Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Старшеклассникам о формах общественного сознания

Конспект для старшеклассников о формах общественного сознания
Матюхин Игорь Викторович
магистрант МПГУ кафедры " Общей, возрастной и педагогической психологии" специальности "Инструментальная психодиагностика", Москва
Аннотация
В статье представлена оригинальная информация, являющаяся содержанием педагогического конспекта по формированию представления у старшеклассников об основных формах общественного сознания. Представлены основные признаки таких форм общественного сознания, как наука, философия, искусство и мораль. Структура статьи направлена на развитие у учеников мировоззренческого и общественного компонентов через познавательный.
Ключевые слова: познание, общество, сознание, форма, наука, мораль, философия, искусство.
УДК 159.99
Актуальность
Старшеклассники по своему возрастному периоду относятся к последнему интервалу подросткового периода, который характеризуется остротой и спецификой развития. Когда мы обращаемся к изучению психологии подростка, то всегда встречаем анализ психосексуального, физиологического развития индивида, не прибегая к уточнению формирования его познавательной сферы, которая играет не последнюю роль в конструировании мировоззрения и ценностных установок личности подростка [1]. Существует несколько путей движения к познавательной сфере, как подростка, так и человека вообще. Одним из методов является педагогический прием лекционного чтения, используемый повсеместно. Лекционное чтение или его модификации направлены на познавательную сферу человека посредством речевого высказывания, формирующего у принимающего лица определенные интеллектуальные связи [2]. При формировании речевого высказывания важно учитывать степень его сложности, как по форме, так и по содержанию, а так же возраст слушателя.
Организация формы и структуры лекционной или диалоговой речи должна соответствовать возрастным требованиям слушателей. Подростковый период старших классов характеризуется формированием дальнейшего жизненного пути, смысловой базы и ценностных установок [3]. Но дальнейшая информационная нагрузка, с которой старшекласснику придется ознакомиться в институте или колледже, часто отличается сложностью построения, а следовательно, тяжестью обработки и восприятия главного смысла и сути содержания. Необходимо обладать умением объяснять сложные явления простыми вещами. Данное умение способствует более осмысленному и целостному восприятию информации, поступающей извне. Старшеклассники сталкиваются с проблемой самоопределения себя как личности, а так же с ее практическими структурными составляющими в форме профессионального самоопределения. Для профессионального самоопределения необходим широкий взгляд и возможность перспективы [4]. Важно вовремя и доступным языком представить широкое поле информации для осуществления точного, целенаправленного выбора. Поэтому представляется целесообразным актуализировать при помощи простого языка пласты знаний, с которыми в будущем придется встретиться старшеклассникам. Данную работу необходимо провести при помощи представленного ниже конспекта об основных формах общественного сознания, сущности общественного сознания. Представленная тема необходима старшеклассникам для формирования осознанной, целостной картины мира, в рамках содержания которой можно прокладывать свой собственный жизненный путь, делая необходимый и достаточный выбор.

