Конкурсы для педагогов и детей

Проект кабинета педагога-психолога в детском саду

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН – ПРОЕКТ
кабинета педагога-психолога дошкольной образовательной организации.
(Картинки для проекта подобраны в сети Интернет и отображают определенный элемент, описанный в данном проекте.)

Целесообразность проекта.
В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы (Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.»).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
• создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
• создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Цель проекта: разработка специализированного кабинета педагога - психолога, как одного из условий работы ДОО в русле развития современного дошкольного образования, отвечающего функциональным требованиям и принципам организации предметно-развивающей среды согласно ФГОС ДО.
Задачи проекта:
• разработка архитектурно-художественной концепции кабинета;
• зонирование кабинета согласно Федеральному Положению о кабинете педагога-психолога, современным тенденциям развития образования и психолого-педагогической науки, функциональным требованиям и принципам организации предметно-разевающей среды;
• методическое обеспечение кабинета традиционными и современным психодиагностическим и коррекционно-развивающим материалом.
Срок реализации: 1 год.
Ответственные: администрация МАДОУ, педагог-психолог, строители, поставщики.
Этапы:
I подготовительный:
• изучение функциональных требований и принципов организации современной ПРС ДОО;
• изучение дизайнерских решений кабинета психолога ДОО (дизайн стен, штор, мебели);
• выход на строящийся объект, встреча со строителями (обсуждение цветовой гаммы стен);
• изучение современных тенденций образования РФ, психолого-педагогической науки и практики дошкольной психологии.
II основной:
• разработка архитектурно-художественной концепции кабинета;
• согласование концепции с администрацией ДОО;
• зонирование кабинета согласно Положению о кабинете педагога-психолога и современным тенденциям развития образования и психолого-педагогической науки, функциональным требованиям и принципам организации предметно-разевающей среды;
• методическое обеспечение кабинета традиционными и современным психодиагностическим и коррекционно-развивающим материалом (поиск поставщиков, взаимодействие с заведующим ДОО, взаимодействие с заместителем заведующего по АХЧ)
III заключительный:
• апробирование функциональности помещения;
• экспертиза ПРС согласно принципам организации и функциональным требованиям;
• внесение коррективов.
Содержание проекта.
Архитектурно-художественная концепция.
Место, в котором психолог ведет прием, является своеобразным лицом специалиста, отражая его как личность и профессионала.

Доверительная обстановка, помогающая клиенту, обратившемуся за психологической помощью, без излишней тревоги обсудить волнующие его психологические проблемы - вот, чего необходимо добиваться психологу, выбирая дизайн интерьера кабинета.

Дизайну стен, окон, пола и дверей следует уделить пристальное внимание. Рекомендуется оформить все так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Цветовая гамма, освещение, обивка кресел, напольное покрытие или ковер, композиции из комнатных растений, настенные панно, картины - элементы, которые следует подбирать в соответствии с тем, какого психологического воздействия необходимо добиться.
Рекомендуется придерживаться мягких, пастельных тонов, рассеянного света. Изучив рекомендации специалистов по психологии цвета и воздействию цвета на человека, мы пришли к выбору светло-оливкового (пастельного желто-зеленого) цвета стен в сочетании с белым, желтым и более темным оливковым цветом текстиля (обивка мягкой мебели, диванные подушки, шторы). Данные цвета, по мнению специалистов, относятся к категории статичных, способных уравновесить, успокоить, отвлечь от возбуждающих стимулов, они так же обновляющие и раскрепощающие.
Для пола лучше выбрать мягкое покрытие. Ковер можно выбрать в тон мебели (темный беж или кофе с молоком) или с цветосочетанием: беж, коричневый, оливковый, желтый. В комнате не рекомендовано использовать более чем три цвета, способствуя созданию благоприятной атмосферы для снятия психоэмоционального напряжения и расслабления как детей, так и взрослых.
Неплохо использовать в кабинете растения или цветочные композиции. Дополнят обстановку картины, настенные панно.

