Конкурсы для педагогов и детей

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Патриотическое воспитание дошкольников

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Описание материала: Предлагаю вам отчет из опыта работы по формированию патриотических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Формирование патриотических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны нашел свое отражение даже в ряде
государственных документов:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795)
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ». N 273- ФЗ
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». N 32-ФЗ
Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. На основе этих знаний у них формируются такие нравственные качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включил вопросы патриотического воспитания в содержание трех Образовательных Областей.

Социально-коммуникативное развитие
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Познавательное развитие
Формирование первичных представлений:
- о себе, других людях, объектах окружающего мира,
- о малой родине и Отечестве,
- о социокультурных ценностях нашего народа,
- об отечественных традициях и праздниках,
- о планете Земля как общем доме людей,
- об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания:
- произведений искусства;
- мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество.
В работах Н.В. Алёшиной, А.А. Зеленовой, М.Д. Маханёвой рассматриваются проблемы приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, Отечеству.
Идеи этих и других авторов мы активно используем в своей деятельности. Но ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих методов и приемов работы.
Одним из наиболее эффективных методов является метод проектов. Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт им возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптироваться в изменившейся ситуации, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Моя личная концепция заключается в том, что включение детей с тяжелыми нарушениями речи в проектную деятельность создает условия для успешного решения задач патриотического воспитания. Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада.
Начала эту работу в сентябре 2012 года. Тогда у нас была средняя группа. Мониторинг на начало учебного года по разделу «Формирование целостной картины, мира и расширение кругозора» Образовательной области «Познание» выявил, что у 2 детей – высокий уровень, у 7дошкольников средний уровень сформированности первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; у 5 детей отмечается низкий уровень знаний по данному разделу.
Это убедило нас в необходимости целенаправленной работы в этом направлении.
Цель ее: через организацию проектной деятельности сформировать у воспитанников патриотические представления.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
1. Способствовать развитию у детей любви и привязанности к семьям, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу;
2. Развивать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;
3. Расширить представления о родной земле, ее столице, городах;
4. Познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
5. Вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России;
6. Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
7. Учить давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей.
Определили перечень проектов по возрастам. Было решено, что целесообразно организовывать по 2 проекта патриотической направленности в год. Учитывая, что проектная деятельность ведется и по другим направлениям, для наших деток мы считаем это достаточным. За 3 года было проведено 6 проектов по формированию патриотических представлений.
«Моя малая Родина»
«Почему так названы улицы нашего города?»
«Богатыри земли Русской»
«Российская Армия».
«Наш любимый город»
«Земля Нижегородская»
Самый первый, и поэтому самый запоминающийся был проект «Моя малая Родина». Во время беседы с детьми, которая проводилась в рамках проекта, ребятам был задан вопрос: «На какой улице живёт ваша семья?» И оказалось, что свой адрес знает только один ребёнок. Алёша не только назвал улицу, но и рассказал о своём дворе, о постройках и зданиях, расположенных рядом. Естественно, что и другим детям захотелось рассказать о своих улицах, но практических знаний детям не хватило.
На вопрос «Как мы можем узнать об этом?» ребята предложили такие формы работы:
• Спросить у родителей
• Прогуляться по улицам
• Прочитать о городе в книгах или компьютере
Предложенные детьми формы работы мы тоже постарались включить в проект, тем самым сразу запланировав тесное взаимодействие с родителями.
Пополнили уголок патриотического воспитания альбомами с семейными фотографиями, иллюстрациями, изображающими членов семьи, показывающими эмоциональное состояние людей и прочим. Что сразу же нашло отражение в деятельности детей. Ребята с удовольствием рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о членах семьи, с гордость называли их по имени отчеству.
Конечным стало занятие – путешествие «По улицам города» на основе макетов, выполненных совместно с родителями. В зависимости от макета, мы знакомились либо с членами семьи, либо с комнатой ребёнка, либо с двором, в котором ребёнок проживает. Каждый ребёнок провёл презентацию, и с гордостью рассказал о своём макете.
Заключительным проектом в подготовительной группе стал проект «Земля Нижегородская» было проведено несколько мероприятий по различным темам. Это и «Промыслы Нижегородского края», и «Природа Нижегородского края», «История Нижегородской губернии». После посещения музея игрушки, в совместной деятельности с воспитателем расписывали деревянных матрешек. Дети рассказывали о поездках с родителями в Нижний Новгород. Приносили свои фотографии. Появилась новая тема для рисования - это герб Сарова и Нижегородской области. У Даши лучше всех получалось рисовать оленя, поэтому она стала «специалистом» к которому все обращались за помощью.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Участие в проектной деятельности дало нашим детям возможность развить внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствовало воспитанию патриотических представлений.
У детей расширились представления о родной земле, ее столице, городах;
Ребята стали бережнее относиться к природе и ко всему живому;
Научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей.
Все это отразилось в результатах мониторинга в подготовительной группе:
- значительно повысился высокий уровень развития и понизился до минимума низкий показатель:
7 детей - высокий уровень;
6 - средний уровень;
Результат нашей работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических представлений у дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..." Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 339 дней назад (5 января 2016)
Просмотров: 2025
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Татьяна Анатольевна Митрохина # 5 января 2016 в 18:12 0
Тема "Патриотическое воспитание дошкольников" очень актуальна. Я согласна с вами, что использование технологии "метод проектов", обеспечит получение положительных результатов.Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Спасибо за представленный опыт.
Елизавета Ивановна Ананьева # 8 марта 2016 в 20:05 0
Ирина Ивановна! Спасибо большое за знакомство с вашим опытом по патриотическому воспитанию.У вас большие планы в работе с детьми. Мне нравится ход вашего опыта.Я часть работы включу в свой опыт, так как я тоже работаю на эту тему.Хотелось увидеть различные разработки на эту тему. Спасибо большое за вашу работу с детьми. Поздравляю вас с праздником. Желаю вам сил в вашей не лёгкой, но нужной работе,а также здоровья на долгие годы.