Конкурсы для педагогов и детей

Тренинг по профилактике конфликтов в детском саду с презентацией

Тренинг для педагогов ДОУ
Тренинг по разрешению и профилактике конфликтных ситуаций.
Аннотация: В современной социально-экономической ситуации образование является пространством повышенного напряжения, которое создает условия для возникновения конфликтов в педагогической среде. На основании наших наблюдений, опытно-экспериментальной работы, анализа ситуации и литературных источников, мы полагаем, что причинами такой напряженности могут стать:
• недостаточное внимание общества к профессиональным проблемам воспитателей (переполненность групп, недостаточное количество учебно-методического комплекса, отсутствие оснащения рабочего места воспитателя оргтехникой, перенасыщение отчетной документацией, и при всем этом, резкий рост требований к качеству и результатам педагогической деятельности);
• неудовлетворенность социальным статусом профессии;
• трудности творческой самореализации для части педагогов;
• неблагоприятный морально-психологический климат;
• недостаточный уровень профессионализма.
Понятно, что только благоприятные отношения между работниками, педагогами и родителями воспитанников, стиль руководства педагогическим коллективом адекватный степени его развития, дополнение формальных отношений неформальными могут создать обстановку творчества и личностно-ориентированного подхода к каждому субъекту педагогической деятельности - и ребенку, и взрослому. Тем не менее, мы не относимся к конфликту, как к однозначно негативному феномену, пытаясь искоренить его вовсе из нашей профессиональной жизни. Мы разделяем мнение, что конфликт - неотъемлемое и необходимое условие развития в жизни человека, в становлении его личностного «Я». Конфликты - психологически обусловленные явления социального взаимодействия, поэтому вопрос о социальном конфликте - это вопрос о смысле человеческой жизни, о принципах и идеалах, целях и задачах, которые ставит перед собой человек. Поиск путей к возрождению, усвоению общечеловеческих культурных ценностей возможен через согласование различных точек зрения, форм поведения и нахождения консенсуса в противоречивых взаимоотношениях.
Конечно, социальный конфликт — это противоречие, которое ведет к возникновению напряженности в общественной жизни, в частности в сфере трудовой (педагогической) деятельности. Поэтому важное значение имеет построение конструктивных видов взаимоотношений среди работников дошкольных образовательных организаций; создание благоприятного морально-психологического климата в учреждениях образования; управление конфликтными ситуациями и перевод их в конструктивное русло. Все это будет способствовать минимизации негативных последствий и улучшению психологической атмосферы в коллективе дошкольного образовательного учреждения.
Поскольку не все дошкольные работники могут получить квалифицированную подготовку по вопросам конфликтологии, необходимо в образовательных учреждениях проводить специальные мероприятия, которые позволят оказывать помощь воспитателям и другим работникам в выборе оптимальных режимов общения, формировании благоприятного психологического климата в группе, в коллективе, определении рациональных методов по предупреждению и разрешению конфликтов. Мы предлагаем познакомиться с одной из форм такой работы, проводимой в нашей дошкольной организации. Представляем вашему вниманию четырехдневный тренинг по разрешению и профилактике конфликтных ситуаций в ДОУ.
В основу тренинга легли упражнения направленные на формирование адекватных (оптимальных) стилей поведения в системе межличностного взаимодействия; развитие эмпатии; формирование навыков доказательного изложения своей позиции (профессионального конструктивного спора); отработку навыков конструктивного отказа; на формирование способностей к самопознанию, самораз¬витию и самореализации; на развитие мотивации к достижению по¬зитивных жизненных целей; на развитие навыков координации, невербального общения и саморегуляции; на развитие совместных действий и сплочение группы.
Также в ходе тренинга участникам даются понятия о конфликте, способах разрешения (конструктивных и деструктивных), профилактике конфликтных ситуаций, причинах и механизмах возникновения конфликтов, о конфликтогенах и способах их избежать, о я-высказываниях и ты-высказываниях и о их значении в конфликте. Важно, что в ходе тренинга участниками отрабатываются конкретные конфликтные ситуации, заявленные самими членами группы, либо распространенные среди работников дошкольных образовательных организаций.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Приветствие (состояние, настроение, ожидания).
Упражнение «Рак отшельник»
Цель: Разминка, мобилизация внимания участников, тренировка умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.
Описание упражнения:
Участники разбиваются на тройки. Два человека из каждой тройки встают лицом друг к другу, берутся за руки и изображают морскую раковину — «домик» для рака-отшельника. Третий участник встает между ними и изображает «жильца» — рака-отшельника.
Водящий дает команды:
— «Жильцы ищут домики».
По этой команде «раки-отшельники» выходят из своих убежищ и стремятся занять новые, а «раковины» остаются на месте.
— «Домики ищут жильцов».
«Раки-отшельники» остаются на месте, а «раковины», не разжимая рук, перемещаются в поиске новых жильцов.
— «Буря».
По этой команде все покидают свои места, «раки-отшельники» начинают искать себе новые убежища, а «раковины» – новых
жильцов.
Игра проходит интереснее, если количество участников таково, что кто-то один каждый раз остается «бездомным» (он и становится очередным водящим).
Обсуждение
- Какая роль больше понравилась каждому из игроков, чем именно?
- Что за умения развивает эта игра, в каких реальных жизненных ситуациях они востребованы?

