Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Данный материал представляет собой методическую разработку по организации исследовательской деятельности в начальной школе. Мною описан собственный опят по данной проблеме, представлен план работы, этапы и формы работы. Эта разработка может быть полезна для учителей начальной школы, а также воспитателей старшей группы детского сада.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
Цель: обучение участников мастер – класса построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
- знакомство участников мастер – класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
- определение различных форм, методов и приемов исследовательской деятельности учащихся;
- формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер – класса.
* * *
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С. Я. Маршак
Ученики ставят перед собой следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Тема может быть:
• фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
• экспериментальной;
• изобретательской;
• теоретической.
План работы:
Тема исследовательской работы: «Как будет называться мое исследование?»
Введение: « Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?»
Цель: Что я хочу исследовать?
Гипотеза исследования: для чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования. Дата и место проведения моего исследования.
Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
Описание работы. Мои результаты исследования.
Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Итог. Выступление на конференции.
Мой опыт.
• Факультатив «Я - исследователь» по программе А.И. Савенкова.
• Программа учебно-исследовательской деятельности включает 3 относительно самостоятельных подпрограммы:
• «тренинг» - специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и по развитию умений и навыков исследовательского поиска;
• «исследовательская практика» - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;
• «мониторинг» - содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (миникурсы, конференции, защита исследовательских работ и творческих проектов).

Методика проведения учебных исследований с первоклассниками
I этап «Тренировочные занятия»
Выбор темы. Ориентировать на темы, которые можно было бы исследовать максимально широко.
Интересы учеников(через анкеты)
В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы с символическим изображением методов исследования (карточки). Дети предлагают порядок исследования.
Сбор материала
Клуб «Почемучка», библиотечные часы в школе полного дня , «Это интересно», районная библиотека, станция юных техников и натуралистов, вставки, экскурсии.
Обобщение полученных данных
• Расшифровка, обсуждение, анализ, обобщение;
• Попытка дать определения основным понятиям;
Задача: научить смело высказывать свои определения.
Доклад
Сообщения добровольцы-исследователи докладывают по очереди, дополняя друг друга, опираясь на собранный материал.
II этап «Самостоятельные учебные исследования»
Подготовка
В исследовательский поиск вовлекаются все участники занятия. Каждый выбирает себе тему, которая ему интересна (карточки с изображениями тем будущих исследований должны быть связаны с кругом изучаемых проблем). Каждый имеет специальную папку «Папка исследователя», листочки для сбора информации, ручку и фломастеры.
Сбор материала
Собственный исследовательский поиск.
Задача: собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад.
Задача педагога: активный помощник; консультант исследователя.
Правила педагога:
• Всегда подходить к проведению этой работы творчески.
• Не сдерживать инициативу детей.
• Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
• Не спешить с вынесением оценочных суждений.
• Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
• Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты.
• Учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.
• Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
• Учить детей анализу, синтезу, классификации, поощрять стремление делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
Доклады:
На каждом занятии заслушиваются по 2-3 детских доклада. Задача докладчика - сконструировать информацию, выделить главное, дать определение основным понятиям, обучить других.
Вопросы, спор, поправки.
Во 2 классе занятия в каждой четверти не объединены в единый курс. Каждый ребенок получает тетрадь «Я - исследователь», где подробно описан каждый шаг на пути проведения собственного исследования.
Реализация:
защита исследовательских работ и творческих проектов на уровне класса;
фестиваль исследовательских работ;
районный конкурс «Юный исследователь».

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская деятельность во 2 классе Конспект исследовательского проекта для 1 класса Исследовательская работа о родном крае в начальной школе Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками

Похожие статьи:

Формирование исследовательской деятельности младших школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Организация исследовательской деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира

Формы исследовательской деятельности младших школьников

Исследовательская деятельность в дополнительном образовании детей и подростков

Опубликовано: 2976 дней назад (25 февраля 2016)
Просмотров: 3897
+1
Голосов: 1
Ирина Владимировна Глебова # 26 февраля 2016 в 11:02 0
Здравствуйте, Инна Александровна! Ваша методическая разработка грамотно представляет этапы организации исследовательской деятельности младших школьников, которая является актуальным требованием образовательного процесса в условиях активизации ребят на самостоятельную творческо-поисковую деятельность. Материал будет очень полезен и педагогам дополнительного образования. Обязательный голос! Творческих Вам успехов smile !
Татьяна Леонидовна Капитонова # 28 февраля 2016 в 01:46 0
Большое спасибо за интересный материал! Уверена, что приобщение детей к исследовательской деятельности должно начинаться как можно раньше! Думаю, что Ваш материал будет полезен не только учителям начальной школы и педагогам дополнительного образования, но и учителям-предметникам, работающим в среднем звене.