Конкурсы для педагогов и детей

Игры со словами для школьников 5-9 классов

Карнавал загадок
Игры со словами для детей и взрослых
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б.Житков.
Автор:
Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО
Комментарий.
Игры со словами для детей любого возраста всегда были и есть увлекательные занятия.
Работа адресована тем, кто будет работать с детьми в летних лагерях, на оздоровительных площадках, воспитателям, учителям, родителям, массовикам-затейникам. Вопросы-задачи можно применять на занятиях кружка, при проведении предметных недель, при изучении раздела «Фонетика» в младшем и среднем звене. Представленные материалы помогут учителю сделать уроки интересными, а занятия в кружке – увлекательными и полезными. Отдельные вопросы можно включить в олимпиадные задания по предмету русский язык и литература, география, история. Разгадывание шарад, анаграмм увлекает учащихся, тренирует их память, развивает сообразительность, смекалку. Решение подобных задач требует определенных усилий, напряжения мысли. Систематическое использование подобных заданий значительно улучшит грамотность учащихся, так как, отгадывая и записывая слова, ученики зрительно запоминают написание этих слов, пополняют свой словарь. Желательно материал использовать частично, на различных уроках и мероприятиях. В работу вошли анаграммы, логогрифы, метаграммы, палиндромы, шарады, игры «цепочка слов», которые помогут учителю научить детей не только правильно, но и хорошо говорить и писать.

Цель: формирование навыков осмысленного чтения.
Задачи:
- учить составлять слова из определенного количества букв или слогов;
- развивать скорость чтения и речь, воображение и наблюдательность, память и мышление, сосредоточенность и усидчивость;
- расширять активный и пассивный словарный запас детей;
- систематизировать и обобщить изученные знания в занимательной форме;
- прививать любовь к красоте и чистоте русского языка.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, интерактивная доска, компьютер, презентация;
- разрезанные карточки с шарадами;
- контрольный лист с анаграммами;
- цилиндр для заданий;
- поощрительные призы для активных учащихся.
I. Организационный момент. Целеполагание. Психологический настрой на занятие.
Слово учителя.
Ребята, образуем круг. Теперь образуйте пары. Мы будем приветствовать друг друга. По сигналу,который я буду подавать, ученики стоящие внутри круга, переходят к другому ученику.
Мы с вами учимся в многонациональном классе. Предлагаю поздороваться на разных языках. Приветствуются рукопожатия, поклоны и другие добрые движения.
Итак, скажем друг другу:
Привет, здравствуйте – это приветствие звучит на русском языке.
Каждый раз, после слов приветствия, ученики передвигаются по кругу. Вновь приветствуют друг друга, передвигаются...
Salaam aleihum – азербайджанское приветствие.
Guten Tag – немецкое.
Voghdzuyin – по-армянски.
Salam – по-казахски.
А еще есть, национальное приветствие. Продолжая двигаться по кругу, поздороваемся
как японцы: поклонитесь друг другу, соединив ладони вместе;
как африканцы: потритесь носами;
а теперь как казахи…
- Как они здороваются?
- Правильно. Обнимите друг друга, похлопывая по плечу.
Все спасибо. Займите свои места.
II. Работа над новым материалом
Слово учителя.
Сегодня на занятии мы с вами отправимся в удивительный мир загадок. Еще в далекие времена люди загадывали друг другу вопросы. Мы сегодня узнаем как можно самим придумать загадку, какие виды бывают загадок. Перед вами лежит "Карта путешествия". Отгадав загадку, выполнив задание не забудьте вписать ответ. В вашем листе приготовлены загадки только для вас. Знакомиться со всей работой сразу не надо.
- Кто помнит, с какой буквы начинается алфавит?
- Наше первое знакомство начинается с загадок, у которых название начинается с буквы А - анаграмма. Обратите внимание на правописание данного слова.
СЛАЙД. Анаграмма - термин.

Задание. Прочитайте стихотворение-загадку и отгадайте ее.
По количеству учеников заготовить карточки, пронумеруйте их (легче будет найти ответ), запишите загадку, оставьте место для ответа. Лучше если ученики будут вписывать ответ, так будет нагляднее, и ученики будут учиться видеть слово и его части.
Задание. Из букв данных слов образуйте новое слово. Если слова подобраны будут правильно и написаны в той же последовательности, то из начальных букв нового, правого ряда слов получится названия вида головоломок, к которому относится эта задача.
товар – Автор
сосна – Насос
среда – Адрес
влага – Глава
норма – Роман
терка – Актер
рамка – Марка
кайма – Майка
нагар – Ангар
Ответ: анаграмма
СЛАЙД. Отгадайте загадки:


Мы появляемся весной,
Нас много после посевной.
Другой порядок буквам дай –
Мы здесь с тобой, ты так и знай.
Ответ: ростки – строки
Какое судно, перевернувшись, оказавшись на дне,
Легко превратится в живое существо.
Ответ: барк – краб
Вместо грызуна появится породистая лошадь, если изменить порядок слов.
Ответ: крыса – рысак
От перемены одной буквы зверек превращается в змею, домашнее животное в птицу, а домашняя птица – в пушного зверя.
Ответ: ёж – уж; осёл – орёл; линь – лань; курица – куница.
Для любителей литературы
Задание. Из шести приведенных ниже групп слов составите соответственно шесть фамилий русских писателей, используя каждый раз все буквы.
Вопрос - ответ:
Весна + рок – Некрасов
Гоби + ведро – Грибоедов
Ремонт + лов – Лермонтов
Сосед + Вий + ток – Достоевский
Кочан + ют + вис – Станюкович
Шар + мак – Маршак

Задание. Составьте из ниже приведенных слов другое слово, только путем перестановки буквы.
Адрес, карп, марш, мать, рост, руда.
Ответ: среда, парк, шрам, тьма, сорт, удар.

