Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа с одарёнными учащимися (литературное направление)

Статья «Работа с одарёнными учащимися» (литературное направление)
Автор: Евсейчик Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы Стахановской СОШ № 32, г. Ирмино.
Описание: данный материал, думаю, будет интересен и полезен учителям русского языка и литературы не только для организации работы с одарёнными учащимися, но и для организации внеклассной работы по предмету.
Цель:раскрыть особенности работы с одарёнными учащимися, склонными к литературному творчеству.
Задачи:
-познакомить с типами одарённости, формами и методами работы с одарёнными учащимися;
-дать информацию об организации школьного литературного клуба;
-представить пример заданий по работе над детским словотворчеством.
Эпиграф: Не позор, а горе тому учителю,
который не видит в своих учениках личностей
и каждым своим шагом не осуществляет
индивидуальный подход.
С. Максименко
Очень актуальной является проблема выявления, развития и педагогической поддержки способных и одаренных учащихся, раскрытие их потенциала. Каждый одаренный ученик – индивидуальность, которая требует особого подхода.
Содействие реализации одаренности требует организации особой среды. Учебное заведение – это, прежде всего, творческая среда, где формируется новый человек, формируется не как субстант к существующему обществу, а как творческая личность.
Одаренные ученики: выявление – обучение – развитие.
Если вы относитесь к ребенку
как к идеальной личности –
вы поднимаете ее на ту высоту,
на которой вы хотели бы ее увидеть.
И. Гете.
Работа с одаренными детьми начинается, конечно же, непосредственно на уроках, где учащиеся проявляют свои способности при выполнении индивидуальных творческих заданий, в умении выражать собственное мнение, в выражении своего отношения к литературным героям и их поступкам, к природе, к людям, в умении тонко чувствовать и переживать подобное.
Показатели творческой одаренности учащихся.
Ученик как личность:
1. Стойкая, повышенная потребность в самоактуализации , в проявлении себя, в самоутверждении.
2. Наличие личного мнения.
3. Интеллектуальная независимость, пренебрежительное отношение к стереотипам, авторитетов. Потребность сопротивляться шаблону, навязанному стилю деятельности.
4. Высокая самооценка, потребность иметь свой собственный «Я – образ».
5. Оригинальность.
6. Импульсивность, порывистость.
7. Широта интересов. Интерес к философским вопросам.
8. Стремление самостоятельно преодолеть трудности, которые возникли.
9. Потребность в серьезной внутренней работе, создании своей индивидуальности, духовному росту.
Система работы с одаренными учащимися учителя литературы:
1.Выявление одаренных детей (с гуманитарным уклоном). Конкурсный отбор, диагностика. Создание банка данных с учетом типов одаренности.
2. Создание надлежащих условий для раскрытия потенциальных возможностей детей (через учебные планы, привлечение семьи, работу психолога, факультативы, индивидуальные консультации, конкурсы, олимпиады, фестивали, интеллектуальные игры и тому подобное).
3. Максимальное раскрытие одаренности и наиболее полная реализация возможностей (предметные декады, традиционные праздники,
связь с общественными организациями – клубами , библиотеками, детской школой искусств).
4. Научно-исследовательская работа учителя. Написание дидактических пособий, создание памятников.
Выделяют следующие типы одаренности учащихся:
1) интеллектуальный и академический;
2) художественный;
3) творческий (креативный).
Учащихся с интеллектуальным и академическим типами одаренности привлекаем к участию в школьных и городских предметных олимпиадах, различных предметных конкурсах, они занимаются в предметных кружках, помогают в подготовке предметных декад и недель, месячников.
Учащиеся с художественным типом одаренности принимают участие в воспитательных мероприятиях, спектаклях, конкурсах на школьном, городском и областном уровнях. В школе организуются его персональные выставки, проводятся выступления.
Направления работы педагога с одаренными детьми:
1. Диагностика социального интеллекта одаренных детей, как одного из показателей адаптации одаренных детей (сентябрь).
2. Контроль за адаптацией одаренных детей (в течение года).
3. Изучение характера восприятия одаренных детей сверстниками, их эмоционального состояния и сильных сторон личности (октябрь, ноябрь).
4. Социальное сопровождение:
а) индивидуальное консультирование (по необходимости);
б) привлечение к конкурсам, олимпиадам на уровне школы и на уровне города (в течение года);
