Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса

Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса «Повторение постановки знаков препинания в сложном предложении на материале романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»
Автор: Подольская Ирина Александровна учитель русского языка и литературы КГУ СОШ №4 г.Семей
Анонс.
Вашему вниманию предлагается система заданий и упражнений по программе русского языка для старшеклассников на основе того литературного материала, который они изучают параллельно. Установка на целостное изучение текста как комплексного филологического явления, уяснение изобразительно-выразительных возможностей художественного слова позволяет в максимальной степени сблизить уроки русского языка и литературы. Это особенно важно в условиях временного дефицита, который почти всегда возникает у старшеклассников.
1.Урок русского языка в 11 классе на тему «Повторение постановки знаков препинания в сложном предложении на материале произведений М.А. Булгакова».
2.Базовый учебник. Русский язык: Ч.I/ Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ общественно-гуманитарного направления/ Ф.Г. Брулева, С.Б. Бегалиева, К.И. Ишкина, Г.Е. Омаров. – Алматы: Атамүра, 2006. – 248 с. § 26 с.181.
3.Данный урок – урок с использованием ИКТ. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми.
4.Форма учебной работы - классно-урочная.
•Приобретаемые навыки детей:
отработка навыков постановки знаков препинания в БСП и СППП, расширение словарного запаса учащихся, работа с художественным текстом, самостоятельное целеполагание, работа с литературоведческими терминами, работа в парах, работа с орфографическим словарем, самостоятельный поиск и обработка информации, контрольное тестирование, самооценка, формулировка выводов.
•Технологические особенности:
мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, фотоаппарат, иллюстрации, таблица «Знаки препинания в БСП и СПП», раздаточный материал…
•Организация работы:
организационный момент, целеполагание, словарный диктант и его проверка, беседа, работа над основным материалом: постановка знаков препинания, расширение культурного словаря учащихся, подведение логического итога, оценивание работы учащихся за урок, домашнее задание.
Количество часов на изучаемую тему – 1 час
Тип урока – урок закрепление знаний
Синтез – русский язык – литература – информатика – ИЗО
Внутрипредметные связи – орфография - орфоэпия – синтаксис.
Оборудование: презентация к уроку, буклет, ДМ, лист для самоконтроля, рабочие тетради.
Триединая цель урока:
1.Совершенствование знания орфографических правил.
2.Развитие умений грамотного пунктуационного оформления БСП и СПП.
3.развитие речи, логического и аналитического мышления.
4.Развитие коммуникативных и нравственных учащихся.
Ход урока
I. Оргмомент. Целеполагание.
II. Проверка домашнего задания.
Цитата к размышлению. Объясните постановку знаков препинания.
Тоска – это когда жаждешь чего-то, сам не знаешь чего… оно существует, это неведомое и желанное, но его не высказать словом. А. Сент-Экзюпери.
Повторение ранее изученных орфографических правил.
Задание 1. - Сегодня у нас с вами необычный словарный диктант. Слова, над которыми вы будете работать, взяты из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Один из учеников выполняет задание у доски, все остальные учащиеся списывают слова, работая над орфограммой. Самопроверка. Сообщают о своих результатах.
Ш__пот, ж__лтый, роман м__стерия*, бу(ф,фф)__нада*, ап__кал__псический*, с__рок__(летний), а(с,сс)оц__ац__я, сверх__естестве__ый, (и,э)м__грант, м__(с,сс)ионер*, пр__фе(с,сс)ор, р__дактор, пр__куратор*, иг__мон*, перво св__ще(н,нн)ик*, пр__з__дент, сума__шедший, слабо умный, пол(оу, у) мный, душевно__больной, пр__ключение, пр__сутствовал, (а,о)м__рзительный, (а,о)баж__р, двух__этажный (25 слов).
Ответ.
Шепот, желтый, роман-мистерия, буффонада, апокалипсический, сорокалетний, ассоциация, сверхъестественный, эмигрант, миссионер, профессор, редактор, прокуратор, игемон, первосвященник, президент, сумасшедший, слабоумный, полоумный, душевнобольной, приключение, присутствовал, омерзительный, абажур, двухэтажный (25 слов).
Задание 2.
Над некоторыми словами – звездочка, значит необходимо объяснить лексическое значение данного слова. Если возникнет трудность, то обратитесь к толковому словарю.
В работе дан ответ пропущенных орфограмм и объяснено лексическое значение выделенных слов.
Учащиеся работают над лексическим значением слова. Отвечают на вопросы, размышляют, оперируют словарными статьями. Работают самостоятельно.
Ответ-подсказка
Мистерия – от греч. – таинство, служба. Обряд. Основной жанр религиозного театра эпохи позднего средневековья 12-16 вв. Созданный на сюжеты Библии и Евангелия.
Буффонада – от итал. – паясничество, шутовство. Резко преувеличенный, грубый комизм. Буффонада ведет начало от площадного народного театра (фарс, театр мимов и скоморохов, комедия масок).
Апокалипсис – от греч. – откровение. - Часть Библии, одна из книг «Нового завета», содержащая мистические рассказы о судьбах мира и человека, пророчества о «конце света».
