Конкурсы для педагогов и детей

Консультация для родителей ДОУ. О пользе сказок для детей

Методические материалы к консультации для родителей на тему "Как и для чего читать детям сказки"

Автор: Фомина Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 21"г.Снежинск Челябинская область
Описание материала: предлагаю вашему вниманию материалы к консультации для родителей, которыми могут воспользоваться воспитатели всех возрастных групп.
Цель: помочь родителям понять роль русских народных сказок в развитии ребенка.
Ход
Воспитатель: - Здравствуйте уважаемые родители. Мы с вами очень редко видимся в детском саду, и сегодня мы пригласили вас, чтобы поговорить о том, как и для чего, читать детям сказки.
Мини-дискуссия.
Воспитатель: - В нашем детском саду было поведено анкетирование среди родителей, по русским народным сказкам.
Из анализа анкет, многие родители на вопрос: «Хотели бы вы получить помощь со стороны педагогического коллектива?»
Подчеркнули – открытые просмотры,
- выставка детской литературы,
- чтение специально рекомендованной литературы.
Воспитатель: - Таким образом, тема нашей беседы звучит так: «Как и для чего читать детям сказки?»
Воспитатель: - Какие русские народные сказки вы знаете?
Воспитатель: - А вы знаете, что русские народные сказки по тематике и стилистике делятся на 4 группы?
Воспитатель: - Может быть, вы знаете на какие? (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые, докучные сказки).
Воспитатель: - Какие русские народные сказки о животных вы знаете? («Лиса и журавль», «Лиса и кувшин»).
Воспитатель: - А волшебные русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Хаврошечка»).
Воспитатель: - Социально-бытовые?
Воспитатель: - В социально-бытовых сказках нет ничего чудесного, нет волшебных помощников. Персонажи действуют в знакомой обыденной обстановке. Герои сказок мужик, батрак, солдат побеждает своих врагов благодаря своему уму. Приведите пример.
Воспитатель: - Докучные сказки - от слова докучать, надоедать. Это шутки, балагурки сказочного характера. (« Жили-были два гуся, вот и сказка вся»).
Воспитатель: - Скажите, за что дети любят сказки?
Воспитатель: - В чем ее впечатляющая сила воздействия?
Воспитатель: - А вот в чем! Все животные лиса, петух, коза, волк взяты из жизни, они разговаривают. Сказки о них носят аллегорический характер, под ним подразумеваются люди. Все это сказочно и привлекает детей.
Воспитатель: - В волшебных сказках много фантастики, волшебства. Яркая фантастика очаровывает детей, и они верят в самое невероятное.
Воспитатель: - Для чего детям читать сказки?
Воспитатель: - Русские народные сказки являются идеально доступным для ребенка носителем основных моральных этических категорий, менталитете русского народа, а также моделей поведения людей и типов взаимодействия между ними.
Воспитатель: - А как вы читаете своему ребенку сказки?
Воспитатель: - Я предлагаю вам определить этапы работы со сказкой.

