Конкурсы для педагогов и детей

Рефлексия как один из приемов осознанного усвоения знаний

О роли рефлексии в учебном - образовательном процессе
Рефлексия как один из приемов осознанности усвоения знаний.
Автор Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Статья для учителей старшего и среднего звена.
Анонс.
Вашему вниманию предлагаются различные приемы рефлексивной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Данный материал содержит небольшой набор апробированных и разработанных форм проведения рефлексии. Материал предназначен для учителей старшего и среднего звена, а также всем тем, кто интересуется проблемами современного образования.
Цель: повышение мотивации учителей в овладении рефлексивной деятельности учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с различными приемами рефлексии;
- раскрыть содержание некоторых приемов рефлексии;
- систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения саморефлексии;
- оказать методическую помощь учителям, воспитателям в выборе приемов рефлексивной деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс.
Как сделать занятие живым интересным и полезным? Как сохранить тот интерес, с которым маленький человек идет первый раз в школу? Как сделать процесс обучения таким, чтобы ученик ежедневно, выходя из стен школы, мог сказать, что сегодня узнал много нового и полезного? Как сделать так, чтобы школа стала «школой радости»? Как сделать так, чтобы ученики соответствовали современным реалиям времени, были готовы решать современные вопросы, вопросы своего времени?
Сегодня много написано, сказано о том, что мы должны вырастить конкурентоспособного ученика. Для развития творческого потенциала учащихся в моей работе помогают семь модулей обучения. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только как итог урока, но и как обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных этапах урока. Рефлексия направлена на осознание изученного материала, участия в мероприятии, всего того в чем участвуем мы и наши ученики, направлена на сбор полученной, переработанной информации, всего того, что мы уже осознали. Цель рефлексии не просто, чтобы ученик ушел с урока с выставленной оценкой, а мог выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учениками со своими, осознать и наметить пути своей деятельности.
Слово рефлексия происходит от лат. reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
В данной работе я хочу поделиться опытом организации рефлексивной деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях. Описывать урок не является целью данной статьи. Одной из задач является показать, какие приемы рефлексивной деятельности оказались наиболее удачными в организации учебного процесса и способствовали глубокому самоанализу учащимися собственной деятельности.

Рефлексия проводится обычно для того, чтобы понять насколько ученик овладел /осознал изучаемый материал. Для этой цели можно проводить входящее и подводящее итог анкетирование.

Анкетирование можно проводить на уроке, после урока, давать анкеты, чтобы ученик заполнил ее дома. Все будет зависеть от цели урока и возраста ученика.

Анкетирование учащихся позволяет учителю проанализировать на каком этапе, интеллектуальном уровне развития находится ученик, какие возникли у него трудности, что сумел уже достигнуть, его отношение к изучаемому произведению. Все завит от задачи и цели анкетирования. Желательно иметь на каждого ученика портфолио, куда помещаются не только проанализированные данные анкетирования, но и другие его творческие работы, для того чтобы была возможность объективно выстраивать индивидуальную траекторию развития ученика.
Повторяя тему «Глагол» в 11 классе, предлагаю учащимся выстроить траекторию собственных знаний. Предлагаю выстроить диаграмму до начала урока. На протяжении всего урока учащиеся самостоятельно выставляют себе оценки и строят график действительных результатов. В конце урока учащиеся сравнивают графики результатов. Многие были удивлены, насколько их мнение не совпало с фактическим результатом. Этот прием оказался очень удачным, так как учащиеся самостоятельно делали выводы, увидели результаты своей учебной деятельности и то над чем еще надо работать.

Эффективными приемами является прием незаконченного предложения.
Заверши фразу. Ученикам для выявления результативности урока, внеклассного дела, семинара, раскрытия у учащихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, события предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия.
Например, после изучения раздела «Лексика» при проведении рефлексии можно предложить ученикам завершить следующие фразы:
- Среди этапов урока мне особенно понравился…;
- Во время занятия я приобрел…;
- Изучаемая тема побудила меня задуматься о …;
- Мне хотелось бы еще спросить…;
- Я испытывал(а) трудности…;
- Меня удивило…;
- Я приобрел/ я научился…;
- Я почувствовал(а), что…
- У меня получилось…;
- Мне захотелось…
Для каждого занятия, на котором планируется использование данного приема, подбираю фразы, которые будут соответствовать изучаемому материалу.
Желательно, чтобы каждый ученик завершил хотя бы одну фразу, так как их ответы позволят учителю сделать выводы насколько и как ученик был вовлечен в изучение предложенного материала, все ли осознанно учеником на данном этапе изучения материала, над какими вопросами предстоит еще поработать.
Хорошо воспринимается учениками прием «Дерева целей».