Задание. Перед вами начало и конец слова, ваша задача догадаться, в какой последовательности надо соединить слова, чтобы получить новое слово.
Окно, рак, ушки, град, вал, кость, ежи, зал; бой, сено, вино, верх, приз, вол.
Ответ: вол+окно; приз+рак; верх+ушки; вино+град; сено+вал; бой+кость; зал+ежи.

Логогрифы
Логогрифы – это загадка, по условиям которой новое слово получается из заданного слова путём добавления, отбрасывания или вставки нового звука или слога.
Догадайтесь о слове, зашифрованном в загадке, теперь отнимите или прибавьте букву, получится новое слово.
Например: вода – ода

Задание. Отгадайте загадку, добавляя, удаляя один звук или слог, чтобы получилось новое слово.
Целое слово – часть дерева, без одной буквы – река, без двух местоимение, без трех предлог.
Ответ: крона, Рона, она, на.

Можно приготовить лист с загадками. Ученики отвечают по цепочке, вписывая ответы. Это позволит вовлечь в работу всех учащихся, если кто-нибудь затрудняется дать ответ; у всех учащихся останется лист с загадками, которые они могут применить на своих домашних праздниках.
СЛАЙД Задание. Отгадайте загадки.

Задание. Отгадайте следующие загадки. Как называются такие загадки?
Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несёт.
Ответ: ноша, юноша
От цветка к цветку летала,
Сад весенний опыляла.
С буквой Р я изменилась
И на солнце заискрилась.
Ответ: оса – роса
Я об этом не жалею,
Что теперь не зеленею;
Потерялась буква К
Приютили облака.
Ответ: парк – пар
Играла я на все лады
И трели разливала…
Оказалась у воды
И букву потеряла.
И стала снастью рыбака –
Поймать хотя бы окунька.
Ответ: дудочка – удочка
В ранце я всегда лежал,
Букву в классе потерял.
Если руки с мылом мыли,
То меня водою смыли.
Ответ: пенал – пена

Вопросы-загадки.
Русский язык и математика – это замечательно.
Задание. Путем прибавления или вычитания по одной букве, то можно получить новое слово. Какое это слово?
1. Если из задуманного слова отбросить букву, то останутся две буквы, хотя задуманное слово и состоит из семи букв… Что же это за слово?
Ответ: букварь – буква
2. Какой город складывается из Минерала и дерева?
Ответ: Мел – и – тополь
3. Если от названия величайшей вершины Кавказа, в котором, как известно 7 букв, отнять одну букву, то получается название горы в Австралии, состоящие из 4-х букв. Как же это получается?
Ответ: Эльбрус – «эль» – Брус
4. К названию какой крупной реки нужно прибавить «И», чтобы получилась певчая птица?
Ответ: Волга – иволга
5. К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получить название ряда помещений в доме, расположенных на одном уровне?
Ответ: эта – ж
6. Отнимите у насекомого одну букву, и появится рыба.
Ответ: клещ – рыба
7. Какое сорное растение с личным местоимением на конце встречается только… во льдах?
Ответ: полынь+я = полынья
8. Сделать хищника домашним животным, лишив его одной буквы.
Ответ: волк – вол

Метаграммы
Метагрмма (от греч.) – это стихотворная загадка, по условиям которой из заданного слова, путем замены одной буквы другой или перестановкой начальных слогов, получается новое слово.
Например: грим; Рим; им.
дом; том; галка; палка; карта; парта; соль; моль.
СЛАЙД. Метаграммы-загадки

1.Когда ты с буквой П прочтёшь,
То водоём легко найдешь.
А с Т мы любим с детских лет:
Он – радость, он – залог побед!
Ответ: пруд – труд
2.На Крайнем Севере живу,
Тепла почти не зная.
И, вероятно, потому,
Без С я быстро таю.
Ответ: эскимос – эскимо
3.Со звуком С я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
Ответ: соль – моль
4.С К – я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С П – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.
Ответ: карта – парта
5.Меня ты не напрасно ценишь,
Тебя насытить я могу,
Но если У на Е ты сменишь,
я по деревьям поскачу.
Ответ: булка – белка
6.Меня найдешь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале, в книге и в тетрадке.
Но птицей стать я захотел,
И мне не нужно буквы Л:
Мне А вначале напиши
И как зовут меня – скажи.
Ответ: лист – аист
7.С глухим шипящим – кругл, как мячик.
Со звонким – как огонь горячий.
Ответ: шар – жар
8.С глухим согласным я – числительное,
Со звонким – имя существительное.
Ответ: шесть – жесть
9.Если заменить на конце слова букву Д буквой Т,
не изменяя звука, то вместо водного пространства
получишь стебель ты.
Ответ: пруд – прут
10. Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с Т, на мне плывут.
Ответ: плод – плот
11. Я с О морские волны разбиваю,
А С в учебе помогаю.
Ответ: мол – мел
12.Я тяжела и высока, а надо мною облака,
Смените звонкую глухой – я буду вовсе не такой.
Широкой, рыхлой стану я,
Вас прокормлю, мои друзья.
Ответ: башня – пашня.
13. Птица над водой летала,
В воду буква Ч упала.
Птице я помочь хотел,
Подарил ей букву Л.
Птица больше не летает –
Лает и хвостом виляет.
Ответ: чайка – лайка
14.Если с З, то ткань из шелка,
И воздушна и легка.
З на К заменим только –
Пей продукт из молока.
Ответ: зефир – кефир.