в) помощь одаренным детям с низким статусом в ученическом коллективе самоутвердиться (по необходимости);
г) помощь в кризисных ситуациях и содействие реализации способностей;
д) социальное просвещение родителей (постоянно);
е) лектории для родителей: «Как воспитывать одаренного ребенка» (на родительских собраниях в течение года);
ж) реклама детского творчества на уровне школы, города (в течение года).
Работу по первым трём направлениям следует проводить с классами, с которыми учитель только начинает работать. В классах, с которыми учитель работает не первый год, эта работа уже проведена и преподаватель работает
уже систематически над развитием творческих способностей. Стоит заметить, что некоторые ученики открывают в себе творческий потенциал не сразу, а в процессе обучения, общения с теми, кто уже себя проявил в определенной области. Поэтому для меня очень важно привлекать к творчеству как можно больше учеников.
В работе можно использовать такие творческие методы, которые способствуют эффективной работе с одаренными детьми:
• уважение желания учащихся работать самостоятельно;
• умение воздерживаться в процессе творческой деятельности;
• поощрение работы над проектами, предложенными учениками;
• исключение любого давления на детей, создание раскрепощения атмосферы;
• подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;
• извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей;
• поощрение максимальной увлеченности в совместной деятельности;
• убеждение учеников, что учитель является их единомышленникам, а не врагом;
• погружение в философские проблемы для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования гораздо чаще, чем для других детей;
• стремление к совершенству – для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства – они не успокаиваются, к
достигнут желаемого.
Вообще, существует несколько взглядов на детское творчество.
Во-первых, все дети от природы поэты и художники, поэтому не следует им мешать, пусть развиваются свободно.
Во-вторых, поощрять детское сочинительство – значит растить графоманов.
И известный педагог В. А. Сухомлинский стоял за «поэтическое воспитание детей», призывал приучать учащихся к стихосложению и говорил, что в жизни детей первое место должно принадлежать словотворчеству, что благодаря ему дети становятся более чувствительны к тончайшим средствам влияния – к слову и красоте. Как и В. Сухомлинский, я считаю, что «радость словотворчества – это самая доступная для детей интеллектуальное вдохновение».
Заботясь «о пробуждении поэзии» в ребенке, я необходимо воспитывать у учащихся поэтический вкус языковой культуры и тем самым воспитывать художественный вкус вообще и эстетически-творческое отношение к жизни и искусству.
Учащихся, имеющих способности к литературному творчеству, может объединить школьный литературный клуб, организованный именно учителем литературы.
Цель работы клуба:
- создание необходимых условий для художественно-эстетического развития учащихся, индивидуальной работы с одаренными детьми, для их творческой самореализации;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование эстетического вкуса;
- привитие любви к литературе и чтению.
Задачи:
- развивать навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественных произведений;
- ознакомить с основами стихосложения;
- реализовывать идею межпредметных связей курса русского языка и литературы;
- развивать познавательный интерес к изучению литературы;
- повышать интеллектуальный уровень учащихся;
- способствовать творческой самореализации членов клуба;
- содействовать речевому общению учащихся.
Клуб может объединить все виды внеурочной работы по литературе, став ее центром.
Говоря о клубе применительно к преподаванию литературы в школе, мы рассматриваем это явление в двух аспектах:
1) влияние работы клуба на уроки, возможность с помощью клуба сделать преподавание более эффективным;
2) самостоятельное литературно-образовательное, литературно-развивающее, творческое значение работы клуба как формы реализации креативных возможностей учащихся.
Направления работы с одаренными учениками:
- подготовка к предметным олимпиадам;
- подготовка к литературным конкурсам;
- «Тропинка к Парнасу» (пробы пера);
- «Искусство слова» (выразительные средства языка, ораторское и сценическое мастерство, декламационное чтение).
Формы работы клуба разнообразны:
- литературная игра, викторина;
- экскурсии (в природу, музеи, библиотеки, на выставки и другие);
- диспут;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и обсуждение кинофильмов;
- литературный вечер;