Эта технология может быть использована учителем в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние учащихся, отношение к изучаемому произведению, теме. Это полезно делать, но не очень часто.
Чтобы перейти к рефлексии учащихся, на уроке литературы «Пушкин и Абай казахского народа», я говорю о том, что поэт был знаком с русскими классиками ХIХ века. Испокон веков известно: людей объединяет дело, а разъединяют слова. Звезды нынче высыпали густо… «О-о, ведь это же Плеяды! Нет, наверное, звезд бледнее и мельче их. Но в ночном небе и замечаешь сразу же, хотя кругом столько ярких звезд! В чем тут разгадка? В том, наверное, что Плеяды загораются и гаснут вместе. Даже звездам доступно понимание. Что чем меньше, чем бледнее они, тем теснее должны сплотиться! Быть ближе друг к другу, и тогда и другие их приметят, и видны они будут… В народе нашем считалось всегда доброй приметой, если в пути перед тобой оказывались Плеяды! Недаром люди говорят: «Если хочешь обрести надежду, найди на небе созвездие Плеяды!» «Я нашел, увидел! Нет большего счастья, чем надежды на будущее, на счастье!», так писал Абиш Кекильбаев в произведении «Плеяды - созвездие надежды». Все это является не только хорошим мостиком для проведения следующего этапа урока, но и позитивным его продолжением.
Ключевая фраза. Предлагаю ученикам взять номерок, на котором указано «Слово» Абая. Прочитав «Слово» - у каждого Слова свой порядковый номер-, ученик должен выписать ключевую фразу, фразу которую он взял бы с собой в путь, фраза, которая может стать для него путеводной звездой в жизни. Ученики читают «Слово» Абая, затем каждый вписывает ключевую фразу на полученный лист (лист представляет собой форму звезды). На выполнение задания ученикам дается 5 минут.
- После записи, каждый ученик зачитывает свою фразу вслух.
- Спикер группы собирает звездочки-фразы и вывешивает на звездном небосклоне («звезды» вывешиваются произвольно).
- Учитель проводит краткий анализ полученных результатов.
Например, могут быть выписаны крылатые фразы Абая из 37 Слова:
- Чтоб светоч истины узреть –
Должны быть зрячими сердца.
- Безвреден – кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.
- Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.
- Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.
Лучше не вывешивать фразы и не собирать сразу во время ответа учащихся, так как это немного отвлекает учащихся, тем более, если большой класс. Через защиту творческих проектов, работая над ключевыми фразами, знакомясь с художественным текстом, учащиеся задумаются о важности изучения «Слов назидания», о роли слова в жизни человека, о роли переводов, сделанных Абаем для казахского народа. Немало важным является и то, что ученики еще раз, но только под другим углом, прочтут предложенное произведение, которое осмыслят и выберут из него всего только одну ключевую фразу. Этот вид работы очень полезный, так как не только вырабатывает читательскую зоркость, но ученики учатся обобщать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, постигать авторскую идею.
Для подведения итогов урока, обучения делать письменные обобщения будет полезно и интересно упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени, возраста учащихся. В пятом классе, изучая произведение А.С. Пушкина, предложила выполнить это упражнение.

Наблюдала, помогала, объясняла как правильно и куда нужно внести информацию. На данное упражнение ушло много времени. Не все учащиеся смогли правильно справиться с этим заданием. В седьмом классе, спустя два года, учащиеся вновь работают по заполнению данной таблицы. Результаты разительные. В 11 классе учащиеся, изучив произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», заполняя таблицу, уже используют сложные предложения, выводы отличаются самостоятельным суждением. Это упражнение полезно как учителю, так и ученику, так как позволяет научить ученика вести записи на протяжении всего урока, наблюдая и оценивая свою деятельность, ученики учатся делать выводы.

В конце урока можно предложить учащимся заполнить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты анкет можно опускать, добавлять, все зависит от цели занятия. Затем учитель может выстроить траекторию достигнутых результатов как всего класса, так и индивидуальные наблюдения.

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов приема «Острова», в котором учащиеся оценивают свой вклад в урок, или дают оценку состоявшегося взаимодействия. На первых этапах это сделать очень сложно, но если учитель совместно с учениками делает постоянные выводы/наблюдения, то уже к седьмому классу ученики будут рефлексировать самостоятельно. Важно каждый раз добавлять что-то новое. Изюминка должна быть в любом приеме.

Острова. На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: остров «Счастья», остров «Уныния», остров «Непонимания», остров «Обиды», остров «Удивления», Бермудский треугольник. Можно не только островам давать подобные названия, но и городам, планетам. На одном из уроков, посвященном изучению «Книге слов» Абая, мы приготовили юрты, каждая юрта имела название, которое выражало эмоциональное состояние ученика: «Радости», «Счастья», «Познания», «Уныния», «Разочарования». Ученики должны были высказать свое мнение, прикрепив цветного жеребца, мне было важно посмотреть какого цвета скакунов будет больше, по направлению к определенной юрте. В результате у нас две юрты оказались пустые – это юрты «Уныния» и «Разочарования». Делаю выводы: задачи урока выполнены, цель достигнута.
Каждый из учеников может прикрепить на карте только один предмет (лошадь, верблюда, кораблик, звезду) возле конкретной юрты, острова, планеты. Если его не совсем устраивают имеющиеся рефлексивные категории, то он самостоятельно принимает решение, где поместить ему свой жетон/предмет. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, и учитель предлагает познакомиться с результатами и сделать выводы.
На уроке русского языка в 5 классе, завершая путешествие по материкам темы «Паронимы», учащимся было предложено оценить урок, выставив следующие оценки: «Уникум» – 5; «Активность» – 4; «Пассивность» – 3; «Молчания» – 2, прикрепив одну из фигурок к острову, на котором они больше всего находились. Будет интереснее, если названия и количество островов будет меняться, это делается для того, чтобы ученики учились оценивать своё эмоциональное состояние, а оно одинаковым на всех уроках быть не может.

Концепция критического обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах: индивидуальный, групповой, коллективный. Коллективная учебная деятельность создает условия для создания коллаборативной среды, где учащиеся примеривают на себя разные роли: спикера, хранителя времени, исполнителя. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы.
Можно предложить прием Э. де Бано «Шесть думающих шляп» или «Шесть пар сапог».

