Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в царство Нептуна»
Цель: Формировать у детей познавательный интерес к жителям подводного мира.
Задачи.
Образовательные: подведение детей к понимаю того, что жизнь на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистая вода, воздух благоприятно сказываются на здоровье и жизни животных; расширение и систематизация знаний о морских обитателях, их роли в очистке воды; закрепление умения устанавливать причинно - следственные связи между природными объектами и явлениями; познакомить детей с новым для них способом получения изображения - нанесением тонкого слоя песка на клее-вой слой внутри контурного рисунка.
Развивающие: развивать мышление, речь, мелкую моторику, развивать у детей навыки проведения опытов, творческое мышление, умение анализировать, сравнивать, логически рассуждать и делать выводы.
Воспитательные: воспитание привычки правильного поведения в природе (не оставлять мусор во время отдыха, унося его с собой).
Материал: мультимедийная презентация, набор карточек с морскими животными и рыбами; стаканчики, воронки, марля, вата, уголь, перышко, масло растительное, мех, трубочки, целлофан черный и прозрачный, силуэты рыб, клей, песок разноцветный, салфетки, фартуки, энциклопедия, глобус.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила электронное письмо, вот послушайте его.
Нептун: «Здравствуйте, ребята! Я – Нептун, великий царь всех морей и океанов. Большая беда случилась в Мировом океане! Вода сильно загрязнена! Морские обитатели гибнут! Подскажите мне, пожалуйста, надежный способ очистки грязной воды! Жду вашего ответа и приглашаю вас в путешествие в морские глубины»
Воспитатель: Ребята, сможем мы выполнить просьбу Нептуна?
Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? (глобус) Что такое глобус? (глобус – это модель нашей планеты Земля). Давайте посмотрим на глобус и найдём владения Нептуна. Какого цвета на глобусе больше? (голубого) Что изображено голубым цветом? (озёра, моря и океаны).
Воспитатель: Действительно, вода занимает огромное пространство на планете, намного большее, чем суша. Это водное пространство называют Мировой океан. И вот беда – Мировой океан сильно загрязнен. Как вы думаете, чем может быть загрязнена вода в океане? (мусором, пластиковыми пакетами и бутылками).
Воспитатель: Да, ребята, вы правы. А почему так происходит? Откуда в воде мусор? (люди не соблюдают правила: мусор надо уносить с собой с пляжа).
Воспитатель: Молодцы! А еще, ребята, вода в океане загрязнена нефтью и радиоактивными отходами, которые попадают в воду во время аварий при бурении скважин на дне моря и крушений танкеров, перевозящих нефть и топливо. Нефть похожа на черное подсолнечное масло, только она очень ядовита и губительна для рыб и других морских обитателей. Давайте убедимся в этом.
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в лабораторию. Что делают в лаборатории? (проводят опыты) Правильно, проводят опыты.
Опыт 1.
Воспитатель: Итак, давайте посмотрим. Что происходит на поверхности моря, когда там нефть. Я капаю масло в стакан с водой. Что происходит с каплей масла? (Масло растекается, так же как и нефть на море).
Опыт 2.
Воспитатель: Назовите птиц обитающих на море и на морском побережье. (Чайки, гагарки, кайры, поморники, фламинго, пеликаны, альбатросы).
Воспитатель: Подбросить перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в масло и еще раз подбросить вверх. Ребята, посмотрите, как быстро перышко падает вниз. Почему? (масло склеило перо).
Воспитатель: Строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.
Опыт 3.
Воспитатель: Какие животные обитают на море и на морском побережье? (Белые медведи, тюлени, моржи, морские котики). Давайте, рассмотрим, как эта экологическая катастрофа повлияла на жизнь животных.
Воспитатель: Приложите мех к щеке. Какой он (Мягкий, теплый)
Воспитатель: Зачем мех нужен морским животным (Согреваться от холода)
Посмотрите, я опускаю в миску с маслом мех. Какой он стал? (Липкий, мокрый)
Воспитатель: Может ли такой мех согреть? Если перья и мех в нефти, то тепло не сохраняется. Чем животные очищают себя от нефти (Языками)
А если они сами себя очищают языками, то, что может произойти с ними (Животные отравятся нефтью, так как она попадет вовнутрь)
Опыт 4.
Воспитатель: Что еще есть в море? (Водоросли, морская капуста, рыба)
Взболтайте воду в стаканчике трубочкой. Что увидели? (Пузырьки – это кислород). Так как нефть не пропускает в воду кислород, какие обитатели моря могут погибнуть? (Стали погибать водоросли)
Воспитатель: А куда исчезли рыбы из места, где пролилась нефть? (Рыбы уплыли подальше от этого места)
Опыт 5.
