Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Психологический опросник для социальной адаптации детей к тому или иному предмету

Чтобы привить у детей радость нахождения в школе, классе я провожу на своих уроках психологические опросники для социальной адаптации (мотивации к обучению) детей к тому или иному материалу. Я предлагаю диагностику оценки смыслообразования детей по А.Д. Андреевой.
                            1 . Подготовка к работе.
Первый этап данной методики рекомендуется проводить со всем классом, т.е. фронтально (классом или группой). Детям выдаются бланки с вопросами и предлагаем прочесть инструкцию, лучше, если это сделать фронтально (один или несколько детей читают инструкцию). Самостоятельно дети читают вопросы, на которые будут отвечать. Следовательно, после прочтения инструкции и заданий у детей возникнут вопросы по выполнению. Учитель должен на них ответить, подвести детей к проблеме.
Учитель задает вопрос всему классу: «Все ли поняли смысл задания?» (что от них требуется?). Только после этого переходим ко второму этапу работы.
                            2. Ответы на вопросы.
Учащиеся самостоятельно работают с вопросами, отмечая нужную оценку к вопросу (см. Бланк диагностики, табл. 2). После того, как дети начали работать самостоятельно, учитель не должен отвечать на вопросы учащихся по заданиям бланков.
                            3. Время, отводимое на выполнение данной диагностики.
На все проведение данной диагностики уйдет, вместе с прочтением инструкции 15 – 20 мин. работы.
                            4. Порядок обработки результатов.
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл. 1).
                            Таблица 1
Ключ для обработки результатов
          Шкала                        Пункты, номер
Познавательная активность 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38
Мотивация достижения         4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
Тревожность                 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37
Гнев                         3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Оценка «4» в данном опроснике является наивысшей оценкой для пунктов познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»), что отражает высокий уровень обучения. А в других (например, «Я спокоен», «Мне скучно») данная оценка показывает отсутствие тревожности или познавательной активности.
Например, балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 1 2 3 4.
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 4 3 2 1.
Такими «обратными» пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;
по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет;
по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.
5. Работа с бланком диагностики (сам бланк диагностики).
Детям выдается лист, в котором указывается:

Фамилия, имя _________________________ Школа ________ Возраст _________
Класс _______ Дата проведения _______________

                             ИНСТРУКЦИЯ
Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочитай внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково твое обычное состояние на уроках в школе, как ты обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не трать много времени на одно предложение, но старайся как можно точнее ответить, как ты себя обычно чувствуете на уроке.

                             Таблица 2
№ п/п Вопросы                                    Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я спокоен                                        1 2 3 4
2. Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути        1 2 3 4
3. Я разъярен                                        1 2 3 4
4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе       1   2 3 4
5. Я напряжен                                        1 2 3 4
6. Я испытываю любопытство                                1 2 3 4
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу                1 2 3 4
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки   1 2 3 4
9. Я раскован                                        1 2 3 4
10. Мне интересно                                        1 2 3 4
11. Я рассержен                                        1 2 3 4
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе     1 2 3 4
13. Меня волнуют возможные неудачи                        1 2 3 4
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится        1 2 3 4
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать                1 2 3 4
16. Я стараюсь все делать правильно                        1 2 3 4
17. Я чувствую себя неудачником                        1 2 3 4
18. Я чувствую себя исследователем                        1 2 3 4
19. Мне хочется что-нибудь сломать                        1 2 3 4
20. Я чувствую, что не справлюсь с заданиями        1 2 3 4
21. Я взвинчен                                        1 2 3 4
22. Я энергичен                                        1 2 3 4
23. Я взбешен                                        1 2 3 4
24. Я горжусь своими школьными успехами                1 2 3 4
25. Я чувствую себя совершенно свободно                1 2 3 4
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова        1 2 3 4
27. Я раздражен                                        1 2 3 4
28. Я решаю самые трудные задачи                        1 2 3 4
29. Мне не хватает уверенности в себе                1 2 3 4
30. Мне скучно                                        1 2 3 4
31. Мне хочется что-нибудь сломать                        1 2 3 4
32. Я стараюсь не получить двойку                        1 2 3 4
33. Я уравновешен                                        1 2 3 4
34. Мне нравится думать, решать                        1 2 3 4
35. Я чувствую себя обманутым                        1 2 3 4
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум        1 2 3 4
37. Я боюсь                                                1 2 3 4
38. Я чувствую уныние и тоску                        1 2 3 4
39. Меня многое приводит в ярость                        1 2 3 4
40. Я хочу быть среди лучших                        1 2 3 4
24. Я горжусь своими школьными успехами                1 2 3 4
25. Я чувствую себя совершенно свободно                1 2 3 4
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова        1 2 3 4
27. Я раздражен                                        1 2 3 4
28. Я решаю самые трудные задачи                        1 2 3 4
29. Мне не хватает уверенности в себе                1 2 3 4
30. Мне скучно                                        1 2 3 4
31. Мне хочется что-нибудь сломать                        1 2 3 4
32. Я стараюсь не получить двойку                        1 2 3 4
33. Я уравновешен                                        1 2 3 4
34. Мне нравится думать, решать                        1 2 3 4
35. Я чувствую себя обманутым                        1 2 3 4
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум        1 2 3 4
37. Я боюсь                                                1 2 3 4
38. Я чувствую уныние и тоску                        1 2 3 4
39. Меня многое приводит в ярость                        1 2 3 4
40. Я хочу быть среди лучших                        1 2 3 4

Примечание: Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале - 10 баллов, максимальная - 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл - 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
                            6. Обработка результатов и интерпретация данных.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (–Т) + (–Г),
где
ПА - балл по шкале познавательной активности;
МД - балл по шкале мотивации достижения;
Т - балл по шкале тревожности;
Г - балл по шкале гнева (эти два пункта берутся с отрицательным знаком «-», т.к. здесь учитывается принцип «обратной» диагностики см. 4 раздел диагностики).
Суммарный балл может находиться в интервале от – 60 до + 60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень - у ребенка преобладает выраженная продуктивная мотивация к познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень - у ребенка присутствует продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу (нахождения в классе, школе);
III уровень - у ребенка наблюдается средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень - у ребенка сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень - у ребенка нет мотивации к учению, т.е. наблюдается резко отрицательное отношение к учению.