Очень важно учить учащихся делать самостоятельные выводы. На первых этапах это получается не всегда качественно, но со временем они будут не только оценивать объективно свою деятельность, но научатся и осуществлять взаимооценивание на высоком уровне.

Не всегда все может увидеть на уроке даже очень опытный учитель. А ребенок не обманет. Значит, цель достигнута, ученик научился думать, принимать самостоятельное решение. Для этой деятельности я на уроках используются оценочные карты, рефлексивная мишень. Цель данной деятельности: научить объективно оценивать себя и других.

Рефлексивная мишень. На листе бумаги или ином формате рисуется мишень, которая делится на четыре части. В каждом из секторов записываются вопросы рефлексии состоявшегося занятия. Например,
1-й сектор – оценка содержания урока (типы и количество заданий);
2-й сектор – оценка формы занятия: формы, подача, разнообразие, новизна…;
3-й сектор – оценка деятельности учителя, что и как делал учитель;
4-й сектор – оценка собственной деятельности/работы во время занятия.
Каждый ученик маркером или фломастером четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку. Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Для метки можно использовать кнопки, магниты, силовые цветные гвозди, все зависит от темы и идеи урока. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени.
После того как каждый участник взаимодействия «Выстрелил», то есть поставил четыре метки, в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.

Рефлексивный круг. Все участники урока/внеклассного мероприятия садятся вкруг. Учитель задает алгоритм рефлексии:
- расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце;
- что нового вы узнали, чему научились;
- каковы причины этого;
- как вы оцениваете свое участие на уроке (внеклассном деле).
Затем все ученики поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Лучше, если учитель своим высказыванием завершает рефлексивный круг. Лучше проводить «Рефлексивный круг», когда в классе уже создана коллаборативная среда, учащиеся умеют рефлексировать.
Круги на воде. Прием «Круги на воде» позволяет не только понять поняли ли учащиеся идею произведения, но и умеют ли, глубоко проанализировав прочитанное произведение, рассуждать на нравственные темы. На уроке литературы, изучая произведение «Белый пароход», учащимся было предложено заполонить круги на воде, главными ценностями для главного героя. Чем ближе волна, тем этот факт, желание должно иметь самое ценное, судьбоносное значение для героя. Сложно для учащихся седьмого класса, но интересно.

Проанализировав все работы групп, прихожу к выводу, что все группы написали, что получение портфеля было самым ярким, важным моментом в жизни главного героя.

Все, что делается на уроке, по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

При проектировании занятий каждый учитель опирается на свое педагогическое профессиональное мировоззрение и культуру, свои педагогические ценности, которые в реальности появляются лишь с опытом, реальным профессиональным опытом ведения занятий, общения с учениками и их родителями, размышлений на разные профессиональные и личностные темы. Конечно, многие приемы уже всем давно знакомы, об этом написано достаточное количество статей, книг, но в каждый прием, стратегию, метод я стараюсь внести свой элемент подачи, оформления, организации.

Надеюсь, что каждый учитель найдет в этой статье то, что будет интересно, что Вы сможете применить в практической деятельности, то, что вы сможете изменить или улучшить в своей работе на благо нашей профессии – воспитание гражданина нашей страны, планеты!

Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет. Абай
Литература
1. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: учебное пособие. – 3-е изд., доп. – Алматы, 2013г. – 355с.
2. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М.Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения: учебное пособие. 5-е изд. – Алматы, 2013. – 226с.
3. Селевко Г.К. Классификация педагогических технологий //Профессиональное образование. – 2002.

Приложение.





Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Сценарий внеклассного мероприятия для 8 класса на тему: Осень | Как научиться мыслить конкретно и образно
Опубликовано: 783 дня назад (14 октября 2014)
Просмотров: 21098
+31
Голосов: 33
Елена Николаевна Анненкова # 14 октября 2014 в 17:52 +3
Здравствуйте, Ирина Александровна! Спасибо за такой интересный для педагогов материал! Этап рефлексии, как связующее звено изученного материала и изучаемого на следующем уроке, приобрёл огромное значение в разработке урока. И особенно в связи с внедрением ФГОС. Вы представили прекрасный систематизированный и, ещё более ценное, апробированный материал по рефлексивной деятельности. Изучала с интересом, многое почерпнула для себя. Спасибо за Ваш творческий опыт! Голосую непременно. Относительно оформления небольшое замечание: нужно сформулировать цель в форме существительного. С уважением А.Е.Н.
Ирина Александровна Подольская # 14 октября 2014 в 18:43 +5
Добрый вечер, Елена Николаевна. Спасибо за комментарий. Внесла изменения. Планировала отвечать всем, добавляя еще по одному приему. Статья не должна превышать 5 страниц, а так хотелось еще рассказать про музыкальные нотки, биллборды эмоций, стишки для рефлексии. Постараюсь добавить еще материал. С уважением ИА
К уроку о камнях.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 14 октября 2014 в 18:01 +5
Ирина Александровна, здравствуйте! Заглянула на «новенькое» и познакомилась с Вашей статьёй «Рефлексия как один из приемов осознанности усвоения знаний». По Вашим прошлым работам было видно, что Вы уделяете этому этапу урока большое внимание, он не проходит у Вас для галочки. Этому свидетельствуют фотографии, видно, что для ребят это не ново, а постоянно. Много чего "подчерпнула" из статьи и думаю буду потихонечку «внедрять» на практике некоторые методы, о которых знала, но Ваша подача заинтересовала и стоит попробовать. Понравились многие слайды с критериями, но «Суп из рефлексии» это мне как раз для работы в группе поваров, самое то! Спасибо, что делитесь своими наработками, цель статьи «повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся» в моём случае достигнута! Мой голос +1!
Ирина Александровна Подольская # 14 октября 2014 в 19:03 +5
Светлана Анатольевна, большое спасибо за комментарий. Материалов на эту тему очень, очень много. Но по работе мне надо написать подобные работы. Конечно, если хоть оформление подарит новую идею, значит "кому-нибудь это нужно...". Светлана Анатольевна, Вы правильно подметили, мне нравится готовить для учеников маленькие сюрпризы, и что самое интересное. Иногда просят:"Не убирайте наше оформление, пусть другие посмотрят!". Недавно выставила карты Проппа учащихся 5-го класса, учащиеся девятого класса все перечитали, удивлялись орфографическим ошибкам. Уже подзабыли, что сами были такими.
Для Ваших девочек можно предложить вот такое задание:

