Конкурсы для педагогов и детей

НОД по экологии в подготовительной группе. Заповедники

НОД по познавательному развитию «Поговорим о заповедниках"
Цель:
- Закреплять представления детей о том, почему и как люди берегут редких животных и растения;
- Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
- Систематизировать знания детей о заповедниках Краснодарского края.
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите.
Материалы и оборудование: Красная книга, произведения М. Пришвина, картинки к игре «Можно – нельзя», презентация о заповедниках Краснодарского края.
Предполагаемый результат: У детей появилось желание принимать участие в охране и защите природы.
Ход занятия:
Если денег накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.


- Природа дает человеку, то без чего он не может прожить. Ребята, как вы думаете, без чего человек не может прожить?
Дети: (солнце, воздух, вода)
- Правильно, «солнце, воздух и вода» очень важны для жизни человека. А еще природа украшает нашу жизнь, она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса. С каким наслаждением мы любуемся раздольем полей, гладью рек, величественными громадами гор. Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества не раз с лица земли исчезали многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Люди стали создавать заповедники и национальные парки. А что это такое? (дети отвечают).
- Заповедники - это охраняемая территория, где живут звери на свободе, охота на них строго запрещена, там нельзя рвать цветы, ломать кустарники.
Заповедник... В этом слове большой смысл. Оно словно вводит нас в какую-то сказочную обстановку, где природа под пристальным взглядом человека проделывает свое развитие. Здесь природа находится под бережным вниманием человека. Только тут до конца можно понять, как прекрасна и богата она. И только тут полностью осознаешь, что мы, люди, можем потерять, если не будем охранять, беречь природу.

" Мы бьем природу все больней,
Она же все молчит,
От миллиардов пуль на ней
Не плачет, не кричит
Мы бьем крестясь и не крестясь,
Но грянет судный час,
Она ударит всего раз -
И всех повалит нас".
(В. Свиридов)

В Краснодарском крае есть множество прекрасных заповедников. Это могут быть и красивейшие природные заповедные территории, и охраняемые субъекты культурного наследия, леса и озера, угодья и горы.
Такие как:
1. Кавказский заповедник Краснодарского края «Утриш»
Создали заповедник в 2010 году. Территория заповедника подразделяется на несколько участков. Часть из них — это леса, еще часть — это море. «Утриш» в переводе с адыгейского языка означает «обвал». Такое название этой местности дали не случайно. Осыпи и оползни здесь случаются довольно часто. Кроме того, здесь постоянно идут тектонические процессы, благодаря им и воздействию морских волн, постоянно меняется внешний вид узкой и обрывистой береговой линии. Заповедник «Утриш» в Анапе — это не только лес и море, а также и горы.
2. Кавказский биосферный заповедник
Изначально его главной целью было сохранение местных зубров, но сейчас защите подлежат и другие редкие животные: кубанские туры, кавказские серны, кавказские благородные олени, медведи, волки, лисы, рыси.
3. Национальный парк «Сочинский»
По территории Сочинского национального парка протекают около 40 рек и ручьев Черноморского бассейна.
Растительный мир
В Сочинском национальном парке встречается около 1500 видов аборигенных высших растений, из которых 164 вида отнесены к деревьям, кустарникам, полукустарникам и лианам, а все остальные – к травянистым растениям. Велико количество реликтовых пород и эндемиков. в Красную книгу России занесен 51 вид растений: Тис ягодный, Ковыль перистый, Лилия кавказская, Мак восточный, Подснежник Воронова и др.
Животный мир Сочинского национального парка насчитывает около 80 видов млекопитающих (зубр, кавказская выдра, леопард), около 120 видов птиц (беркут, сапсан, черный аист), 17 видов пресмыкающихся (гадюка Динника, Средиземноморская черепаха), 9 видов земноводных (Кавказская жаба, тритон Карелина , Кавказская крестовка), 21 вид рыб (кумжа, азово-черноморская шемая).
4. Кавказский национальный парк «Приэльбрусье»
Парк был создан в 1986 году. Располагается парк в 90 км от Нальчика, протянувшись от южных склонов Эльбруса до Главного Кавказского хребта.
Животный и растительный мир заповедника уникальны.
Растения , занесённые в Красную книгу: рододенрон кавказский, берёза Радде, волчеягодник кавказский, колокольчик Нефёдова и др.Животные , занесённые в Красную книгу: мнемозина, леопард, орлан- белохвост, чёрный гриф, европейский тювик и другие.
На территории Национального Парка «Приэльбрусье» находятся животные занесённые в Красную Книгу России: орёл-могильник и орёл белохвост.
Мнемозина
Мнемозина - дневная бабочка обитает на Кавказе и на Южном Алтае. Название происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.
Европейский тювик
- хищная птица семейства ястребиных.
5. Тамано-Запорожский заказник.
Охраняемая площадь 30 тыс. га. В пределах заказника охраняются лысухи, кряквы, шилохвостки, чирки, морские чернети, колпицы, нырки красноголовые, небольшое количество лебедей, караваек. Здесь находится под охраной рыба: осетровые – севрюга, белуга; рыбец, шемая, судак, сазан, тарань, лещ и другие.