Загадки-шутки
1.Какую часть осы, хоть странно,
На зебре видим постоянно?
Ответ: пол осы – полосы
2.Проведена в земле сырой,
Лежит глубокою чертой.
Без З несеяна растёт:
Ни зла, ни пользы не даёт.
Ответ: борозда – борода

Игры – метаграммы.
Цепочка слов
Заменяя одну букву другой, получается новое слово с другим значением. Постепенно, превращая одно слово в другое, можно построить большую цепь слов, с различными по значению и по составу букв. Необходимо за минимальное количество перестановок-шагов образовать от первого слова задуманное, меняя каждый раз только одну букву. В качестве начального и конечного слова обычно выбирают противоположные по смыслу слова, например: река-море.
Цепочки слов могут быть длинными и короткими, все зависит от находчивости и словарного запаса слов.
Игру «Цепочки слов» можно использовать для проведения коллективных состязаний, как на природе, так и в классе.
Знаете ли вы , что...
Задание.
А теперь немного истории и игры.

Совершите несколько замен, превратите…
СЛАЙД Кошку в мышку обратите (превратите)

СЛАЙД Попробуйте козу в злого волка превратить...

СЛАЙД Попробуйте, чтобы ваш дом превратился в цветущий сад...

А сейчас еще задание. Кто быстрее прошагает и ответ нам зачитает.
Задание. Совершите превращения в несколько ходов:
1.В 4 шага превратите кита в сома. Ответ: КИТ(а) – кот – ком – СОМ(а).
2.За 4 шага совершите превращения чести в месть. Ответ: ЧЕСТЬ – лесть – шесть – МЕСТЬ
3.За 6 шагов превратить тост (-что это такое?) в речь. Ответ: ТОСТ – тест – тент – тень – течь – РЕЧЬ
4.За 11 превращений превратите маленькую речку в море. Ответ: РЕКА – рука – лука – лужа – ложа – лоза – поза – пора – гора – горе – МОРЕ
5.Попробуйте за 13 ходов превратить тесто в булку. Ответ: ТЕСТО – место – месть – масть – пасть – паста – каста – каска – качка – пачка – палка – балка – БУЛКА
Домашняя работа. Составьте свою цепочку превращений.

Игра.
Рифмованные превращения
Задание. К названному слову подберите слово, которое будет отличаться от исходного слова только одной буквой.
1. Зуб – дуб
2. Роса - коса
3. Стол – стул
4. Торт – порт
5. Репка – кепка
6. Капля – цапля
7. Норка – горка
8. Кефир – зефир
9. Мошка – кошка
10. Полено – колено
11. Медаль – педаль
12. Кружок – дружок
13. Скрипка – скрепка
14. Пеликан – великан
15. Булочка – дудочка
Ребята, буква заблудилась. Потеряла свое место. Слово теперь на себя непохоже. Внимательно прочтите, часть от целого слова и скажите: "Какая буква сбежала?"
СЛАЙД Задание №1



Задание. Я буду быстро слово называть, а вы ответ мне рифмовать.
Учитель называет слова и ученика, который должен выполнить задание.
Кожа – рожа
Шар – жар – вар – дар
Палка – галка – балка
Дом – том – сом – ком – лом
Тост – мост – гост – рост – хвост
Шесть – жесть – честь – месть – лесть – тесть
Спасибо всем.
- Как вы думаете, зачем мы выполняли это упражнение?
- Чему нас может научить это задание?
Задание. Изменяя один слог, оставьте у хитрой лисы только лапы:
Ответ: ЛИСА – сама – маки – кино – носи – сила – ЛАПЫ

Палиндром
Палиндром – то же, что перевертень. Так назвал В. Хлебников эти языковые образования русского языка.
Это удивительные слова, потому что их можно читать с любой стороны, а смысл останется прежним. Например, «шалаш», «казак», «кабак», «топот». Есть не только слова, но и в русском языке и других языках мира существуют не только отдельные подобные слова, но целые фразы.
Прочтите всем известную фразу справа налево и наоборот:
А роза упала на лапу Азора.
Искать такси.
А буду я у дуба.
- Что у вас получилось?
В учение о языке такие слова и фразы называются «палиндромонами», что в буквальном переводе с греческого языка означает «бег назад», возвращаться – слово, фраза или стих, которые могут читаться по буквам, по словам, редко – по звукам в обе стороны одинаково. Обязательное условие – это сохранения тождественного смысла.
Первые палиндромы относятся ко времени основания Рима, в Европе распространение они получили в Х-ХI веках. В Италии эти слова назывались «рачий стих». Только в XVII веке палиндромы появляются в России.
Прочтешь ли сначала,
С конца ли прочтёшь,
Меня на любом корабле ты найдешь.
Ответ: кок
Я по полену бью звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтешь меня,
Я недовольство выражаю.
Ответ: топор
По дороге, по пути весело качу я.
Но с конца меня прочти –
Ножик поточу я.
Ответ: колесо – оселок
Какие местоимения читаются одинаково слева направо и обратно.
Ответ: оно, тот

Задание. Замысловатые перевертыши
Найдите слова, которые читались бы одинаково с той и другой стороны, и означали бы следующее:
1. Прибыль – доход
2. Повар на корабле – кок
3. Огнестрельное оружие – наган
4. Шелковица – тут
5. Радиолокационная установка – радар
6. Как моряки звали на помощь – SOS
7. Какое междометие мы всегда употребляем, если удивляемся – О! А-А
8. Говорят, что там «с милым рай» - шалаш
9. На какое мероприятие собираются ведьмы – шáбаш
10. Что говорят строители, завершая работу – шабáш
Задание. Придумайте свои вопросы-перевертыши