Спасибо за оценку и комментарий. С уважением ИА
Вера Алексеевна Гашкова # 14 октября 2014 в 18:28 +2
Без рефлексии сейчас не обходится ни один урок в начальной школе. Постоянно приходится придумывать что-то новенькое для детей. Для своей работы возьму обязательно Олимпийскую рефлексию,Дерево достижений и рефлексивную мишень. Спасибо за опыт работы!
Ирина Александровна Подольская # 14 октября 2014 в 19:15 +4
Добрый вечер, Вера Алексеевна. Творческий учитель всегда сможет, внеся изменения в работу, применить для своих детей, своего класса, группы, а ВЫ, судя по комментарию, именно такой учитель. Спасибо за комментарий.

На одном из уроков учащиеся "открывали двери", то есть должны были вспомнить по порядку все этапы урока и назвать, что они делали. Получилось очень хорошо и эффектно. На компьютере сделала презентацию из 8 файлов, столько было дверей. Двери открывались в разные стороны, а за дверь точное название того, что они делали. Для маленьких учеников будет, наверное, интересно и полезно. Проверка внимания, заинтересованности на уроке и много, много другого можно проверить на этапе рефлексии. Спасибо еще раз за оценку. С уважением ИА
Любовь Анатольевна Судьбина # 14 октября 2014 в 22:10 +3
Ирина Александровна, в своей работе Вы обратились к самой сложной, не всеми педагогами реализуемой в полной мере, части урока( многие просто не знают как к ней подступиться)!!!
Интереснейший, многогранный материал, очень грамотно поставленные задачи! Полагаю, каждый из коллег почерпнет для себя ценнейшую информацию на такую малоизученную тему! У нас как-то даже конкурс был не просто на лучший конспект урока, а отсматривалась именно та часть, где подразумевалась рефлексия!
Спасибо, что представили нашему вниманию такое разнообразие способов и приемов рефлексии(хотя так хочется назвать ее как-то просто, по-русски, а то обилие иностранных терминов уже терзает слух)и в качестве пожелания : Ирина Александровна, может быть Вам написать "Рефлексия. Часть вторая"? Уж больно интересно, что еще у Вас там волшебного в рукаве?!...
Еще раз спасибо за Ваш труд и успехов!!!+ много голосов!!! И все ВАШИ!!!
С уважением Л.А.
Ирина Александровна Подольская # 15 октября 2014 в 21:33 +4
Добрый вечер, Любовь Анатольевна. Спасибо за комментарий. Я с вами согласно, что очень много иностранных слов, хотя по большому счету все это делалось и в древние века, потом появилось слово "вывод", "обобщения", но сегодня это не модно. Сразу сделают замечания, что не в потоке, не в теме.
Отвечаю на вопрос. Есть и вторая и третья часть.
Как и обещала. Еще одна рефлексия.
М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", глава "Фаталист". Дети поняли главную идею, немного подумав, сказали, что однозначного ответа нет. Предложила подумать и все же найти пути решения, и высказать мнение. Тогда они, поделив цветные фигурки чертей, соединив полученные части, вновь получили целую фигурку, и вот теперь они смогли высказать свое мнение (отсканирую чертиков, если интересно на них взглянуть). Очень интересно получилось. Однако, 5 минут было недостаточно. Много было эмоций. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Луиза Астиковна Гусова # 15 октября 2014 в 00:25 +4
Ирина Александровна,здравствуйте!Я получила огромное удовольствие от прочитанного и увиденного.Восхищаюсь Вашим талантом, любовью к детям, к своей работе. Прекрасный материал яркий,понятный и доступный. Ваша главная задача-донести материал до каждого ребенка без исключения. Что такое приемы рефлексии на уроке, мне не знакомы. У меня работа с маленькими детьми (4-5)лет. Мы не практикуем этот метод подачи материала (пока). Поэтому комментирую как дилетант, но даже дилетанту понятно, что это высший пилотаж. Мой голос Ваш. Буду следить за Вашим блогом.
Ирина Александровна Подольская # 15 октября 2014 в 20:58 +1
Луиза Астиковна, добрый вечер. Спасибо за комментарий, за раздумья вместе со мной. Вы мне поставили новую задачу, буду с большим удовольствием решать. Но вот так сразу подумалось, что можно предложить обвести ребятишкам ладошки: 5 пальчиков, 5 дней недели. А если им предложить на протяжении недели разукрашивать пальчики пока только в два цвета красный - хорошее настроение, черный(синий) цвет - сегодня мне было плохо. Ведь это тоже рефлексия. Но это так,сходу. Спасибо за комментарий. Творческих вам успехов. С уважением ИА
Людмила Алексеевна Варвашевич # 15 октября 2014 в 18:04 +2
Здравствуйте, Ирина Александровна!Познакомилась с предложенным Вами материалом и просто поражена: насколько интересно, грамотно, эстетически преподнесены различные варианты проведения заключительного и, кстати, самого важного этапа любого урока- рефлексии, потому что именно на этом этапе чётко видно(прослеживается), достигнута ли цель.
Знаете:неважно в какой мы стране растём, живём, у нас много общего: мы(Вы), как и Вы(мы)используем на уроках рефлексию ("Мясорубка", "Футбольное поле", "Гора достижений" и др.); самооценку (только у Вас столько различных вариантов!).
