо обязательно воспользуюсь мои дети очень любят подобные задания
Елена Ивановна Завидова # 13 апреля 2015 в 20:20 0
Ваш материал считаю очень содержательным, понравилась подборка иллюстраций. Я тоже включаю в НОД работу с небылицами и путаницами, так как развивается речь, обогащается словарь и грамматический строй речи детей. Вашу подборку я взяла себе в закладки. Спасибо!
Айгуль Абдураимовна Джамилова # 29 ноября 2015 в 18:57 0
Здравствуйте, Гуля Рашитовна! Предложенный Вами материал содержит отличную подборку небылиц, которые всегда очень интересны деткам. Помимо развития фантазии и воображения они просто поднимают настроение и позволяют лишний раз посмеяться, что является немаловажным позитивным фактором в обучении.Моему ребёнку тоже очень понравилось.,ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ И НЕОБЫЧНЫХ ИДЕИ ,ПРИМИТЕ МОЙ ГОЛОС.
Айгуль Абдураимовна Джамиловa # 29 ноября 2015 в 19:01 0
СУПЕР!!! СУПЕР!!! СУПЕР!!!