Определение темы (слайд 1). Конфликты. Способы разрешения конфликтов. Профилактика конфликтных ситуаций.
Синквейн (слайд 2).
Определение конфликта (слайд 3).
Типы конфликтов (слайд 4).
Как возникают конфликты (слайд 5).






Житейская ситуация. Муж зашел на кухню и, случайно задев стоящую на краю стола чашку, уронил ее но пол.
Жена: «Экий ты неуклюжий. Всю посуду в доме перебил». Муж: «Потому что все не на своем месте. Вообще в доме бардак». Жена: «Если бы от тебя было хоть какая-то помощь! Я целый день но работе, а тебе с твоей мамочкой только бы указывать!..»
Результат же неутешителен: настроение и того и другого испорчено, конфликт налицо, и вряд ли супруги довольны таким поворотом событий.

Собирался ли кто-то конфликтовать? Почему так произошло?
Мы устроены, к сожалению, весьма несовершенно: болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию. Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.
Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше – простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения, однако, несмотря на все увещевания, воспитание и обучение, число желающих «подставить другую щеку» не множится.
Вероятно, это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и оберегать свое достоинство относится к числу основных потребностей человека, и потому покушение на нее воспринимается крайне болезненно.
На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Конфликтогены (слайды 6 - 9). Конфликтогенами мы называем слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.




Как избежать конфликтогенов.
Первое - это постоянно помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту. Хотите ли Вы его? Если нет, то помните, как высока плата за слово, которое, как известно, "не воробей, вылетит - не поймаешь".
Второе - проявлять эмпатию к собеседнику. Представьте, как отзовутся в его душе Ваши слова, действия.
Как избавиться от стремления к превосходству
Известный китайский мыслитель Лао-цзы учил: "Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других".
Следовательно, всевозможные проявления превосходства - это тупиковый путь, ведущий в противоположную сторону от цели - возвыситься над другим. Ибо человек - источник конфликтогенов - вызывает отрицательную реакцию окружающих, ценящих спокойную обстановку.
Еще Будда сказал: "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным".
Как сдержать агрессию
Агрессивность требует выхода. Однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом конфликта. Великий Лев Толстой точно подметил: "То, что начато в гневе, кончается в стыде".
Однако не "выпускать пар" агрессивности небезвредно для здоровья: гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки - вот болезни сдержанных эмоций.
Мудрость гласит: "Язва желудка - не от того, что едим мы, а от того, что ест нас".
Итак, эмоции требуют выхода и подобная разрядка необходима человеку. Но, как видно из предыдущего, разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка.
Есть три способа снять агрессивность - пассивный, активный и логический.
Пассивный способ заключается в том, чтобы "поплакаться" кому-то, пожаловаться, выговориться. Терапевтический эффект этого огромен. Женщины в этом отношении находятся в более выгодных условиях: сложилось так, что мужчине не пристало жаловаться, а тем более плакать. Слезы же снимают внутреннее напряжение, так как с ними выводятся ферменты - спутники стресса. Дать облегчение - это одна из важнейших функций слез.
Активные способы. Все они строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин - спутник напряженности - "сгорает" во время физической работы. Лучше всего той, что связана с разрушением целого, рассечением его на части: копка земли, работа топором и пилой, косьба.
Не менее полезны так называемые циклические упражнения, связанные с повторением огромного количества раз элементарных движений: неторопливый бег, быстрая ходьба, плавание, велосипед. Поглощая значительное количество энергии, эти занятия эффективно снимают нервное напряжение. Например, каково бы ни было раздражение перед началом бега, уже на 2-3 километре всегда наступает облегчение, приходит простая мысль: "Жизнь прекрасна! Все остальное - мелочи".
Женщинам можно рекомендовать дополнительно аэробику (не профессионально-спортивную, чреватую травмами, а любые упражнения под музыку) или просто потанцевать. А если уж совсем невмоготу - грохните об пол тарелку, чашку - из тех, что не жалко. Сразу почувствуете большое облегчение.
Логический способ погасить агрессивность приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное - докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли - себе дороже, поэтому лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным (и достаточно любимым) делом - работой мысли, в результате эмоции притупляются.
Преодоление эгоизма
Любовь к себе - в разумных пределах - присуща любому нормальному человеку. Каждый должен заботиться о себе, чтобы не стать обузой для других. Например, заботиться о своем здоровье, будущем, благосостоянии и т.п. Еще Аристотель отметил: "Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви".
У эгоиста любовь к себе гипертрофирована, достижение целей осуществляется за счет других людей. Обычно, поступая эгоистично, человек преследует корыстные цели, достижение каких-то благ. Однако при этом он теряет значительно больше - свою добрую репутацию.
В заключение отметим, что самая почетная победа - та, которую одерживают над эгоизмом.