Задание. Десять слов
Слово «заказ», как видите, одинаково читается слева направо и справа налево. Назовите одиннадцать слов, которые обладают подобным свойством? В каждом слове, которое вы подберете, должно быть пять букв.
Ответ: комок, заказ, топот, казак, шалаш, довод, доход, радар, шабаш, наган.
И с той и с другой стороны
Задание. Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы, которые задает старик солдату.
Шел по дороге старик, а навстречу ему солдат.
- Здравствуй, отец! – говорит солдат.
А старик ему в ответ: «Здравствуй, служивый! Только зовут меня не отец, - говорит старик, - а так, что с любого конца это слово читай, значение будет одинаково.
Имя у меня такое же: хочешь – слева направо читай, хочешь – наоборот, - все одинаково.
Живу я в таком домишке, что значение слова не изменяется, хоть как ни читай, с любого конца.
У меня есть дочка. Имя ее состоит из трех букв и читается одинаково как слева направо, так и наоборот.
А там, около постройки, стоит моя жена, имя ее необычное, если ее имя произнести или прочитать, то оно будет звучать одинаково с любого конца.
Около домика растет растение с таким названием, что можно его читать как угодно.
А когда я в армии служил, то меня называли таким словом, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково.
Вот и разгадай»
- Какие слова имел в виду старик?
Ответ: дед, Тит, шалаш, боб, Ада, казак, Алла.

Шарады
Шарада – это загадка, в которой нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Загадочное слово делится на части, иногда на слоги, причем каждая часть – слог – составляет самостоятельное слово, которое нужно отгадать.
Сложив вместе отгаданные части, получаем задуманное слово. В составлении шарад смогут быть использованы: союзы, предлоги, ноты, местоимение, восклицания и прочее.
Пример:
Первое – парусное судно
Второе – указательное местоимение
Целое – город-здравница
Ответ: Ял – та = Ялта

Вопрос. Между какими одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства?
Ответ: Я+пони+я

Задание. Отгадайте следующие загадки-шарады. Запишите получившийся ответ в тетрадь.
Для подобных занятий лучше вести отдельную тетрадь и папку, в которую в течение нескольких лет дети будут собирать подобный материал.
Загадки можно напечатать и разрезать, а затем свернуть в трубочку, положить в шапку, треуголку, цилиндр. Все зависит от Вашей идеи и урока. Ученики вытягивают загадку, читают и отвечают. Можно приготовить карточки с вопросами-загадками, которые можно будет использовать на уроках, внеклассных мероприятиях, во время отдыха на привале.
1.Ты найдешь меня на дне
В синем море. И во мне
От начало до конца
Два предлога и три «ца»
Ответ: у – с – три – ца
2.Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я – материя
И на костюм гожусь.
Ответ: сук – но
3.Когда идем в морской поход,
С него корабль наш управляется,
А если прочитать наоборот –
Животное и рыба получается.
Ответ: мостик = мос/тик, кит, сом.
4.Первое – предлог.
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.
Ответ: за – дача
5.Шаг танцевальный
Прибавьте к ноте –
И между бревен
Меня воткните.
Ответ: па – к – ля
6.Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском.
А целое порой белеет
«В тумане моря голубом».
Ответ: пар – ус
7.Первое можно засеять вторым,
А в целом мы часто на даче лежим.
Ответ: га – мак
8.Первое – нота, второе – тоже,
А в целом на горох похоже.
Ответ: фа – соль
9.Бывает много странного на свете:
Вот вам предлог, союз и вновь предлог,
А целое в лесу я как-то встретил –
от страха еле ноги уволок.
Ответ: у – да – в
10. Мой первый слог –
Союз известный и предлог.
Ищи другие в огороде,
А целое в стрелковом взводе.
Ответ: а – в томат
11. Предлог с игрой соедини ты –
И чудо вдруг произойдет:
Цветок Египта знаменитой
Перед тобою расцветет!
Ответ: лото – с
12. Планета солнечной системы
Мое начало составляет.
Нет для фантастов лучшей темы –
Она их тайной привлекает.
А слог второй под Новый год
Любовью люди украшают.
Что в целом, отгадает тот,
Кто город Франции узнает.
Ответ: Марс – ель
13. Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целым птица называется.
Ответ: сор – Ока
14. Начало слова – лес,
Конец – стихотворенье,
А целое – растет, хотя и не растенье.
Ответ: бор – орда
15.Мое начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито,
Второго – корабли боятся,
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова улетит.
Ответ: ш – мель
16.Первый слог найдешь в меню,
Подают его к столу.
Слог второй же – кораблю
Моря мерят глубину.
Верно слоги назовешь –
В океане целое найдешь.
Ответ: каша – лот
17. Первое – найдешь средь нот,
А второе – лось несет,
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.
Ответ: до – рога
18. Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдешь без труда.
Ответ: кар – тина
19. Первое – я в удивлении восклицаю,
Второе – с книжной полки я снимаю,
А если вместе им соединиться –
Элементарная частица.
Ответ: а – том
20. К двум нотам прибавить предлог –
И сразу услышишь гудок.
Что это такое?
Ответ: си – ре – на
21. Дремлют два предлога
Около порога,
Потому-то тишь,
И не пискнет мышь.
Ответ: к – от
22. Смотрю: змея, союз, предлог –
И я от страха занемог!
Ответ: уж – а – с
23. Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй,
А в целом школьный столик твой.
Ответ: пар – та
24. На первом стоит часовой,
Второе в лесу зеленеет.
На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь и кончен
Твой день трудовой.
Ответ: пост – ель
25. Один предлог, за ним – другой,
И первый слог – перед тобой…
Второй же очень нужен мне:
Он над диваном на стене.
Не для одной красы висит –
В нем лампа яркая горит.
Сложить два слога можно,
Но… будьте осторожны.
Ответ: к – о – бра = кобра
26. Слог первый – восклицание,
Второй – достоин порицания,
А целое – на севере бывает
И жителей тех мест и греет и питает
Ответ: О – лень
27. Начало деревом зовется.
Конец – читатели мои.
В книге целое найдется,
Здесь в каждой строчке есть один.
Ответ: бук – вы
28. Художник русский – первый слог,
Второй – пчелиная семья,
А целым назовем того,
Кто славу заслужил в боях.
Ответ: Ге – рой
29. Числительное плюс гласный –
Ансамбль в музыке прекрасный.
Ответ: три – о

