Конкурсы для педагогов и детей

Координация между музыкальным слухом и голосом

Проблемы чистого интонирования
Автор: Беловодова Инна Николаевна, преподаватель хора и вокала. Место работы: МОУДОД "РДШИ", р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района.
Координация между музыкальным слухом и голосом. Методическое пособие
Цель: Познакомить с методами налаживания координации слуха и голоса.
Эта работа будет полезна учителям музыки, музыкальным руководителям, а также всем тем, кто имеет отношение к обучению детей пению.
Многим учителям пения приходится сталкиваться с таким явлением на практике, когда, прослушивая детей, поступающих в хор, они слышат, как дети поют какую-либо песню, выбранную по своему желанию: одни на низких тонах, грудным голосом, другие, напротив, - на высоких тонах, фальцетом.
При этом первые, как правило, имеют более ограниченный звуковысотный диапазон, так как, когда голосовые складки при сокращении мышц, заложенных внутри них, делаются толстыми и короткими, то они становятся более инертными, то есть менее податливыми к различным внутренним изменениям по длине и жесткости, что определяет частоту собственного тона любой колебательной системы. Поэтому в данном случае звуковысотный диапазон весьма ограничен по сравнению с противоположным режимом работы, когда голосовые складки, осуществляя колебания лишь своими утонченными краями, легко меняют свои параметры по длине и жесткости за счет их внешних растягивателей. А поскольку высота тона зависит от этих параметров, то, следовательно, диапазон голоса по звуковысотной шкале находится в прямой зависимости от мобильности изменений длины и жесткости голосовых складок.
В грудном режиме фонации эта мобильность минимальная. Отсюда становится ясным, почему дети с грудным типом регулировок «гудят» в пределах 2-3 звуков, имея часто неплохой звуковысотный слух. Такой ребенок обычно слышит, что он поет не тот звук по высоте, что задан учителе, а спеть его правильно не может, так как ему пока не удается иной тип управления голосовыми складками, необходимый для воспроизведения более высоких тонов. В этом и проявляется нарушение координации между слухом и голосом, о котором часто упоминается в методической литературе как одной из причин существования так называемых «гудошников».
Из практики работы с детьми хорошо известно, что налаживание этой координации происходит относительно быстро и в подавляющем большинстве случаев весьма успешно, если не других каких-либо патологических причин неверной интонации. Ребенок «гудящий» в грудном регистре, как правило, где-то на низких тонах, начинает уже правильно повторять простые попевки после нескольких индивидуальных занятий, если обучение начинается с тех тонов, которые даны ему от природы, то есть с примарной зоны звучания голоса данного ученика. В дальнейшем звуковысотный диапазон постепенно расширяется методом повторения отдельных звуков или коротких попевок по полутонам вверх и вниз от примарной зоны.
Однако существует и другой, более эффективный метод, когда перескочив на октаву вверх от примарных тонов голоса ученика, его просят пропеть какой-либо звук тоненьким голосом, как бы пропищать его. Это делается для того, чтобы настроить голос ребенка сразу на другой регистр, фальцетный, поскольку пропищать тоненьким голосом можно только используя краевое колебание.
Интересен тот факт, что спеть звук на полтона выше своей примарной зоны ученик не может, а перескочив сразу на 5-6 тонов выше, другой манерой звукообразования, за счет работы другой мышечной системы начинает правильно воспроизводить заданные тоны по высоте. Этот факт свидетельствует о том, что гортань ребенка не может пока гибко приспособиться к постепенной смене степени активности различных групп мышц. Ей легче резко переключиться с одной мышечной системы управления на другую (с внутренней на внешнюю), нежели координировать их совместную работу, как это происходит во время микстового звучания голоса.
В работе с фальшиво поющими детьми полезны, например, певческие задания, составленный с учетом примарной зоны (повторить зов птицы, спетый учителем, придать ему новую интонацию и т.д.); создание ситуации, при которой «непоющие» дети активно слушают музыку; приемы атаки звуков верхнего регистра (спеть, как колокольчик, маленький воробушек) для того, чтобы исключить перенос низкого разговорного голоса в пение; пропевание отдельных звуков про себя на слоги «ля» и «то», благодаря которым в голосовом аппарате происходят небольшие движения и осуществляется подготовка к пению вслух; исполнение мелодии песни на слоги «ля» и «то» с закрытым ртом, тихо и отрывисто и, наконец, со словами.