Формулы конфликта (слайд 10-13).
Конфликтные ситуации (слайд 14).






Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):
1. Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
4. Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Тест Томаса (слайд на каждый вопрос для лучшего восприятия).
Текст опросника

Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения.
Отвечать надо как можно быстрее.
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.
В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
В. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.
Бланк вопросника (см. Приложение 1)
Ключ к опроснику
1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.
2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.
3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.
4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.
5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.
Обработка результатов
В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для обработки результатов удобно использовать маску.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применял двухмерная модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в ней являются: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Пять способов урегулирования конфликтов.
Соответственно этим двум способам измерения К. Томас выделял следующие способы регулирования конфликтов:
1. Соперничество (конкуренция) или административный тип, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление (приспосабливание), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.
3. Компромисс или экономический тип.
4. Избегание или традиционный тип, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество или корпоративный тип, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас полагал, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха.
При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки.
И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Другие специалисты убеждены, что оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов.
Если ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.
Раздаточный материал для педагогов Приложение 1.
Формулы, для прогнозирования исхода конфликтной ситуации:
А) Соревнование + Решение проблемы + 1/2 Компромисса
Б) Приспособление + Избегание + 1/2 Компромисса
• если сумма А>суммы Б, шанс выиграть конфликтную ситуацию есть у вас
• если сумма Б> суммы А, шанс выиграть конфликт есть у вашего оппонента.

Упражнение «Поведение в конфликте».
Цель: сформировать понятие о видах поведения в конфликте; показать основные психологические факторы, определяющие конфликт; учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в конативной (поведенческой) системе межличностного взаимодействия.
Ход: Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:
- Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
- Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
- Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
- Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
- Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.
Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:
- Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
- Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?
- Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
- Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?
Шеринг. Мысли после теста + упражнение «Три качества».

Упражнение «Три качества»
Каждый участник говорит три своих качества:
1. 1 качество, которое мне помогает в работе.
2. 1 качество, которое мешает в работе.
3. 1 качество, которое я ценю, но понятия не имею, как лучше его проявить в работе.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Приветствие (состояние, настроение, ожидания).
Разминка «Ассоциации».
Материалы: листок бумаги и ручка каждому. Ход: Участники на листочках пишут вертикально слово:
К
О
Н
Ф
Л
И
К
Т
После чего необходимо на каждую букву слово прописать ассоциацию, причем задача такова, что ассоциации должны быть не только негативными. Необходимо постараться прописать и 3-4 позитивные ассоциации.
Демонстрация результатов, обсуждение. По Клюевой Н.В.:
Деструктивные стороны конфликта:
• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
• Представление о победителях или побежденных как о врагах.
• Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Конструктивные стороны конфликта:
• Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
• Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
• Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
• Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
• Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом

Как избегать конфликтогенов?
Правила бесконфликтного общения (слайд 47).

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно – так стремительно нарастает сила конфликтогенов!
Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы Вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее Вашего.
Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли называется эмпатией. Таким образом, мы пришли еще к одному правилу.
Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.
Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Следует вкратце сказать о гормональных основах наших состояний. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина.
И наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» – эндорфинов.
Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.

Работа с реальными ситуациями (предложенными воспитателями в процессе подготовки тренинга в 2015 году).
Метод инсценировки. Педагогам предлагается разыграть предложенные коллегами ситуации. Используя техники, понижающие напряжение, необходимо разрешить заявленные конфликты. («Техники повышения и понижения напряжения», слайды 48,49,50).



Работу можно вести двумя кругами: внутренним и внешним. Участники внутреннего круга разыгрывают ситуацию, внешнего – наблюдают. Затем участники меняются местами.

