Конкурсы для педагогов и детей

Классный час по экологии, 1 класс

Конспект занятия на тему "Ты береги нас, береги"
Ты береги нас, береги!
Назначение: материал подходит для детей начальных классов, также можно использовать в ДОУ.
Цели: создать условия для:
• углубления и систематизирования знаний об окружающей среде, формирования целостного взгляда на взаимоотношения человека с окружающей средой;
• пробуждения активного интереса к деятельности по охране и улучшению окружающей среды, выявления последствий воздействия человека на природу;
• воспитания эмоционального и бережного отношения к природе, любознательности.
Оборудование: «Красная книга», «Красная книга Угловского района» (несколько экземпляров)
Содержание мероприятия:
Навсегда.
Все имеется у нас
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Океаны, пальмы, снег
И Земля – одна на всех!
Все она отдать нам рада,
Только жадничать не надо!
И останется тогда
Все для всех и навсегда!
Учитель. С материнской любовью миллионы лет Природа создавала условия, при которых мы сейчас живем. Воздух, вода, земля, камни являются прекрасными творениями её. Но больше всего нас удивляет, до бесконечности восхищает, поражает, сколь щедра на выдумки Природа, создавшая такое неповторимое разнообразие растений и животных на Земле. Но человек постоянно забывает, что в лесу, на лугу, болоте своя жизнь, и он не должен в неё вторгаться. Надо помнить, что везде животные и растения живут по своим законам, которые мы не устанавливали и которые не нам нарушать. Какой бы уголок Природы мы с вами не посетили, каждый из нас должен помнить, что находится в гостях. Нет большей радости на Земле, чем творить добро, нет более сильного оружия, чтобы защитить всех, живущих на планете. Мать-Земля, создавая каждый вид растений, животных и человека, хотела, чтобы они творили только добрые дела.
На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке. Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой. Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.
Наша матушка – Земля прожила очень долгую жизнь. Ей не мало пришлось потрудиться, чтобы возникли на ней материки, океаны, воздух, пригодный для дыхания, и, конечно, живые существа. Она старательно создавала и деловито отрабатывала все мелочи при рождении любого растения, в листовой зелени которого отразилась вся сила, вся мощь Природы. А что же такое Природа?
Ребенок:
Природа – это высокое небо,
Скромных цветов полевых аромат.
Природа – это тополь, березка у дома,
Лес с белкой, с семьею проворных бельчат.
Природа – это лесная лужайка,
Звон ручейка, что бежит постоянно к реке.
Природа – это все, что любимо, знакомо
И то, что всегда будет дорого мне.

