Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование новых технологий в профессиональной деятельности учителя литературы

Использование новых технологий в профессиональной деятельности учителя литературы (из опыта работы).
Предложенные приемы и методы, рассмотренные в данной работе, помогут внимательнее читать художественное произведение,научат учащихся слышать и слушать мнение одноклассников.
Традиционные методы изучения художественных произведений на уроках литературы ориентированы на анализ художественных текстов с позиции литературоведов, литературных критиков и ученых. Зачастую на практике работа с художественным произведением предполагает «передачу» тех знаний об эстетических, культурных, исторических ценностях произведения, которые раскрыты в исследованиях литературоведческой наукой. Для того чтобы было интересно на уроках, чтобы один урок не был похож на другой, применяю в своей практике учителя различные технологии и стратегии, среди которых есть любимые – это Кластер, ДДЗ, диаграмма Венна, «Тонкий и толстый вопросы», многоуровневые вопросы, работа над афишей, создание своей обложки к произведению.
11 класс. Начинаем читать повесть М. Булгакова «Собачье сердце» с создания первичного кластера к понятию «Собачье сердце», в процессе изучения повести, работаем над созданием афиши.

Ученикам уже давно знаком термин «говорящие фамилии», но именно в 11 классе эту работу учащиеся выполняют осознаннее, у них больше жизненного опыта, поэтому работа проходит интереснее и их наблюдения гораздо глубже, чем когда они выполняли подобную работу в 7-8 классе. Создаем афишу, затем предлагаю вписать все эпитеты, которыми М.Булгаков называет профессора Преображенского – «благодетель», «кудесник», «француз», «король», «личность» … Провести временную параллель с именем Полиграф Полиграфович. Повесть написана в январе-марте 1925 года, что нам хочет сказать автор? Учимся читать между строк. Очень интересно проходит работа в группах, так как каждая группа работает над своим проблемным вопросом:
-Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?
-Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского, и что нет?
-Как воспринимает пес обитателей квартиры?
-Как относятся к Шарику обитатели квартиры?
Домашним заданием может быть не только написание эссе «Как вы относитесь к клонированию?», «Прав ли профессор Преображенский?», но и создание диаграммы Венна «Шарик и Шариков», «Шариков и Швондер», «Шариков и Клим Чугункин», «Преображенский и Швондер», «Улица и квартира», «Твоя тема разговора»; важно то, что у ученика есть свой выбор, ученик может предложить свою тему разговора, а это очень важно в процессе сотрудничества ученик ↔ учитель. Эта повесть является этапным произведением, изучив повесть «Собачье сердце», мы приступаем к чтению еще одного произведения М. Булгакова - это повесть «Роковые яйца». На последнем этапе изучения произведения ученики получат задание сравнить эти два произведения, выбор формы представления останется за учениками. Моим ученикам больше нравится сравнительная таблица и диаграмма Венна, которые наполнены говорящими образами, цветами.
Чем старше становятся ученики, тем больше им хочется высказывать свое мнение, двигаться по классу, пошуметь и очень часто спорить. Как нельзя лучше всем этим требованиям отвечает стратегия «Углы». Выбираем один важный для понимания темы и идеи произведения вопрос и заполняем дискуссионную карту (минимум по три аргумента по разным позициям). Например: «Виновен ли Персиков в трагедии 1924 года?»
После заполнения карты учащиеся занимают свои «углы», обсудив свои представления по данному вопросу, пытаются доказывать свою точку зрения. Мне и моим учащимся нравится такой вид дискуссии, так как они учатся отстаивать свою точку зрения. Каждый раз, работая в различных группах, ученики учатся коммуникативному общению, и еще очень важно то, что в процессе работы можно изменить свое мнение, открыто заявив об этом. На этом этапе урока никто из учащихся не думает об оценке, поэтому так много всегда бывает удивительных ответов. А я как музыкант, который должен вовремя нажать на все клавиши и остановиться. Остановиться для того, чтобы уходя с урока, у них осталось желание еще и еще говорить, задавать себе и другим вопросы.
Уже не первый выпуск. Но я вновь и вновь перечитываю роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман бездонен. Чем больше читаешь, тем больше хочется говорить, спорить, задавать вопросы. Пересматривая свои записи, все время кажется, что: «Наверное, не о том мы говорили, и не то мы решали…». Каждый раз выкраиваю чуточку больше часов. Пусть хоть одно произведению прочтем "вслед за автором", не торопясь, «с чувством, с толком, с расстановкой…». Читаем главу за главой. Хотелось бы, чтобы мои ребята полюбили это произведение. Именно ради их удивления, горящих глаз мы, учителя, пытаемся придумывать «что-то», что пробудит в них читателя.
Появились вопросы, а значит и желание читать. Одним из домашних заданий станет заполнение диаграммы Венна. Еще раз хочу повторить, что всегда даю ученикам право выбора: «Мастер и М. Булгаков», «Москва и Ершлаим», «Мастер и Воланд», «Маргарита и Леди Магбет». На одном из уроков учащиеся заполняли больничные листы на Мастера, М.Булгакова, Волада; писали биографии от имени главных героев. Однако чтобы написать биографию или заполнить больничный лист, ученики должны были знать не только произведение, но и чуть больше. Перевернута последняя страница. Предлагаю от каждой группы направить делегата, но никто не знает, что они будут делать. Пока ученики облачаются в импровизированные костюмы Мастера, Воланда, Иешуа Га-Ноцри, прокуратора Понтия Пилата, группы готовят вопросы для каждого героя. Получился своеобразный авторский стул, который мы назвали «Спроси у героя».
-Назовите главные атрибуты Воланда.
-Почему Понтий Пилат неоднократно обращает свое внимание на летающую ласточку, когда это происходит? -В каком произведении русской литературы есть подобный сюжет?
-С какой целью Пилат моет руки после оглашения приговора?
Уроки литературы должны плавно переходить в уроки русского языка (см. Приложение) и наоборот. Поэтому на уроках русского языка мы продолжаем работать, используя тексты изучаемого произведения. Это могут быть словарные диктанты, синтаксический разбор ключевых фраз и предложений, лингвистический анализ отрывка из произведения.
Закончены уроки, сыграны роли, заполнены диаграммы, кластеры и постеры, но ученики продолжают задавать вопросы, значит, цели и задачи уроков были достигнуты, но им предстоит еще заполнить карту собственной деятельности и выставить себе оценку. Какой она будет?
В процессе работы над произведением прихожу к выводу, использование различных технологий на уроках литературы, позволяют учителю развить творческую личность ученика, влюбленного в литературу.

Рекомендуем посмотреть:

Как выполнить работу над ошибками по русскому языку Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений

Похожие статьи:

Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми

Высказывания великих людей об образовании
Опубликовано: 3525 дней назад (3 августа 2014)
Просмотров: 2160
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!