Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактические игры по математике в начальной школе

Дидактические игры в процессе обучения математике в начальной школе
Автор: Тузова Гульнара Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Блюдчанской СОШ СП Блюдцинской школы Чановского района Новосибирской области
Назначение материала: Данный материал полезен учителям начальных классов, воспитателям ДОУ. Дидактические игры направлены на воспитание интереса к предмету, способствуют развитию познавательной и умственной активности, самостоятельности, творческого мышления, выработке умения сосредоточить своё внимание и проверить себя в освоении вычислительных приёмов, навыков в беглости счёта. Многие из этих игр требуют умения построить высказывание, суждение, целеполагание, умозаключение. Также эти игры требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Цель: организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность, пробудить интерес к познанию, учению, от игры-забавы к игре – увлечению познанием.
Задачи:
образовательные: облегчить учебный процесс, оживить его с помощью сказочных элементов, занимательных картинок, дидактических пособий;
развивающие: развивать математическую речь, активизировать логическое мышление, устойчивое внимание, память;
воспитательные: воспитать любовь к предмету, чувство коллективизма, взаимопомощи, стремление к лидерству.
Форма урока: урок-игра
Технология: опережающее-развивающее обучение
Методы урока: частично-поисковый, словесно-наглядный
Дидактические пособия: Лесовичок и лесные обитатели, Петушок и Курочка, кукла Минутка, веер с числами от 0 до 9, Незнайка, «Времена года» в образе девушек, дед Всевед, лесная поляна, счётная машина, божьи коровки, волк и зайцы.
Планируемые результаты: повторение и закрепление пройденного материала.
Дидактические игры:
1. Игра «Лесная школа»

Учитель:
- Чтобы отправиться в лесную школу, хозяин леса – Лесовичок, хотел бы у вас, ребята, узнать: как надо вести себя в лесу? (ответы детей).

- Правильно, потому что лес – это наш второй дом, также, как и школа, поэтому надо себя вести прилично: не обижать животных, не рвать большими охапками цветы, не оставлять мусора на поляне, в лесу и у водоёма, не ломать деревья, кустарники и т.д.
Потому что лес – наше богатство. Его надо беречь и охранять!
- А что изготавливают из леса? (ответы детей)
- А для чего нужны травы, цветы? (ответы детей)
- Молодцы! На все вопросы Лесовичка ответили, теперь можем отправляться в лесную школу. Здесь вас приветствуют со своими заданиями лесные обитатели – звери, птицы, насекомые. Они хотят проверить, хорошо ли вы знаете математику, вашу сообразительность, внимательность, смекалку, память и ум. На обратной стороне записаны примеры, нужно, как можно больше собрать лесных обитателей, решив примеры за 3 минуты.
2. Игра «Петушок и Курочка»
Игра начинается с загадки, ответ, которой указывает, кто из героев придёт на встречу с детьми? Например: (учитель читает загадку)
«Встает на заре,
Поет во дворе.
На голове гребешок.
Кто же он?»
- Правильно - это Петушок.

- Петушок очень трудолюбивый, встаёт рано и сразу принимается за работу. И вас, ребята, учит быть трудолюбивыми.
- Угадайте, с кем дружит наш Петушок? (учитель читает загадку)
«Зёрнышки она клюёт.
Яйца вкусные несёт.
Слышно на всю улицу.
Как кудахчет… (курица)»
- Правильно – это Курочка.

Петушок с Курочкой попеременно предлагают задания детям, после чего за хорошую работу они хвалят детей и дарят им свои подарки. Петушок – пёрышко, а Курочка – яичко (вырезанные из бумаги).
3.Игра «Минутка»
способствует формированию организованности у учащихся 1 класса, в процессе которой дети учатся отбирать необходимые учебные принадлежности и рационально располагать их на парте.
Организационный момент урока:
Кукла Минутка ежедневно в начале урока напоминает ребятам:
«Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке: книга, ручка и тетрадки?»


Пока стрелка на циферблате часов у Минутки пройдёт круг (10-15сек), дети проверяют состояние рабочего места, отбирают нужные для урока учебные принадлежности, располагая их так, чтобы ими удобно было пользоваться. Потом по сигналу Минутки дети говорят:
«Есть у нас девиз такой: всё, что нужно, - под рукой».
Кукла Минутка контролирует и оценивает рабочее состояние на партах детей.
Затем продолжается учебный процесс.
Конец урока:
Кукла Минутка в конце урока сообщает ученикам:
«Скоро прозвенит звонок, собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книгу, ручку и тетрадку!»
Элемент соревнования — «Кто быстрее выполнит задание Минутки?» - активизирует детей. За более короткий срок учащиеся стараются подготовиться к началу и концу урока.
Уже во втором полугодии без проговаривания стихов достаточно только показать куклу Минутку, как дети за кротчайший срок готовят своё рабочее место.
Таким образом, игра «Минутка» помогает сформировать прочный навык в организации рабочего места.
4.Игра «Что можно сделать за одну минуту?»
В этой игре кукла Минутка помогает ученикам ориентироваться во времени и беречь его, например, при выполнении таких заданий:
1.соотношение единиц измерения времени и других величин;
2.нахождение значения числовых и буквенных выражений;
3.счёт предметов, счёт чисел, работа с циферблатом и т.д.
4.решение и составление текстовых задач;
5.отгадывание ребусов, загадок, магических квадратов, лабиринтов и т.д.
6.решение геометрических заданий;
7.заданий на смекалку и т.д.
5. Игра “Угадай число»
Ученики используют дидактическое пособие—веер с числами от 0 до 9.