- Ребята, а что же нельзя делать в заповеднике? Давайте покажем:
Физминутка
Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)
Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)
Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)
Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове – в виде рог лося)
Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)
Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)

В заповедниках Кубани можно встретить большое количество редких видов растений, птиц и животных, которые занесены в Красную книгу Краснодарского края.
- Ребята, а что такое «Красная книга»?
Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им.
- Правильно, ребята. “Красная книга” – это сигнал, предупреждающий о том, что животные и растения того или иного вида находятся в опасности, что их надо особенно бережно охранять и что их добыча любыми способами запрещается.
Ребята, мы с вами тоже должны беречь природу, сохранять ее красоту. Для этого надо беречь птиц, не убивать их. Не ломать деревья, кустарники. Не обижать животных.
Когда вы бываете на прогулке в парке не рвите цветы целыми охапками. Эта красота природы быстро завянет, погибнет. Скоро зацветут одуванчики, ландыши, пионы - берегите их. Надо стараться, чтобы природа осталась такой же и нашим потомкам - людям, которые будут жить после нас.

Дидактическая игра «Можно – нельзя» (детям предлагается выбрать соответствующие картинки)

- Ребята, а чтобы лучше запомнить эти правила, давайте вместе с вами нарисуем знаки «Береги природу».

Самостоятельная деятельность детей.

- Ребята, хочу закончить нашу встречу словами замечательного писателя и большого любителя русской природы М. Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В горах, в лесах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы, а человеку нужна родина и охранять природу - значит охранять родину!»

Рефлексия:
1. Ребята, о чем мы сегодня говорили? А что такое «заповедник»?
2. Какие правила надо соблюдать в заповеднике?

Рекомендуем посмотреть:

Диагностика экологической воспитанности дошкольников в детском саду Музыка природы в рисунках детей Мини-проект по экологическому воспитанию дошкольников

Похожие статьи:

Экологические праздники в ДОУ. Конспекты

КВН по экологии в подготовительной группе

Участник №78 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2017 года
Консультация для родителей в детском саду. Воспитание самостоятельности у детей
Опубликовано: 120 дней назад (30 марта 2017)
Просмотров: 308
+3
Голосов: 3
Анна Владимировна Сербина # 31 марта 2017 в 20:35 0
безумно понравилось! тема не простая, а такая подача материла. молодцы!!!!!!!
Марина Сергеевна Васильева # 1 апреля 2017 в 16:43 0
Хорошая тела, очень нужная и интересная! Детям необходимо это знать, много полезной информации!
Ирина Леонидовна Колмыкова # 2 апреля 2017 в 15:43 0
Спасибо большое за добрые слова! smile
Вера Александровна Орехова # 14 мая 2017 в 18:44 0
Спасибо за интересную и познавательную разработку.
Голос +1.
Удачи и успехов!