Распределение баллов по уровням представлены в табл. 3.
                              Таблица 3
Интерпретация данных результатов
Уровень Суммарный балл
I 45 - 60
II 29 - 44
III 13 - 28
IV (–2) - (+12)
V (–3) - (–60)

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Медитативное упражнение для педагогов Медитация. Рекомендации для педагога-психолога Проект кабинета педагога-психолога в детском саду

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Полезные свойства комнатных растений
Опубликовано: 3681 день назад (27 марта 2014)
Просмотров: 4652
+8
Голосов: 8
Алёна Логинова # 27 марта 2014 в 16:48 +2
Интересный опросник. Главное что можно проследить различные данные от познавательной активности до гнева и распределить результаты по уровням. Информация дана доступно. интересный материал, захотелось самой провести в своём классе. Обязательно попробую) Спасибо за материал.
Людмила Алексеевна Иманова # 27 марта 2014 в 21:22 +2
Приятно, что могу поделится наработанным,что это кому - то нужно.Спасибо Вам.
Инна Валентиновна Воробьева # 27 марта 2014 в 18:55 +2
Здравствуйте Людмила Алексеевна !Я очень благодарна вам за то что вам интересно моё мнение ,я прочитала ваш материал хотя я работаю в детском саду ,но мои дочки ходят в школу и я считаю что  если бы учителя чаще интересовались эмоциональным состоянием своих воспитанников ,то и им и детям было бы от этого только лучше ведь диагностика более полно может раскрыть  эмоциональную и познавательную активность ребёнка и учитель может понять где ему нужно сданным ребенком поработать на что обратить внимание.Спасибо вам  ваша работа говорит о том что вам не безразличны дети!
Людмила Алексеевна Иманова # 27 марта 2014 в 21:26 +2
Хорошо, когда есть единомышленники.Спасибо за понимание.Очень хочется, что бы в наше время, когда родители вынуждены "вкалывать" и им элементарно пообщаться некогда с детьми, хочется что бы детям было комфортно в школе.
Ольга Андреевна Светлова # 28 марта 2014 в 13:43 +1
Людмила Алексеевна, замечательный опросник, это безоговорочно актуальная тема как для преподавателя, так и для родителей. Огромное спасибо Вам за разработку, +1!
Людмила Алексеевна Иманова # 29 марта 2014 в 09:13 0
Спасибо вам, Ольга Александровна, что посчитали нужным ознакомиться с тестом и высказать своё мнение. Надеюсь он вам пригодится в вашей работе.
Наталья Анатольевна Пачкова # 29 марта 2014 в 07:42 +1
Уважаемая, Людмила Алексеевна, я внимательно прочитала ваш материал. Хочется отметить, что в настоящее время очень важно знать о психологическом состоянии ребенка, его способности к восприятию новых знаний. Опросник позволяет учителю выявить детей, у которых снижена или отсутствует мотивация к учению и вовремя оказать (совместно с психологом) помощь.
Как преподаватель информатики, предлагаю проводить психологический опросник с помощью компьютерного тестирования, что позволит сократить время на выполнение диагностики и обработку полученной информации.
Спасибо большое!
Людмила Алексеевна Иманова # 29 марта 2014 в 09:10 0
Спасибо, Наталья Анатольевна, за комментарий, особенно за совет. Действительно у учителя вечно не хватает времени, поэтому совет проводить и обрабатывать тестирование с помощью компьютера-актуально.Приму во внимание.
Екатерина Ивановна Еремеева # 30 марта 2014 в 14:16 0
Очень интересная методика для определения социальной адаптации.
Маргарита Александровна Гришина # 31 марта 2014 в 21:52 +2
Людмила  Алексеевна,очень важно знать психическое состояние ребенка,чтобы определить способность,
сможет ли он успешно учиться,приобретать знания.Данный опросник поможет определить,на сколько ребенок способен  и подготовлен к обучению.Нуждается ли он в психологической помощи. Если б это все проводилось вовремя,способности конкретных детей были выявлены вовремя.Порой некоторые дети по определенным
причинам замыкаются,это им мешает раскрыть свой потенциал,эмоциональные и познавательные способности.И наоборот выявить детей не способных к обучению,кабы не нанести здоровью непоправимый ущерб. Спасибо за
опросник!+1
Светлана Алексеевна Васюкова # 13 апреля 2014 в 20:49 0
Хороший материал. Клад для начинающих педагогов. Голос.
Татьяна Алексеевна Леднева # 19 сентября 2014 в 21:00 0
Спасибо за материал .Я накапливаю материал для работы и меня очень заинтересовал ваш опросник,добавила в закладки и собираюсь провести на след.неделе с ребятами.У нас много новеньких и для того ,чтобы лучше узнать ребенка ,его психолог.состояние при перемене обстановки ваши тесты очень помогут.Вот думаю с обработкой материала будет сложновато ,а может когда ответы будут на руках,сразу все будет понятно.Спасибо.