Учитель. Давайте подробнее остановимся на природных ресурсах нашего края. А как же называется наш край? (Алтайский)
Почва.
Земля – величайшее богатство природы. Плодородие земли оказывает решающее влияние не только на эффективность сельскохозяйственного производства, но и на пищевую, легкую промышленность. От бережного отношения к земле, от разумного использования ее ресурсов в большей мере зависят качество питания людей, уровень их жизни и здоровье.
Почвенный покров края разнообразен. Наш Угловский район занят каштановыми почвами и лежит в области малого увлажнения. Сельскохозяйственные угодья подвержены ветровой эрозии. Загрязняется почва отходами животноводческих ферм, различными химическими веществами, выбросами мусора и свалками.)
Воздух.
Атмосферный воздух – один из основных жизненно важный элемент природной среды. В последние годы все чаще приходится слышать об ухудшении состава и свойств атмосферы под влиянием производственной деятельности человека. Загрязнение воздуха оказывает губительное влияние на животный и растительный мир. Более тяжелые последствия этого явления – подрыв здоровья людей, которые дышат отравленным воздухом. Загрязнение вызывается смогом- смесью дыма, тумана и пыли.
Алтайский край расположен в зоне, где часто повторяются штили и смещение охлажденных слоев воздуха и газов вниз, что затрудняет рассевание вредных веществ и способствует их накоплению в атмосфере.
Растительный мир.
Растительный мир Алтайского края богат и разнообразен. Известно, что в научной медицине используют 92 вида растений, имеющихся у нас на территории, в народной – около 160.
- Какие растения, произрастающие у нас в крае, знаете вы?
Алтай – край лесов. Но леса по его территории распределены неравномерно. Основные их массивы – на юго-востоке и северо-востоке региона. Мы с вами проживаем в западной степной части, которая слабо покрыта лесом.
- А как вы думаете, зачем нужен лес?
Значение боров очень велико. Сосны своими могучими корнями скрепляют пески , на которых они растут и задерживают влагу. В местах, где боры вырублены, пески выдуваются ветром, занося пашни, водоёмы, сенокосы. Ленточные боры служат серьёзным препятствием на пути степных ветров.
- Теперь вам понятно, почему у нас в селе так часты песчаные ветры и бури?
Большой урон лесному хозяйству наносят лесные пожары.)
- А от чего они могут произойти?
Животный мир.
Трудно представить себе лес без его разнообразных обитателей, реки и озера – без рыб, а небо без птиц. У нас в Алтайском крае обитает около 90 видов млекопитающих, 320 видов птиц, 37 видов и подвидов рыб.
Шли века. Человек, накапливая опыт, научился все более и более использовать богатства Природы. Разрушая дома многочисленного населения планеты, уничтожая его, он начал строить свое жилье, создавая целые города, наводнил их всевозможными машинами. Для своих нужд он брал у Природы все, что ему было необходимо для того, чтобы лучше жить: сладко питаться, красиво одеваться и постоянно развлекаться. И то, что Природа создавала миллионы лет, он мог разрушить в считанные минуты.
В настоящее время наша планета тяжело и неизлечимо больна. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества.
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас береги».
Грустит глубокая река.
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги.
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек
В тебя мы верим, не солги.
Ты береги нас, береги».
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу».
Для того чтобы хоть как-то помочь природе государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.
(Приглушённо звучит мелодия программы “В мире животных”).
Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга? (Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.) Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Плывет туман белесый
По руслам синих рек.
Опушками и лесом
Шагает человек.
И дятлы – работяги,
И тетерев – пострел,
И ворон у коряги
Берутся на прицел.
Увидит белок пышных
И целится опять,
И дробовик наводит
На белок и утят.
Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.
Учитель: Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так в нашей стране появилась «Красная книга СССР» в 1974 году (показ книги). Учёные и краеведы Алтая ведут свою «Красную книгу Алтайского края». А у нас в районе есть своя «Красная книга Угловского района» (показ книги). Среди растений, занесённых в Красную книгу России, на Алтае встречается более 127 видов. Вот только некоторые из них: башмачок крупноцветный, кандык сибирский, пион Марьин корень, огонек азиатский, водяной орех (чилим), золотой корень, кубышка.
- Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы виды растений и животных продолжали радовать ещё многие поколения человечества?
Учащиеся. ПРАВИЛО 1-е. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.
ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти, и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
ПРАВИЛО 4-е. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.
ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.
ПРАВИЛО 8-е. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
ПРАВИЛО 9-е. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Учитель. Наше занятие подошло к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом для нас с вами.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини Природе зла.
Ведь ты и сам ее частица,
Она всегда щедра к тебе.
Все, что несешь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Ее защитником иди,
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце - впереди.

Рекомендуем посмотреть:

Игра-путешествие в мир профессий для 1 класса Конспект классного часа для 1 класса Классный час для 1 класса на тему Спорт Классный час в 1 классе. Как не стать жертвой безопасности

Похожие статьи:

Классный час ко Дню космонавтики 1-2 класс

Методическая разработка классного часа по теме «Профессии» в 1 классе

Классный час по ПДД для 1-2 класса

Классный час на тему «Руки человека», 1-2 класс

Классный час на тему «Добро и зло», 1-2 класс

Родительское собрание - тренинг в детском саду | Викторина с ответами для детей подготовительной группы. Мир вокруг нас
Опубликовано: 282 дня назад (2 марта 2016)
Просмотров: 2334
+1
Голосов: 1
Юлия Николаевна Андреева # 2 марта 2016 в 12:03 +1
я думаю такую тему надо затрагивать в школе,в саду потому что у детей действительно пробуждается активный интерес к деятельности по охране и улучшению окружающей среды, выявления последствий воздействия человека на природу;плюс голос за вас!