Учитель: - Задумайте любое число в пределах 10, увеличьте его на 3, покажите ответ на веере.
- Угадайте, какое число задумал каждый?
- Какой компонент был неизвестен? Как найти неизвестное слагаемое?
Также можно узнать неизвестное уменьшаемое, вычитаемое, или множитель, делимое, делитель, их взаимосвязь.
Таким образом, игра “Угадай число» совершенствует знания взаимосвязи чисел между компонентами.
6.Игра «Веселый счет».
Учитель:
- Незнайка предложил нам игру. Сам он в счете не силен и хочет посмотреть, как вы это делаете.

(На доске вывешена таблица с числами до 20 вразброс).
- Надо назвать и показать числа по порядку. К доске выходят 2 человека. Тот, кто быстрее сосчитает до 20, будет победителем.
В этой игре формируется навык беглого счёта.
7. Игра «Глаз – фотограф».
При изучении любой таблицы сложения и вычитания отводится время для ее запоминания. Чтобы оно было более продуктивным и целенаправленным, я провожу эту игру.
Учитель говорит: «Сейчас я проверю, у кого глаз, как фотоаппарат, сфотографирует таблицу» (ученик должен запомнить ее за определённое время, опять на помощь приходит кукла Минутка).
Таблица дается с ответами. Через некоторое время ответы стираются. Учащиеся воспроизводят таблицу вразбивку.
Таким образом, у учащихся развивается память, устойчивое внимание, активизируется логическое мышление.
8. Игра “Времена года».
Большой интерес дети проявляют, когда к ним в гости наведываются «Времена года» в образе девушек, сопровождаемые загадками в стихах Е. Трутневой, например:
«Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветви как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лёг на крышах снег». (Зима)

Дети отгадывают загадку, затем «Зима» предлагает задание, за правильный ответ дети получают подарки. Зима дарит снежинки (вырезанные из бумаги).
После этого учитель читает следующую загадку:
«Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталины,
Первая трава». (Весна)

Дети отгадывают загадку, «Весна» предлагает задание, за правильный ответ дети получают листья (вырезанные из бумаги).
«Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок –
Не поймёшь, где бабочка,
Где, какой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака». (Лето)

Дети отгадывают загадку, затем «Лето» предлагает задание, за правильный ответ дети получают цветы (вырезанные из бумаги).
«Золотые, тихие
Рощи и сады.
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём». (Осень)

Дети отгадывают загадку, «Осень» предлагает задание, за правильный ответ дети получают яблоки (вырезанные из бумаги).
Затем подводятся итоги, объявляются победители.
В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с учителем. Это необходимо для выработки навыков самоконтроля, самооценки.
- Кто получил подарки от всех 4-х времён года?
- Посчитайте, сколько всего получили подарков?
Учитель напоминает, какой материал надо повторить, чтобы в следующий раз одержать победу.
9. Игра «Встреча с дедом Всеведом»
Ученикам очень нравится встреча с добрым, но строгим дедом Всеведом.

У него много друзей – сказочные герои, разные звери, птицы, насекомые, которых он посылает с заданиями к детям. Ученики с удовольствием выполняют их, получая право «проводить» сказочного героя обратно в сказку или птичку со зверушкой - в лес, на поляну.

10. Игра «Счётная машина» в виде математической шутки.

«Дикобраз в подарок сыну
Сделал счётную машину.
К сожалению она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами
Быстро всё исправьте сами»
Ученики стараются быстро и правильно исправить ошибки в данных примерах.
11. Игра «Стометровка»

«Эти божьи коровки
Чемпионы-стометровки,
Но не атлетической,
А арифметической.
Обгони-ка их попробуй,
Нужен здесь расчёт особый!»
- Каждая божья коровка бежит под своим номером. Вам необходимо между ними поставить арифметические знаки «плюс» или «мину», «умножение» или «делении» таким образом, чтобы последняя божья коровка бежала, например, под номером 8.
12. Игра «Волк и зайцы»

На поляне (на доске) много зайцев с номерами, например, в пределах 20.
Учитель:
- Маленьким зайчатам грозит опасность – их заметил волк. Зайчата насторожились, испугались. Ребята, давайте поможем бедным зайчатам спрятаться. Волк их не заметит, если зайчик спрячется за определённое число, которое вы будете показывать на своих сигнальных карточках. Например, я показываю зайчика с числом 10, а вы должны дополнить его до20, кто правильно поднимет карточку с числом, тот и спрятал зайчика от волка. Выигрывает тот, кто больше спрячет зайцев.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для младших школьников. Кукольный театр Использование дидактических игр в учебном процессе Игры на уроках английского языка в начальной школе Дидактические игры для детей 6-8 лет

