Конкурсы для педагогов и детей

Русский язык. Урок развития речи в 11 классе с презентацией

Урок развития речи в 11 классе Особенности сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ
Цели урока:
1. Формирование коммуникативной компетенции в формате темы «Отцы и дети»
2) Подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ части С.
Задачи урока:
1) совершенствование навыков анализа текста;
2) совершенствование продуктивным видам речевой деятельности, навыков говорения, письма, а также способности выстраивать ораторское выступление, умение использовать суждения, отвечающие убеждениям, жизненным позициям;
3) формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
4) привлечь внимание к нравственной проблеме.
Ход урока:
1. Организационный момент, 1 слайд объявление темы и 2 слайд цели урока.
2. Начнём наше занятие со словарной работы.
3 слайд Словарная работа.
Перед вами слова с пропусками букв, вам нужно вставить пропущенные гласные и согласные. ( читаю слова по слайду)
4 слайд Задание: определите, в каком из столбиков верно указаны пропущенные буквы.
5 слайд Проверка. Проверьте и исправьте ошибки.
6 слайд
- Ребята, значения всех слов вам были понятны? Уточним значения малознакомых слов.
- Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?
3. РАБОТА ПО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ СТИЛЮ.
-Кто объяснит лексическое значение слова «публицистика»? 7 слайд
-Давайте вспомним особенности публицистического стиля, так как тексты в формате ЕГЭ и сочинение-рассуждение мы пишем в публицистическом стиле.
Слайд 8
-Какова сфера употребления публицистического стиля?
Слайд 9
Какие задачи выполняет публицистический стиль?
Слайд 10
3) Назовите особенности стиля.
Слайд 11
4. РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ТЕКСТА.
В текстах публицистического стиля рассматривается проблема, которую нам необходимо сформулировать. Давайте вспомним, что такое проблема, объясните, как вы понимаете значение этого слова.
12 слайд Назовите известные вам проблемы, рассматриваемые в публицистическом стиле.
5. РАБОТА С ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ.
Однажды в английском парламенте один оратор устроил членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался один очень важный вопрос. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей.
Вот они перед вами.
Слайды 13-16
Все эти высказывания были встречены в парламенте аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать.
- Какова тема всех высказываний, о ком они? (О молодёжи.)
- Как вы думаете, кто мог быть автором этих слов? ( Политики, старшее поколение…)
17 слайд -Итак, в парламенте звучат аплодисменты. Блестящее выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что изречения принадлежат Сократу (470-399г.г. до нашей эры), Гесиоду (720-й год до нашей эры), Египетскому жрецу (2000 лет до нашей эры), Найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка-3000 лет.- Какова основная мысль текстов, что доказывают авторы в своих высказываниях? (Молодёжь плохая, ужасная.)
- Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями? Выскажите своё мнение по данным высказываниям. (Ребята высказывают своё мнение)
6. ВИДЕОРОЛИКИ У нас есть две творческие группы: историки и социологи, которые исследовали участие молодежи в жизни общества разных периодов.
18-20 слайд
- Какая проблема была поднята выступавшими? (Проблема отцов и детей.)
ВЫВОД: А зачем, как вы думаете, автор начал своё выступление с этих высказываний? Какую цель он преследовал? ( Вечная проблема; молодёжь оценивается одинаково во все времена.)
7. ФИЗМИНУТКА.
Сменим вид деятельности. Предлагаю Вам зарядку, которая укрепляет мышцы глаз. Мы с Вами будем под ритмичную и всем знакомую мелодию тщательно следить за мячом, который выполняет различные действия. Старайтесь мяч не выпускать из поля зрения, а когда мяч мигает, то вам нужно подражать мячу. Молодцы!
8. Перед вами текст, автор которого писательница Е. Кореневской. ( Текст на парте у каждого ученика.)
Текст читает учитель.
(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор -семидесятидвухлетиий москвич - пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, - так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (З)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери - моей дочери - по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность... (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, - всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье... (5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?». (7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, - это с вопросом «Кто сделал их такими?». (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках. (12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится. (16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучал влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века психологи даже ввели термин «шок будущего». (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас когда за одно десятилетие - неуловимое мгновение по меркам истории -мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевно? стойкости, которая позволила людям выстоять перед таким историческими цунами. (22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похож на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, - вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае - странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас. (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это разумеется, трудно, но необходим.
(По Е. Кореневской)
9. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
- Какую проблему поднимает автор в своём тексте? ( та же- отцов и детей)
1. Что вызывает непонимание у автора письма по отношению к молодежи. (Внешний вид, речь, взгляды современной молодежи).
2. Нужно ли искать виновных? (Нет, необходимо понять причину отсутствия взаимопонимания между отцами и детьми).
3. Какова история конфликта поколений? (Существовал всегда, о конфликте упоминается в древнеегипетском папирусе).
4. Почему сегодня пропасть между «отцами и детьми» стала шире? (Расширение пропасти между отцами и детьми в настоящее время объясняется ускоренным ходом исторического развития).
5. Какой аспект этой проблемы рассматривает автор текста? Сформулируйте ответ в форме вопроса. (Каковы пути установления взаимопонимания между отцами и детьми?)
6. Какое предложение текста дает нам возможность определить авторскую позицию?( 27) Сформулируйте ее. ( Отвечая на поставленный вопрос, автор отчетливо заявляет свою позицию: отцы и дети должны набраться терпения, научиться уважать взгляды и нравы друг друга и тогда пропасть между поколениями исчезнет.)
10. Вспомним план написания сочинения-рассуждения.
21 слайд План:
1. Вступление.
2. Проблема.
3. Комментарий к данной проблеме.
4. Позиция автора по данной проблеме.
5. Моя точка зрения, подтвержденная двумя аргументами (читательский опыт, жизненный опыт, знания).
6. Заключение (1-2 предложения).
11. Используя текст Е. Кореневской, напишите вступленик к сочинению, сформулируйте проблему, прокомментируйте ее. Используйте памятку написания сочинения, которая у вас на парте.
12. Проверка (зачитываются 1-2 работы учеников) Слово учителя. Ребята, в небольшом своём сочинении вы определили 1) проблему теста; 2) прокомментировали её.
13. Вывод.
Таким образом, проблема “отцов” и “детей” остаётся естественной. Мир, человечество находятся в постоянном развитии, и поэтому каждое новое поколение должно с уважением относиться к наследию отцов, а отцы, в свою очередь, - с пониманием принимать то новое, что появляется в жизни их детей.
22 слайд-24 слайд 14. После определения позиции автора, нам необходимо подобрать аргументы. Девочки проанализировали данную проблему в литературе и живописи и предлагают вам аргументы.
25 слайд 15. РЕФЛЕКСИЯ
Подведем итоги:
Продолжите фразы:
«Сегодня обсуждалась широкая проблема:…
Это один из ведущих мотивов мировой и … литературы» «Аргументами при написании сочинения могут быть:…»
«Для написания сочинения мы отрабатывали навыки слушания,…,….»
«Для написания сочинения необходимо оттачивать умение использовать суждения, соответствующие …»
15. Домашнее задание.
16. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Уж много лет, без утомленья
Ведут войну два поколенья, кровавую войну:
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,
Разят друг друга те и эти
Как прежде в старину!
Да, проблема отцов и детей вечна. Никогда не забывайте своих родителей, помните, что они вас вырастили, что они о вас заботились, что они вас любят, никогда не допускайте того, что бы они плакали, всегда доставляйте им радость, ведь они дали вам ЖИЗНЬ!!!!! Берегите своих РОДИТЕЛЕЙ, СЕБЯ! И помните. Все конфликты можно решить мирно, благоразумно!
Презентация на тему: Особенности сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 11 класс Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста К. Г. Паустовского «Тай Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс. Лингвистический анализ текста Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса

Похожие статьи:

Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку «Стилистика и культура речи» (10-11 класс)

Внеклассное мероприятие для 5-8 классов на тему: Рождество. Сценарий | Конкурс чтецов ко Дню Победы - 9 мая в 8 классе. Сценарий
Опубликовано: 537 дней назад (23 июня 2015)
Просмотров: 2107
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Татьяна Николаевна Кузьмина # 24 июня 2015 в 16:20 +1
Ирина Александровна, Ваш урок по развитию речи в 11 классе -настоящая находка для словесников.Богатый материал, видеоролики, словарная работа и другие методические приемы априори заслуживают внимания.Мой Вам респект
Ирина Александровна Пономарева # 24 июня 2015 в 16:34 0
Спасибо, Татьяна Николаевна! Мне так еще никто не говорил! Какие высокие слова!!!
Ольга Николаевна Царик # 2 июля 2015 в 19:59 0
Дорогая Ирина Александровна! Ваш урок развития речи в 11-м классе - это не только подготовка выпускников к ЕГЭ, но и их духовное воспитание...Спасибо за тёплое учительское сердце!
С уважением О.Н.
Ирина Александровна Пономарева # 3 июля 2015 в 16:18 0
СПАСИБО, ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА!!!
Ирина Николаевна Ступченко # 4 июля 2015 в 13:06 0
Отличная работа, которой воспользуются многие педагоги. Но с оформлением есть проблемы. Не указан автор работы, цель должна быть одна, а задач несколько, краткое описание материалаи др. В целом работа заслуживает внимание и голос!
Ирина Александровна Пономарева # 8 июля 2015 в 11:31 0
Ирина Николаевна! Спасибо!
Дина Анатольевна Грачева # 8 июля 2015 в 08:27 +1
Ирина Александровна, отрадно, что Вы используете подготовку именно над публицистическим стилем. Конечно, такой урок будет очень полезен с практической точки зрения для ребят. А еще можно использовать его материал для проведения уроков Риторики в старших классах. Спасибо Вам за Ваше творчество! Успехов! + 1 !
Ирина Александровна Пономарева # 8 июля 2015 в 11:32 0
Спасибо, Дина Анатольевна!!!
Алла Ивановна Ефимова # 24 августа 2015 в 08:10 0
Отличная работа, которой воспользуются многие педагоги. Но с оформлением есть проблемы. Работа заслуживает внимание и голос!