Конкурсы для педагогов и детей

НОД: Уральские самоцветы, старшая группа

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по теме «Уральские самоцветы»
Автор: Котова Ирина Владимировна
Воспитатель МКДОУ « Детский сад № 7» п. Полдневой, Богдановичский район, Свердловская область.
Конспект образовательной деятельности в детском саду для детей старшей группы. Этот материал будет полезен педагогам, воспитателям. Технологическая карта оформляется в виде таблицы, колонки: 1 -этапы, 2 – содержание деятельности по каждому этапу, 3 – деятельность педагога по этапам, 4 – деятельность детей, тоже поэтапно. Строки – это этапы.
Возрастная группа: старшая
Тип НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации: подгрупповая
Цель: Развитие интереса у детей к природным богатствам родного края - Уральским самоцветам.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с уральскими самоцветами – малахитом и яшмой.
Развивающие:
- развивать у ребенка стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность.
- стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё;
- укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.
Учебно-методический комплект: Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.
Средства:
наглядные – шкатулка с ювелирными изделиями, коллекция «Уральские самоцветы»
мультимедийные - презентация «В гостях у Хозяйки медной горы»
литературные - «Страна малахита» В.Степанов, «Уральские камешки» Римма Дышаленко
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю;
- ребенок обладает начальными знаниями о богатствах недр Урала (камнях – самоцветах);
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности;
- ребенок способен выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;
- ребенок способен делать выбор;
- ребенок способен анализировать свою деятельность.

Этапы:
1. Вхождение в тему.
Мотивация на совместную деятельность.
Содержание деятельности:
Внесение шкатулки с ювелирными изделиями из камней самоцветов.
- Ребята, как Вы думаете, что в этой шкатулке?
- Хотите посмотреть?
- А Вы знаете, что это за камни?
- А откуда эти камни? Почему вам трудно ответить на вопрос?
- Хотите узнать?
Чтение стихотворения
"Уральские горы"
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей. (В. Степанов)
Деятельность педагога:
Мотивирует детей на совместную деятельность.
Поощряет детей к высказыванию.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Выражают собственные мысли.
Рассматривают Ювелирные изделия.
Выражают свое мнение.
Восприятие художественной литературы.

2. Проживание темы
- Нас приглашает в гости Хозяйка медной горы.
Показ презентации «В гостях у Хозяйки медной горы»
( рудник, горняк, инструменты, необработанный малахит, обработанный малахит, ювелирные изделия из малахита).
1 сл.

2 сл.

3 сл.

4 сл.

5 сл.

6 сл.

7 сл.

8 сл.

9 сл.

Сопровождение презентации
2 сл. С глубокой древности внимание человека привлекал малахит. На Руси этот самоцвет всегда считали символом исполнения желаний.... Малахит – это полудрагоценный камень самоцвет.
3 сл. Добывают самоцветы в специальных местах - на рудниках. На рудниках работают горняки. Горняками называют людей, работающих в горной промышленности. Это люди, которые добывают полезные ископаемые, например: руду или уголь, а также камни - самоцветы. На картинке Вы видите горняка.
4 сл. Основными инструментами горняка является кирка. Кирка это - длинный плоский молот с острым лезвием на конце.
5 сл. Это необработанный малахит. Вот такой камень добыл горняк. На нем ещё плохо видны узоры.
6 сл. Потом камни привозят в ювелирные мастерские или ювелирные заводы. Там камень шлифуют, чтобы он стал гладким, хорошо был виден его узор.
7 сл. Так выглядят обработанные камни. Малахит, является одним из самых красивых камней. ... Всевозможные переливы оттенков от светлого голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого цвета присутствуют в этом камне....
8 сл. Давайте посмотрим на изделия из малахита. Это разные украшения: серьги, кольца, бусы.
9 сл. А также из малахита делают столы, вазы, сундучки.

- Где добывают самоцветы?
- Кто добывает? Какие инструменты нужны для добычи?
- Что ещё делают из малахита?
Воспитатель показывает коллекцию Уральских самоцветов.

