Конкурсы для педагогов и детей

Познавательное развлечение для младших школьников «Разгадай загадку»

Конспект внеклассного занятия для младших школьников
Занятие: Познавательное развитие детей школьного возраста
«Разгадай загадку»
Цели: обогатить чувственный опыт каждого ребенка, развивать его умственные способности, любознательность, наблюдательность.  
Задачи: создание благоприятных условий для развития психических процессов детей: восприятия, внимания, мышления.
Формировать познавательные способности детей, целенаправленно воздействуя на интеллектуальную, эмоционально- чувственную, поведенческую сферу личности ребенка.
Подготовка воспитателя:  подбор загадок в соответствие с возрастом и интеллектуальными способностями детей;  карточки с изображением животных или явлений природы.
Ход занятия:
1. Загадки - своеобразный свод знаний народа об окружающем мире. В народной речи загадывать означает задумывать, замышлять, предлагать для решения что-либо неизвестное. Загадка всегда вызывает любопытство своим скрытым смыслом. Предмет, который загадан, скрывается под намеком, иносказанием, окольной речью.
Загадка - это мудрёный вопрос, заданный в форме замысловатого краткого описания какого-либо предмета или явления.
В основе всех определений одни и те же признаки:
• по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
• описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
• как правило, это описание лаконично;
• загадке часто присущ ритм.
Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т. п.
С развитием общества существенно меняется тематика и содержание загадок. Устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи: Без рук, без ног, все толк да скок (зыбка); Летом обута, зимой разута (соха).
Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому и круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе:
- Пыль увижу — заворчу, заворчу и проглочу (пылесос);
- Моря есть — плавать нельзя, дороги есть — ехать нельзя, земля есть — пахать нельзя (географическая карта).

Загадка не оставляет без внимания и самые современные темы:
- Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится (ракета);
- Плывет в просторе, но не в море, корабле зовется, а вокруг звезд вьется (космический корабль).

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко. Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы: Так смеялся, что губа треснула; третья — особенности повадок: По полю скачет — ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком; четвертая — защитную способность менять окраску: Зимой беленький, летом серенький.
В загадках о двери рассказывается о частях двери:- Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет; о ее месте в доме: По сеням ходит, а в избу нейдет; о ее движении: Ходит взад и вперед, никогда не устает; обыгрывается назначение одной из деталей двери — дверной ручки: Всем, кто придет, и всем, кто уйдет, она ручку подает; шутливо говорится о ее положении: Никого не обижает, а ее все толкают.
Во многих сказках,  герой, чтобы не поплатиться головой, должен разгадать три загадки - одна сложнее другой, и он всегда справляется с нелёгкой задачей.
Загадки можно подразделить на следующие группы:
а. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?(замок).
б. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Примеры обманок:
У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось?  (Девять, потому что сдохла одна).
в.Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться? (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.
Мы с вами окунулись в теорию загадок, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и представить, что мы оказались в лесу.
Физкультминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево).
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево.)
Вот загадка, кого же с вами мы изображаем? (ответы детей)
Правильно бабочка! Продолжим нашу разминку:
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Спасибо. Мы немного отдохнули, а теперь приступим к следующему этапу нашего занятия.
2.Загадка - это жанр народно - поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание кого-либо, предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.Для меня это что-то магическое так как содержит корень "гад",сродни гадать, значит предполагать что-то ,ломать голову, думать ,размышлять. Да и с другой стороны, это увлекательно занятие. Давайте попробуем самостоятельно составить загадку.
На этом этапе детям раздаются карточки с изображением  животных или явлений природы.  Предлагается составить самостоятельно загадку, по более выраженным признакам. (В занятие можно привнести немножко азарта. Соревнование за первенство может подстегнуть ребятишек на более активное участие. Для этого разбиваемся на 2-3 команды, в зависимости от количества человек в группе,  и обсуждаем полученное  задание в группе).
Молодцы! Хорошо справились с задание. А следующим этапом нашего занятия будет разгадывание загадок.
3. Загадывание подобранных в соответствие с возрастом и интеллектуальными способностями детей загадок. Можно раздавать жетоны, что бы выявить победитель по количеству набранных жетонов.

Наше занятие закончено. Надеюсь знакомство с историей загадки, самостоятельное составление последней оставило свой след в ваших светлых головах. И вы еще не раз проверите знания, кругозор родителей, знакомых составленной вами загадкой. Успехов!!!

Рекомендуем посмотреть:

Игра "Поле чудес" в 1-2 классе. Сценарий Загадки о растительном мире с ответами для младших школьников Разноцветные загадки с ответами, 2-3 класс Загадки о бытовой технике и предметах домашнего обихода для младщих школьников с ответами

Похожие статьи:

Загадки на букву Ж

Загадки на букву З

Загадки на букву Й

Загадки на букву К

Загадки на букву Л

Одуванчик из природного материала своими руками. Мастер-класс | Магнит на холодильник Сова своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 1006 дней назад (11 марта 2014)
Просмотров: 3350
+1
Голосов: 1
Евгения Петровна Шохтина # 20 июня 2014 в 14:30 +1
Спасибо.Буду использовать в своей работе.голос