- литературно-музыкальная композиция, литературная гостиная;
- читательская конференция;
- литературные чтения;
- конкурсы чтецов;
- оформление творческих выставок, выпуск поэтических сборников;
- презентации сборников, выпущенных самими учащимися;
- библиотечные уроки;
- праздники книги;
- встречи с членами городского литературного объединения (если есть) ...
Учащиеся – члены клуба(из опыта работы) – всегда активны и любознательны, принимают участие в интеллектуальных марафонах, в театрализованных выступлениях на уроках литературы и классных часах, пишут стихи и прозу, принимают участие в конкурсах выразительного чтения, литературных праздниках, занимаются исследовательской деятельностью.
Но каждое творчество должно иметь поддержку и признание, чтобы к ней не пропадал интерес. Поэтому руководитель клуба должен приложить усилия к тому, чтобы юные литераторы чувствовали свою значимость: привлечение учащихся к участию в различных конкурсах, организация литературных сессий в городской библиотеке (встречи с взрослыми литераторами), издание детских работ в городской прессе, проведение открытых заседаний клуба и литературных вечеров для учащихся школы и учителей. В школе должна быть постоянно действующая выставка детских творческих работ, что способствует вовлечению в ряды клуба новых членов.
Из опыта работы литературного клуба.
Как научить детей видеть, слушать, наблюдать, воспринимать. Начать можно с экскурсии в природу, так как радость от встречи с красотой природы—самая доступная для детей.
I.Например, прогулка по осеннему лесу или парку. Сначала учим детей слушать звуки природы, наблюдать, не шуметь.
Потом можно провести беседу:
• Какие звуки леса привлекли ваше внимание?
• В какие краски окрашен лес?
• Вспомните стихи известных вам поэтов об осени.
• Совпадает ли описание осени у поэтов с тем, что видите вы?
После экскурсии впечатления ребят можно выявить и закрепить следующими заданиями:
1.Подберите разнообразные эпитеты к слову осень.
(Пример: унылая, тихая, багряная, глухая, прозрачная, пламенная, яркая и т. д..)
2.Подберите эпитеты для определения личного осеннего настроения.
(Пример: безрадостное, унылое, сентиментальное, грустное, меланхоличное, приподнято-торжественное, спокойное и т. д..)
3. Подобрать иллюстрации с осенним пейзажем. Сравнить осень на этих иллюстрациях и ту, которую ребята наблюдали сами.
4. Подобрать сравнения к отдельным явлениям осени, а затем к ОСЕНИ в целом.
(Пример: - Осень—как перо жар-птицы (от пера всегда льётся свет; - как царевна (нарядная, красивая; - как закат солнца (с деревьев падают красные листья); - как щедрая хозяйка (много припасла, угощает); - как костёр (разноцветье осенних листьев: жёлтые, красные, бурые…).)
5. Подобрать в соответствии с определённой логикой и размером поэтического текста эпитеты, а устно мотивировать свой выбор:
Кроет уж лист _______
__________ землю в лесу…
Смело топчу я ногой
__________ леса красу.
С холоду щёки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь _________ утех!
Лес с себя тайну совлёк:
Сорван ____________ орех,
Свянул ____________ цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой ____________ груздей;
Около пня не висит
Пурпур ____________ кистей;
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность _________небес.
(Авторские эпитеты распределяются следующим образом: золотой, влажную, вешнюю, прежних, последний, последний, кудрявых, брусничных, прозрачных.)
6. Определить вид того или иного выразительного средства языка, представленного в строфах:
А) Недовольный мокрый зонт в углу
Думает о вечно мокрой доле,
Дождик барабанит по стеклу,
Потому что тоже недоволен. (Олицетворение)
Б) Всё больше и больше жёлтых листьев….
Вся земля словно шкура лисья. (Сравнение)
В) Люблю в лесу бродить один
Ноябрьским утром, тихим, ранним…
Возникнет гроздь воспоминаний,
Как кисти красные рябин. (Метафора + сравнение)
Г) Пора свершений, увядания,
Ночных туманов сизый дым,
И грустной прелести прощанья
Полны соседние сады. (Эпитет)
7. По готовой рифме сочинить четверостишие.
…………. отпели, (Вот и птицы уже отпели,
………….отцвели. И цветы в степях отцвели.
………..побледнели, И поля давно побледнели,
……….. ушли. Ветры тёплые в дали ушли.)
8. Самое сложное задание: выразить в стихах свои впечатления об осени.
Таким образом можно провести работу над восприятием любого времени года. В процессе работы можно использовать тексты писателей и поэтов, репродукции картин, музыкальные произведения.
Считаю, что очень важно обучать школьников словотворчеству.
Фотоматериалы из опыта работы.

