Конкурсы для педагогов и детей

Организация игровой деятельности в разновозрастной группе

Игровая деятельность в разновозрастной группе
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра - эффективное средство формирования личности дошкольника.
Организация игровой деятельности в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Главной проблемой является то, что основная методическая литература рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
Но в организации игровой деятельности  в разновозрастной группе есть преимущества, они заключаются в том, что  младшие  дети учатся играть у старших детей. В  играх большие дети  заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки.  Формируются  правильные  взаимоотношения в коллективе, заботливость, самостоятельности, интерес детей к совместным играм.

В дидактических играх степень сложности должна зависеть от возможностей ребенка.
Д/и  «Кто в домике живет?».
Разное количество карточек для запоминания в зависимости от возраста.
Д/и  «Составь фигуру».
Дети старшей подгруппы - 2 треугольника из 5 палочек. Дети подготовительной к школе подгруппы  - 3 треугольника из 7 палочек.

С удовольствием участвуют все дети в хороводных играх. Для жестовых игр нужно выбирать  стихи небольшие по объему, но очень яркие. В них  для каждого ребенка разновозрастной группы есть что-то привлекательное: для старших - ритм и содержание, для  младших  - разнообразные движения.

Дети всех возрастов любят подвижные игры, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.

Должны быть коммуникативные игры, цель которых — подсказать детям выходы из конфликтных ситуаций, типичных для взаимоотношений младших дошкольников; научить общаться, использовать элементарные формы речевого этикета.

Игра «Поссорились – помирились».
В парах. По сигналу воспитателя «поссорились» - дети отворачиваются друг от друга, хмурятся; «помирились» - обнимаются, жмут друг другу руки, улыбаются.
Игра «Игрушка».  
В этой игре отрабатываются навыки эффективного взаимодействия, умения сотрудничать. В парах. У одного ребенка новая игрушка, и он не хочет ее никому отдавать. Задача другого ребенка уговорить дать ему игрушку поиграть.

Сюжетно-ролевая игра в разновозрастной группе  становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. Например, старшие  совместно с воспитателем, строят автобус и везут всех желающих в лес, а малыши с радостью становятся пассажирами.

Требования к организации игры  в разновозрастной группе:
- воспитателю надо четко представлять объем программных требований для каждой группы;
- знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников;
- дети младшего возраста  не пассивные наблюдатели, а активные участники игрового  процесса;
- следует соблюдать принцип постепенности – от простого к сложному, т.е. навыки, формирующиеся на протяжении всего дошкольного возраста, от года к году расширяются в объеме и усложняются требованиями воспитателя к их выполнению.

Умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм.

Рекомендуем посмотреть:

Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду Родительская компетентность У. Ливингстон Ларнед. Раскаяние отца

Похожие статьи:

Экологическое воспитание в детском саду

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»

Изучение английского языка в ДОУ

Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Рождественский ангел из органзы своими руками | Дидактическое панно своими руками «Рыбки» для детей 2-3 лет
Опубликовано: 1062 дня назад (6 января 2014)
Просмотров: 4289
Рубрика: Воспитателям
+2
Голосов: 2
Татьяна Лысенко # 8 января 2014 в 17:05 +1
Интересная тема. Действительно дети учатся друг у друга терпению, вниманию и взаимопониманию.
Ирина Котова # 1 марта 2014 в 11:20 0
СПАСИБО! Так как я сама работаю в разновозрастной группе, эта тема для меня актуальна.