Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т] в слогах, словах, предложениях.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т] в слогах, словах, предложениях.
ЦЕЛЬ:
• уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Д] И [Т];
ЗАДАЧИ:
• учить детей дифференцировать звуки;
• обогащать словарь детей;
• развивать навыки слогового анализа и синтеза;
• закреплять знания языковых норм;
• способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
• учить устанавливать причинно-следственные связи;

ОБОРУДОВАНИЕ:
• карточки с артикуляционной гимнастикой;
• буквы «Д» и «Т»;
• предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;
• карточки со словами: уточка, удочка;

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения: «Маляр», «Лягушка и слоненок», «Качели».

- Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
- Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (Уточка, удочка).
- Сколько звуков в этих словах? (6 звуков).
- Это очень похожие слова «уточка-удочка».
- А чем они различаются?
- В слове «удочка» второй звук - [Д].
- В слове «уточка» второй звук - [Т].
На доску вывешивается слова: «уточка» и «удочка».
- Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось все слово.
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [Д] и [Т] и буквы «Д» и «Т», для того, чтобы на письме их не путать.

CРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
- Давайте дадим характеристику нашим звукам.
- Произнесите звуки [Д] и [Т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).
- Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [Д]? (Дрожит).
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук [Т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса.
- Мы можем сделать вывод. Звук [Д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «Д» на письме и при чтении. А звук [Т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «Т» на письме и при чтении.
[Т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[Д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.

CООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ
- Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами).
- Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.
- А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то что они образуют? (Слог).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ
- Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги.
- Запишите слоги парами по звонкости-глухости. (Запись на доске).
- Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.
Т
\
А О У
/
Д

- ТА, ТО, ТУ;
- ДА, ДО, ДУ;
- А что образуется из слогов? (Слова).
- Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ
- Сейчас поиграем в игру «Что где находится?»
- Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы, с которыми мы сегодня работаем.
Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.
- Какой звук слышим в слове «капуста»?
(В слове «капуста» слышим звук [Т]. Он согласный, глухой. Значит, рисуем колокольчик без язычка. Пишем букву «Т»).
- Какой звук слышим в слове «дом».
(В слове «дом» слышим звук [Д]. Он согласный, звонкий. Значит, рисуем колокольчик с язычком. Пишем букву «Д»).
По аналогии разбираются остальные слова.
- Молодцы справились с этим заданием хорошо.
- Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
- Составьте из данных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.
У, дом, в деревне, дедушки.
Пруд, деревни, около.
Летом, Тёма, был, у, дедушки.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши буквы.
- Выделите наши буквы, как мы это делали в словах.
- Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ).
- Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.
(У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.)
- Придумайте продолжение нашему рассказу.
(I вариант: Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.
II вариант: Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.)
- Как можно озаглавить наш текст?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Какие звуки мы научились различать на нашем занятии? ( [т], [д] ).
- Дайте краткую характеристику этих звуков.
[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.
- Для чего мы учились различать эти звуки?
(Чтобы писать без ошибок).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе Конспект занятия с детьми 6-7 лет. Автоматизация звука [Рь] Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Встреча весны»
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Опубликовано: 828 дней назад (31 августа 2014)
Просмотров: 2361
Рубрика: Конспекты
+2
Голосов: 2
Светлана Викторовна # 1 сентября 2014 в 00:59 +1
Здравствуйте
Вы для кого и для чего выложили этот материал.
Где Ваше описание? Как читатели его найдут?
С уважением, Администратор сайта
Ирина Вячеславовна Некрасова # 1 сентября 2014 в 11:50 0
Добрый день, Гульназ Масгутовна! Ознакомилась с занятием, по содержанию оно очень интересное, задачи поставленные в нем решаются, цель достигается. Но вот вопрос- для какого возраста это занятие. Вы забыли указать автора, дать краткое описание самому занятию, для кого оно, кому предназначено, кто мог бы его использовать в своей работе. А вот только после Вы пишите цель, задачи, оборудование с материалом, если нужно , то и предварительную работу указываете, а только потом ход занятия. Думаю что материал надо бы доработать.
С уважением. Ирина
Татьяна Владимировна Демидович # 1 сентября 2014 в 18:24 0
Здравствуйте, Гульназ Масгутовна! Ознакомилась с материалом занятия. Вы работаете в детском саду. а в тетрадках записываете и дату и отгаданное слово, как это возможно?
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 1 сентября 2014 в 22:09 0
Добрый вечер, Гульназ Масгутовна! Ознакомилась с занятием, по содержанию оно очень интересное. В подготовке занятия работа проведена большая. Но я согласна с замечаниями коллег хотелось бы узнать для какого возраста детей рассчитано Ваше занятие. И не мешало бы оформить материал согласно требованиям. С уважением Галина.