Конкурсы для педагогов и детей

Гражданско - патриотическое воспитание школьников. Методические рекомендации

Методические рекомендации вожатым по гражданско-патриотическому воспитанию школьников со стороны культурно-досуговой деятельности школы.
Автор: Котова Ирина Евгеньевна, методист МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества №1» г.Старый Оскол
Описание материала: Методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию школьников предназначены для вожатых, педагогов-организаторов с целью повышения духовно-нравственных качеств, развития патриотических чувств к родине, родному краю. В методических рекомендациях приведена краткая информация о формах и методах гражданско-патриотического воспитания.
Возрастная категория: 5-11 классы

Гражданско-патриотическое воспитание – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны. В формирование такой гражданской личности, которая сочетает в себе правовую, нравственную, политическую культуру, должна внести ощутимый вклад школа. Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов. Но реализовать гражданско-патриотическое воспитание нельзя без знаний форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи гражданско-патриотического воспитания:
1.Воспитывать в школьниках любовь и уважение к своей родине, стране, к народным героям;
2.Чтить историческую память поколений;
3.Формировать у детей чувство ответственность за будущее страны;
4.Развивать ученическое самоуправление;
5.Обучать государственной терминологии, символам России;
6.Изучать историю родного края
7.Повышать уровень духовно-нравственного развития
Реализовывать задачи гражданско-патриотического воспитания школьников должны не только учителя истории, но и старшие вожатые, педагоги-организаторы.
Вожатый должен создать условия, которые позволят учащимся проявить свою гражданскую позицию, реализовать свои идеи и интересы, а главное с интересом изучать историю родного края и страны.
Для развития гражданско-патриотического воспитания, вожатый должен знать:
1)Конвенцию о правах ребенка;
2)Возрастную психологию
3)Социальную педагогику;
4)Основы творческой, культурно-досуговой деятельности
5)Возрастные особенности школьников
6)Историю России, родного края
Что касается реализации культурно-досуговой программы для гражданско-патриотического воспитания школьников, то массовые мероприятия должны стать знаменательным событием в жизни школы. Желательно, если тематика праздника, идеи будут рождаться совместно с учащимися.
Решение поставленных задач может быть достигнуты через определенные формы и методы.
Одной из форм решения задач, является экскурсии по музеям города. Можно считать, что это одна из самых любимых форм учащихся школ. Но, использовать такую форму нужно системно. Для посещения музея необходимо разработать программу. Перед посещением необходимо провести инструктаж ( поведение в музее, основы дорожного правила на дорогах), провести небольшой экскурс о музее, рассказать о его направленности, для того, чтобы школьникам было легко воспринимать информацию экскурсовода. Далее – непосредственно сама экскурсия по музею. В завершении этой формы, необходимо подвести итоги, сделать анализ (это могут быть письменные или устные впечатления учащихся о экскурсии).
Еще одна из форм - это тимуровские акции. Такая форма воспитывает в детях чувство заботы, уважения к пожилым людям.
Военно-спортивные мероприятия - метод, который позволит повысить физическое развитие школьников, формировать здоровый образ жизни, выявлять волевые качества. Такие мероприятия возможно проводить на праздник 23 февраля, 9 Мая.
Одним из значимых методов гражданско-патриотического воспитания являются: викторины, семинары, тематические выставки, литературные гостиные. В русской литературе многие писатели посвятили свои произведения войне (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков).
Конечно, обязательно нужно устраивать встречи с ветеранами. Это позволит учащимся пообщаться воочию с теми, кто побывал на фронте. Задать вопросы о тяжелом времени, обсудить со старшим поколением будущее страны.
Организация гражданско – патриотического воспитания школьников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, , восстановлению величия нашего Отечества. Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес и окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее. И все это может быть реализовано и решено только в том случае, если старшие вожатые, педагоги-организаторы в образовательных учреждениях работают организуют воспитательный процесс систематизировано.

Список литературы:
1.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
2.Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

Рекомендуем посмотреть:

Рабочий листок к уроку-проекту по МХК на тему: «Древнерусская храмовая архитектура» для 9 класса Формирование патриотизма и гражданственности у школьников Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников Методический сборник по патриотическому воспитанию младших школьников. Мы гордимся Россией

Похожие статьи:

Классный час для 6-7 класса. Афганистан

Классный час, 6 класс. Аргунский подвиг

Внеклассное мероприятие «Великие люди России»

Внеклассное мероприятие в школе «Трагедия Беслана»

Литературная гостиная для старшеклассников
Опубликовано: 740 дней назад (1 декабря 2014)
Просмотров: 7846
+2
Голосов: 2
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 1 декабря 2014 в 21:45 +2
Добрый вечер Ирина Евгеньевна! Поздравляю с первой публикацией на Портале. Познакомилась с вашим материалом методические рекомендации вожатым по гражданско-патриотическому воспитанию школьников со стороны культурно-досуговой деятельности школы. Интересный материал вы подготовили нашему вниманию. Хорошие задачи поставленные в материале. Думаю, что многие педагоги организаторы воспользуются вашими рекомендациями для повышения духовно-нравственных качеств, развития патриотических чувств к родине, родному краю. У вас есть еще время напишите цель, которая должна отвечать на вопрос Что? Желаю вам дальнейших творческих успехов. Примите мой первый голос за ваш труд.
Ирина Евгеньевна Котова # 1 декабря 2014 в 22:47 +2
Спасибо! Мне очень приятно! Думаю,вожатые воспользуются моими рекомендациями.