1.Прочитайте сказку предварительно.
2.Объясните сложные и непонятные слова, фразеологизмы (либо перед рассказыванием, либо в процессе или после рассказывания).
3.Сказку нужно читать, а лучше рассказывать очень выразительно, передавая речь героев, интонацией голоса, показывая жестом, мимикой их особенности.
4.Делайте паузы, логические ударения, выделяйте главные слова, идею произведения.
5.После прочтения побеседуйте с ребенком (обсудите поведение персонажей, мотивы их поступков), используя при этом иллюстрации из книги.
6.Расскажите сказку еще раз.
Прочитайте ребенку:
«Заяц-хвастун»
«Лиса и кувшин»
«Крылаты, мохнатый да масляный»
«Царевна-лягушка»
«Сивка-Бурка»
«Финист-Ясный сокол»
«Хаврошечка»
«Никита Кожемяка»
«Рифмы»
«Докучные сказки»
Воспитатель: - Предлагаю вашему вниманию памятки.
Памятка для родителей.
1. С чего начинать знакомство с книгой?
Начинать нужно с собирания новых книг для детской биб¬лиотеки или с обновления имеющихся.
В вашей библиотеке может быть несколь¬ко типов детских книг: книжки игрушки с изображением пред¬метов, книжки-вырубки, обложка ко¬торых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте, книжки панорамы с движущимися фигурками, книги с юмористическим характером.
У ребёнка должны быть разные виды русской и зару¬бежной детской
литературы (проза, поэзия и драматургия), про¬изведения разных жанров
(рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки), тем и
направлений, фольклорные (пе¬сенки, потешки, считалки, загадки,
пословицы, народные сказ¬ки и другое). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребён¬ка с книгой, у него должна быть фоно- и видеотека с детскими литературными и фольклорными произведениями.
2. С каково возраста можно читать детям?
Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка, лучше с рождения.
Безусловно, ребенку луч¬ше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки).
3. Как вызвать интерес к книжке?
Пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное — не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны.
Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой.
Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание ребенка, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом про¬читать из неё какой-нибудь интересный отрывок.
4. Как организовать чтение?
Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребёнка и взрослого, определённое время в режиме дня, отведённое для чтения, желание взрослого не только читать для ребёнка, но и беседовать с ним о прочитанном, побуждать к творческому восприятию произведения (например, совместному рисованию иллюстраций к понравившимся моментам книги).
Можно посадить ребёнка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, прочитать её на¬звание и фамилию автора, а затем предположить, о чём может быть написана эта книга.
5. Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание сказки?
Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты,
активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая
различные эмоциональные состояния героев произведения.
6. Как, часто нужно читать ребенку сказки?
Ни дня без книги — это должно стать для вас руководством
к действию.
Детская книжка — это не просто развлечение для
ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство
постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.
7. До каково времени нужно читать ребёнку сказки?
Не прекращайте чтение вслух, даже если ребёнок уже умеет это делать сам. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение — очень трудоёмкий процесс, поэтому не принуждайте ребёнка читать художественную литературу, если у него нет такого желания.
Если у ребёнка возникает желание самому прочитать художественное произведение, то целесообразно это делать по очереди вместе с ним, постепенно предоставляя ему всё больше возможности для самостоятельного
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Физическое воспитание детей в семье Консультация для родителей. Обряды и обычаи русской культуры Консультация для родителей детского сада на тему ПДД Памятка - консультация для родителей на тему: ПДД
Конспект НОД по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми 5-6 лет
Опубликовано: 659 дней назад (13 февраля 2015)
Просмотров: 4931
Рубрика: консультации
+4
Голосов: 4
Галина Васильевна Егорова # 13 февраля 2015 в 15:10 +1
Познакомилась с вашим материалом. Данная информация будет полезна всем взрослым. Не все дети любят читать. Ваши рекомендации по созданию условий для приятного чтения помогут и воспитателям, и родителям в совместной деятельности приучить их читать. Чтение развивает внимание, память, мышление, воображение. Воспитывает усидчивость, прививает желание познавать окружающий мир через книги и журналы. Но хочу вам подсказать про оформление работы. Первый заголовок можно делать коротким. Далее уже как есть. Так вы два раза пишете одно и то же. Нельзя шрифтами-заголовками прописывать слова автор, описание, цель, ход. Можно вот так - жирным выделить. Кроме этого, цель пишется в существительном (помощь ...). Вы не прописали задачи в глаголах (прививать, развивать, воспитывать). В самом содержании заголовки выделяют либо курсивом, либо жирным, но не шрифтами-заголовками. Это прописано в требованиях к публикациям. Ваш материал заслуживает внимания. Примите первый голос.
Елена Викторовна Масалова # 13 февраля 2015 в 20:18 +1
Ирина Александровна! Сказка самый простой и доступный способ воспитания и обучения детей, её можно применять практически во всех образовательных областях. Ваши рекомендации будут интересны и родителям и педагогам, помогут привить любовь не только к сказкам, но и к чтению как виду деятельности. Примите мой голос и пожелания удачи.
Елена Анатольевна Панкова # 14 февраля 2015 в 17:58 +1
Ирина Александровна! Материал действительно нужный и правильный!В наше время родители в лучшем случае включат диск со сказками.Чаще дети смотрят непонятные мультики,компьютерные игры заменяют всё! Родители не думают о привитии любви к книге,сказке!Ваша разработка как никогда кстати! ГОЛОС!
Венера Мансуровна Спирина # 18 февраля 2015 в 08:40 0
Сказки не должны отходить на второй план, и уступать место разным современным штучкам, компьютерным играм и планшетам.Это и развитие и воспитание детей.Спасибо за эти добрые картинки наших любимых сказок.