Конкурсы для педагогов и детей

Конспект с презентацией. Внеклассное чтение, 2 класс. Соколов-Микитов: Листопадничек

Конспект урока внеклассного чтения, 2 класс Иван Сергеевич Соколов-Микитов "Листопадничек"
Автор: Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского», г. Евпатория
Описание: конспект урока внеклассного чтения для учащихся 2 класса по теме Иван Сергеевич Соколов-Микитов "Листопадничек".
Задания адаптированы к возрасту учащихся, требования ФГОС, информация позволяет закрепить знания учащихся по прочитанному произведению. Данный материал будет полезен учителям начальных классов.
Цель: обобщить и закрепить знания по произведении. «Листопадничек»

Задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и его произведением “Листопадничек”;
-формировать навыки осмысленного чтения;
-учить умению высказывать свои мысли;
-расширять и активизировать словарный запас;
-развивать речь, мышление, творческую активность;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-воспитывать интерес к произведениям о природе.

Оборудование урока: раздаточный материал с домашним заданием, проектор, презентация, выставка книг И. С, Соколова-Микитова, рисунки детей, мультфильм.
Предварительная работа (раздаточный материал предоставляется учащимся за недель до урока)


Задания по сказке И. Соколова–Микитова «Листопадничек»
1. Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Нарисуй главного героя рассказа

3. Подумай над вопросами

– Что понравилось в сказке?
– Каким был заяц в начале сказки, а каким стал в конце?
– Зачем автор придумал сказку «Листопадничек»?

4. Объясни значение слов
Хатка –________________________________________
Штукатур–________________________________________
Ходко–________________________________________
Кладовая–________________________________________
Охапка–________________________________________
Мигом–________________________________________
Выдра–________________________________________
Волей-неволей–_____________________________________
Отведать –________________________________________
Зябнуть –________________________________________
Робеть –________________________________________
Плотина–________________________________________

5. Придумайте продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы с зайчиком произойти?


Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.


А чтобы урок пошёл каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок! На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
2. Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением “Листопадничек”.
3. Актуализация знаний
а) Знакомство с биографией писателя (слайды 2-5)
(слайд 2)

Русский писатель, натуралист и путешественник. Прожил большую и богатую событиями жизнь.
(слайд 3)

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 года. Отец Сергей Никитич Соколов — лесник у богатого купца, мать – крестьянка. От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.
Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на торговых пароходах, путешествуя по всему свету. Некоторое время пришлось жить в Англии, т.к. судно на котором плавал Соколов – Микитов было арестовано, затем он перебрался в Германию, но всё время вспоминал о Родине. (слайд 4)

(слайд 5)

Соколов-Микитов писал: «В моих рассказах я не выдумывал героев. Я писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши». В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон.

б) Работа над произведением «Листопадничек»
(слайд 6)


Загадка
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат
Сегодня мы разберем сказку И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек».

– Что понравилось в сказке?
– Зачем автор придумал сказку «Листопадничек»?
(слайд 7)

Разные издания произведения
3. Словарная работа
(слайд 8-9)


Объясни значение слов
Долговязый - высокий, худощавый, нескладный;
Плотина - сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
Запрудили - перегородили реку плотиной;
Штукатур - мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Ходко - легко и быстро;
Кладовая - помещение для хранения продуктов питания;
Зябнуть - Ощущать холод, мёрзнуть;
Робеть -смущаться, бояться;
Хатка - небольшой дом на Украине.

4. Физминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
5. Анализ произведения - Беседа (слайд 10)

- В какое время года появились зайчата?
- Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа?
- Чего испугались «листопаднички»?
- Как их успокоила старая зайчиха?
- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?
6. Обобщение по произведению
а) Характеристика зайчонка (слайд 11)

–Каким был заяц в начале сказки, а каким стал в конце? – (по рисункам учащихся)
(слайд 12)
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
- любознательный (задаёт вопросы бобрам);
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
- добрый (помогал нянчить бобрят);
- заботливый (кормит бобрят);
- смелый (научился плавать);
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
(слайд 13)

б) . Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек».
(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).
7. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА №1
(слайд 14)

1. Составляем синквейн о зайчике. (работа в тетрадях; на слайд выносится план работы с синквейном).
1 – одно существительное;
2 – два прилагательных;
3 – три глагола;
4 – ключевое предложение из текста;
Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

(слайд 15)

2. Пословицы:
Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

Много спать – дела не знать.
Дома и стены помогают.
Чужая сторона – дремучий бор.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Друзья познаются в беде.

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
8. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА №2
- Придумать продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы произойти с зайчонком?
9. Рефлексия (слайд 16)

Я узнал на уроке ... .
Мне было интересно потому, что ... .
Меня удивило ...
10. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «Листопадничек»



СПАСИБО и ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Презентация на тему: Урок внеклассного чтения, 2 класс Иван Сергеевич Соколов-Микитов "Листопадничек"

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное чтение 2 класс. Список литературы
Участник №33 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Как нарисовать осенний лист пошагово для детей 5-7 лет | Рисование натюрморта поэтапно для детей 5-8 лет
Опубликовано: 472 дня назад (21 августа 2015)
Просмотров: 7994
+2
Голосов: 2
Светлана Владиславовна Хабарова # 21 августа 2015 в 16:54 +1
Здравствуйте,Ирина Александровна!!!Урок очень интересный, познавательный.Хорошо построена работа над текстом, интересно переплетается работа над домашним заданием и заданиями , которые Вы даете на уроке.Заданий много, они разнообразны, кажется все за один урок не успеть, но учитывая то, что ребята уже поработали дома над некоторыми вопросами, все вмещается.И творчески ребята поработать успели!!!Спасибо, очень хороший урок!!!Голосую!!!
Ирина Александровна, если можете, разместите, пожалуйста, презентацию!
Нина Владимировна Шуралева # 10 января 2016 в 10:03 0
Шуралева Нина Владимировна
Ирина Александровна, добрый день! Мне понравился ваш урок внеклассного чтения.Это готовый урок для работы.Всё продумано.Спасибо!