Цель: ознакомить старшеклассников с понятием формы общественного сознания посредством изложения лекционного материала обыденным языком.
Содержание конспекта
Здравствуйте, сегодня темой нашего занятия будет очень важная задача ознакомления с таким общественным явлением как общественное сознание. Эта тема очень важна, так как является не только основой для построения познавательных программ в будущем, но и формирования ценностно – мотивационной сферы вашей личности. Итак, что же такое общественное сознание? Во – первых, отметим, что сознанием мы называем высшую ступень психики, позволяющей нам отражать окружающую нас действительность. Допустим, животные, насекомые, растения не могут отражать действительность как мы, люди. У нас, грубо говоря, в голове возникает картинка этого мира, и эта картинка несет определенную смысловую, образную нагрузку. Мы обрабатываем эту нагрузка, наш мозг формирует связи, у нас возникает мнение об определенном явлении окружающего нас мира. Но мы люди – существа социальные, и мы постоянно обмениваемся мнениями, соглашаемся и возражаем, тем самым формируем группы, которые придерживаются определенного стиля мышления, метода обработки информации, или концептуального взгляда на какую – то проблему. То есть возникает уже общественное сознание, то есть сознание, разделенное на всех и одновременно отличающееся определенным качеством направления мысли. Данное качество имеет свою специфику и структуру, цели, задачи и методы функционирования. Популярное мнение, модные высказывания, стереотипы, шаблоны словесного реагирования – это тоже элементы общественного сознания, но определенного качества, которое именуется общественной психологией, то есть предполагаются простые, распространенные ответы на вопросы, которые всех волнуют. Раз мы упомянули такую форму общественно сознания как общественная психология, то представляется целесообразным представить другие формы, которые существуют. Итак, давайте отметим основные формы общественного сознания, отмеченные советским философом Василием Петровичем Тугариновым:
1. наука;
2. философия;
3. искусство;
4. мораль.
Вот это основные формы общественного сознания, выделенные Василием Петровичем [5] . Но он не единственный, кто классифицировал общественное сознание, существуют другие классификации, в содержании которых помимо отмеченных выше нами форм упоминаются и правосознание, и политическое сознание, религиозное сознание, и общественная психология. То есть каждый автор вкладывает свою специфику взгляда на данную проблему. Василий Петрович Тугаринов наметил самые основные формы в общем виде, а остальные считаются производными от них. Давайте познакомимся поближе с каждой из вышеперечисленных форм. Начнем с науки. Друзья, скажите, пожалуйста, чем занимается наука, на что она направлена?! (Поступают различные ответы от учеников, педагог выслушивает их точку зрения и далее направляет свой рассказ следующим образом). Наука – это система знаний, направленных к истине, то есть научные критерии требуют не просто отражения действительности при помощи сознания, но и находить действительные вещи. Наука с каждым годом становится популярнее, так как меняется ее общественный статус и, даже, имидж. Если раньше, когда ученик слышал слово «наука» он представлял «ботаника» в белом халате, сидящего в лаборатории и проводящего опыты или сложные расчеты, то сейчас молодые люди ассоциируют слово «наука» с такими образами, как высокие технологии, интернет – ресурсы, генная инженерия и возможности личностного роста. В некоторых районах наука становится даже бизнесом, что несет в себе положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона – это популяризация науки как одной из высших ценностей для молодого поколения. Отрицательная сторона – это снижения качества научных исследований ввиду преобладания финансовой заинтересованности на основе количественных наработок. Мы видим, что наука все больше распространяется в умах поколений, и дело здесь касается не только технических наук, но и наук социальных, гуманитарных, экономических. Если мы с вами говорим, что данная группа людей – это люди науки, то это подразумевает, что каждый из членов группы заинтересован не просто в отражении этого мира стихийно, а познания законов и сущности вещей. У каждой науки есть собственный предмет познания и объект познания. То есть наука занимается изучением определенно элемента реальности, физики изучают физическую реальность, психологи – психологическую, историки – историческую. Каждая наука занимается сначала описанием явлений их реальности, далее объяснением, а после выявления закономерностей прогнозированием соответствующих процессов в будущем.
Следующая форма общественного сознания – это философия. Наверное, каждый сейчас себе представил некоего мудреца. Как вы думаете, чем занимается философия, на что она направлена, может кто – то читал соответствующие труды? (поступают ответы учеников, педагог выслушивает мнения и далее повествует). Философия – это форма духовно – теоретической деятельности, которая рассматривает процессы и явления нашего мира в общей картине. Часто возникают споры, чем же философия отличается от науки, некоторые исследователи постулирую философию как отдельную науку, но мы должны отметить, что философский подход шире, рассматривающий мир и учитывающий, конечно, настоящее положение наук. То есть философия и наука идут рука об руку, взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга, но не сводятся друг к другу [6]. Томас Манн считает философию «царицей наук» [7]. Отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. А главное отличие – это наличие в приоритете смысловых обобщений у философии ценностного компонента [8]. Главным здесь является словосочетание «ценностный компонент», так в приоритете всех наук стоит истинное знание в независимости от его ценностной нагрузки, то есть того, для чего нам это знание, нужно ли оно нам, могут ли быть плохие последствия при использовании этого знания. Наука добывает истинное знание о предмете реальности и ее не интересует, могут ли этим знанием воспользоваться хорошо или плохо, наука не учитывает это как приоритетный символ. Пример можно привести по созданию оружия массового поражения – водородной бомбы, которая была разработана гениальными учеными, но продукты работы опасны по функционированию в человеческом обществе [9].
Философия все знания, в том числе и научные компоненты, встраивает в общую картину миру, и обосновывает ценностные компоненты структурных составляющих, то есть обеспечивает целостный взгляд на наличную природу вещей. Конечно, этот взгляд субъективен, но он так же несет в себе крупицы объективной реальности, описывая реальность в целом, многозначно, и в разных аспектах. Многие науки первоначально не были самостоятельными и вышли из философии, примером того является психология, которая до сих пор не теряет смысл со своей «родственницей».
Следующей основной формой общественного сознания является искусство. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете, что такое искусство? (педагог выслушивает ответы учеников и продолжает). В общем, говоря, искусство – это образное осмысление действительности, очень связанное с эстетическими коррелятами в познании. То есть это другая форма передачи информации, сообщения. Это передача сообщения эмоционально – аффективным путем, который не доступен в науке и философии, и качественно заполняет пустоты в функционировании последних форм. Однако существуют сходства между искусством, философией и наукой. Например, существует наука, которая направлена на изучение искусства, называемая искусствоведением. Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен личностно – эмоциональный компонент, переживания автора, субъективное видение автором той панорамы жизни, о которой он пишет. Произведения философии и искусства всегда индивидуальны, поэтому, знакомясь с их произведениями, мы не только воспринимаем правду жизни, но всегда выражаем свои симпатии и антипатии [10].
Последняя, рассматриваемая нами сегодня форма общественного сознания, это мораль. Как вы думаете, что такое мораль? (педагог выслушивает предположения учеников и продолжает). Мораль – это принятые в обществе идеалы и представления о хорошем и плохом, о добре, и зле, о правильном, и неправильном. А так же совокупность поведенческих моделей, вытекающих из данных представлений. Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально – классовый и профессиональный характер [11]. Конечно, сфера распространения морали очень широка, но мы с вами выделим следующие функциональные отношения:
• индивид и общество;
• индивид и коллектив;
• коллектив и общество;
• коллектив и коллектив;
• человек и человек;
• человек к самому себе.
Таким образом, в сфере морали правомочно не только коллективное, но и индивидуальное сознание. Моральное сознание – включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность, и моральные отношения [12].
Заключение
Сегодня мы рассмотрели основные формы общественно сознания, которые были, есть и останутся актуальными на все времена. Каждый из вас может более глубоко изучить одну из форм, либо их связи, либо специфику их целостности и взаимодополнения. Приведенная сегодня познавательная информация способствует расширению взгляда на функционирование общественной мысли на природу вещей. Возможно, это позволит вам приблизиться к одной из форм общественного сознания и определить профессиональное и личностное становление в картине этого мира.
Библиографический список
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1984.
3. Дальто Ф. На стороне подростка - СПб., 1997.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
5. Тугаринов В.П. - Избранные философские труды, Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.—344 с.
6. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.
7. Hans Bürgin: Das Werk Thomas Manns. Eine Bibliographie. unter Mitarbeit von Walter A. Reichert und Erich Neumann. S. Fischer Verlag, Frankfurt a. M. 1959. (Fischer Verlag, Frankfurt a. M. 1980, ISBN 3-596-21470-X.
8. Радугин, А.А. Хрестоматия по философии. / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2006. - 317 с.
9. Харитон Ю Б, Адамский В Б, Смирнов Ю Н "О создании советской водородной (термоядерной) бомбы" УФН 166 201–205 (1996)/
10. Шеллинг Фридрих - Философия искусства./М., «Мысль», 1966.- 496 с.
11. Кант И., Сочинения в шести томах, -М.,1963 - 1966 г., т.1-6.
12. Ф. Ницше. К генеалогии морали. Полемическое сочинение, М., 2000.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по физике и астрономии, 8-11 класс Конспект урока-практикума по обществознанию для 10-11 класса на тему: Факты и суждения Конспект урока обществознания в 10 классе. Социальное развитие и молодежь Деловая игра для 10-11 класса «Избирательное право»

Похожие статьи:

Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»

Психологический тренинг для подростков «Узнай себя»
Опубликовано: 3182 дня назад (9 августа 2015)
Просмотров: 1880
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!