Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа внеурочной деятельности в начальной школе

Программа внеурочной деятельности курса "Учимся, играя!"
Автор: Почекаева Ирина Александровна (учитель начальных классов) МБОУ "СОШ №1" г. Курска
Пояснительная записка
Программа данного курса «Учимся, играя!» состоит из нескольких блоков:
• Математический блок
• Развитие речи
• Логоритмика
• Творческая мастерская
• Окружающий мир
Особенность занятий – игровая форма проведения.
Главный герой медвежонок Миша, с ним дети учатся, играя, и путешествуют на протяжении всего курса обучения. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей школьного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Что даёт игра школьнику:
• свободу
• порядок
• гармонию
• увлеченность
• активизацию умственных способностей
• компенсацию недостатков
• предполагает обучение
• совершенствует творческие навыки
• развивает воображение
• даёт поиск оптимальных решений
• даёт психологическую устойчивость
• увеличивает потребность ребенка в общении
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:
учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Учитель и учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Дидактическая игра выступает средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Она включает в себя:
- умственное воспитание;
- нравственное воспитание;
- трудовое воспитание;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание.
Система логоритмических занятий, помогает исправлять речевые нарушения школьников.
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
• Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
• Развитие слухового и зрительного восприятия;
• Увеличение объёма памяти;
• Развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
• Развитие двигательных кинестезий;
• Развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
• Формирование двигательных навыков.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствует возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторение изучаемого способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
Ритмические игры с музыкальными инструментами постепенно усложняются; в первых задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей.
На занятиях помимо речевых задач решаются также этические, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
• логопедическую (артикуляционную) гимнастику
(комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьевой);
• чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;
• пальчиковую гимнастику для развития мелкой мотори¬ки, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
• упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
• вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
• фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
• песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
• музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
• музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
• упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
• упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Структура занятия может не всегда включать все перечисленные элементы.
Последовательность коррекционной работы над звуками можно варьировать в соответствии с характером нарушений речи у детей.
Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, использованы стихи современных поэтов и народный детский фольклор разных стран.
Рекомендуется проводить занятия 1 раз в неделю. На занятии должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Педагог должен создать детям условия для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам.
Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. С детьми, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, целесообразно позаниматься индивидуально. Овладение двигательными навыками, заучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Следует обязательно включать в занятия коммуникативные игры или танцы. Поскольку большинство последних построены в основном на жестах и движениях, в житейском обиходе выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они дают положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в школе. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ОУ. Необходимым моментом является наглядный материал — иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам-представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения.
Главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Программа курса рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Задания подбираются с учётом возрастных особенностей детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 Счёт предметов. Игра-путешествие «Найди отличия». Развитие зрительной памяти.
2 Составление рассказа по серии картин. Развитие слуховой памяти
3 Русское народное творчество. Чистоговорки, скороговорки. Обучение приёмам запоминания материала
4 Развиваем творческие способности.Игра «Учись рисовать».
5 Страна, в которой я живу. Исследование процессов запоминания.
6 Математический турнир. Развитие логического мышления.
7 Говорю красиво – интонирование.
8 Приключение звуковичка. Развитие фонематического слуха.
9 Игра «Лепка на картоне». Развитие мелкой моторики.
10 Да здравствует вода! Оглянись вокруг.
11 Решаем занимательные задачи. Развитие логического мышления.
12 Строим правильно предложения. Работа над грамматическим строем.
13 Развиваем творческие способности. Игра «Учись рисовать». Рисуем картину.
14 Что мы знаем о профессиях? Игра «Кто нас окружает».
15 Путешествие в страну Математику.
16 Стихосложение. Игра «Найди рифму».
17 Мы умеем танцевать. Игры-движения. Развитие чувства ритма.
18 Оригами. Развитие мелкой моторики.
19 Времена года. Игра «Что меня окружает».
20 Геометрические фигуры. Развитие зрительной памяти, логического мышления.
21 Читать не вредно, вредно не читать! Работа над техникой чтения.
22 Подвижные игры. Развитие двигательных функций.
23 Бумажная мозаика. Развитие мелкой моторики и творческого мышления.
24 Домашние и дикие животные.
25 Развиваем логику, память, мышление.Загадки, ребусы. Мнемотехника.
26 Сказка о весёлом язычке. Артикуляционная гимнастика.
27 Думаем, двигаемся, говорим. Игра «Летит по небу шар», «У дяди Абрама»
28 Поздравительные открытки. Развитие эстетических чувств.
29 Правила дорожного движения. Путешествие в страну «Светофорию».
30 Как устроен человек. Игра «Познай себя».
31 Математическое лото. Развитие логического мышления.
32 Развиваем речь, мышление и память. Игра-конкурс.
33 Правила этикета.
34 Итоговое отчётное занятие «Мы учились, играя!»
Рекомендуется на занятиях использовать рабочую тетрадь с развивающими заданиями Л.М.Козырева «Развитие речи и памяти», ООО «Издательство Астрель».
Презентация на тему: Внеурочная деятельность курса "Учимся, играя!"

Рекомендуем посмотреть:

Игра - путешествие 1 класс. Конспект Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость Сценарий летней спортивно-игровой программы для младших школьников

Похожие статьи:

Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Оценка речевой готовности детей к обучению в школе | Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Опубликовано: 2965 дней назад (15 февраля 2016)
Просмотров: 2757
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!