Выставка сборников стихотворений (выпущены учащимися) членов школьного литературного клуба "Мотив"

Юные поэты школы

Литературный вечер "С днём рождения, Книга!"

Фото на память (юные поэты с поэтами городского литературного объединения "Стахановец")

Выставка "Книги-юбиляры"

Презентация книги Е. Ильиной "Четвёртая высота"

Рекомендуем посмотреть:

Работа психолога с одаренными детьми Консультация для родителей 2 класса Система работы с одарёнными учащимися в условиях сельской школы Опыт создания условий развития одаренных учащихся
Внеклассное мероприятие КВН по литературе для учащихся 9 классов | Сценарий праздника для 5-7 классов с презентацией. Славим Книгу
Опубликовано: 3206 дней назад (9 июля 2015)
Просмотров: 10448
Рубрика: Статьи
+6
Голосов: 6
Марина Викторовна Княжева # 9 июля 2015 в 21:59 +1
Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.
Г.В. Плеханов
И так чудесно, Инна Николаевна, что Вы эти условия создаете. Удачи и дальнейших творческих успехов Вам и Вашим ученикам!!!
Светлана Викторовна Кураева # 9 июля 2015 в 23:08 +1
Уважаемая Инна Николаевна! Вы затронули очень важную и "больную" для каждого педагога тему.Одарённые дети, на мой взгляд, приходят в школу уже "целованные" Богом и родительскими генами. Их не нужно выявлять: "золото и в навозе блестит"(прошу правильно понять пословицу). По лекториям, консультированиям и т. д. не воспитаешь одарённую личность.Эти дети сами будут искать пути к самообразованию. Ты только направляй и поддерживай. Способные дети - это другое дело.Здесь работает всё, о чём Вы перечислили в статье. Что с ними нужно делать - я прочитала, а вот как делать - мне, к сожалению, не хватило.Вы обратились к педагогическому опыту Сухомлинского. Браво! "Рождение гражданина" - моя настольная книга. Чтобы не открывать велосипед, я туда частенко заглядываю. Согласитесь, мы часто искусственно выращиваем одарённых детей: пишем за них работы на конкурсы, сочиняем стихи.Но в скором времени эти мыльные пузырики лопаются. Сомородки с поэтическим даром лично мне попадались раз в пятилетие. Я с вами согласна, детям нужно прививать эстетический вкус, любовь к литературе, слову нашему русскому,Ваши задания тому примеры. Но одарённости от этого не прибавится.А вот любви к предмету, желания больше узнать - это да.Если я люблю Чехова, то поверьте, мои ученики его тоже любят. Наверное, я о нём и говорю иначе.Ваша статья очень актуальна, она заставляет думать, а что может быть лучше. У меня порой складывается впечатление, что в школе нам дети мешают работать: только один отчёт сдашь, тебе еще два через час принести нужно. Вот и работай с одарёнными детьми! Хоть бы способных не упустить. Спасибо Вам, Инна Николаевна, за статью, за желание узнать моё мнение. Примите голос.
Удачи Вам и побольше одарённых детей.
Инна Николаевна Евсейчик # 10 июля 2015 в 09:55 +1
Спасибо, Светлана Викторовна, за подробный отзыв о публикации. Со многими моментами комментария я согласна. Особенно с тем, что часто мы выращиваем искусственно одарённых детей. Но "целованных" Богом сейчас не так уж и много. И не всегда эти дети раскрываются (в силу их характера, воспитания). А педагогам ещё и приходится сдавать списки одарённых детей по разным направлениям. Вот и считаем детей с определёнными способностями одарёнными. Хочется отметить, что дети больше предпочитают петь, танцевать, рисовать, т. е. художников и артистов больше, чем пишущих детей (для меня в школе это сокровище, потому что с каждым годом их всё меньше и меньше). Статья содержит общие рекомендации. А по поводу того как делать, то здесь каждый учитель подойдёт по-своему. Ну и, конечно же, любой талант без труда может потухнуть."...Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий!" (Ф. Бэкон) И вот тут важна работа педагога. Спасибо, Светлана Викторовна, что заставляете думать и располагаете к дискуссии.
Светлана Викторовна Кураева # 10 июля 2015 в 11:51 +1
