Конкурсы для педагогов и детей

Здоровьесберегающие технологии социально-педагогической направленности

Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса социально-педагогической направленности
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и подростками, лидерских и творческих объединений (7-14 лет). Статья предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, завучей по воспитательной работе, организующих коллективно-творческие дела, профильные смены и лагеря, творческие мастерские и культурно-досуговые мероприятия.

Создание оптимальных условий взросления здорового подрастающего поколения – задача любого общества, думающего о своём будущем. От того как эта задача будет решена сегодня, зависит то, каким наше общество будет завтра.
Дети и подростки большое количество времени проводят в детско-подростковых клубах Центра внешкольной работы «Надежда» г. Стерлитамак, где созданы оптимальные условия для формирования социально-активной здоровой личности.
Социально-педагогическая направленность ЦВР «Надежда» ставит перед собой задачу сохранить и укрепить здоровье детей и подростков, стимулировать их к ведению здорового образа жизни, через социально-активные дела. Данная задача опирается на концепцию Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни достойной человека» и реализуется в образовательном процессе по следующей схеме:

Данная модель образовательного процесса предусматривает восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную человека. И только психически, физически и нравственно здоровая личность способна такую жизнь построить.
Здоровье человека можно характеризовать следующими показателями:
- мобильность;
- необходимая работоспособность;
- психическая уравновешенность;
- социальный оптимизм.
Для здорового человека характерны сознательный контроль над своей жизнью, способность видеть себя и окружающий мир адекватно, принимать себя со своими недостатками и достоинствами, устойчивость в отношении чужих влияний, способность вырабатывать глубокие личные связи, по крайней мере с несколькими людьми, готовность изменять свою жизнь в важных направлениях и строить её в соответствии с общепринятыми ценностями, каковыми, по мнению Н.Е. Щурковой являются Истина, Добро, Красота.
Для реализации поставленных целей и задач используются различные методы: словесные (дискуссии, рассказ, беседы), наглядные, репродуктивные, метод наблюдения (экскурсии), эвристический. Основной формой нашей работы является игра, которая имеет целью и обучение и развитие, и воспитание; она стимулирует развитию творческого мышления и коммуникативных навыков.
На занятиях с детьми и подростками используются такие игры как: игры на внимание, на поднятие настроения, взаимодействие, сплочение и др..
Большинство проблем возникает из-за невнимательности к происходящему. Умение правильно фокусировать своё внимание позволяет радикальным образом изменить своё мировосприятие, избавиться от переживаний, научиться управлять своими мыслями и эмоциями.
Приведём несколько примеров игр на внимание, которые применяются на занятиях с детьми и подростками:
«Пожалуйста»
Ведущий занимает положение перед игроками, делает любые движения, обращаясь к игрокамс просьбой повторять за ним. Участники же повторяют в том случае, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры. Побеждают самые внимательные.
Повторяшки
Ход игры. Игроки становятся полукругом, в центре стоит водящий. Время от времени он делает какое-то движение: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает ногой и т.д. Все игроки должны точно повторить его движение. Если игрок ошибается, то водящий занимает его место, а игрок становится водящим. Если одновременно ошибутся несколько человек, то водящий сам выбирает, кто займёт его место.
«Репка – капуста»
Игра очень похожа на игру «Нос – пол – потолок», Репка изображается открытой ладонью вниз (т.к. репка растет вниз), капуста - открытой ладонью вверх (т.к. капуста растет над землей).

«Телеграмма»
Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. В центре стоит водящий. Он должен «перехватить» телеграмму, т . е. Увидеть, кто пожимает руки. Если он это замечает, то встает в общий круг, а попавшийся становится водящим. Если телеграмма доходит до получателя, он говорит: «Получил» и сам отправляет телеграмму кому-то. Нельзя отправлять телеграмму рядом стоящему. Если водящий никак не может перехватить послание, его лучше поменять.
«Сантики – фантики – лимпопо»
Играющие стоят в кругу. Один- водящий- выходит за круг и отворачивается. В кругу выбирается тот, кто будет задавать определенные движения. После выборов все начинают хлопать в ладоши и говорить: «Сантики- фантики- лимпопо». Водящий встает в центр круга и старается понять, кто задает движения. Тот, кто задает движения, периодически начинает новое движение, скажем, крутить пальцем у виска или притоптывать ногой. Все быстро повторяют за ним. Если водящий находит лидера, то последний становится водящим, старый водящий встает в общий круг и игра начинается с начала.