Окна необходимо оформить в классическом стиле. Текстиль следует выбрать молочных или белых тонов матовой текстуры, оттенить можно подхватами в тон стен (или чуть темнее, в тон подхватов можно изготовить подушки для мягкой мебели, разбавляя другими оттенками: темно-оранжевый, темно-желтый, темно-зеленый).
В кабинете необходима возможность затемнения (хотя бы частичного, т.к. яркий солнечный свет может мешать работе).
Зонирование кабинета.
Для полноценной работы функционально в кабинете должны быть следующие зоны:
1. зона организационно-методической деятельности и первичного приема;
2. зона консультирования;
3. зона диагностики и индивидуальной работы;
4. зона уединения и релаксации;
5. зона групповой игротерапии;
6. зона ожидания приема (холл).
1. Зона организационно-методической деятельности и первичного приема.
Ровно 50% рабочего времени педагога-психолога составляет организационно-методическая деятельность. Организация рабочего пространства специалиста – важная составляющая в проектировании кабинета педагога-психолога МАДОУ. Как правило эта зона объединяется с зоной первичного приема клиента (родителя, педагога).

Даная зона оборудуется удобным и широким письменным/компьютерным столом, офисным стулом для специалиста и двумя стульями для первичного приема клиентов; необходимой орг.техникой (компьютер/ноутбук с выходом в Интернет, МФУ, колонки), канцелярией, а также платинным шкафом для специалиста и клиента, зеркалом.
Также зона организационно-методической деятельности включает в себя:
• cейф (для хранения информации, содержащей данные о личностях клиентов);
• шкафы для хранения методического материала;
• документация (нормативная, специальная, отчетная, организационно-методическая);
• литература и печатные издания по повышению научно – теоретического уровня и профессиональной компетентности;
• программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно – диагностической деятельности.
2. Зона консультирования.

Зона проведения психологического консультирования должна располагать клиента к разговору. Это уютный уголок, состоящий из мини-дивана (для родителей, педагогов) и кресла (для специалиста) и, как, правило, журнального столика.
3. Зона диагностики и индивидуальной работы.

В зоне индивидуальной работы осуществляется диагностика познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка по запросу родителя, а также проводятся индивидуальные (подгрупповые) коррекционно-развивающие занятия, в том числе занятия с использованием метода БОС («БОС-Здоровье», «ИБИС»), арт-терапевтических технологий, песочной терапии.

Оборудование:
• Мебель для аудиторной работы (стол, стулья);
• Ноутбук (для БОС терапии, компьютерных диагностических и развивающих программ, мультимедиа доски);
• Мультимедиа доска (для реализации БОС терапии, развивающих программ, демонстрации, релаксации);
• Кейс практического психолога (набор материалов и методик для профилактической, диагностической и коррекционной работы, например «Чемоданчик «Лилии» или Семаго);
• Чемодан методик по выявлению уровня развития эмоционально-волевой, регуляторной и когнитивной сфер ребенка;
• Компьютерная диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики» (Методика О.А. Ореховой, ИМАТОН) для психотерапии для прогноза затруднений в развитии эмоциональной сферы и разработки коррекционных программ личностных особенностей детей;
• Цветовой тест Люшера для оценки психоэмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям;
• Методика Векслера для определения уровня интеллекта;
• Методика САТ для диагностики эмоциональной и личностной сферы ребенка (ведущие потребности и мотивы, особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре), особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами, содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка, особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов, агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации, динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников);
• HAND-тест для изучения уровня агрессивности;
• Комплект методик ПМПк для разных возрастных групп;
• Материал для развития сенсорики (ПЕРТРА)
• Раздаточный материал для детей;
• Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамидки, кубики, лото, домино, матрешка),
• Набор для детского творчества (строительный материал, конструкторы, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.);
• Стол и комплект игрушек для песочной терапии.
4. Зона уединения и релаксации.
Зона уединения - место, где ребенок может отдохнуть от шума, побыть со своими мыслями, где с ним можно побеседовать и провести диагностику эмоциональной сферы и сферы общения с ближайшим окружением. Место, где ребенок, сможет открыться и поделиться своим проблемами, снять психоэмоциональное и физическое напряжение. В зоне релаксации педагог-психолог может поработать с мышечными зажимами у ребенка, сделать массаж и обучить самомассажу (по технологии нейропсихологической коррекции).
Данная зона должна быть каким-то образом визуально ограничена (складная ширма на колесиках, вуальные шторки, см. рис.), иметь удобное место, на котором можно расположиться в полу лежачем положении, мягкие подушки, предметы визуальной релаксации (пузырьковая колонна, звездное небо, проекции на мультимедиа доске), аудио релаксация, мячи и валики для массажа и самомассажа, «тактильные малыши». Приветствуется альтернативное освещение (полумрак, смена цвета освещения при помощи световой пушки «Спектр»).