Обязательно расскажите нам про музыкальные нотки, биллборды эмоций, стишки для рефлексии, о которых Вы упомянули Выше.
Беру в копилку с Вашего разрешения! Конечно же, голос!
Ирина Александровна Подольская # 15 октября 2014 в 20:49 +3
Людмила Алексеевна, добрый вечер. Спасибо за высокую оценку. Действительно, я все удивляюсь: живем так далеко друг от друга, а читаем одни и те же книги, учимся, наверное, на одних курсах. Обязательно выставлю биллборды и нотки. Сегодня все любят компьютер, вот и я провела изучение знаков препинания в сложном предложении, а все предложения выписала из учебника 8-9 класса по информатике. Рефлексия была вот в таком виде..., возможно вы разовьете дальше эту тему, мне показалось, что вам это будет интересно. С уважением ИА
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 16 октября 2014 в 19:57 +3
Ирина Александровна, добрый вечер!
Огромное вам спасибо за приглашение, сейчас ваш материал для меня так актуален, так как в этом учебном году начала работать с 5 классами по ФГОС и обязательно воспользуюсь вашим опытом, ведь вы предложили в статье такой богатый полезной информации материал, поэтому он у меня уже в закладках. Многое, с чем я познакомилась для моего предмета новое, но так я заинтересовалась и загорелась от некоторых приёмов рефлексии. Статья это кладезь для молодого педагога, здорово, что ещё не перевелись коллеги, которые с такой лёгкостью делятся своими методическими наработками. Благодарю вас! Оформление публикации 5+, содержание5+, голосую не задумываясь!
Успехов вам в педагогической деятельности!
С уважением, Т.Н.
Ирина Александровна Подольская # 16 октября 2014 в 20:15 +2
Большое спасибо, Татьяна Николаевна. Большое спасибо за комментарий. Я с вами полностью согласна, что надо учить детей разным приемам, если не с первого класса, то с 5-го. Тогда в старших классах все будет попроще. Статья написана для коллег, планирую продолжить эту работу. Получила тоже пользу от написания статьи: пересматривая свои работы, отшлифовывая, а кое-что и вспоминая как это было. Спасибо за оценку. С уважением ИА
Светлана Николаевна Матвеева # 17 октября 2014 в 13:05 +2
Уважаемая Ирина Александровна! Огромное Вам спасибо за приглашение! Довольно актуальная тема выбрана Вами: "Рефлексия как один из приёмов осознанности усвоения знаний". Хотя Ваша статья для учителей старшего и среднего звена, я, как учитель начальных классов, нашла в ней для себя много интересного и полезного. Вы предлагаете различные приёмы рефлексивной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Спасибо Вам за то, что знакомите коллег с современными приёмами рефлексии. Благодарна Вам и за методическую помощь в выборе приёмов рефлексивной деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях. Примите мой голос! Всего Вам самого доброго!
Ирина Александровна Подольская # 17 октября 2014 в 16:09 +2
Светлана Николаевна, спасибо за отзыв. Самая высокая оценка для учителя, когда мы можем чем-нибудь помочь друг другу по работе, поделиться наработанным материалом, поддержать добрым словом, советом. Большое спасибо. С уважением ИА
Евгения Алексеевна Дружинина # 17 октября 2014 в 22:20 +2
Уважаемая Ирина Александровна! Огромное Вам спасибо за приглашение!Познакомилась с предложенным Вами материалом и просто поражена: насколько интересно, грамотно. Спасибо примите мой голос.
Ирина Александровна Подольская # 18 октября 2014 в 20:47 +1
Евгения Алексеевна, спасибо за комментарий, оценку. С уважением ИА
Вера Александровна Орехова # 18 октября 2014 в 16:02 +3
Ирина Александровна! Как всегда очень интересный и познавательный материал Вы представили.
« Учитель готовится к уроку, всю свою жизнь… И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием.
Вы предлагаете различные приемы рефлексивной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Думаю многие педагоги воспользуются Вашим материалом, идеями. Спасибо за интересные, грамотно и эстетически преподнесенные различные варианты проведения самого важного этапа любого урока- рефлексии.
Публикация оформлена как всегда на самом высоком уровне. Желаю только удачи и творческого настроения!!!
Ирина Александровна Подольская # 18 октября 2014 в 20:56 +1
Добрый вечер, Вера Александровна. Спасибо за комментарий, оценку, за обобщения и рассуждения вслух. Действительно, пока мы не научимся сами подводить грамотно свою деятельность, рефлексировать после каждого урока, как нам настоятельно рекомендуют, вряд ли можно будет надеяться, что наши дети самостоятельно научатся "отделять шелуху". Когда готовила эту работу, пересмотрела много фотографий, и пришла к выводу: просто необходимо всегда просматривать вовремя фотоматериалы , чтобы правильно оценить результаты своей деятельности. Творческих вам успехов. С уважением ИА
Ирина Николаевна Ступченко # 18 октября 2014 в 20:48 +2