Миссионер – от фр. – посылка, поручение. Лицо, занимающееся распространением религии среди населения с иным вероисповеданием; как правило миссионер выполняет функции идеологической экспансии.
Прокуратор - (лат. procurator, буквально - попечитель, управитель), в Древнем Риме 1) домоуправитель. 2) Доверенное лицо римского гражданина в судебных и коммерческих делах (обычно из вольноотпущенников). 3) В эпоху империи также: управляющие крупными имениями (императорскими и частными), чиновники, управлявшие небольшими провинциями, ведавшие сбором налогов в больших провинциях или возглавлявшие финансовые и хозяйственные ведомства (фиск, эрарий и др.).
Первосвященник - старший в священническом роде (из потомков Аарона), которому одному (помимо других священнических обязанностей) дозволялось входить во Святое-святых в день очищения. Он имел также и отличную от других священников одежду: верхнюю мантию голубого цвета (Исх 28.31-35), ефод, наперсник и кидар. К первосвященнику предъявлялись более высокие требования в отношении его чистоты и поведения, чем к другим священникам
Игемон - (греч. igemon). Начальник области.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
Игемон - первенствующей, главенствующий, то же, что гегемон.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
III. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос-беседа.
- Что называется сложным предложением?
- Какие типы сложных предложений вы знаете?
- Какими признаками обладает ССП? СПП? БСП?
- Расскажите, когда запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными одиночным соединительным союзом и, не ставится?
Вывод.
IV. Работа по основной теме урока.
1. Синтаксический разбор предложения.
Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограмму. Произведите синтаксический разбор предложения.
Он писатель разлома к__тастрофы его мир разрушился рас_палась былая культура и в новой д__йствит__льности Булгаков выбрал роль соб__рателя __сколков из к__торых стр__мился с__ставить некое целое. Ирина Белобровцева, Светлана Кульюс. 2007.
Ответ для самопроверки.
Он писатель разлома, катастрофы – его мир разрушился, распалась былая культура, и в новой действительности Булгаков выбрал роль собирателя осколков, из которых стремился составить некое целое. Ирина Белобровцева, Светлана Кульюс. 2007. 73с.
Вывод.
2. Беседа.
- Итак, объясните знаки препинания в данном предложении.
- Какие предложения в языке появились раньше: союзные или бессоюзные?
Слово учителя.
БСП со значением перечисления одновременных явлений особенно широко используются в художественных описаниях, прежде всего – природы и внешности человека; ведь описание и есть как раз перечисление признаков, явлений, характерных для изображения предмета.
По семантике (смысловым отношениям) БСП делятся на две группы: с отношением равнозначности и неравнозначности.
3.Подумаем вместе.
Беседа.
ЗАДАНИЕ.
Объясните знаки препинания в предложении и объясните, как вы понимаете данное предложение.
* Выражение лица в зеркале видится, души же - в беседах проявляются. Декарт.
* Никогда святой не бывает полностью святым, а жестокосердечный полностью жестокосердечным, как думают люди; никто не в состоянии проследить минуту за минутой порывы чужой души. М.
* Дьявол всегда находит способ влить каплю горечи в чашу счастья. П. Мериме.
* Весь мир – циферблат, стрелки наша жизнь, маятник – это мы, и когда гиря опустилась до предела, значит, наша песенка спета…Шелом-Анейхем.
* Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. Н.Г. Чернышевский.
* Если бы существовало только зло, мы бы его не замечали, все равно как и ночь не имела бы названия, если бы ее не сменял день. А. Франс.
Вывод.
5. Тест.
Задание. Вставьте недостающий знак препинания. Самостоятельно ответить на 7 вопросов-тестов. Ответы вписать в лист самоконтроля.
На доску проецируются отдельно 12 предложений.
Можно сразу показать учащимся ответы, но лучше проверить после выполнения тестирования. Ответы даны в круглых скобках – это только для конспекта урока.
А - : В - ; С - D - ,
1.Но вот что странно ? откуда же ялтинский мистификатор знает Воланда, только вчера приехавшего в Москву? Ч.I, гл.10 (А)
2.Кричали они напрасно не мог Михаил Алексеевич позвонить никуда. Ч.I. гл.5(А)
3.Это он свел с ума бедного поэта Ивана Бездомного он заставил его грезить и видеть в мучительных снах древний Ершлаим, сожженную солнцем безводную Лысую гору с тремя повешенными на столбах. Эпилог (D)
4.Так говорит он всегда, когда спит, а когда спит, то видит одно и то же ? лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, 14 числа весеннего месяца нисана. Ч.II, гл.32 (С)
5.Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила сама суть дела ? не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить. Ч.I. гл.4 (А)
6.Гражданка с книгой изумилась ? в зелени трельяжа возникла белая фрачная грудь и клинообразная борода флибустьера. Ч.II,гл.28 (В)
7.Положение серьезное, но отнюдь не безнадежное, - отозвался Бегемот, - больше того ? я вполне уверен в конечной победе. Ч.I,гл.22 (А)
Учащимся необходимо в предложенном предложении на месте пропуска поставить запятую, точку с запятой, двоеточие или тире.
Самопроверка. Выставление оценки за тесты.
Вывод.