Воспитатель подготовительной группы: «Конфликты могут спровоцировать множество причин: Усталость родителей и педагога, плохое настроение, слишком «большой объем знаний» у родителей о работе педагогов, негативные представления о детском саду. Некомпетентность обоих сторон, педагоги боятся разговаривать с родителями, родители смотрят передачи о плохой работе в детских садах (у них складывается не очень хорошее мнение), родители «полюбили» жаловаться в «комитет», и, порой не разобравшись, начинают «действовать»…Хотя проблему можно решить и на месте. У малышей это приучение к самостоятельности у старших взаимоотношенья со сверстниками. Вообще стало тяжело развернуть родителей к себе. Многие родители замкнутые, со своими амбициями.»
СИТУАЦИЯ 1. Мама ребенка 5 лет, заявляет, что ее ребенку уделяют мало внимания. Ее дочь не замечают, не хвалят, не выделяют, в отличие от остальных. Что педагоги недостаточно компетентно выполняют свою работу и что она пойдет жаловаться…

Воспитатель на младшем возрасте: «В силу возраста, дети очень часто фантазируют, Например, мама пришла и говорит, сын сказал, меня обижает т. Наташа в садике. Конечно, мама задавала массу вопросов, кто такая т. Наташа и т.п. Дело в том, что у нас отродясь не было т.Наташи в группе и девочек с этим именем тоже нет. Так и ответили маме, ваш сын фантазирует. Еще многие дети говорят, что их кусают, причем те дети, которых не было на данный момент. А в целом, у нас родители хорошие, и конфликтов не возникает...»
СИТУАЦИЯ 2. В начале учебного года, мама 2х летнего сына, утром, приведя его в сад, заявляет, что ее ребенок сказал, что его обидела тетя (ребенок еще не может назвать имени). Мама требует выдать обидчика и заявляет, что так это не оставит…
СИТУАЦИЯ 3. В первой младшей группе, несколько детей начали кусаться. Родители воспринимали это по-разному, но чаще удавалось договориться. В один из дней папа одной из девочек, забирая ее из садика, заметил укус. Он на повышенных тонах, начал возмущаться, требовал вывести этого ребенка из группы, несколько родителей в раздевалке начали говорить, что с ними случилось такое же. После чего они начали объединяться вокруг идеи – поговорить с родителями обидчика и пойти пожаловаться….

Воспитатель средней группы: «Разность требований к ребенку у воспитателя и родителя (чаще родитель считает ребенка еще маленьким….), недостаточная педагогическая компетенция родителей и информированность о педагогическом процессе и жизни группы.»
СИТУАЦИЯ 4. Воспитатель уже устала говорить родителям 4 летнего мальчика, что его необходимо учить одеваться самостоятельно, что это осложняет процесс выхода на улицу, что другие дети, «жарятся» из-за него, а потом выходят на улицу мокрые. В очередной раз родитель одевает ребенка вечером, во время чего педагог выходит к нему с той же речью. Родитель явно раздражен: «Вы почему так предвзято к нам относитесь? Он что единственный, кто сам не одевается? И вообще это ваша работа, мы платим за сад, вы получаете зарплату, за что? Мы приводим к вам его, чтобы к нему здесь хорошо относились. Вы постоянно нам высказываете свои претензии. Это уже надоело!»

«По причине «недоговоренности» между педагогами группы, один педагог предъявляет определенные требования к родителю, а второй – нет, а далее родитель воспринимает одного педагога хорошим, а другого – плохим или родителю кажется, что он испытывает предвзятое отношение к себе или своему ребенку от одного из педагогов.» СИТУАЦИЯ 5(по указанному описанию). Между «напарниками» нависло напряжение, ощущается «колкость» ситуации. Кажется, осталось совсем немного до открытой конфронтации…

Воспитатель группы старшего возраста: «Мама жалуется воспитателю: мою дочь не любят в группе, обзывают, не принимают в игру, я хочу поговорить с родителями той девочки и с самим ребенком.» СИТУАЦИЯ 6 (по описанному).

«Сосед справа».
Цель: Развитие эмпатии.
Ведущий сообщает условия: «Каждый сейчас будет отвечать за соседа. Я могу задать любой вопрос – «Как ваше здоровье?», например, или заставить сделать какое-либо движение. Но делать это будет тот, кто справа, ваш сосед». Получив ответ, ведущий справляется у участников, верно ли сказал или сделал его сосед.
Обсуждение. Одним из фундаментальных механизмов человеческого взаимопонимания является рефлексия — способность представлять себя на месте другого человека, мысленно видеть и «проигрывать» ситуацию за него.