- Урал славится своими самоцветами на весь мир. Мы с вами познакомились уже с малахитом, попробуйте найти его в коллекции.
- Давайте познакомимся ещё с одним камнем самоцветом.
Воспитатель читает стихотворение.
"Уральские камешки"
Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень - яшма -
Сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор -
Красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме
Воды чистые озер. (Римма Дышаленко)
- Ребята, какой камень в коллекции яшма?
Достают камень из коллекции.
Деятельность педагога:
Рассказывает по ходу презентации.
Задает вопросы, обсуждает с детьми.
Показ коллекции
Задает вопросы стимулирующие мышление.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Слушают, воспринимают наглядную информацию.
Выражают свое мнение.
Обсуждают с воспитателем.
Восприятие наглядной информации. Рассматривание камней.
Восприятие художественной литературы.
Выражают собственные мысли.
3. Динамическая пауза
Физ. минутка «Путешествие по горам»
Мы сейчас в поход пойдем
До большой горы дойдем (ходьба друг за другом)
За высокими горами (поднимаем руки вверх)
По камням речку перейдем (ходьба на носочках)
Если встретятся медведи, (ходьба вперевалку)
Мы медведей обойдем (ходьба назад)
Если встретятся пещеры,
Мы пещеры проползем (ходьба в полуприсяде)
Шаг за шагом, шаг за шагом
В детский садик попадем (ходьба друг за другом)
Деятельность педагога:
Показ действий по ходу стихотворения.
Деятельность детей:
Двигательная активность.
4. Изготовление изделий.
- Хотите попробовать самостоятельно сделать украшения для себя или своих мам и бабушек? Из какого материала это можно сделать?
Мы с вами можем изготовить различные камни из пластилина.
- Как Вы думаете, как это сделать?
- Какие цвета нужно смешать для малахита?
- А для яшмы?
- Вот заготовки (касты) для разных украшений (разной формы и цвета).

- Выбирайте, какой формы кольцо вы будете делать, с каким камнем?
Подбирайте пластилин для малахита или яшмы.
Деятельность педагога:
Мотивация детей на продуктивную деятельность.
Обсуждает с детьми.
Предоставляет возможность высказать свои мысли, поощряет.
Предоставляет детям выбор материалов.
Предоставляет возможность сотрудничества детей.
Деятельность детей:
Обсуждают, выражают свои мысли.
Выбирают необходимые материалы.
Изготавливают украшение.
Демонстрируют.