Инна Николаевна! Я пытаюсь привлечь детей к чтению при помощи ролевых игр. Всех не получается, но многие наживку заглатывают и постепенно становятся активными "литераторами". Если будет время, посмотрите на моей страничке урок "Спасите наши души". Ученики видят плод своего труда. Но чтобы его вырастить, нужно потрудиться, из десяти стихотворений выбрать одно. Здесь и амбиции замешаны, чтобы только его "шедевр" вошёл в книгу. Вот и ищут что - то особенное. Постепенно затягивает. А книги получаются замечательные. Оформляем их в типографии. Приглашаю на презентации известных кубанских писателей. Я являюсь рецензентом учебника "Литература Кубани" для 10 класса. Поэтому дружба с кубанской писательской организацией мне очень помогает. Часто вожу детей по литературным местам. Но иногда едут те, которым нужны развлечения, а у талантливых денег нет для поездки. Тоже проблема. Многие мои победители не могут поехать в Москву, чтобы защитить работу по этой же причине.Я сама выиграла конкурс "За нравственный подвиг учителя". В Кремль на защиту приглашали, а поехать не смогла. Кстати, тоже ролевую игру представила. Получился лучший учительский проект года. Чтобы вырастить "самородок" нужны большие деньги. Вот и варимся в собственном соку.А пока иногда идёшь на урок "с огнём в груди, не чуя ног, пошёл он к людям честным словом взывать к добру, но видит Бог, с таким успехом он бы мог читать Овидия коровам". Да и ФГОСы прибавили рутинной работы. "Скирдуешь" мешки никому не нужных бумаг и думаешь: "Ах, рассудку вопреки миром правят дураки. Удалось же дуракам умных так прибрать к рукам". Спасибо, Инна Николаевна, за солидарность, с Вами приятно общаться. Но вы можете со мной не согласиться, я с удовольствием приму Ваши аргументы. А комментарий Ваш мне будет интересен по поводу моей работы "Спасите наши души". Такие игры можно провести на любые темы.
Елена Николаевна Кусакина # 9 июля 2015 в 23:14 +1
Спасибо за приглашение! Действительно, в работе с одаренными особенно велика роль внеурочной деятельности, что Вы, Инна Николаевна, и продемонстрировали своей интересной работой.Дальнейших успехов!!! +1
Татьяна Александровна Толстикова # 10 июля 2015 в 11:18 +2
Инна Николаевна, здравствуйте! С большим интересом прочитала Ваш материал и полностью разделяю Вашу точку зрения. Замечательно, когда педагог живёт вместе с детьми, готов помочь и направить ребёнка в нужное русло, независимо от того, одарённый ребёнок, способный или просто желающий попробовать себя в чём-то новом. Запомнила на всю жизнь рассказ одного сельского учителя рисования. Однажды к нему на кружок пришёл мальчик только потому, что ему на день рождения подарили альбом и краски. Спустя пару лет мальчик стал побеждать на различных конкурсах. А если бы не этот случайный подарок и не педагог, который не отмахнулся от ребёнка. Спасибо за интересный материал, в котором педагоги смогут найти для себя много интересных и полезных рекомендаций для своей работы с одарёнными и способными к литературному творчеству детьми, а также для организации внеклассной работы. В своей работы тоже использую многие из этих форм, приемлемые в начальной школе, приобщая ребят к чтению, и очень радуюсь, добиваясь каких-то результатов. Успехов вам! Примите мой голос.
Вера Валерьевна Ляпина # 14 июля 2015 в 07:08 0
Ваша работа заслуживает большого уважения! Очень важно раскрывать скрытые таланты, создавать почву для их раскрытия. Такая работа требует больших усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Как хорошо, что есть такие учителя и их становится все больше. Удачи вам во всех начинаниях! ГОЛОС!
Надежда Боевна Кикеева # 25 июля 2015 в 17:30 0
Здравствуйте, Инна Николаевна! Вы представили интересный опыт работы с одаренными детьми. Думаю, что не столь важно, как мы будем называть данный вид работы ("с одаренными детьми", "со способными детьми" и т.д.).Главное, что в процессе работы мы развиваем ребенка как личность, формируем определенные умения и навыки, которые, несомненно, нужны ему в дальнейшей жизни. Примите мой голос. Успехов Вам.