Воспитатель: Возьмите прозрачный полиэтилен. Что вы видите через него? (Свет)
Воспитатель: А теперь посмотрите через черный полиэтилен. Что видите (Темно, ничего не видно)
Воспитатель: А что нужно для жизни в воде морским растениям? Смогут ли морские растения жить без кислорода и света? (Солнечные лучи не проникают и растения погибают). А если погибнут растения, смогут ли выжить рыбы? Почему? (Многие рыбы питаются морскими растениями). А если погибнут рыбы, что будет с морскими животными? (Погибнут). Почему? (Потому, что морские животные питаются рыбой).
Рассмотрим цепочку питания морских обитателей.
Воспитатель: Что нужно для жизни в воде морским обитателям? (вода, свет, кислород, растения, рыбы) (зарисовываем в журнале) Составим цепочку жизни в воде морских обитателей.
Опыт 6.
Воспитатель. А теперь давайте очистим воду от масла. Рассмотрите емкость с водой. Что вы видите на поверхности? (На поверхности масляные пятна).
Воспитатель: Масло растворяется в воде? (ответы детей). – С помощью чего можно очистить воду от масла? (С помощью фильтра). В нашей лаборатории есть готовые фильтры, возьмите их.
Воспитатель: Приступайте к работе. Помните о мерах предосторожности при обращении с посудой. (Дети приступают к фильтрованию загрязненной воды разными способами по выбору. По окончанию работы дети вместе с воспитателем определяют, в каком стаканчике вода получилась наиболее прозрачной и делают вывод о наиболее эффективном способе фильтрования воды)
Воспитатель: Поставим стаканчики с фильтрованной водой в ряд и внимательно посмотрим, в каком стаканчике вода наиболее прозрачная? С помощью какого фильтра вода очищается лучше всего?
(Вода лучше всего очистилась с помощью фильтра из марлевой салфетки, ватного диска и угля) (фиксируем).
Воспитатель: Хорошо. Значит, какой ответ мы дадим Нептуну? Какой способ очистки загрязненной воды оказался наиболее надежным?
(Наиболее эффективный способ очистки загрязненной воды – ее фильтрование с помощью фильтра, изготовленного из марлевой салфетки, ваты и угля).
Воспитатель: Отлично. Ответ на вопрос Нептуна готов. Теперь пора отправиться в морское путешествие. Хотите стать исследователями морских глубин? Для этого мы должны погрузиться на большую глубину. Как же мы сделаем это? С помощью, какой специальной техники мы сможем опуститься на морское дно? (Исследовать морские глубины можно на подводной лодке, исследовательских кораблях).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Люди придумали специальный подводный исследовательский корабль для изучения морских глубин. Это корабль называется батискаф. Ну что, готовы вы отправиться в морское путешествие?
Физкультминутка.
«И вот перед нами море,
Бушует оно на просторе.
А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна.
Качает вода соленая
Водоросли зеленые
Скачут дельфины
Подставляя солнцу спины
На волнах качаются
Солнцу улыбаются».
Воспитатель: Занимаем места в батискафе. (Дети с воспитателем рассаживаются на стульчики перед экраном)
Воспитатель: Итак, начинаем погружение! (На экране появляется изображение батискафа, погружающегося в морские глубины).
Воспитатель: Внимательно следите за иллюминатором: в нем будут появляться разные морские обитатели. Они любят заглядывать в иллюминатор, проплывая мимо. Ну вот, ребята, мы с вами и оказались на дне океана. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных.
Воспитатель: Рассмотрите и назовите рыб и морских животных, которые изображены у вас на карточках. (Дети называют).
Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Найди домик», вам нужно разделиться на две команды.
Воспитатель: Девочки поселят рыб в домик зеленого цвета, а мальчики расселят морских животных в домик синего цвета. Молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, а скажите, чем отличаются рыбы от морских животных. (Дышат рыбы при помощи жабр, тело рыб покрыта чешуей, передвигаются рыбы при помощи плавников и хвоста, рыбы откладывают икринки. Млекопитающим и рептилиям необходимо всплывать на поверхность моря, чтобы дышать воздухом, и многие из них выходят на берег, чтобы рожать детенышей или откладывать яйца, млекопитающие дышат легкими).
А как дышит рыба под водой? Чем покрыто тело рыбы? Как передвигаются рыбы? А как рыбы появляются?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как в водоёме появляются рыбки, водоросли, рептилии?
Составьте экологические цепочки «Что сначала, что потом?»
(Дети делятся на 3 команды и составляют по одной экологической цепочки.)
Икринки – малёк - рыба
Яйцо –черепашки - черепаха
Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.
Воспитатель: морская черепаха появляется из яиц, из яйца вылупляются черепашки.
Воспитатель: Ребята, у Олеси есть удивительная книга - энциклопедия. Олеся и Гена расскажут вам о морских обитателях, которые, подобно фильтру, очищают воду.

Олеся: Это - морские губки. Они пропускают через себя морскую воду и удерживают находящиеся в ней частицы. Губки выделяют вещества, убивающие вредных микробов. Их тела больше похожи необычные толстые растения, чем на животных.
Олеся: А вот морские ежи. Они способны очищать воду от радиоактивных веществ, которые могут вызвать у людей тяжелые заболевания.