5. Открытость, ориентация на самостоятельную деятельность детей, в среде, в семье
- Какие украшения Вы сделали? С каким камнем?
- Вы довольны своей работой? Что было трудным?
- Кому покажите свое украшение? Вы можете научить других, делать такие украшения?
Я предлагаю вам создать коллекцию (выставку) изделий. Кого можно пригласить на выставку?
Интересно ли вам узнать о других камнях? Где можно узнать?
Мне было с вами очень интересно.
Деятельность педагога:
Активизирует обсуждение.
Деятельность детей:
Обсуждают, анализируют, делятся впечатлениями.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе Конспект НОД по физической культуре в старшей группе
Участник №143 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Развлечение «Птицы – наши друзья» для старшей группы. Сценарий | Экологическая газета в детском саду своими руками
Опубликовано: 546 дней назад (13 июня 2015)
Просмотров: 3727
Рубрика: Воспитателям
+32
Голосов: 32
Наталья Валерьевна Старкова # 13 июня 2015 в 20:54 +4
Ирина, здорово! Такой работы я ждала - настоящее познание и настоящее исследование! Только мне так захотелось посмотреть и на другие работы (к другим камням - самоцветам), а они не представлены - досадно... Зато можно внести своё! Здорово, коллега! Я живу на Урале и всё, что связано со сказами П.Бажова мне близко бесконечно!Голос Вам!
Ирина Котова # 13 июня 2015 в 20:59 +1
Большое спасибо, Наталья Валерьевна, за первый, такой добрый комментарий! Я очень рада, что Вам понравилось.
Лариса Геннадьевна Пятерникова # 14 июня 2015 в 17:05 +3
Голосую за Вашу работу руками и ногами! Вы просто умница, какую колоссальную работу Вы проделали!Просматривала несколько раз, сразу придумывая как провести подобное НОД самой. Здорово!
Надежда Анатольевна Халимуллина # 14 июня 2015 в 20:00 +3
Здорово придумано: кольцо из пуговицы, а мы с детьми делали на картоне и украшали фольгой и пластилином. Очень интересное занятие, много познавательного, хорошо иллюстрированного материала. Молодцы, что с детства прививаете любовь к родному краю, творчеству народных мастеров. Беру занятие себе в копилку, обязательно проведу с детьми, используя данный материал. Голосую! Успехов!
Ирина Котова # 15 июня 2015 в 17:58 +2
Большое спасибо за комментарий и голос! Касты ( заготовки) выполнены из пробок, такими раньше закрывали уксус. Ещё из колпачков от разных спреев (лишь бы был маленький диаметр и возможность обрезки).А после покрыты акриловыми красками.
Сидорова Зоя Григорьевна # 15 июня 2015 в 16:44 +4
Ирина! Интересное занятие, необычная тема! Для детей новое и интересное - знакомство с уральскими самоцветами – малахитом и яшмой. На занятии возможно развивать у ребенка стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность, воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё, укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками. Интересный и полезный материал, чудесные фотографии. Всего доброго!
Зоя.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 20 июня 2015 в 12:27 +4
Солидарна с коллегами!
Ирина, вами представлена достойная разработка занятия, которой воспользуются ваши коллеги обязательно. Всё у вас разложено по полочкам: от начала и до конца, я с большим удовольствием познакомилась с опытом вашей работы. Благодарю вас за приглашение! Грамотному содержанию соответствует и достойное оформление! Желаю вам творческих успехов! Примите от меня +1
С уважением, Т.Н.
Ирина Котова # 20 июня 2015 в 12:32 +3
Огромное всем СПАСИБО за такие теплые комментарии и оценки!!!
Лилия Данировна Зиннурова # 20 июня 2015 в 12:35 +2
Ирина, отличная работа. Технологическая карта занятия создана по ФГОС, прослеживаются все этапы. Спасибо за приглашение. Мой голос +1
Алла Ивановна Ефимова # 20 июня 2015 в 14:30 +4