Спасибо за приглашение. Вы как всегда приятно удивляете разнообразием предлагаемых заданий и форм. Сам урок очень грамотно составлен. И на протяжении всего этого урока Вы держите детей в постоянном внимании. Это - профессиональный уровень. Материал беру на заметку. А фото вообще-чумавое
ГОЛОС!
Ирина Александровна Подольская # 18 октября 2014 в 20:59 +1
Ирина Николаевна, спасибо за самые потрясающие слова-оценки. После таких комментариев всегда хочется еще что-нибудь "натворить". Творческих успехов. С уважением ИА
Елена Дмитриевна Тулинова # 20 октября 2014 в 15:34 +2
Ирина Александровна, спасибо за приглашение.Вы предлагаете различные приёмы рефлексивной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Очень полезный материл для творческих учителей. Для себя тоже сделала некоторые пометки. Вы подошли к данному вопросу с большим энтузиазмом, творчеством и ответственностью. Отличный фотоматериал. Творческих Вам успехов и благодарных учеников! Голосую,+1.
Ирина Александровна Подольская # 28 октября 2014 в 20:53 +1
Елена Дмитриевна, спасибо за комментарий, за пожелания. Желаю Вам здоровья, пусть вас окружают только хорошие люди. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Ирина Сергеевна Колядина # 20 октября 2014 в 16:58 +2
Ирина Александровна, спасибо за приглашение. Вы представили очень много приемов рефлексии на уроке. Это действительно важный , полезный материал для каждого учителя, особенно который работает по ФГОС.
Ирина Александровна Подольская # 28 октября 2014 в 20:55 +1
Ирина Сергеевна, спасибо за оценку. Пусть все что делается, приносит только пользу. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Ирина Вячеславовна Некрасова # 22 октября 2014 в 23:31 +2
Добрый вечер, Ирина Александровна! Спасибо за приглашение! Я для себя открыла много нового и интересного,что можно применить и не только в школе на уроках, но и в детском саду. Сама уже много думаю о том как увлечь ребят, как увеличить их интерес к познанию мира, тягу к знаниям. В вашей работе есть что применить и над чем задуматься. Примите голос. желаю Вам творческих успехов и всего наилучшего!
С уважением. Ирина
Ирина Александровна Подольская # 28 октября 2014 в 20:58 +1
Ирина Вячеславовна, спасибо за позитивно настроенный комментарий, оценку. Самое главное, хочется верить, что хоть чем-нибудь: идеей, переработанным материалом - мы помогаем друг друг. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Марина Ивановна Акулова # 26 октября 2014 в 18:13 +2
Ирина Александровна! Сегодня моя душа и мой мозг побывал на празднике! Я прочитала весь Ваш материал в блоге и думаю, что буду очень часто заходить на Вашу страничку. Ваш опыт. ваши статьи источник моего вдохновения! Эта статья мне сегодня помогла в написании конспекта занятия. Большое Вам спасибо и творческих успехов!
Ирина Александровна Подольская # 26 октября 2014 в 18:56 0
Добрый вечер, Марина Ивановна. Большое спасибо за "праздничный мозг" - это круто!!! Я немного сомневалась, ведь сегодня об этом пишут, печатают очень много, и поэтому Ваша оценка сегодня для меня самая значимая. Ведь, если практикующий учитель находит для себя какие-то приемы полезными, значит мои задачи выполнены. Большое спасибо. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Марина Ивановна Акулова # 26 октября 2014 в 19:45 +2
Да, пишут много... и много материала я смотрела на страницах нашего "Бездонного" интернета. но чтобы в одной статье было столько вариантов! Вот этого я нигде не встречала. Все продумано. подача яркая. интересная, я представляю как детишки выполняют эти задания!Я работаю в сфере дополнительного образования, рефлексия занимает одно из самых основных моментов на мероприятиях-вот такие Ваши изюминки я обязательно внесу в свои занятия!
Ирина Александровна Подольская # 28 октября 2014 в 09:19 +2
Добрый день, Марина Ивановна. Приятно, "когда в СТРАНЕ такие люди есть!" Сегодня учитель уже не тот, что 15-20 лет. Он и учитель, и родитель, и воспитатель, и статей сочинитель. С одной стороны это хорошо, а вот с другой, как не вспомнить Н.Некрасова "трудно свой хлеб добывал человек!"... Это, наверное, про нашу с Вами профессию.
Я с вами полностью согласна, что рефлексия это важный момент любого дела. Я стараюсь новые приемы отрабатывать вначале на внеклассных мероприятиях, и только потом на урок переношу, если это того стоит. Сразу новый прием, стратегию применять на уроке просто нереально. Можно потерять время на объяснения, пояснения и т.д. Да и не все можно применить на уроках, что нам рекомендуют. Ведь мы работаем с детьми, а не с машинами и не студентами. Большое спасибо за общение, комментарий-оценку. Творческих вам успехов. С уважением ИА
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 29 октября 2014 в 19:48 +3