Не малое значение сегодня имеет эмоциональный фон ребёнка. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности и др. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления.
Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное физическое, психическое и личностное развитие ребенка.
Приведём несколько игр, которые применяются на занятиях для поднятия эмоционального фона детей и подростков:
Коленочки
Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на коленочки. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны. Ага, упали!!! Ну, ничего, в следующий раз выберете себе друзей покрепче да понадежнее.
Путаница
Предложите участникам игры образовать круг и вытянут вперед руки. Затем попросите каждого закрыть глаза и соединить свои руки с руками разных людей, стараясь ухватиться за руки, находящиеся как можно дальше. Нельзя сцеплять руки с рядом стоящими игроками! После того как все руки найдут себе пары, предложите участникам открыть глаза, не отпуская рук. У вас получится путаница, из которой всей группе надо выбраться (т.е. образовать «хоровод»), не расцепляя руки. Примечание: можно перешагивать через сцепленные руки, выворачиваться, приседать и т.д., но ни в коем случае не разжимать рук! После того как группа восстановит круг, скажите, что эта игра дает представление о том, что из каждой, казалось бы, безнадежной ситуации, всегда можно найти выход!
Змея
На площадке находятся 20-30 участников. Несколько человек встают «паровозиком», крепко держась за плечи друг друга. Ведущий стоит первым. Он подходит к любому игроку на площадке и говорит: «Я Змея, Змея, Змея. Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом? Пролезай внизу!». Игрок должен проползти (на коленях или иным способом) под широко расставленными ногами игроков, изображающих змею, и встать в конец цепочки. Затем «змея» подходит к любому другому игроку, все хором произносят слова «Я змея, змея….». С каждым новым приглашенным «змея» удлиняется. Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не станут «хвостом» змеи.
Золотые ворота
Играющие образуют круг и двигаются по кругу по часовой стрелке под музыку. Несколько пар образуют ворота, взявшись за руки и подняв их вверх так, что под «воротами» смогут пройти все участники игры. Когда музыка обрывается, «ворота закрываются» (опускаются руки). Те участники, которые оказались внутри опущенных рук, за «воротами», становятся «воротами». Движение по кругу продолжается, а «ворота» увеличиваются с каждой остановкой музыки.

В каникулярный период для детей и подростков организуются профильные смены. Профильная смена это форма образовательной и оздоровительной деятельности с детьми и подростками.
С пожеланиями здоровья, радости, успеха начинается каждое утро профильной смены. Для создания положительного эмоционального настроя на работу для ребят проводится «Утренний фитнес», 10-15 минут. «Фитнес» в переводе с английского языка означает пригодный, подготовленный, способный. Под лёгкую и живую музыку ребята выполняют упражнения, разучивают лёгкие танцевальные движения. Объединяясь в мини-группы создают небольшую танцевальную композицию. После «Утренних фитнесов» ребята получают заряд бодрости, энергии и позитива на целый день.
Для реализации программы профильной смены организуются занятия и мастерские с детьми. На занятиях и мастерских проводятся физкультминутки - как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий.
Физминутка – упражнения, направленные на снятие усталости. Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт думать о занятии, нарастает напряжение, наваливается усталость. Это самый подходящий момент для отдыха. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим детям и подросткам.
Физминутка «Замри»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Мы топаем ногами, (топают)
Мы хлопаем руками, (хлопают)
Качаем головой, (качают головой)
Мы руки поднимаем, (руки вверх)
Потом их опускаем, (руки вниз)
Мы руки подаем (руки в «замок»)
И бегаем кругом, (покружиться на месте)
Раз, два, три, (три хлопка)
Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

Физминутка «Буратино»
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Буратино - потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.

Физминутка «У дяди бена»
Один из ребят – ведущий. Все игроки повторяют слова и движения за ведущим:
- У дяди Бена четыре сына,
- Четыре сына у дяди Бена.
- Они не ели, они не пили,
- И пели только один куплет.
Ведущий вводит движения поочередно, по одному, при исполнении песенки. Например, вытянуть вперед правую руку и помахивать ею в такт песенки. Затем вводится следующее движение, но выполняется оно одновременно с первым. Например, игроки помахивают правой рукой и притопывают левой ногой.
Ведущий продолжает придумывать и предлагать все новые и новые движения. В результате получается очень забавный танец из множества смешных движений, которые повторяют все игроки под общую песенку.

Физминутки для глаз
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -
смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз.
Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.