Здравствуйте, Ирина! Спасибо за приглашение. Интересное, увлекательное занятие. Думаю детям понравилось. Поставленные цели и задачи достигнуты.Разработка оформлена в соответствии с требованиями портала, яркие фото. Примите голос и удачи.
Вера Валерьевна Ляпина # 20 июня 2015 в 17:54 +3
Прекрасное занятие получилось, Ирина! Спасибо за приглашение побывать и в сказке и в реальной жизни. Познавательно, увлекательно. Молодец. Очень понравилось. Примите голос!
Вера Александровна Орехова # 20 июня 2015 в 22:03 +3
Ирина, благодарю за приглашение.
С большим интересом и удовольствием познакомилась с предложенным конспектом.
Очень занимательная тема, думаю детям понравилось занятие и они узнали много новой и полезной информации.
Вы воспитываете любовь к родному краю, расширяете знания детей о малой Родине.
Материал оформлен грамотно, все поставленные цели и задачи выполнены. Текст сопровождают красивые фотографии, что делает материал более увлекательным.
Примите мой голос +1.
Желаю успехов и удачи!!!
Валентина Владимировна Рощина # 21 июня 2015 в 00:27 +2
Очень интересный,содержательный и познавательный конспект!!!Все как говорится:"Разложено по полочкам".Молодец!!!Фотоматериал добавляет яркости,насыщенности и завершенности всему преподнесенному материалу.От меня голос!!! v
Вера Ивановна Прошина # 21 июня 2015 в 10:22 +3
Здравствуйте, Ирина! Мне очень нравится Ваш подход к публикации своей работы. Подобран большой объем материала, отличные фото, интересная деятельность детей с пластилином. Все грамотно, ничего не упустили. Голос!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 21 июня 2015 в 14:58 +6
Здравствуйте, Ирина! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим конспектом по теме «Уральские самоцветы». Очень интересное занятие, много познавательного, хорошо иллюстрированного материала. Вы воспитываете любовь к родному краю, расширяете знания детей о малой Родине. Мне понравилось. Желаю вам дальнейших творческих успехов. Примите мой голос. И жду вас у себя в гостях.
Светлана Михайловна Соломонова # 21 июня 2015 в 20:50 +3
Здравствуйте, Ирина!Интересное занятие, необычная тема! Для детей новое и интересное - знакомство с уральскими самоцветами – малахитом и яшмой. На занятии возможно развивать у ребенка стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность, воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё, укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками. Интересный и полезный материал, чудесные фотографии. Всего доброго!
Ольга Владимировна Гудым # 22 июня 2015 в 12:34 +3
Здравствуйте, Ирина! Спасибо за приглашение. Интересное, увлекательное занятие. Думаю детям понравилось. Поставленные цели и задачи выполнены.Разработка оформлена в соответствии с требованиями портала, яркие фото. Примите голос и пожелание удачи.
Евгения Валерьевна Зылевич # 22 июня 2015 в 18:26 +2
Здравствуйте, Ирина! Спасибо за приглашение. Какая прекрасная работа. готовый материал , всё подробно и понятно. Примите мой голос,Великолепно!
Ольга Юрьевна Травнева # 23 июня 2015 в 12:00 +3
Ирина, здравствуйте. Спасибо за приглашение. Очень грамотно составлен конспект занятия. Все этапы прописаны и логически связаны, чётко прослеживается деятельность педагога и деятельность детей. Всё продумано, присутствует художественное слово, очень познавательная презентация, наглядная демонстрация уральских самоцветов. В итоге творческая деятельность детей и обобщение по теме занятия. Примите голос.
Ирина Дмитриевна Карасёва # 23 июня 2015 в 21:59 +3
Очень интересный материал. И снова сказки Бажова, но теперь в сочетании с познавательной информацией о полезных ископаемых родного края. Очень грамотно, последовательно ведётся исследовательская работа с воспитанниками, а экскурс в литературу способствует лучшему запоминанию и пониманию значимости изучаемой темы, воспитывает любовь к родному краю. Спасибо большое за приглашение. Успехов Вам в дальнейшем творчестве!