Игра.
Буква заблудилась
Задание. Вспомните правильное название следующих произведений. Определите жанр и автора данных произведений.
1. «Кепка» – «Репка»
2. «Шар-птица» – «Жар-птица»
3. «Шар-птица» – «Жар-птица»
4. «Гусли-лебеди» – «гуси-лебеди»
5. «Серая лейка» – «Серая шейка»
6. «Крот в сапогах» – «Кот в сапогах»
7. «Шурочка Ряба» – «Курочка Ряба»
8. «Гладкий утенок» – «Гадкий утенок»
9. «Федорино море» – «Федорино горе»
10. «Киса и журавль» – «Лиса и журавль»
11. «Маленький мак» – «Маленький Мук»
12. «Нежная королева» – «Снежная королева»
13. «Серебряное корытце» – «Серебряное копытце»
14. «Полк и семеро козлят» – «Волк и семеро козлят»
Перевертыши
Игра заключается в том, что в качестве примера берется известная цитата, пословица, поговорка, название литературного произведения и все слова необходимо заменить контекстуальными антонимами, словами из данного смыслового поля.
Данная работа позволяет проверить эрудицию учеников, знание художественного текста, способность к логическому рассуждению и ассоциативному мышлению.
Задание.Придумайте или найдите подобные загадки, используя
а. цитаты из романа А.С. Пушкина "Евгений Онеги", произведений поэта,
например:
1. Евгений с немецким телом с помощью других не сомневался, потому что ненавидел африканское лето.
Ответ: Татьяна (русская душою,/Сама не зная почему).../Любила русскую зиму.
2. Молодой Ширвинд вас проморгал, но из коляски вылезая, обругал.
Ответ: Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благославил.
б. перевертыши на материале загадок и пословиц, например:
Одна обувь - и та на кнопках.
Ответ: сто одежек - и все без застежек.

Игра.
Прятки
Задание. В слове «жаворонок» найдите слова обозначающие птицу, домашнее животное, жилище дикого зверя, высокую температуру, яму вокруг замка.
Ответ: ворона, корова, нора, жар, ров
СЛАЙД-ответ

Слово учителя.
Фонетика изучает только звуки человеческой речи или звуковой состав языка. Она не изучает другие звуки окружающей нас действительности.
Звуки человеческой речи выполняют смыслоразличительную функцию, то есть различают значения слов. Мы переходим к новому заданию.
Мнемонические пары.
Рифмовки.
Слово учителя.
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Для работы лучше приготовить карточки, на которых записано по одному слову.
Демонстрационные карточки позволяют максимально «обыгрывать» слова, трудные для произношения и ударения, включать их в различные типы уроков. Так, слово библиотека представляет для учащихся двойную трудность: произношение согласного [т] и постановка ударения. Поэтому указанное слово целесообразно дать не только на таблице «произноси правильно слова» (с твердым и мягким [т] , но и вторично, в окружении слов, имеющих ударение на последнем слоге,

например: библиоте'ка, кварта'л, столя'р, магази'н.
Сопоставление можно провести и по другому признаку, включив в таблицу созвучные слова:
библиотЕ'ка, картотЕ'ка, фонотЕ'ка.
Следующий вопрос: «Как легко запомнить слова с непослушным ударением?» Ответ: «Рифма». Все любят играть в буриме, и мы с вами тоже сыграем в рифмы:
свЁкла – ФЁкла
ель – щавЕ'ль
вЕра – афЕ'ра
удивИт – алфавИ'т
истерИя – ассиметрИ'я
сидИшь - звонИ'шь
достАл – квартА'л
столЯр – малЯ'р
Можно изменить задание и предложить ученикам любой на выбор ударный слог, а они подбирают из орфоэпического словаря слова с ударением на этот слог,
например:
деци+мЕ'тр, кило+мЕ'тр, милли+мЕ'тр, санти+мЕ'тр – это просто мЕ'тр;
диалО'г, монолО'г, некролО'г, залО'г, налО'г, полО'г, каталО'г – потолО'к.
Задание. Пользуясь словарем, найдите слова с ударным конечным мЕнт.
При составлении справочных орфоэпических таблиц желательно использовать обе разновидности сравнения (сопоставление и противопоставление), разграничивая внешние сходные явления.

Выводы и обобщения
- Что нового вы сегодня узнали?
- Где вы это можете применить, использовать?
- Какое задание вам понравилось и почему?

Рефлексия
У меня в классе 17 учащихся, поэтому я раздают в случайном порядке 17 букв.
Во-первых, мы услышим мнение каждого ученика, а это важно каждому ребенку;
Во-вторых, ученики учатся быстро формулировать вывод, который должен начинаться с определенной буквы;
В-третьих, вспомним алфавит.