Добрый вечер Ирина Александровна! Спасибо за такой интересный для педагогов материал! Этап рефлексии, как связующее звено изученного материала и изучаемого на следующем уроке, приобрёл огромное значение в разработке урока.Вы предлагаете различные приёмы рефлексивной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.Все продумано до мелочей ничего лишнего. Для себя я тоже почерпнула много интересного, что может пригодится мне в моей работе. Отличный фотоматериал. Желаю вам творческих успехов. И конечно примите мой голос.
Ирина Александровна Подольская # 31 октября 2014 в 16:18 0
Добрый вечер, Галина Евгеньевна. Спасибо за комментарий, за оценку. Читая Ваши комментарии к моим работам, всегда учусь у вас лаконично и красиво подводить итоги. Спасибо, что остаетесь неравнодушным коллегой, и в каждое слово вкладываете частичку себя, своего опыта. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Людмила Васильевна Мигунова # 29 октября 2014 в 21:11 +1
Ирина Александровна! Спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с Вашей работой. Очень серьёзная, интересная работа. Мне, как дошкольнику очень понравилось дерево достижений. Вам спокойно можно издавать методичку для учителей. Желаю Вам творческих успехов, голосую!
Ирина Александровна Подольская # 31 октября 2014 в 16:27 0
Добрый вечер, Людмила Васильевна. Большое спасибо за высокую оценку: "серьезная работа". Когда получаешь оценку не от подруг по работе, а от коллеги, который находится далеко, далеко и никак не зависит от тебя, то это, действительно, высокая оценка. Желаю вам успехов в работе с маленькими детьми. С уважением ИА
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 29 октября 2014 в 22:15 +1
Ирина Александровна, спасибо за Ваш плодотворный труд! Вы описали столько приёмов рефлексии! Мне льстит, что некоторые методы я применяю в работе, но Ваши обязательно беру на заметку! Вернее, все три разработки, на которые Вы пригласили! По Вашему богатому опыту пора создавать методические пособия!!!
Дай бог Вам здоровья, и 36 часов в сутки! Творческих Вам успехов, +1!!!
Ирина Александровна Подольская # 31 октября 2014 в 16:45 0
Алёна Дмитриевна, спасибо большое, что нашли время познакомиться со всеми работами. Спасибо за то, что я вас не разочаровала, и вы не пожалели время на чтение моих "опусов". Позволю себе ответить на предложение: 1. я считаю, что я совершенно не умею писать в научном стиле; 2. сегодня у нас у всех так много книг, книжек, что уже порой просто проходишь мимо пособий. 3. общаясь с Вами, уважаемые коллеги, у меня появились неравнодушные не только читатели, но коллеги, которые "взяли материал в закладки".
Спасибо за позитив: 36 ЧАСОВ. music Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Светлана Николаевна Никишова # 30 октября 2014 в 13:07 +1
Ирина Александровна, не пожалела, что зашла к Вам на "новенькое. Прекрасно представлен и подан материал, много нужного и интересного почерпнула для себя.Обязательно воспользуюсь в своей работе с детишками. Большое спасибо за труд.
Ирина Александровна Подольская # 31 октября 2014 в 16:47 0
Светлана Николаевна, спасибо за комментарий, спасибо, что "не пожалели" - это самая высокая оценка, которая сегодня очень важна всем нам. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Фания Вилюровна Хусаинова # 30 октября 2014 в 18:30 +1
Добрый вечер, Ирина Александровна. Спасибо Вам, за приглашение. С большим интересом ознакомилась с вашим материалом. Продуманная и увлекательная работа. Как для воспитателя, многое взяла на заметку. Дальнейших успехов!
Ирина Александровна Подольская # 31 октября 2014 в 17:05 0
Добрый вечер,Фания Вилюровна. Спасибо за комментарий, за возможность узнать мнение коллег. Творческих успехов. С уважением ИА
Тамара Буланкина # 30 октября 2014 в 21:00 +1
Ирина Александровна, спасибо за приглашение. ОООчень интересно! Работаю с малышами, но Ваш материал не может оставить никого равнодушным! Как же повезло вашим ученикам! Не часто встречаются настолько увлеченные, творческие, неравнодушные педагоги. Примите мой голос! Творческого Вам вдохновения и успехов!!!
Ирина Александровна Подольская # 31 октября 2014 в 17:07 0
Добрый вечер, Татьяна. Спасибо, что не остались равнодушными к работе, за оставленный положительный комментарий и оценку. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Минзия Кагировна Шириязданова # 31 октября 2014 в 11:22 +1
Здравствуйте, Ирина Александровна! Ознакомилась с еще одной из Ваших работ. И, как всегда, узнала и взяла для себя(хоть я работаю с малышами) много нового. Рефлексия имеет огромное значение в разработке уроков и занятий с малышами. Вы поделились с Вашим опытом работы и за это Вам огромное СПАСИБО!
Ирина Александровна Подольская # 31 октября 2014 в 17:15 0
Добрый вечер, Минзия Кагировна. Спасибо за комментарий, за оценку. Приятно знать, что меня окружают такие творческие коллеги, потому что, читая, уже "загораются" новыми идеями, которые позволят вырастить нам хороших детей. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Сидорова Зоя Григорьевна # 31 октября 2014 в 22:27 +1