Интересно, знают дети,
что такое самоцветы?
На Урале проживая,
знают дети или нет,
что волшебным называют
каждый камень самоцвет.
Тот, кто любит аметист,
дружбе верен, сердцем чист.
Кто силач и богатырь,
носит камешек – сапфир.
Кто секрет хранить умеет,
кто таинственно молчит,
тот всегда понять сумеет
камень ящерок и змеек –
темноглазый малахит.
Самоцветный камень красный,
будто ломтик ветчины,
это главный камень - яшма -
сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор -
красота Уральских гор,
будто в чаше, в этой яшме
воды чистые озер.
На закат похож гранат,
на восход похож агат,
эти камни в ожерельях
силу солнышка таят...
Светлана Николаевна Крючкова # 24 июня 2015 в 09:43 +4
Ирина, спасибо за приглашение! Какая интересная тема выбрана Вами для занятия. Молодцы, что уделяете внимание в своей деятельности региональному компоненту. Дети должны знать особенности и достопримечательностями своего родного края. Материал представлен на высшем уровне, грамотно, достоин внимания коллег. Занятие получилось познавательным, насыщенным. Примите мой голос!
Елена Викторовна Багрова # 24 июня 2015 в 10:49 +3
Здравствуйте, Ирина! С большим интересом познакомилась с конспектом Вашего занятия, узнала много полезного и нового. Думаю, дети с восторгом приняли участие и изготовили украшение своими руками! Спасибо Вам за профессионализм! Примите голос! Успехов Вам!
Татьяна Леонидовна Столетова # 24 июня 2015 в 15:07 +2
Спасибо, Ирина, за приглашение. Занятие получилось интересное и познавательное. С удовольствием голосую.
Ольга Третьякова # 24 июня 2015 в 19:40 +2
А имея такой богатый материал под рукой, сказки Бажова становятся понятней, доступней, привлекательней)))
Ирина Александровна Подольская # 24 июня 2015 в 19:40 +3
Добрый вечер, Ирина. Работа оформлена, проведена грамотно. Материал интересно представлен. Спасибо, что поделились своим опытом. Голосую. С уважением ИА
Людмила Алексеевна Маньшина # 25 июня 2015 в 01:09 +3
Ирина Владимировна, с интересом познакомилась с Вашей разработкой. Достойная публикация! Я с глубоким уважением отношусь к людям, повествующим о родном крае, его бесценных богатствах. Ваш материал содержит информационный блок и практическую составляющую. Он грамотно оформлен и иллюстрирован. Вам мой голос №22.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 25 июня 2015 в 07:53 +3
Ирина, благодарю за приглашение! Ваш материал увлёк, работа интересная, содержательная, творческая. Мне понравился практический результат данной деятельности. Дети не только открыли для себя красоту и привлекательность Уральских самоцветов, узнали о профессии горняка, но и самостоятельно сделали украшения для себя или своих близких. Спасибо!
Татьяна Александровна Толстикова # 25 июня 2015 в 18:43 +2
Здравствуйте, Ирина! Спасибо за приглашение, очень интересно было проследить процесс изготовления ювелирных украшений, какой это всё-таки труд. Пусть процесс изготовления детьми своих изделий пока не такой сложный, но он точно будет способствовать желанию ближе познакомиться с уральскими самоцветами. Примите мой голос.
Светлана Владимировна Иванова # 29 июня 2015 в 15:28 +2
Уважаемая Ирина, с удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. Вами проделана колоссальная подготовительная работа. Занятие получилось научное, познавательное и увлекательное. Дети узнали много нового и интересного. Успехов Вам и удачи! Примите мой голос.
Ирина Александровна Церт # 30 июня 2015 в 21:35 +2
Ирина Владимировна, это здорово, что Вы знакомите детей с богатствами нашего края. Во время занятия дети узнали не только об Уральских самоцветах, но и как их добывают, и самостоятельно сделали для себя украшения. Спасибо за приглашение!
Ирина Котова # 30 июня 2015 в 21:55 +1
Всем огромное спасибо!
Любовь Владимировна Лычангина # 1 июля 2015 в 04:03 +1
Ну очень я удивилась, что Вы берёте Бажова, Степанова в столь юном возрасте.
Но ознакомившись с Вашим УМК, я выяснила, в чём причина столь явного предпочтения при подборе материала для НОД.
В доступной форме Вы даёте очень много познавательной информации по теме "Самоцветы Урала".
Детям необходимо знать об особенностях родного края.
Сама я - страстная поклонница натуральных камней.
Ваша разработка уже отправилась ко мне в закладки.
Голос № 26 - от меня!
Удачи на конкурсе, Ирина!
Анна Иванова # 3 июля 2015 в 08:57 +1
отличная публикация, Ирина!Такое замечательное занятие вы придумали! На основе его можно было бы целый проект организовать. Такое огромное поле для деятельности! Отличная идея, браво!
Ну а колечко, сделанное в итоге, меня совсем покорило! Просто и необычно! А главное-очень похоже!
С удовольствием голосую за начало разработки такой "золотой жилы"!!
Любовь Николаевна Комова # 9 июля 2015 в 12:35 +1
Ирина Владимировна, здравствуйте! Прекрасная работа! Материал очень интересный и полезный не только для дошкольников, но и для начальной школы.Работа достойна внимания со стороны педагогов и положительных оценок. Удачи Вам в конкурсе. Голос!
Светлана Анатольевна Калиуллина # 11 июля 2015 в 11:14 +1
Очень интересное НОД по теме "Уральские самоцветы".Каков камень-самоцвет по красоте: переливается, играет всеми цветами радуги, такое же занятие у вас, Ирина Владимировна,получилось.Голос!!!
Татьяна Николаевна Чугунова # 20 августа 2015 в 21:18 +1
Добрый вечер, Ирина Владимировна! Согласна с Анной Ивановой, творите дальше и получится прекрасный проект! Станьте для своих детей Хозяйкой Медной горы! Удачи вам! Примите голос!
Ирина Котова # 20 августа 2015 в 21:54 0
Огромное спасбо за комментарии. Это занятие и есть часть проекта "Урал - моя малая Родина", в ходе мы изготавливали макет Урала из соленого теста, знакомились с писателями Урала, народами и костюмами, играми . Создали мини-музеи "Уральские самоцветы" и "Полезные ископаемые" и многое другое.
Ирина Викторовна Родионова # 10 сентября 2015 в 19:53 +1
здравствуйте, Ирина Владимировна! Прекрасная работа!Полезный и интересный материал. Удачи Вам!!!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 12 сентября 2015 в 18:48 +1
Какая интересная тема взята Вами для занятия! Отличная идея создания украшения имитирующее камни уральских самоцветов. Детям дается возможность заглянуть в недра земли, познакомиться с ее дарами. Примите голос! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
С уважением. Ирина