Олеся: Крабы очищают морское дно от больных и мертвых животных.
Гена: Рыба-бабочка чистит морских обитателей, их рот, жабры, плавники, съедая паразитов, живущих в не защищенных чешуей щелях.
Гена: Рыба-ангел чистит более крупных рыб, поедая паразитов с их чешуи.
Гена: А вот рыба-чистильщик. Это мелкая рыбка не более 10 см. Чистит крупных морских обитателей, например мурен. Мурена даже позволяет ей чистить у себя во рту.
Нептун: Здравствуйте, ребята! Расскажите мне о наиболее надежном способе очистки грязной воды.
Дети: Здравствуй, Нептун, великий царь морей и океанов! Мы проводили опыты – очищали загрязненную воду и выяснили, что лучше всего вода очистилась с помощью марлевой салфетки, ваты и угля.
Воспитатель: Ой, Нептун. Царство твоё такое огромное, простирается по всей планете, и не все люди знают, что воду надо любить и оберегать. Поэтому я предлагаю сейчас детям составить правила по охране водоёмов, а помогут им в этом знаки, которые я подготовила.
На проекторе появляются закодированные правила поведения на воде.
Нептун: Молодцы ребята, запомните эти правила и расскажите о них всем.
Воспитатель: Теперь Нептун у тебя будет чистая вода, а значит, в твоём царстве снова появятся рыбки, морские животные, ракушки, водоросли и восстановится экологическое равновесие.
Воспитатель: Ребята, у Нептуна мало осталось рыб в подводном царстве давайте подарим рыбок на память. Садитесь по удобнее. К каждому из вас приплыла рыбка. Смотрите, она белая, а ее нужно сделать цветной. Необходимо намазать клей на силуэт рыбки, затем аккуратно посыпать песком и аккуратно стряхнуть лишний песок (показывает способ выполне-ния задания). Вот и получилась красивая рыбка! А сейчас так же сделает каждый из вас. (Дети выполняют задание, воспитатель при необходимости помогает.) Какие краси¬вые рыбки у вас получились!
Нептун: Ребята, я так доволен нашей встречей, спасибо вам, оставайтесь такими же любознательными, берегите природу, и тогда наша планета будет чистой и красивой.
Воспитатель: Ну вот, ребята, подошла к концу наша прогулка по морскому дну. Пора возвращаться домой. Занимаем места в батискафе. Снимаем водолазные костюмы. Все готовы к подъему на поверхность океана? Замечательно! Можете закрыть глаза, расслабиться и вспомнить, с какими морскими обитателями мы встретились во время путешествия. (Звучит спокойная музыка).
Воспитатель: Что нового узнали о морских обитателях? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось наше морское путешествие.

Рекомендуем посмотреть:

НОД по экспериментированию в старшей группе Конспект открытого урока по предмету «Партерная гимнастика» для детей 5-6 лет Экспериментальная деятельность в старшей группе. Свойства воды НОД по образовательной области «Познание» (раздел ФКЦМ) в старшей группе
Проект для старшей группы детского сада. Укрась клумбу
Опубликовано: 668 дней назад (4 февраля 2015)
Просмотров: 1905
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Галина Васильевна Егорова # 5 февраля 2015 в 05:16 +1
Прочитала конспект вашего занятия. Он интересен, с наглядными примерами для детей. Очень хорошо, что вы демонстрировали свои примеры. Все занятие носит познавательный и развивающий характер, направлено на воспитание любви к окружающему миру, желания беречь и не загрязнять природу, реки и моря. Но хочу вам подсказать про оформление работы. Тема записывается с помощью шрифта-заголовка. Далее пишем автора, должность, описание материала, цель, задачи, оборудование, содержание. Причем цель в имени существительном, а все задачи в глаголах. В самом конспекте нужно выделять жирно главные слова: воспитатель, дети, Нептун, Гена, Олеся, опыт и т. д. Сам конспект интересный. Желаю удачи в работе! Для поддержки примите голос.
Кстати, ваше имя - фамилия в названии блога тоже с маленькой буквы. Это нужно исправить.
Ольга Васильевна Петрова # 6 февраля 2015 в 21:41 0
Здравствуйте ,Ира! Конспект просто супер, очень доступно все объясняется детям через опыты, отмечаю наличие ИК технологий. Немного тяжеловато читается из-за неправильного оформления, но об этом уже сказано выше.Спасибо!
Наталья Григорьевна Дмитриева # 16 октября 2015 в 20:36 0
Добрый вечер, Ирина! Познакомилась с Вашим конспектом. Очень интересное, познавательное, логически правильно построенное занятие! Актуальна проблема, решаемая детьми в ходе занятия. Очень понравилось установление причинно - следственных связей между загрязнением окружающей среды и его влиянием на жизнь обитателей моря. А главное, дети смогли воочию убедится, как это плохо! Я с удовольствием отдаю свой голос и обязательно возьму Ваш материал в закладки!