Шеринг по всему дню.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

Упражнение. «Добрый день, шалом, салют!»
Цель: приветствие, создание благоприятной атмосферы.
Материалы. Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов вашей группы вы расширите список слов-приветствий.) Если вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку приветствия, «родные» для участников.
Ход: Участники представляются и приветствуют друг друга на разных языках (10 минут). Ведущий предлагает участникам начать игру, встав в круг. Затем тренер раздает заготовленные карточки, держа их в руках (или в шляпе), каждый участник берет не глядя по одной. Члены группы прогуливаются по комнате и при этом здороваются с каждым встречным: необходимо сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

В заключении участникам необходимо обменяться впечатлениями (и обозначить настроение, ожидания на день).

«В споре рождается истина» - кто сказал? Сократ. Скажите, а спор, по-вашему, это конфликт? Спор – весьма конструктивное общение, если оно не выходит за рамки собственно спора.
Развитие конструктивного спора должно иметь три четкие и последовательные фазы.
1 фаза - вводная. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»
2 фаза - средняя (собственно спор). Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.
3 фаза - заключительная, когда принимается решение по вопросу, вызвавшему противоречие. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.

Упражнение «Диспут».
Цель: обучение навыкам конструктивно доказывать свою позицию.
Ход: проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники «загара», «раздельного питания» и т.д. В нашем случае была выбрана ситуация «Прохождение адаптационного периода в детском саду совместно с родителями».
Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, «да, именно это я и имел в виду»).
Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, «Да, Вы меня поняли правильно», легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.
В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников «диспута». Обсуждение.

Упражнение «Техника вежливого отказа»
Цель: отработка навыков конструктивного отказа.
Инструкция: Предположим, к вам пришел рекламный агент с целью вынудить вас что-нибудь купить или еще с каким-то подобным навязчивым намерением. Вы торопитесь и, кроме того, совершенно не заинтересованы в том, что вам предлагается. Как быть? Выгнать – не удобно... А время идет... Рекламный агент специально обучен, действует расчетливо, используя все ваши слабые стороны. Нужно как-то решить эту проблему.
У вас три цели:
1. Не потерять время.
2. Не выйти из себя.
3. Не поддаться на уговоры.
Предлагаем вам поиграть в эту игру в парах. Объединитесь, пожалуйста, в пары.
Один из вас – рекламный агент, другой – сопротивляющийся клиент. Стратегия агента: всеми способами пытаться «зацепить клиента», не давать ему возможность повторять один и тот же «заезженный отказ», пытаться тем или иным способом переиграть его. Стратегия клиента: отвечать таким образом, чтобы в ответе прозвучало «да» человеку: «Вы очень любезны», «Вы так внимательны и добры», и «нет» делу: «Спасибо, но я в этом не заинтересован». При попытках агента расширить каким-либо образом круг обсуждаемых проблем, чтобы все-таки навязать свою «игру» - применяется «принцип заезженной пластинки»: что бы ни говорил человек, ему с неизменной вежливостью повторяется одна и та же фраза, например: «Спасибо, но меня это не интересует». Если коротко, то схема поведения клиента может быть сведена к трем пунктам:
1. Что вам надо?
2. Спасибо, вы очень любезны.
3. «Заезженная пластинка».
Итак, попробуйте провести первый раунд этой игры. Во втором раунде поменяйтесь местами: пусть клиент станет агентом и наоборот.
После этого упражнения можно предложить участникам вспомнить какую либо личную ситуацию, где они не смогли сказать «нет» и это повлекло ряд трудностей для них самих и до сих пор не ушло из их сознания. После чего участники, которые хотят проработать свою ситуацию, делятся ею в тех подробностях, в каких могут. Участник выбирает из остальных того, кто «сыграет» его самого и его «требователя» (партнера по общению в той ситуации). История инсценируется, тот, чья история разыгрывается, наблюдает и вносит свои коррективы. После того как в разыгранной истории удастся сказать «нет» (к этому необходимо прийти обязательно), участник снова прорабатывает свою ситуацию уже в своей роли (оппонента можно выбрать другого).
Обсуждение.

Упражнение «Мои сильные стороны»
Оборудование: песочные часы на 2 мин.
Цель: формирование способностей к самопознанию, самораз¬витию и самореализации, развитие мотивации к достижению по¬зитивных жизненных целей.
Инструкция: Все садятся в круг. Каждый член группы в течение 2 минут должен рассказать о своих сильных сторонах;
• Я люблю, ценю и принимаю в себе….;
• Мне дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях такие мои качества как…...
Важно, чтобы говорящий не «брал в кавычки» свои слова, не умалял своих достоинств, не критиковал себя, не говорил о своих ошибках и недостатках.
Это упражнение направлено и на умение мыслить о себе в «положительном ключе».
Если человек говорит о себе меньше 2 минут, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что остальные члены группы остаются только слушателями, не могут высказаться, уточнять детали, просить доказательств или разъяснений.
Может быть, значительная часть этого времени пройдет в молчании.
Ведущий может, если он почувствует в этом смысл, спросить молчащего: «А еще какие-нибудь свои сильные стороны ты не мог бы назвать?» По истечении 2 минут начинает высказываться следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступающего, и так, пока не выскажутся все по очереди.