Большое значение в работе профильной смены уделяется на общее самочувствие, и настроение групп. И для поддержания положительного настроя проводятся игры на взаимодействие и сплочение. Приведём несколько примеров:

«Молекула хаос».
Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся друг с другом. По команде вожатого: " Молекула по 2, по 3 и т. д.", игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: " Хаос", участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом, игра продолжается.
«Человек к человеку».
Участники разбиваются на пары и встают в круг. Галящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: правая рука к левой руке, спина к спине, ухо к уху, правая нога к правой ноге и т.д. Выполняя команды одну за другой, фигура все более и более усложняется, то есть предыдущие команды остаются зафиксированными до команды «Человек к человеку». После этой команды каждый участник ищет себе новую пару. Задача галящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым галящим.
Гусеница
Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. "Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту". Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
Группа становится в линию. Каждый из группы подает свою руку заднему. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад. При этом задний начинает ложиться на пол. Группа двигается назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.

Особое значение социально-педагогической направленности уделяем мероприятиям, которые формируют нравственное здоровье обучающихся.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни, информативной сферы жизнедеятельности, от тех условий, в которых он находится и получает систему ценностей, установок и мотивов поведения.
Для детей и подростков организуем и проводим мероприятия разного характера: фестиваль творческих идей «Твори добро другим во благо», интеллектуальные игры, например «Эрудит круиз», концертно-игровые программы «Рождественские встречи», спортивные игры «Навстречу олимпийским рекордам», конкурсные и игровые программы «Зимние посиделки» и др.
Таким образом, в формировании нравственного здоровья играет важную роль участие детей и подростков в культурно-досуговых и спортивных мероприятиях. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Обязательным условием организации и проведения мероприятий, являются создание психологически комфортной атмосферы. Положительный эмоциональный фон оказывает самое благотворное влияние на психическое здоровье детей и подростков. Назовём основные факторы, способствующие созданию благоприятной атмосферы проводимых мероприятий:
а) создание праздничной обстановки, оформление зала, сцены, музыкальное сопровождение;
б) учёт возрастных особенностей при проведении мероприятий;
в) проявление искреннего интереса к воспитанникам;
г) создание мотивации успеха путём определения достижений воспитанников;
д) мероприятия направлены на создание, улучшение себя и окружающего мира.

Каждый человек ответственен за свою жизнь, за жизнь окружающего мира. И от того как дети и подростки преобразуют себя и окружающую действительность, зависит их будущее и будущее нашей страны. Сегодня нужен активный, целеустремлённый человек, способный создавать проекты, заниматься исследовательской работой, которые влекут за собой изменения себя, своего образа жизни и жизни окружающих достойного человека. Особой формой взаимодействия детей, педагогов и родителей, для решения актуальных вопросов и проблем нашей действительности является – конференция.
В данной работе участвуют подростки 10-12 лет, 13-15 лет. Под ведущей деятельностью данного возраста понимается такой тип деятельности, в ходе которой и через которую происходит наиболее быстрое интенсивное психическое и личностное развитие ребёнка; формируются те новообразования, которые определяют данный возраст и удовлетворяются ведущие потребности в возрасте. Конференции, проектная и исследовательская деятельность способствует гражданской активности, готовит к жизни, к труду. Работа в этой деятельности помогает перестроить самоощущения личности, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе сверстников, создать каждому ситуацию успеха и принять окружающими - важные достижения и позитивные изменения. В целом формируется социальный оптимизм, высокая работоспособность и уверенность в себе и в своих силах.

Рекомендуем посмотреть:

Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа Дорожка здоровья для ребёнка своими руками Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Похожие статьи:

Классный час «Ослепительная улыбка на всю жизнь», 2 класс

Опубликовано: 402 дня назад (28 октября 2015)
Просмотров: 600
Рубрика: Статья
+1
Голосов: 1
Гузеля Рифовна Ариткулова # 28 октября 2015 в 21:46 0
О здоровьесберегающие технологие-это одна из самых актуальных тем в образовании. Так как насколько грамотно выстроим занятие, мероприятие, или урок, будет зависеть самочувствие учащихся, желание двигаться вперёд, и идти в ногу со временем. Желаем успехов!
Анна Анатольевна Глазырина # 31 октября 2015 в 12:08 0
Здоровьесберегающие технологии-это моя тема по самообразованию.Ей я уделяю несколько лет своего внимания.Участвовала в городском конкурсе представляя свой материал, на метод.объединении мастер-класс.Я очень люблю эту тему. Некоторые упражнения можно использовать в детском саду. Хорошо, что они разбиты на группы, очень удобно. Есть упражнения на внимание, на поднятие эмоционального фона детей, любимый вид упражнений-физминутки. Спасибо большое.