Конкурсы для педагогов и детей

Из опыта работы воспитателя со слабослышащими детьми

«Обогащение представлений об окружающем в процессе трудовой деятельности».
Автор: Гончарова Ирина Ивановна, воспитатель высшей категории, КОУ ВО «ОСК детский дом», г. Острогожск, Воронежская область.
Описание: представленный материал может быть интересен воспитателям. Был подготовлен в ходе работы над проблемой по интеграции образовательных областей (познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие).
При поступлении в детский дом трёхлетние неслышащие дети, как правило, имеют бедные представления об окружающих их предметах и людях. Вместе с тем они оказываются беспомощными в самообслуживании. И только целенаправленная организация педагогического процесса будет оказывать коррекционное воздействие на развитие ребёнка в целом.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Знакомить детей с окружающим начинают посредством несложных по организации, недлительных по времени, но частых и осуществляемых в быту и на прогулках наблюдений за общественно-полезной деятельностью взрослых. Впечатления, полученные детьми, создают основу для формирования обобщённых представлений в процессе занятий (бесед, экскурсий и т.д.). Важным фактором воспитания является привлечение ребёнка к участию в делах взрослых, в общественно значимых событиях (посильная помощь окружающим в их повседневном труде, в подготовке к праздникам; выполнение разного рода поручений, которые даются в привлекательной для ребёнка форме и прочее).
Трудовое воспитание включает в себя два основных раздела: ознакомление детей с трудом взрослых и труд самих детей. Только при условии единства и взаимосвязи этих разделов труд может выполнить свою воспитательно-образовательную функцию и стать формой организации детской жизни, а также расширит детские представления и впечатления.
За весь период дошкольного возраста дети получают возможность узнать, что составляет собственно труд, о предметном содержании труда. Конкретные представления постепенно обобщаются. При ознакомлении с процессом труда необходимо говорить о том, для кого предназначаются и кому необходимы результаты труда. Использование примеров полезного труда самих дошкольников подводит их к пониманию того, что важные дела взрослых начинаются в детстве.
Задачи воспитателя:
– учить наблюдать за окружающим, направлять интерес детей, воспитывать деятельную любовь к природе;
- способствовать усвоению практических действий, развитию мелкой моторики пальцев рук, проявлению настойчивости, терпения;
- формировать интерес к собственным трудовым действиям;
- учить принимать в работе взрослых посильное участие;
- обогащать словарный запас названиями предметов, явлений, действий;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума, комнатным растениям, домашним животным, птицам, деревьям.
Трудовое воспитание осуществляется как на занятиях, так и в других формах воспитательно-образовательного процесса: на дежурствах, при выполнении поручений, некоторых коллективных дел (уборка групповой, спальни, игрового уголка, участка, работа на огороде, в цветнике).
Выделяют 4 вида труда: хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд, самообслуживание.
Самообслуживание направлено на привитие культурно-гигиенических навыков, которые закладываются в младшем возрасте.
Большую ценность имеет труд в природе. Основы бережного отношения к природе закладывается в младшей группе. В старшем возрасте ребёнка приобщают к посильному труду в природе. В этой работе педагог должен учитывать взаимосвязь трёх компонентов: использование эмоционального фактора, сообщение и закрепление знаний о природе, организацию полезной деятельности. В процессе деятельности дети устанавливают связи, лежащие в основе законов природы. Они приобретают знания о растениях и животных, рыбах, птицах – обитателях уголка природы. Знания в свою очередь вызывают желание ухаживать за ними. Дети не только знакомятся с приёмами ухода за растениями и животными, но и узнают особенности строения растений, животных, птиц и их потребности. В ходе длительных наблюдений дети учатся устанавливать логические связи между трудом и полученным результатом.
Ручной труд открывает широкие возможности не только для овладения приёмами работы, но и для развития познавательных интересов. Здесь работа с бумагой, тканью, бросовым, природным материалом. Природный материал, который дети собирают во время прогулок, открывает широкие возможности для рассматривания, сравнения. Перед детьми раскрываются свойства предметов, которые обычно ускользают от их внимания. Постепенно дети выясняют, что из желудей, в сочетании с ветками, глиной и пластилином; из сосновых и еловых шишек, из каштанов, орехов, колосков зерна, травы, листьев, можно смастерить утят, щенят, медвежат, а также плести корзиночки, веночки и делать другие предметы. Взрослые должны поддерживать стремление детей собирать природный материал, делать из него поделки.
В хозяйственно-бытовом труде дети участвуют наиболее регулярно и хорошо понимают его значение. Все усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы дети трудились охотно и с интересом. Хозяйственную деятельность нужно разнообразить, а задания давать содержательные и серьёзные. В любом виде труда важно руководство воспитателя, который не только мотивирует необходимость труда, но и общается с детьми в процессе труда. А общение и совместная деятельность с воспитателем обогащают содержание труда.
Органическая связь между разделами программы, в частности, между ознакомлением с окружающим и трудовым воспитанием, способствует решению многих педагогических задач.
Темы занятий по ознакомлению с окружающим находятся в тесной связи с темами занятий по труду:
1. Самообслуживание (одежда, обувь, предметы гигиены, игрушки).
2. Труд в природе: уход за комнатными растениями, уход за рыбками, работа на участке, в цветнике, посадка лука, семян на рассаду (цветы, рыбы, деревья, овощи, фрукты).
3. Хозяйственно-бытовой труд: стирка, глажение, уборка в игровом уголке, в спальне, в раздевалке, в спортивном уголке (мебель, постельные принадлежности, бытовая техника).
4. Ручной труд: работа с природным и бросовым материалом, бумаготворчество, с тканью, нитками, пряжей (животные, транспорт, мебель, ягоды, птицы, овощи, фрукты).
С расширением и обогащением словаря идёт и усложнение материала по трудовому воспитанию.
Таким образом, в процессе трудовой деятельности расширяется круг представлений о труде взрослых в быту, а природе, в сельском хозяйстве, а также о назначении той или иной работы, о материалах, из которых сделаны предметы, об орудиях труда, о бытовой технике.
В процессе овладения простейшей трудовой деятельностью у ребёнка активизируется речевая и умственная деятельность, формируется интерес к трудовым умениям. Как на занятиях по труду, так и на занятиях по ознакомлению с окружающим в центре внимания стоят факты реальной действительности. Реальные предметы становятся своеобразным наглядным материалом. К концу пребывания в детском доме дети уже владеют словами, обозначающими названия материалов, инструментов, действий; имеют минимум необходимых сведений об окружающем и могут применять полученные знания на практике как вместе со взрослыми, так и самостоятельно.
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической работы.
1. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста. - М.: 1991.
2. Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. - М.: Гном и Д, 2006.
3. Петрова О.А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. – СПб, Речь, 2008.
4. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009-2010.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – СПб, 2008.
6. Леонгард Э.И. Всегда вместе. Программно – методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. – М.: ООО «Полиграф Сервис», 2002.
7. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / под ред. Р.С.Буре М.,1987
8. Наблюдение и труд детей в природе. А.Ф Мазурина, Т.И.Рогозина М.,1976