Беседа
- Что такое алфавит?
- Для чего нам нужно знать порядок следования букв?
- Людям каких профессий надо знать хорошо алфавит?
Задание. Выскажите свое мнение, сформулировав свой ответ с буквы на карточке, которую вы получили при входе на занятие.
Примерные ответы учащихся.
А – анаграммы – это как фонограммы.
Б – было интересно узнать про рифмованные правила.
В – всегда интересно узнавать новое, новые слова.
Г – главное, мы выучили новые понятия, но, играя, это было легко.
Д – для развития логического мышления очень полезные задания.
Е – еще хочу поиграть в цепочки слов.
Ж – жизнь слов уникальна.
З – зная много слов, можно решить любую задачу.
И – изучать алфавит очень интересно.
К – конкурсы, проводимые на занятии, помогли задуматься о важности звучащего слова.
Л – логогрифы – это очень интересные задачи.
М – мне понравились слова-перевертыши.
Н – новые слова создавать очень весело и интересно.
О – очень было интересно отгадывать загадки-анаграммы.
П – попробую написать загадку-шараду.
Р – работать в паре очень интересно и легко.
С – столько задачек с буквами? Я и не знал… Спасибо.
Т – только сегодня я понял, как важно изучать состав слов.
У – уроки с играми – это всегда здорово.
Ф – факультативное занятие интереснее урока!
Х – хочется научиться писать загадки в стихах.
Ц – цифровые палиндромы запомнились своей неповторимостью.
Ч – чтобы все уроки были всегда такими интересными.
Ш – шарады отгадывать было легко.
Э – это очень весело, отгадывать загадки всем вместе.
Ю – юмористические загадки отгадывать весело и полезно.
Я – я теперь знаю, какие задачи будут интересны всем на празднике.

Слово учителя.
Спасибо всем.
Предлагаю всем оценить свою деятельность, деятельность учителя на занятии, понравилась ли им игра в слова (форма занятия).
Каждый ученик урока маркером или фломастером (кнопкой, магнитиком, ручкой, карандашом) четыре раза ставит свой знак, это его мнение, обязательно он должен оставить свое мнение в каждом секторе. «Стреляя» в мишень – делает метку: точку, плюс, ! , ставит галочку, прикрепляет магнитик или кнопку. Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени. Можно создать любую мишень. Можно попросить в тире и, отксерокопировав готовый бланк, раздать ученикам для работы.
После того как каждый участник «Выстрелил» (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и по желанию учителя, оставшегося времени можно организовать ее краткий анализ.
СЛАЙД Рефлексийная мишень

Домашняя работа.
- Напишите по одной загадке или придумайте свои вопросы-шутки;
- Создайте одну цепочку удивительных превращений.
- Поврите раздел «Лексика», обратите особое внимание на омонимы, омографы, омофоны.

Литература
1.Нуртазина Р.Б. Занимательная грамматика. 2-е издание, переработанное. Алма-Ата. Мектеп, 1973. –232 с.
2.Прудникова А.В. На уроке и после урока. (Материалы по занимательной грамматике). Сборник статей. М. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962. – 349с.
3.Уфимцев В.И. Затейник: Альманах. Выпуск 31/Автор составитель В.И. Уфимцев. – М.: Мол. Гвардия, 1984. – 63с., ил.

Рекомендуем посмотреть:

Загадки о природе с ответами для детей 6-9 лет Задачи на смекалку с ответами Логические загадки для начальных классов Логические задачи на смекалку для 1 класса

Похожие статьи:

