Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятия по работе с агрессивными детьми 5-6 лет

Психологические занятия со старшими дошкольниками. Работа с агрессией
Занятие 1 "Я злюсь, когда..." Волшебный Клубочек
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.
Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

Этюд «Скажи хорошее о друге».
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически воз¬вращайтесь к этому этюду на других занятиях.

Игра «Путанка».
Нам необходимо выбрать одного водящего. Он встанет спиной к остальным детям. Все игроки выстраиваются в шеренгу, берутся за руки и начинают «запутываться», но, обязательно не разжимая рук. Задача водящего — распутать всех с тем же условием, не разжимая рук.

Подготовка к беседе
И встал Медведь,
Зарычал Медведь,
И к Большой Реке
Побежал Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит —
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю, —
Пополам переломаю, —
Будешь ты, невежа, знать,
Наше солнце воровать!
Пропадает целый свет,
А тебе и горя нет!

Игра «Толкание».
Психолог. Вы уже умеете показывать сердитое лицо? А теперь позлимся немножко, играя. Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начинайте толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же партнер сдвинет вас назад, по¬старайтесь вернуться на свое место. Учтите, что, поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору. (Варианты игры: дети могут толкаться, сложив руки крест-накрест; спиной к спине. После игры нужно обсудить приятные и неприятные моменты в игре, подвести детей к выводу о необходимости соизмерять свои силы, следовать определенным правилам.)

Беседа
Садитесь поудобнее. Закройте глаза. Мысленно продолжите предложение: «Злость — это когда я …(я злюсь, когда)...» Теперь по кругу скажите в быстром темпе окончание этого предложения. (Дети выполняют задание.)
Другие люди тоже испытывают злость:
«мама злится, когда…»
«папа злится, когда…»
«воспитатель злится, когда…»
«друг злится, когда…»
Психолог. А теперь давайте поговорим вот о чем. Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали вас в игру? Что вы делали в этих ситуациях?
Первый ребенок. Я играл один.
Второй ребенок. А я подошел к другим детям и играл с ними.
Психолог. А, возможно, бывало и такое, что вы все же насильно хотели включиться в игру: расталкивали детей, отбирали игрушки.

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».
Психолог. А сейчас разбейтесь на пары. Сядьте напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки и закройте глаза. Я буду давать вам задания, а вы — выполнять их. (Каждое задание вы¬полняется 2—3 мин.)
•Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
•Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся, злятся, сердятся. Опустите руки.
•Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Давайте обсудим, как проходила эта игра. Какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше? (Ответы детей.)

Ритуал окончания «Доброе Животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыха¬нию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.
Занятие 2.
"Побеждаем злость"
Ритуал начала «Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Этюд «Скажи хорошее о друге».
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каж¬дый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внут¬ренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизнен¬ных ситуаций.
На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически воз¬вращайтесь к этому этюду на других занятиях.

«Злая Черная Рука»
Цель: способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Ведущий рассказывает сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, причиняя всем боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее дети обсуждают, как выг¬лядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их соб¬ственные руки были Злыми и Черными (например, когда дрались, обижали другого, отнимали игрушку). В результате обсуждения дети приходят к выводу, что Черную Руку никому не хочется иметь.
Далее все дети своими руками изображают Злую Черную Руку, напрягая мышцы и скрючив пальцы. После слов ведущего: «Добрая рука» — они быстро снимают напряжение и изображают Добрые и Ласковые руки.

«Чьи колени?»
Цель: содействовать формированию доверия.
Одному из детей — водящему — завязывают глаза, раскручивают и сажают на колени какому-нибудь ребенку, который, из¬меняя голос, называет имя водящего. Водящему необходимо узнать, на чьих коленях он сидит.
Обучение детей умению владеть своими чувствами
Работа начинается с рассказа психолога о том, что у каждого дома есть свой хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в доме прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если хозяин неряха, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало, хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хорошим хозяином своих чувств, может управлять и распоряжаться ими. Другой человек — не хозяин своим чувствам. Тогда, наоборот, чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот.