Рекомендуем посмотреть:

Освоение детьми старшего дошкольного возраста трудовых процессов на примере приготовления овощного Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы Конспект занятия в старшей группе. Мы на Севере живём Интегрированное занятие в средней группе ознакомление с окружающим + аппликация

Похожие статьи:

Пословицы о труде

Стихотворение о труде. Труд

Стихи о труде для школьников

Рассказы о труде для школьников

Как сделать красивую открытку ко Дню Матери своими руками пошагово с фото | Интегрированные занятия в системе обучения слабослышащих дошкольников
Опубликовано: 434 дня назад (30 сентября 2015)
Просмотров: 1287
+4
Голосов: 4
Татьяна Александровна Толстикова # 2 октября 2015 в 15:32 +2
Ирина Ивановна, здравствуйте! Спасибо за приглашение, с интересом познакомилась с Вашим материалом. Согласна, что при организации трудовой деятельности дети не только приобретают конкретные навыки, но и формируют определённые представления об окружающем. Материал может представлять интерес не только для воспитателей данной категории, но и для всех педагогов. Примите мой голос. Успехов Вам!
Ольга Васильевна Яковлева # 2 октября 2015 в 20:01 +2
Здравствуйте, Ирина Ивановна. Интересный, полезный, ценный материал Вы опубликовали. Детей необходимо приучать к труду с раннего возраста. Ваш опыт работы наглядное тому подтверждение. Материал будет востребован педагогами. Дальнейших творческих успехов в Вашем нелегком труде! голос
Елена Анатольевна Камаева # 12 мая 2016 в 22:13 +1
Добрый вечер! Я далека от такой работы, но мне было очень интересно читать Вашу статью. Я обратила внимание на то, что в процессе трудовой деятельности развивается речь. Это полезно.Спасибо. Я голосую за Вас.