5. Зона групповой игротерапии.
Зона для проведения детских игротренингов, направленных на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер, должна располагаться на мягком покрытии, быть достаточно просторной для упражнений с 6-8 детьми.

Для групповых занятий с детьми необходимо оборудовать уголок эмоций, при помощи которого дети будут определять эмоциональные состояния свое и сверстников.

Необходимы стульчики для бесед в кругу (9 штук), индивидуальные гимнастические коврики (9 штук), модули для крупных коллективных построек (Тактильный конструктор «Башня»).
6. Зона ожидания приема (холл).
В холле перед кабинетом специалистов рекомендуется установить офисный мини-диван для родителей, ожидающих специалиста или ребенка; оформить информационный стенд и разместить информацию с графиком работы и временем приема родителей и педагогов.
Заключение.
Мы считаем наш проект реалистичным и соответствующим требованиям современной психологической науки и практике дошкольного образования, а также требованиям к организации ПРС согласно ФГОС ДО.
А именно, соответствие проекта кабинета педагога-психолога ДОО принципам организации ПРС:
• информативности;
• безопасности;
• доступности;
• вариативности;
• полифункциональности,
• педагогической целесообразности;
• трансформируемости;
• учета основных направлений развития детей;
• учета полоролевой специфики;
• учет зоны ближайшего развития;
и функциональным требованиям ПРС:
• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.
• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях
• Функция вариативности дошкольного образования.
• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.
• Критериально-оценочная функция.

Рекомендуем посмотреть:

Медитативное упражнение для педагогов Психологический опросник для социальной адаптации детей к тому или иному предмету Медитация. Рекомендации для педагога-психолога Профилактика девиантного и делинквентного поведения школьников

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе

Занятие для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников | Психологическое занятие с педагогами детского сада
Опубликовано: 295 дней назад (11 февраля 2016)
Просмотров: 1828
Рубрика: для коллег
+1
Голосов: 1
Ксения Алексеевна Круглова # 11 февраля 2016 в 18:06 +1
да уж...о таком кабинете остается только мечтать...какие бы стандарты не вводили, мне такой кабинет и не светит!!! видели бы Вы, Инна Георгиевна, в каких условиях по ФГОС приходиться работать мне...Вы молодец, обобщили материал, подобрали красивые картинки, я голосую за вашу работу!!!
Инна Георгиевна Волик # 11 февраля 2016 в 18:22 0
Я понимаю вашу боль...Мы сейчас очень много говорим о повышении качества образования; об увеличивающейся роли психолога в образовании. ...но вот условия пока отстают. Мне повезло с руководителем, она понимает, как важен уютный и оснащенный кабинет для качественной работы психолога. Хотя проект наш пока только на бумаге, я очень надеюсь на его реализацию, хотя бы процентов на 70. Я желаю Вам кабинет, о котором Вы мечтаете и верю, что так и будет joke