Психолог читает детям следующий рассказ:
«Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как- то раз на уроке русского языка он вдруг сообразил, что в пос¬ледней драке он упал, потому что это Вовка ему подножку под¬ставил. Повернулся Толик назад и ударил Вовку учебником по голове. Учительница застыдила его. "Но почему? — удивился То¬лик. — Я ведь его справедливо ударил".
А как-то во время завтрака в столовой такие вкусные оладьи давали, и так Толику стало радостно, что стал он хохотать на всю столовую, да еще соседку Аньку щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему? Ему ведь просто весело было!
А как-то получил Толик сразу две пятерки: по труду и по физ¬культуре. Радостный прибежал домой, да так громко закричал: "Ура, мама, хвали меня!", что младшая сестренка — она была еще грудная — проснулась и заплакала. А мама застыдила его. "Но почему? — грустно подумал Толик. — Я ничего не понимаю"».
Детям предлагается обсудить рассказ. Желательно подвести детей к выводу о том, что беда Толика в том, что он не был хозяином своих чувств, а затем привести свои примеры из жизни или литературных произведений, когда неумение владеть своими чувствами мешает и самому человеку, и окружающим, может привести к серьезным конфликтам. Необходимо, чтобы в результате беседы дети изъявили желание научиться владеть своими чувствами, быть их хозяевами.

Далее необходимо показать детям некоторые простейшие способы владения своими чувствами. Это можно сделать, рассказав им такую сказку:
«В одной семье жили три сына: двое умных, а третий дурак. Двое работали, и денег подкопить сумели, так что собирались вскоре жениться и невест присматривали. А третий, Иван, как мы уже говорили, был дурак дураком, битым столько раз на день бывал, что и не сосчитаешь. То всей округе расскажет, на каких девушек братья глаз положили. "Да ведь людям интересно, спрашивают", — оправдывается он потом. То в драку влезет. Как услышит, кто резкое слово скажет, так скорее кулаком учить его начинает. "Чтобы неповадно было", — оправдывается потом Иван. То хозяйству урон нанесет. Попросят его братья помочь чем-ни¬будь: лошадь запрячь или такую малость, как яйца куриные с гнезд собрать, — так Иван и рад помочь, мигом с места срывается, да либо что-нибудь второпях не так сделает, либо разобьет, либо сам упадет — лечи его потом. "Так я же скорее хотел сделать", — оправдывается.
И вот надоело Ивану битым быть, и пошел он в лес, куда глаза глядят. Шел он, шел и устал, сел на пенек, ногами болтает. Глядь, откуда ни возьмись старушонка с гриб величиной, а глаза у нее большие и добрые. "Знаю, знаю про беду твою, — говорит ему старушонка, — не можешь сдержать ты ни радость, ни гнев, ни усердие, нет у тебя крепких запоров, чтобы чувства твои из тебя не выскакивали, когда это не надобно." "Правильно ты говоришь, бабушка, — отвечает Иван, — радость тут же на язык скачет, а гнев кулаки чесать начинает, да так, что невтерпеж становится". "Помогу я тебе, — молвит старушонка, — слушай внимательно. Дам я тебе три совета...
Перво - наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на Мать - Сыру Землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы Земля силу дала.
Второй — когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и, пока что-нибудь маленькое не найдешь — муравья, комара, муху ли какую или цветочек махонький, чувство наружу не выпускай.
А третий — это вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихо¬нечко выдохни, чтобы ты сам своего выдоха не услышал.
И когда три мои совета выполнишь, то сразу поймешь — надо ли сейчас смеяться или плакать, кулаками махать или спокойный разговор повести". Сказала так старушонка и исчезла.
Огорчился Иван, что не все он понял, хотел еще спросить-порасспросить, но потом встал на ноги крепко, рассмотрел бо¬жью коровку, которая на травинку лезла, вдохнул полной грудью, и захотелось ему домой вернуться. "Братья уж волнуются, меня ищут", — подумал он. И зашагал Иван домой. Но три совета старушкиных всю жизнь помнил и им следовал. А звать его с тех пор стали уважительно — Иваном Ивановичем. А когда женился и детишки у него пошли, наказал детишкам советам этим сле¬довать».
Сказку обсуждать не нужно. Но необходимо научить детей выполнению трех советов старушки. И затем возвращаться к ним как можно чаще на последующих занятиях. Можно также поделиться советами с воспитателем и попросить их напоминать эти советы детям и периодически выполнять, используя их в качестве «минутки расслабления».

Ритуал окончания «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы ДОУ Агрессивный ребенок. Рекомендации родителям Конспект подгруппового психологического занятия в старшей группе детского сада «Мир животных» Психологическое занятие по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-7 лет. Сопереживание
Психологическое занятие по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-7 лет. Сопереживание | Коммуникативное занятие для педагогов ДОУ. Конспект
Опубликовано: 2147 дней назад (9 июня 2018)
Просмотров: 2832
+1
Голосов: 1
Ольга Николаевна Гуменюк # 15 июня 2018 в 08:56 0
Здравствуйте! Спасибо за переданный опыт по работе с агрессией с детьми старшего дошкольного возраста! Очень актуальная тема. Особенно с детьми с ОВЗ!