Игра доскажи словечко с ответами

Загадки на сообразительность для школьников 5-8 классов с ответами

Логические задачи по сказкам с ответами

Логические головоломки для детей 7-10 лет

Игры со словами

Факультативное занятие по литературе в 11 классе | Эссе учителя русского языка и литературы. Нужен ли сегодня учитель...
Опубликовано: 843 дня назад (18 августа 2014)
Просмотров: 18281
+13
Голосов: 13
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 18 августа 2014 в 15:53 +5
Ирина Александровна, очень достойно представлена публикация, содержание вызывает интерес,
насыщено познавательной информацией. Формирование навыков осмысленного чтения, такова
цель вашего карнавала (рекомендую отредактировать), которая реализована. Просматривается
серьёзная подготовительная работа, уверена которая стоила того. Мой голос за стремление
прививать детям любовь к красоте и чистоте русского языка. Удачи и Успехов вам!+1
С уважением, Т.Н.
Ирина Александровна Подольская # 18 августа 2014 в 16:37 +3
Татьяна Николаевна. Большое спасибо за внимательное прочтение. Отредактировала. Иногда свои недочеты трудно заметить. Ежегодно провожу олимпиады, кружок... Всегда хочется иметь что-то под рукой. Презентации всегда хорошо дополняют задуманное.
С Уважением ИА
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 18 августа 2014 в 18:37 +5
Ирина Александровна спасибо за приглашение. Прочитала Ваш Карнавал загадок.Игры со словами для детей и взрослых. Видно, что работу Вы проделали большую. Материал подобранный интересный. Оформление заданий слайдами красиво. Мой голос.
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 06:03 +3
Галина Евгеньевна. Спасибо за хороший комментарий и спасибо, что нашли время посмотреть работу.
Мейер Елена Владимировна # 18 августа 2014 в 19:28 +3
Уважаемая Ирина Александровна! Очень понравился Ваш "Карнавал загадок". Видно, что проделана долгая кропотливая работа по подготовке столь интересного методического материала. Благодаря таким творческим учителям занятия можно проводить с огромной пользой. Спасибо за замечательные разработки! С уважением Мейер Елена.
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 06:05 +3
Уважаемая Елена Владимировна, спасибо что нашли время заглянуть на наш карнавал. Спасибо за добрые, хорошие слова. Желаю Вам творческих успехов. С уважением ИА
Вера Викторовна Янченко # 18 августа 2014 в 19:49 +7
Это не просто "Карнавал загадок", это целый карнавалище, какой объем работы проделан, столько информации, сколько разнообразных Загадок - анаграмм, загадок - логогрифы, метаграммы, цепочки слов, рифмованные превращения, палиндромы, задания перевертыши, шарады, все собрано в одном занятии. В сопровождении слайд шоу, Ваш, Ирина Александровна, карнавал загадок становится еще интересней, увлекательней, ну а "Рефлексная мишень", как итог, всего масштабного занятия ставит большой восклицательный знак в конце. Жаль только, что для моих воспитанников задания немного трудноваты, но для общеобразовательной школы подойдет даже очень, многим педагогам в помощь. Спасибо за приглашение, мне было интересно разгадать все загадки и выполнить задания! Голосую +1! Удачи Вам!
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 06:12 +4
Большое спасибо, Вера Викторовна, за очень, очень хорошие слова. Я работаю в старшем звене и поэтому ты всегда ограничен во времени. А ведь детям нужен праздник. Нужен день, час, когда они почувствуют себя детьми. Я понимаю, что с малышами очень трудно, но если к нам приходят детки от неравнодушного учителя, то нам надо только их поддержать, а не учить все с самого начала, а ВЫ я думаю, как раз такой человек. Творческих успехов. С уважением ИА
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 18 августа 2014 в 20:16 +2
Уважаемая Ирина Александровна! Хорошо начали - с тренинга. Замечательная подборка игр со словами для тех, кто играет в дороге, на отдыхе или в быту.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои -
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила)
Всегда есть возможность с пользой пообщаться с ребёнком, а после 35 лет потренировать память. Вводите много понятий и без запинки раскрываете содержание, что свидетельствует о вашем профессионализме.
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 06:17 +3
Алла Абдулмеджидовна, большое спасибо, что нашли время познакомиться с работой. Я рада, что Вам понравился тренинг. Да, наша память нам нужна - это наш с Вами хлеб. Чем старше становятся ученики, тем больше им хочется уроков, где они работают для души. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Татьяна Вениаминовна Волкова # 18 августа 2014 в 20:59 +3
Ирина Александровна! Ваш материал способствует развитию воображения, умению логически мыслить, укреплению и развитию памяти. Замечательный, интересный, насыщенный материал. Четко прослеживаются межпредметные связи, работа масштабная, требующая большой подготовительной работы. Фотоматериал, слайды дополняют вашу работу и делают ее презентабельной. Это настоящий "Карнавал загадок". Примите мой голос +1.
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 06:19 +2
Большое спасибо, Татьяна Вениаминовна. Возможно, работа будет нужна в морозные и летние дети, на уроках и после. Спасибо за Ваш замечательный комментарий. С уважением ИА
Сидорова Зоя Григорьевна # 18 августа 2014 в 21:21 +3
Ирина Александровна! Замечательная публикация. Подкупает сразу название "Карнавал загадок". Загадки любят и большие и маленькие дети. Это , наверное, потому, что в них таится что-то неизвестное, загадочное, интересное. Дети очень любопытны. Фантазия у них безгранична и непредсказуема. Чтобы отгадать Ваши загадки, нужна немалая подготовка. Я работаю в детском саду, веду предшкольную подготовку. С интересом прочитала Вашу публикацию. Всё время думала, как бы и мне применить такого типа загадки в своих занятиях. Думаю, что что-то придумаю и буду заставлять детей думать, размышлять, фантазировать. Спасибо Вам! Творческих успехов!
Зоя.
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 06:26 +2
Уважаемая, Зоя Григорьевна. Большое спасибо, что Вы всегда остаетесь неравнодушной к моим работам. Я думаю, если для малышей взять рифмы, то они их осилят. И слово запомнят как произнести, да еще и новое узнают. Многие приходят в 10-й класс, а все так и продолжают говорить "ивошние родители", дала, брала. Я уверена, Вы творческий учитель, Вы сумеете изменить и для ваших деток применить понравившиеся идеи. Большое спасибо. С уважением ИА
Вера Александровна Орехова # 18 августа 2014 в 21:47 +3