Наряду с перечисленными приемами важна последовательная работа по исправлению интонации у фальшиво поющих детей. Она осуществляется поэтапно. Сначала даются упражнения на овладение певческими навыками (легато, мягкая атака, свободная артикуляция). Затем, на втором этапе (5-10 занятий), осуществляется дифференцированное обучение по группам (например, фальшиво поющие слушают чистое, выразительное пение товарищей, затем поют про себя и вслух, подражая пению хорошо интонирующих ребят). На этом этапе фальшиво поющие ребята подключаются к разучиванию песен. Сначала первый куплет учитель поет вслух, а все ребята про себя. Потом весь класс поет куплет, на слог, например, «лю».
Успеху в работе с фальшиво поющими детьми способствует также то, что их сажают рядом с чисто интонирующими, используют графическое изображение мелодии песни, элементы движений.
За последние годы все больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Открываются детские эстетические центры, подготовительные группы при обычных и музыкальных школах, хоровых студиях.
Психологами давно установлено, что возраст 2-5 лет самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребенка. Никто уже не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но, к сожалении, мало кто убежден в необходимости и раннего музыкального образования. Несмотря на то, что в детских садах накоплен определенный положительный опыт, музыкальные занятия там носят скорее развлекательный характер, поэтому результаты такой работы нас полностью удовлетворить не могут. Не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, среди них есть «гудошники», - дети, не координирующие голос со слухом, почти никто из детей не знаком с основами музыкальной грамоты. Считается, что этим должна заниматься школа, но практика показывает, хотя бы на элементарном уровне, музыкальным образованием не занимаются ни в начальной, ни в средней школе. А ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом все это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создает различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы «медведь на ухо наступил», ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих.
Многие дети, став взрослыми, так и не научившись петь, сохраняют свою неприязнь к музыке. Музыка не дала им радости, на занятиях они чувствуют себя ущербными, «белыми воронами», и для многих это ощущение отразилось на их характере, отсюда отрицание значения музыки вообще.
Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии – эта способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все на лету, и работать с такими одно удовольствие; для достижения успеха у других надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов. Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте. И мы знаем сотни примеров, когда у опытных педагогов сто процентов детей развивают свой музыкальный слух и голос. Во всех этих случаях большую помощь педагогам-музыкантам может оказать оригинальная методика по освоению музыкальной грамотности (развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и т. д.) хоровое сольфеджио. Эта методика состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка, с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному.
В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Вот, например, ручные знаки. Систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как «нотный стан»), интенсивно развивают координацию между слухом и голосом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне. При разучивании песен мы преследуем две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам. Тем самым мы развиваем общую музыкальную грамотность и постепенно готовим детей к будущему пению по нотам.
Занятия по предлагаемой методике могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Зная музыкально-слуховые возможности каждого ребенка, надо найти «примарную звуковую зону», удобную для всех детей группы, для чего подобрать подходящую тональность, при этом не надо бояться низких регистров.
На каждом занятии необходимо значительное время уделять пению без сопровождения, что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, дети начинают лучше петь в унисон.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника "Посвящение в первоклассники" в музыкальной школы Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки Урок-концерт, 4 класс фортепианного отделения Биография Гнесиной

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Опубликовано: 656 дней назад (23 февраля 2015)
Просмотров: 2913
0
Голосов: 0
Алевтина # 23 февраля 2015 в 18:14 0
Занимаясь с детьми на уроках музыки пением, рчень часто приходится сталкиваться с такой проблемой. Спасибо за подсказанные пути решения.
Светлана Петровна # 23 февраля 2015 в 18:19 0
Спасибо за материал. Очень полезная и нужная информация
Яна Алексеевна # 23 февраля 2015 в 18:23 0
Можно использовать ваш материал на занятиях с малышами, думаю будет очень эффективно. Спасибо.
Евгений # 8 июня 2015 в 08:23 0
Благодарю за интересный метод. Не могли бы Вы рекомендовать литературу по рассматриваемой проблеме.