Похожие статьи:

Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 коррекционных классах

Грамматические игры по русскому языку, 2 класс

Прощание с Азбукой 1 класс. Сценарий | Игра-викторина по сказкам с ответами для учащихся начальных классов
Опубликовано: 3345 дней назад (30 января 2015)
Просмотров: 19627
Рубрика: Урок - игра
+11
Голосов: 11
Юлия Ефремова # 30 января 2015 в 20:40 +3
Гульнара, внимательно прочитала Вашу работу. Сейчас я воспитатель детского сада, но в прошлом 12 лет работала учителем начальных классов, поэтому всегда с интересом читаю работы коллег. В целом, мне понравилось. Игры просты по сюжету, но их герои помогают детям легко и незаметно повторить ранее усвоенный материал и отработать вычислительный навык.
Если позволите несколько советов. Это ведь игры для разного возраста и уровня знаний, может быть стоило указать конкретнее в каком классе какую игру используете, или как она усложняется с возрастом. А еще в игре "Времена года" какие именно задания предлагают Зима, Весна и т.д. Если Вы описываете саму игру, а не просто игровой прием - приход героя с заданием (это может быть в любом предмете), то нужна конкретика, особенно в играх с математическим содержанием.
Гульнара Михайловна Тузова # 31 января 2015 в 12:11 +2
Здравствуйте, Юлия. Спасибо большое за комментарий и советы. Игры, которые я предложила, можно использовать на любом этапе уроке и на уроке любого типа, всё по усмотрению учителя,в частности на математике.А задания даются совершенно разные, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их познавательные способности. Желаю Вам творческих успехов. С уважением Г.М.
Аюпова Зухра Марипжановна # 31 января 2015 в 06:22 +1
Здравствуйте Гульнара Михайловна. Мне очень понравилось все так красочно!!!
И главное будет интересно детям!!!
Гульнара Михайловна Тузова # 31 января 2015 в 12:33 +1
Здравствуйте, Зухра! Спасибо большое за оценку моей работы. Да, действительно, моим детям очень нравятся встречи с героями этих игр, они с удовольствием выполняют задания разной сложности, которые я подбираю, учитывая их уровень знаний, возрастные и индивидуальные особенности. Желаю Вам творческих успехов. С уважением Г.М.
Наталья Петровна Мамедова # 21 марта 2015 в 15:32 +1
Очень понравилось ваше занятие.Красочно, доступно детям. Видно ,что педагог с любовью относится к своей работе.Хотя я и воспитатель,но кое какие элементы вашего занятия возьму себе за основу.Спасибо за содержательное занятие.
Гульнара Михайловна Тузова # 21 марта 2015 в 17:22 +1
Наталья Петровна, спасибо за положительный комментарий, я очень рада, что Вам понравилась моя творческая работа.
Светлана Анатольевна Яковлева # 2 мая 2015 в 11:24 +1
СПАСИБО ВАМ ГУЛЬНАРА МИХАЙЛОВНА ЗА ВАШЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И КРАСОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ! ИНТЕРЕСНАЯ ИДЕЯ! С УДОВОЛЬСТВИЕМ ГОЛОСУЮ ЗА ВАШ ТРУД! УСПЕХОВ ВАМ В ТВОРЧЕСТВЕ!
Гульнара Михайловна Тузова # 22 октября 2015 в 12:43 +1
Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Очень рада была Вашему визиту и положительному отзыву, извините, что сразу не ответила. Всего Вам доброго.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 21 октября 2015 в 22:18 +2
Здравствуйте Гульнара Михайловна! С удовольствием поиграла в Ваши игры, надо детворе показать, им будет интересно! Хорошие дидактические пособия, заставляют мыслить, развивают любознательность и учат работать быстро и сосредоточенно! Творческих Вам успехов, голос!
Гульнара Михайловна Тузова # 22 октября 2015 в 12:32 +1
Добрый день, Алёна Дмитриевна! Спасибо большое за комментарий и положительную оценку моего труда. Вам тоже желаю творческих успехов.
Елена Юрьевна Мисюра # 11 ноября 2015 в 18:52 +1
Здравствуйте Гульнара Михайловна!Дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся. Данные игры требуют воспроизведения действий учащихся, направлены на формирование навыков сложения и вычитания,умножения и деления.Спасибо за удачную работу!!!
Галина Александровна Мандрыкина # 18 января 2016 в 00:27 +1
Здравствуйте,Гульнара Михайловна! Спасибо за чудесную публикацию. Очень много красочного наглядного материала, подобраны замечательные стихи к играм.Ваши творческие работы не перестают меня удивлять.Примите от меня голос!
Елена Александровна Шашенко # 14 марта 2016 в 11:52 +2
Гульнара, внимательно прочитала Вашу работу. Сейчас я воспитатель детского сада, мне очень понравилась ваша работа ,спасибо !
Татьяна Александровна Гуня # 21 июля 2017 в 14:07 +1
Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для школьников.Благодаря их использованию можно добавить более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.Спасибо Вам,огромное!Вы просто умничка!