Ирина Александровна, с большим интересом познакомилась с Вашим материалом. Очень интересную, насыщенную по объему, познавательную разработку Вы нам представили для просмотра. Яркие слайды сопровождают весь текст, что очень радует, легче воспринимается информация. Спасибо, что прививаете детям чистоту и красоту русского языка, развиваете воображение, мышление, память, внимание. Думаю, что многим педагогам пригодится такая полезная публикация. Спасибо за приглашение. С удовольствием голосую +1. Желаю только удачи!
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 06:39 +2
Вера Александровна, большое спасибо, что нашли время познакомиться с работой, за Ваш комментарий,за ваш позитив. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
елена александровна селиверстова # 18 августа 2014 в 22:42 +2
очень познавательно и интересно спасибо вам это на все случаи
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 06:27 +1
Большое спасибо, Елена Александровна. С уважением ИА
Мария Чукмарёва # 18 августа 2014 в 22:59 +3
Такое содержательное , иллюстрированное мероприятие у вас получилось! Думаю, дети с удовольствием выполняли все предложенные задания и систематизировали, обобщили изученные знания в занимательной форме! Спасибо вам за привитие детям любви к красоте и чистоте русского языка! +1
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 06:28 +2
Большое спасибо, Мария, что нашли время познакомиться с работой. Спасибо за отзыв. С уважением ИА
Головина Татьяна Сергеевна # 19 августа 2014 в 06:59 +3
Ирина Александровна, спасибо за богатейший материал, который, я уверена, пригодится каждому учителю. Такие задания очень любят дети и с удовольствием их выполняют. Они развивают и смекалку, и логику, и внимательность. Занятие очень интересное, познавательное и увлекательное. Примите мой голос.
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 08:01 +3
Добрый день, Татьяна Сергеевна. Спасибо за комментарий. Вы правы, любое зашифрованное правило дети запомнят быстрее, чем безликий текст. С уважением ИА
Татьяна Анатольевна Новичихина # 19 августа 2014 в 09:15 +3
Уважаемая, Ирана Александровна! Огромное спасибо за чудесный материал. Опыт показывает, что ребенок выполняет учебную деятельность с увлечением в игровой форме. А так как играть в такие интересные игры слов ребёнок готов много раз, он легко и прочно усваивает необходимый материал. Меняя материал в зависимости от того, что именно вызывает трудности ребенку, Вы помогаете избавиться от неприязни к занятиям. Занятие действительно познавательное в увлекательной форме.
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 19:12 +1
Большое спасибо, Татьяна Анатольевна. Вы правы, что любой конспект - это скелет, который потом обрастает задачами, а следовательно, новыми идеями, формами и приемами. Урок с загадками всегда интереснее, чем простое изложение фактов. Спасибо за комментарий. С уважением ИА
Ирина Николаевна Ступченко # 20 августа 2014 в 10:06 +2
Уважаемая, Ирина Александровна! Все дети и даже взрослые любят разгадывать загадки. ваша работа заслуживает внимания. В ней много всевозможных развлекательных моментов. Возьму её на заметку, очень пригодится на кружковых занятиях.Спасибо! Примите мой голос!
Ирина Александровна Подольская # 20 августа 2014 в 18:05 +1
Уважая Ирина Николаевна, я рада вновь Вас увидеть, услышать Ваш голос. Совершенно верно, идея собрать подобные загадки появилась давно, когда стала руководить кружком. Тогда еще все писалось от руки. Сегодня все стало просто - Интернет помогает моментально ответить на любые вопросы, но звучащее слово на уроке должно быть всегда. Игры в кругу друзей, одноклассников сближает детей, развивает их логику, появляется желание к учебе. Мне приятно, что Вы выразили желание взять в копилку данный материал. С уважением ИА
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 21 августа 2014 в 23:29 +1
Ирина Александровна, спасибо за приглашение на великолепное занятие! Какой богатый материал!
Вот действительно - игры со словами на любой вкус и цвет! Цель занятия достигнута, поставленные задачи решены, применены разнообразные формы работы. Насыщенный, подкреплённый научными терминами материал понятен и доступен, и необычайно интересен. Форма рефлексии в виде алфавита - браво! И здесь знания детей закрепили... Вы труженица и умница! Люблю русский язык за его многообразие! Мне тоже нравиться играть словами и увлекать такими играми ребят. Всего 33 буквы,а сколько шума! Примите мой голос! С Вашего позволения, беру материал себе в закладочки, о-о-очень много полезной информации и заданий!
Ирина Александровна Подольская # 22 августа 2014 в 09:23 0
Алёна Дмитриевна, большое спасибо за добрые слова, замечательный комментарий. Мне было важно услышать мнение коллег именно о рефлексии. Собираю собственную копилочку. Хочу все обобщить, потому что, когда начинаешь что-то готовить, именно на этот этап урока/мероприятия при подготовке уходит много времени, ведь хочется чего-нибудь новенького.
Действительно, 33 буквы. Мне очень понравилось Ваше выражение "33 буквы, а сколько шума!". Вы меня обогатили веселой фразой. Готовлю встречу к 1 сентября с детишками, конечно не без игр, уже появилась идея ее обыграть. Большое спасибо за ваше внимательное прочтение, идею. С уважением ИА
Любовь Анатольевна Судьбина # 22 августа 2014 в 07:19 +1
Согласна с коллегами, Ирина Александровна, богатый материал, развивающий, познавательный! И коллегам обязательно пригодится в работе - хоть в полном виде, хоть частями, в зависимости от поставленных задач.Вы большая умница и молодец! Спасибо, что поделились с нами такими замечательными играми и такая милая презентация,( жаль, что на сайте презентации только в виде фото можно)! Будем теперь играть! Успехов!+1
Ирина Александровна Подольская # 22 августа 2014 в 09:29 0
Любовь Анатольевна, спасибо за комментарий. За теплые слова. Пишите, и я Вам вышлю презентацию. "Жака нету" - это значит не жалко. Ведь мы как раз, наверное, и собрались здесь "под единой крышей" делиться, а не хвалиться. Тем более, раз я уже что-то выставила, значит, хочется верить "что это кому-нибудь нужно". С уважением ИА
Елена # 2 ноября 2016 в 22:41 0
Ирина Александровна, очень интересная и насыщенная заданиями занятие. Видно, что Вы творческий педагог. Буду благодарна если Вы поделитесь презентацией.
Ирина # 22 ноября 2016 в 17:02 0
Уважаемая Ирина Александровна! Заинтересовалась Вашими играми со словами. Позвольте и мне поиграть со своими учениками. Поделитесь, пожалуйста, презентацией. С уважением, Ирина.