6.Вопросы для самоконтроля.
Учащиеся сами выбирают номер вопроса, на который им предстоит дать ответ.
Учитель задает вопросы.
- Назовите условия постановки точки запятой в БСП.
- Назовите условия постановки тире в БСП.
- Какие знаки препинания ставятся в ССП для разделения частей?
- Какими способами проверить постановку знаков препинания в БСП?
- Чем отличаются односоставные предложения от синонимичных двухсоставных в стилистическом отношении?
- По каким признакам отличается предложение от словосочетания?

V. Домашняя работа и инструктаж о его выполнении.
§26 стр.176, 178, 179– выучить правило;
Тестовые задания с.182 – письменно.
Подобрать собственные примеры на изученную тему.
Литература.
1.Словарь иностранных слов. – 13 изд., стереотип. – М.: Руся., 1986. – 608с.
2.Словарь литературоведческих терминов. Ред. –сост.: Л.И. Тимофеев и С.Тураев. М., «Просвещение», 1974.-509с.
3.Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий/И.Белобровцева, С.Кульюс. – М.: Книжный Клуб 36.6, 2007.– 496с.
Уникальность текста 79% проверено 04.08.14г. 20:36:51

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 11 класс Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста К. Г. Паустовского «Тай Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс. Лингвистический анализ текста Конспект по русскому языку в 11 классе

Похожие статьи:

Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку «Стилистика и культура речи» (10-11 класс)

План работы кабинета русского языка | Программа «Как раз сегодня»
Опубликовано: 860 дней назад (4 августа 2014)
Просмотров: 4225
+4
Голосов: 4
Сидорова Зоя Григорьевна # 11 августа 2014 в 19:18 +1
Ирина Александровна! Познакомилась с Вашей публикацией. Очень серьёзный подход к разработке конспекта урока. Конспект урока «Повторение постановки знаков препинания в сложном предложении на материале романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"» получился насыщенным, полным, соответствует возрастным особенностям. Организация всего занятия продумана так, чтобы достичь основных целей и задач, поставленных в начале урока. Использование различных дидактических приёмов (беседа, словарная работа, фронтальный опрос и т.д.) позволило закрепить полученные ранее знания по данной теме, успешно справиться с заданиями.
конспект занятия очень достойный, думаю, что дети имеют обширные знания по русскому языку и литературе.
Успехов Вам"
Зоя.
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 06:59 0
Зоя Григорьевна, спасибо огромное, что Вы всегда увидите положительные, интересные моменты урока. Да, думаю, что мои дети читали роман с карандашом в руках, потому что выполнили много творческих заданий: словарный диктант по материалам романа, диктант с пропусками, готовили презентации, подбирали сложные предложения (БСП, ССП, СПП), составляли тесты для подготовки к ЕНТ - все это на материале уникального романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Вся работа учеников осталась за кадром... Как хорошо, что Вы понимаете, сколько вложено в создание и проведение урока. С уважением ИА
Любовь Сергеевна Резанова # 16 августа 2014 в 20:47 0
Ирина Александровна! Познакомилась с ещё одной Вашей замечательной разработкой и ещё раз восхитилась Вашим мастерством! Прекрасный интегрированный урок: насыщенный, интересный, результативный, грамотный. Беру в закладки. Мой голос Вам!
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 07:02 0
Любовь Сергеевна, большое спасибо, что нашли время изучить материал урока. "Беру в закладки" - эта фраза согрела мне сердце. Творческих успехов Вам. С уважением ИА
Мейер Елена Владимировна # 18 августа 2014 в 19:40 0
Ирина Александровна! Благодарю Вас за интересный урок. На материале замечательного художественного произведения Вы построили урок, достойный восхищения. Важно, что образовательные задачи Вы решаете, опираясь на межпредметные связи. Умело сочетая различные дидактические приемы, думаю, Вы добиваетесь хороших результатов в обучении русскому языку. Спасибо, удачи Вам! С уважением Мейер Елена.
Ирина Александровна Подольская # 19 августа 2014 в 08:14 0
Елена Владимировна, спасибо за комментарий. Стараюсь, чтобы каждый урок приносил немного радости и пользы нашим ученикам. С уважением ИА
Марина Николаевна Салтыкова # 4 ноября 2014 в 12:09 0
Здравствуйте, Ирина Александровна! Читаю ваш конспект, и сердце замирает от восторга! Я очень люблю это произведение М.Булгакова и часто использую его на уроках русского языка. Но вот в таком объеме еще не приходилось. Спасибо вам за такую разработку. Возьму ее в закладки. И голосую ЗА!
гульмира кантаевна тлепова # 19 января 2015 в 08:42 0
интеграция учебных дисциплин вещь выигрышная и правильная. вопрос лишь в гармонии и удобоваримости для неискушенного ученика. в данном случае, это - образец высшего пилотажа...