Упражнение «Прогноз погоды» + Шеринг по дню.

Участникам необходимо по кругу описать «погоду» у себя внутри, связав ее с переживаниями сегодняшнего дня или мыслями, пришедшими в ходе выполнения упражнений.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.

Приветствие (состояние, настроение, ожидание).
Упражнение «Спутники»
Цель: физическая разминка, раскрепощение участников тренинга.
Содержание: Предварительно, по числу участников, ведущий заготавливает карточки для жеребьёвки. Для этого подойдут, например, обычные игральные карты, разрезанные пополам. Количество половинок должно совпадать с количеством участников. Если последних нечётное число, тогда ведущий добавляет себя в этот список. На одной половинке от каждой карты надо написать маркером букву "П" (Планета), на другой - "С" (Спутник).
Жеребьёвка происходит так. Каждому выдаётся по половинке игральной карты. Участнику необходимо найти вторую половинку (то есть второго участника). Когда все разобьются по парам, ведущий даёт следующую инструкцию: «Те из вас, у кого на карточке написано «П», будут «планетами». Те, у кого написано «С», - «спутниками». Задача у «спутников» одна - вращаться вокруг «планет», не отставая от них. У «планет» несколько задач:
Первая - определиться со своим названием. Желательно взять что-то из названий планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля...).
Название «планеты» должно быть уникальным, не повторяться.
Затем надо выбрать себе цвет. Цвет тоже не должен повторяться.
Третья задача - передать какой-нибудь планете через другую планету свой комплимент. Примеры: «Юпитер, передай синей планете, что она сегодня хорошо выглядит», «Серая планета, передай Меркурию, что у него очень весёлый спутник». Упражнение закончится, когда все задачи будут выполнены.

Способ решения конфликтных ситуаций: «я- высказывания».
Что вы знаете про я- высказывания?
«Я-высказывание» — способ, при котором рассказчик, обращаясь к слушателям, высказывается от первого лица. «Я-высказывание» позволяет сообщить партнеру о своих переживаниях, не разрушая атмосферу доверия и дух партнерства. Позволяет передать суть и при этом не задевать самооценку собеседника, и, более того: тот, кто высказывается, принимает ответственность за свои эмоции и на себя. Важно уметь различать «мне плохо» и «ты плохой». Высказываясь о своих чувствах, вкусах и мнениях, говори именно об этом, о своей субъективности, а не о чем-то объективно присущем людям и вещам. Не «фильм классный», а «мне такие фильмы нравятся». Это твое отношение, веди разговор от себя и о себе.
"Ты-высказывание", "я-высказывание"
• Неверно: Ты никогда меня не слушаешь!
Верно: Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
• Неверно: Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?
Верно: Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
• Неверно: Вечно ты хамишь!
Верно: Когда ко мне некорректно обращаются, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь, постараюсь быть более терпимой.
• Неверно: Ты всегда ужасно себя ведешь!
Верно: В данной ситуации меня расстроило такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
• Неверно: Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!
Верно: Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

Тот, кто освоил технику "я-высказываний", получает следующие возможности (слайд 51):

• Прямо заявлять о собственных интересах как в деловых отношениях, так и в личных.
• Понижать уровень своего эмоционального напряжения.
• Вести себя более уверенно, естественно, задавать нужный характер общения.
• Противостоять давлению и манипуляциям. Сохранять чувство собственного достоинства.
• Ставить партнера в ситуацию ответственного выбора.
• Конструктивно разрешать противоречия и конфликты.