Ирина Александровна! Огромное спасибо за очередную публикацию, позволяющую познакомиться с новыми, интересными способами рефлексии. Мои-то дети не очень смогут оценить, как педагог организовал занятие, а вот, кто из детей работал активнее, интереснее отвечал или рассказывал - расскажут, порой даже по-своему обоснуют своё мнение. Но, это традиционно и довольно скучно! Теперь я думаю, как организовать самооценку, применить какие-то из предложенных Вами способов. Спасибо за многообразие приёмов рефлексии. Есть из чего выбрать!
Зоя.
Наталья Николаевна Болотина # 1 ноября 2014 в 17:58 +1
Здравствуйте, Ирина Александровна! Спасибо за такой интересный для педагогов материал!Отличный фотоматериал. Творческих Вам успехов и благодарных учеников! Голосую,+1.
Ирина Александровна Подольская # 14 ноября 2014 в 14:17 0
Наталья Николаевна, спасибо за посещение, оценку. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Ирина Александровна Подольская # 14 ноября 2014 в 14:22 0
Зоя Григорьевна. Большое спасибо, что Вы всегда небезразлично, не просто "здорово" или "Голосую. Голос", а всегда душу вкладываете во все комментарии. Я понимаю, что с маленькими детками многое просто и невозможно сделать, но вы, как истинный педагог, всегда умеете найти "изюминки" не только в моих работах, но и работах коллег на сайте. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Ольга Третьякова # 1 ноября 2014 в 18:51 +1
Понравилось ваше деревце достижений)))
Ирина Александровна Подольская # 14 ноября 2014 в 14:15 0
Большое спасибо. С уважением ИА
Марина Анатольевна Юдичева # 15 ноября 2014 в 19:34 +1
Здравствуйте, Ирина Александровна! Спасибо за такой интересный и нужный материал.+1
Ирина Александровна Подольская # 17 ноября 2014 в 17:34 0
Добрый вечер, Марина Анатольевна. Спасибо, приятно читать, что материал будет полезен коллегам. С уважением ИА
Мария Анатольевна Гановичева # 22 ноября 2014 в 13:57 +1
Поразительно КРАТКО! И все самое нужное и важное! Примите сердечное спасибо! Будем пользоваться. И почему нельзя давать больше одного балла?
Ирина Александровна Подольская # 23 ноября 2014 в 18:15 0
Мария Анатольевна, уже Ваша вопрос содержит высокую оценку - спасибо. Конечно, это не совсем похоже на научную статью, но мне хотелось просто поделиться материалом, который мне очень нравится. Спасибо за комментарий. С уважением ИА
Ольга Жановна Лянгузова # 26 ноября 2014 в 17:27 +1
+1. Очень полезно, буду изучать!!
Ирина Александровна Подольская # 30 ноября 2014 в 18:14 0
Ольга Жановна, спасибо за "изучение" материала. Творческих Вам успехов. ИА
Валентина Ивановна Астахова # 30 ноября 2014 в 21:03 +1
Ирина Александровна, вы предложили очень много нового и интересного материала для учителей самых разных предметов. Всё продумано до мелочей, по фотографиям видно, как увлечены дети, как им всё интересно.Вы настоящиё профессионал. Творческих успехов. Примите мой голос.
Ирина Александровна Подольская # 1 декабря 2014 в 21:07 0
Добрый вечер, Валентина Ивановна. Большое спасибо за высокую оценку работы, за добрые и приятные слова для меня и оценку моего труда. От всего сердца благодарю. Творческих успехов Вам. С уважением ИА
Ольга Николаевна Гоголинская # 8 февраля 2015 в 21:37 +1
Творческий человечек, очень много материала представлено и еще и фотографии. Мне самой полезен данный материал, не только детям.
Ирина Александровна Подольская # 12 июня 2015 в 19:14 0
Ольга Николаевна, большое спасибо за комментарий. Творческих Вам успехов. ИА
Ерешева Гульмира # 25 апреля 2015 в 17:30 +1
уважаемая Ирина Александровна, огромное спасибо за Ваш труд. У меня предстоит мастер класс по данной теме прошу Вашего разрешения использовать Ваш материал
Ирина Александровна Подольская # 12 июня 2015 в 19:16 0
Добрый вечер, Гульмира. Только сейчас заглянула,... конечно, используйте в своей работе, ведь для этого мы и обмениваемся своими идеями. С уважением ИА
Елена Анатольевна Реброва # 5 июня 2015 в 13:38 +1
Уважаемая Ирина Александровна!
Термин "рефлексия" давно вошел в нашу речь, понятие "рефлексия" прижилось в нашем учебном процессе. Казалось бы, все понятно и известно. Но Вы в своей работе "Рефлексия как один из приемов осознанного усвоения знаний" нашли новые формы проведения этого этапа учебных или внеклассных занятий, спроектировали оригинальные карточки личного контроля, умело прокомментировали свои предложения по данному вопросу. свое разработкой вы оказали огромную методическую помощь воспитателям и учителям образовательных организаций. С уважением Реброва Е.А.
Ирина Александровна Подольская # 12 июня 2015 в 19:17 0
Добрый вечер, Елена Анатольевна. Спасибо, что нашли время побывать в гостях, познакомиться с работой, оставить свой положительный отзыв/комментарий. С уважением ИА
Любовь Сергеевна Новоселова # 24 июня 2015 в 11:00 +1
Ирина Александровна, интересный материал. Особенно понравилась рефлексия Радуга. Мой голос№30.