Конкурсы для педагогов и детей

Как развивать логическое мышление у дошкольников

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Автор: Нуриахметова Гульназ Масгутовна, воспитатель
Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 35 «Соловушка»
Конспект «Развитие логического мышления»
Актуальность.
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.
Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс.
Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить. Прежде чем начать управлять собой - ему предстоит овладеть многими способами действия с предметами, усвоить определенные правила. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Все это - предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Цели:
Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах.
Развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов.
Формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.
Научить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Задачи:
Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать задачи по перемещению.
Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Учить кодировать и декодировать свойства предметов при помощи схем.

Новизна:
Новизна состоит в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.

Инновационный подход:
Наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Всё это - активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Вывод.
-Поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.
-Правильный подбор заданий и упражнений помогают детям в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.
-Реализация развития логического мышления зависит от особенностей и характера развивающей среды в группе и дома, в которой находится ребёнок, от организации педагога (родителей) процесса познания математических отношений и зависимостей.

Имея возможность раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем самым повышаем уровень познавательной деятельности ребёнка и тем быстрее осуществляется плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному мышлению.
Для достижения успеха является интерес детей к интересным и разнообразным занятиям.
Начиная занятия с ребенком, важно выбирать игры и упражнения в порядке нарастания сложности, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка и сложность которых вполне соответствует возможностям ребенка.
Доступность заданий и успешное его выполнение придадут ребенку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысят интерес к интеллектуальным задачам, доставят удовольствие от их выполнения, но и подготовят к обучению в школе.
Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя ДОУ Конспект занятия по развитию мышления для детей подготовительной группы

Похожие статьи:

Игры для детей 3 лет на развитие мышления

Социальное развитие дошкольников

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т] в слогах, словах, предложениях.
Опубликовано: 909 дней назад (16 июня 2014)
Просмотров: 7756
Рубрика: Конспекты
+14
Голосов: 14
Людмила Анатольевна Панова # 16 июня 2014 в 17:16 +5
Примите первый голос!!! У детей дошкольного возраста основными являются: наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Спасибо за статью.
Гульназ Масгутовна Нуриахметова # 16 июня 2014 в 17:23 +3
Я Вас благодарю! Так приятно, моя первая оценка! Спасибо огромное!
Галина Николаевна Суетенко # 16 июня 2014 в 17:41 +4
Спасибо за интересный материал. Действительна, тема очень актуальна. У детей дошкольного возраста только появляется логическое мышление, которое необходимо развивать. Спасибо за статью. Голос
Оксана Александровна Чеснокова # 16 июня 2014 в 17:44 +3
Гульназ, вы умничка. Очень актуальный конспект. Я полностью согласна с вами. развитие логического мышления важно и необходимо для каждого ребенка, для его будущего.
Джюме Сиражутдиновна Абдулова # 16 июня 2014 в 17:54 +3
молодец,полезный материал, вы просто умница,голосую и успехов вам
Вероника Александровна Баженова # 16 июня 2014 в 18:37 +3
Очень важно развивать логическое мышление ребенка в свое время. Спасибо за интересный материал. Очень правильно и грамотно поставлены цели и задачи. Ты молодец! мой голос за тебя.
Марина Викторовна Балдина # 16 июня 2014 в 18:37 +3
Спасибо за конспект.В своей практике часто прибегаю к проведению занятий в форме игровых ситуаций. Используя в обучении игру или элементы игры - занятия проходят более интересно, в результате достигается максимальный результат, т.к играя - делаем ДЕЛО. Успехов Вам.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 16 июня 2014 в 18:37 +3
Гцльназ Масгутовна материал познавательный и очень полезный. Выделены актуальность развития логического мышления, цели и задачи которые необходимо решать при реализации данной проблемы, а также новизна и инновационный подход которые требуют системного подхода и использование разнообразных приемов подачи материала. Для развития логического мышления необходимо пройти этапы, наглядно- действенного и наглядно-образного мышления. Вы правы эффективный способ развития логического мышления - это развитие в процессе поэтапного и правильно подобранного игрового материала и заданий, а также развивающая среда способствующая реализации развития. Спасибо за приглашение. Голосую +1
Наталья Владимировна Сюнякова # 16 июня 2014 в 20:09 +2
Материал очень интересный и нужный. Я работаю с детьми с ОВЗ (нарушение интеллекта), для них развитие логического мышления не менее важно и нужно, чем для дошкольников. Спасибо за приглашение! Мой голос Вам!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 16 июня 2014 в 20:30 +1
Спасибо за статью! Согласна,что развитие логического мышления необходимо! Так как вот сама убедилась на материалах начальных классов( сын учиться в школе), что логике уделяется в учебниках все больше и больше. Мой голос Вам!
Ирина Владимировна Бумарскова # 16 июня 2014 в 22:16 +1
Молодец, хороший материал! Успехов вам!!!!
Гульназ Ахмировна Аллаярова # 17 июня 2014 в 07:27 +1
Мне понравился ваш материал. Творческих вам успехов. Мой голос!!!!!
Ольга Михайловна Подгорных # 18 июня 2014 в 05:51 0
Интересный и познавательный материал!
Ирина Владимировна Корелова # 20 июня 2014 в 18:53 0
Гульназ Масгутовна, Вы представили нам очень хороший материал по развитию логического мышления. Поэтапное обучение, правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний действительно способствуют более эффективному развитию логического мышления. Учитывая тот факт, что первоклашки приходя в школу "уходят с головой" в логику по учебникам, Ваша статья на пике актуальности. Желаю Вам успехов в работе. Голос.
Елена Петровна Воронова # 25 января 2015 в 14:27 0
Спасибо вам за такой интересный материал, развитие логического мышления действительно очень важно.
Елена Григорьевна Полякова # 18 апреля 2015 в 11:18 0
Гульназ Масгутовна, спасибо за грамотные теоретические выкладки. Несомненно, логическое мышление- это основа основ интеллектуального развития ребёнка и заниматься этим необходимо с самого раннего возраста.
Лично мне не хватает в Вашей статье практической части или, хотя бы, иллюстрации теории несколькими конкретными примерами.