Схема "я-высказывания"
Описание ситуации, вызвавшей напряжение: Когда я вижу, что ты…; Когда это происходит…; Когда я сталкиваюсь с тем, что…
Точное называние своего чувства: Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.);
Я не знаю, как реагировать…;
У меня возникает проблема…Называние причин: Потому что… ; в связи с тем, что…
Технология "я-высказывания" (по 5 шагам, слайд 52)

1 шаг. Факты. Называются только факты, произошедшие в реальности, т.е. то, что произошло по факту. Например: «Когда ты сказал мне, что я плохо выгляжу, я заплакала".
2 шаг. Чувства. Выражение чувств, касающихся этого факта. "Я чувствую..." Например: «При этом я почувствовала обиду. Я обиделась». Телесные ощущения. (Можно рассказать и о них — смотрите по ситуации) Выражение телесных ощущений, касающихся этих чувств. "Я ощущаю..." Например: «У меня защипало в носу и захотелось расплакаться».
3 шаг. Мысли. Здесь высказываются мысли, предположения, гипотезы, фантазии, интерпретации, идеи. "Я думаю", "Я предполагаю", "Мне кажется" и др.. Например: «Я думаю, что ты меня не любишь, и что тебе нет до меня дела». Если на этом шаге замечаете, что захлестывают чувства, то возвращайтесь ко 2-у шагу.
4 шаг. Желания. Здесь высказываются любые желания, возможно мечты. То есть то, о чём бы Вы хотели попросить этого человека. Например: «И я хочу тебя попросить, чтобы ты больше обращал на меня внимание и говорил мне, когда я выгляжу хорошо». Этот шаг помогает в улаживании конфликтов, в установлении отношений. Здесь также возможно возвращение ко 2-у шагу, то есть к чувствам, которые Вы испытываете.
5 шаг. Намерения. Высказывание того, что собираешься делать и как, в связи с произошедшим фактом. "Я собираюсь", "Я буду", "Я не буду". Например: "А я буду стараться не говорить тебе постоянно о том, что ты меня не любишь". 5-й шаг применяется не всегда, а в зависимости от ситуации. Иногда достаточно лишь 4-х шагов. Тем не менее, нельзя пропускать никакой из 4-х шагов или менять их местами.
Работа с «я-высказываниями»: Группа делится на тройки. В тройках каждый вспоминает пример, возможно, недавний конфликт (дома, на работе и пр.), когда он употребил «ты- высказывание» (например, «ты- неряха», «всегда ты хамишь», «ты никогда меня не слушаешь», «ты ужасно себя ведешь», «снова ты говоришь таким тоном» и пр.). После чего тройка «разыгрывает» ситуация так как она была, участник наблюдает. Затем участник пытается «перефразировать» свое «ты -высказывание» на «я -высказывание», говорит остальным двум участникам, что теперь необходимо сказать и ситуация разыгрывается заново. Каждый в тройке должен проработать свою ситуацию.
Обсуждение.

Упражнение «Построение круга».
Цель: развитие навыков координации, невербального общения и саморегуляции, совместных действий, сплочение группы.
Ход: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается. Упражнение повторяется, пока не получится круг, и чтоб все участники были в нем.
Шеринг по всему дню.

Упражнение «Подведение итогов».
Цель: проанализировать весь тренинг; соединить в единое целое свои впечатления и полученную информацию.
Материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.
Ход: Участникам необходимо выполнить следующие задания:
• написать 5 прилагательных-определений, которые подходят к нему в рамках прохождения тренинга;
• описать момент, который больше всего заставил задуматься;
• чтобы вы хотели подарить (пожелать) всем участника тренинга, может кому-то конкретно. После все участники зачитывают все, что получилось.

Анкета обратной связи (см. Приложение 2).
Приложения.
Приложение 1
Бланк вопросника

Ключ к опроснику(обведите совпадения).
1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.
2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.
3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.
4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.
5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.
Обработка результатов
В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

1. Соперничество (конкуренция) или административный тип, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление (приспосабливание), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.
3. Компромисс или экономический тип.
4. Избегание или традиционный тип, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество или корпоративный тип, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К.Томас, создавший данную методику, полагал, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха.
При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки.
И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Другие специалисты убеждены, что оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов.
Если ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.

Приложение 2.
Анкета обратной связи
Имя участника тренинга ________________________________________________________________
Дата занятия, тема ______________________________________________________________________
Степень твоей включенности: 0 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10
(Обведи кружочком соответствующий балл.)
Что мешает тебе быть более включенным в занятия? ________________________________________
______________________________________________________________________________________
Возникшие проблемы в ходе занятий:
а) по отношению к себе _________________________________________________________________
б) по отношению к группе_______________________________________________________________
в) по отношению к ведущему_____________________________________________________________
Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться ______________________
_______________________________________________________________________________________
Что тебе очень не понравилось на занятии? Почему? (пожелания, предложения) ______________________________________________________________________________________
Что ты еще хотел бы написать? _________________________________________________________
Презентация на тему: Конфликты. Способы разрешения конфликтов. Профилактика конфликтных ситуаций

Рекомендуем посмотреть:

Синдром эмоционального выгорания у педагогов ДОУ. Профилактика Тренинг для педагогов Психологическая сказка для педагогов про чувство вины Тренинг для школьников. Все стороны моего "Я"

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Участник №89 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Психологическое занятие для старших дошкольников. Конспект
Опубликовано: 570 дней назад (14 мая 2015)
Просмотров: 3690
Рубрика: Тренинги
+8
Голосов: 8
Елена Юрьевна Детковская # 14 мая 2015 в 20:18 +1
Затронут актуальный и злободневный вопрос межличностных отношений внутри образовательного социума. Тема хоть и востребована обществом, но не так часто озвучена.
Инна Георгиевна Волик # 14 мая 2015 в 20:43 0
Я с вами согласна, не принято говорить о конфликтах внутри педагогических коллективов (при чем не только конфликтов педагогов, но и конфликтах педагог-родитель). Но реальность такова, что подобные факты не редкость, мы-то работники образования об этом знаем. Очень много меняется в системе образования - напряжение растет. Я думаю, что работать в данном направлении и помогать педагогам необходимо. Спасибо за проявленный интерес.
Анастасия Нугзаровна Азаладзе # 15 мая 2015 в 00:15 0
Отмечен наилучший способ решения конфликта - сотрудничество. Действительно, легче избегать человека, но конфликта это не решит. В любом случае, начинать нужно с себя.
Светлана Чухно # 15 мая 2015 в 05:33 +1
Инна, очень подробный у Вас семинар-тренинг получился:) Конфликты внутри педагогического коллектива - актуальная тема, именно общий эмоциональный фон в коллективе, определяет, по моему мнению, качество работы всего образовательного учреждения. И чаще всего эти конфликты "закрытые", ведь мы интеллигентные люди и не устраиваем ругани и склок, однако именно такие конфликты самые опасные. Постоянное внутреннее напряжение, эмоциональное отторжение и недоверие коллег между собой, приводит, в конце концов, к эмоциональному истощению и депрессиям. Тренинги - отличное решения для таких ситуаций, сами того не замечая, педагоги "отрабатывают" свой негативный опыт в психотерапевтических техниках, предлагаемых Вами в семинаре. Я, в своей работе, чаще всего применяю арт-терапевтические технологии, так как считаю, что изобразительное искусство - прекрасный инструмент для катарсиса:)
Инна Георгиевна Волик # 15 мая 2015 в 06:25 0
Спасибо, Светлана, за профессиональный отклик! Для меня было важно. С удовольствием бы посмотрела как вы применяете арт-терапию. Случались в моей практике случаи, когда подходил лишь этот метод. Надеюсь найду этот опыт в вашем блоге.
Светлана Чухно # 15 мая 2015 в 08:53 0
Арт-терапия настолько глубоко интегрирована в мою работу, что найти отдельное занятие или тренинг сложновато будет:)Но я напишу специально для Вас:)
Оксана Анатольевна Мартынюк # 22 мая 2015 в 19:04 +1
Подготовка к тренингу очень серьёзная, проработано много материала, тренинг должен быть эффективным.
Мария Юрьевна Жиличкина # 29 мая 2015 в 00:13 +1
Здравствуйте, Инна Георгиевна! Вы подняли очень серьезную тему, которая затрагивает личностный и профессиональный рост педагога. В своем тренинге Вы подобрали полезные упражнения и информацию, проиллюстрировав презентацией. Сколько человек было на Вашем тренинге? У нас в коллективе около 30 педагогов и мне не хочется делить их на подгруппы и дублировать занятия и в то же время 30 человек для одной встречи очень много. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Инна Георгиевна Волик # 29 мая 2015 в 09:07 0
Мария Юрьевна, спасибо! Мне очень приятно, что моя работа Вас заинтересовала. У меня было 18 человек желающих. Вообще педагогических работников (воспитателей и специалистов)у нас 32. Я думаю, что этот тренинг пойдет на такой группе (30 человек). Желаю вам успехов! smile
Марина Ивановна Щипицина # 9 июня 2015 в 08:23 0
Здравствуйте, Инна Георгиевна! Мне очень понравился ваш конспект, с вашего разрешения, воспользуюсь им. Подобраны хорошие игры и упражнения, все грамотно расписано. В любом коллективе нужно его провести. Спасибо.
Инна Георгиевна Волик # 9 июня 2015 в 08:54 0
Конечно, Марина Ивановна, опыт, который не распространяется бесполезен. Пользуйтесь smile Успехов вам!
Наталья Дашинимаевна Дабаева # 13 июня 2015 в 10:47 0
Спасибо, что пригласили на свою страничку! Тренинг получился очень содержательным, актуальным и познавательным для всех участников семинара-тренинга. Все профессионально продумано! Желаю дальнейших успехов!