Конкурсы для педагогов и детей

Формирование инновационной образовательной среды гимназии

«Формирование инновационной образовательной среды гимназии как условие развития исследовательских компетенций обучающихся»

Клаус Ирина Михайловна,
заместитель директора по научно-методической работе,
МКОУ «Русскополянская гимназия №1»

Представьте себе, что два человека подошли к большому озеру и каждому из них надо перебраться на другую сторону, а лодка всего лишь одна и может выдержать только одного человека. Возникает логичный вопрос: как этим двум людям попасть на другой берег? Как будет рассуждать человек, мыслящий стандартно: сконструировать вторую лодку, привязать другого человека к концу лодки, переплыть озеро вплавь. Как будет решать эту проблему вдумчивый человек, свободный от стереотипов? Безусловно, обратит внимание, что в условии задачи не сказано, что оба человека находились на одном берегу. А поэтому не исключено, что оба человека подошли к противоположным берегам озера и что сначала один переплывет на лодке на один берег, а потом ею спокойно сможет воспользоваться и второй человек.
Думаю, никто не станет спорить, что нужно учить детей видеть нестандартные решения, ведь от этого зависит их успешность и в учебе, и в дальнейшей жизни. Какие пути может предложить школа для выполнения этой важнейшей задачи? Один из них - организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся. О том, как выстроена эта работа в нашей гимназии мы и будем говорить на сегодняшнем семинаре.
Несколько слов, что представляет собой наш коллектив. Это 32 учителя. Перейти из режима функционирования в режим развития нам помогли научно-методические семинары, ставшие формой коллективного обсуждения актуальных педагогических проблем, в которых проучился весь педколлектив. Тематика такова: «Исследование и конструирование в педагогике» (72 часа), «Система воспитания как условие развития личности» (36 часов), «Обучение основам методики научного исследования, алгоритмам исследовательской работы» (16 часов), «Теория решения изобретательских задач» (36 часов), «Организация исследовательской работы учащихся» (16 часов), «Социальное проектирование» (72 часа), «Проектирование содержания образования» (16 часов), «Равный обучает равного. Наставничество сверстников» (36 часов).Это позволило педагогам использовать успешно современные педтехнологии, лежащие в основе формирования и развития исследовательской культуры обучающихся.Целенаправленная работа позволяет ОУ принимать активное участие во многих конкурсах, представляя свой опыт, идеи, находки. Мы гордимся, что стали Победителями и выиграли Грант 1 млн., что у нас 10 коллег стали Победителями конкурса «Лучшие учителя России», Лауреаты конкурса газеты «Педагогический вестник». Наша воспитательная система получила Диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе в.систем. В.к. «Пединновации» насчитывает 14 Лауреатов и Дипломантов 1, 2 степеней, медаль Януша Корчака, областной конкурс инновационных проектов позволил нам вырасти от Дипломантов 2, 3 степени к званию Лауреатов, Лауреаты областных педагогических чтений. Опыт работы в качестве ОРП по проблемам: «Формирование муниципальной системы работы с одаренными детьми района», «Управление развитием познавательного интереса школьников 5-9 классов в муниципальной системе образования» позволил приобрести бесценный опыт и стать участниками регионального ИнКо «Школа как центр творчества и развития одаренных детей».
В общую копилку достижений вносят вклад и наши гимназисты. Мы гордимся тем, что научная работа «» и проект «Школьное телевидение» отмечены высшей наградой В.к. «Первые шаги» - медалью Эвариста Галуа. Наши проекты реализуются в ОУ и успешно проходят экспертизу: Обл. конкурс проектов «Моя законотворческая инициатива»– лауреат, Экологический проект– 1 м. Международный Интернет-конкурс «Открытый мир. За права человека» - 1 место и путевка в Египет; Областной творческий конкурс «Это нашей истории строки», номинация «Поисково-исследовательские работы» - диплом II степени; Всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор»– 2 место,12 Международный фестиваль «Детство без границ» фотоконкурс – диплом II степени; Наш проект «Деловая игра выборы отмечен дипломом Лауреатов в Законодательном собрании Омской области, наша команда эрудитов не раз становилась победителем зонального этапа и финалистами областного этапа интеллектуальных игр (4 место). В этом году наши гимназисты призеры РЭ ВОШ по литературе и истории. Углубленное изучение предметов гуманитарного цикла через дополнительные услуги в режиме спецкурсов, факультативов, довузовской подготовки, индивидуальный профиль обучения, все это позволяет достигать определенных побед. И список можно продолжать. За этим стоит бесценный труд ребенка и педагога. И на каждом этапе работы главной целью педагогического коллектива является создание условий для развития личности ребенка, путем создания деятельностной среды, в которую погружается ребенок, приобретая при этом бесценный опыт УУД.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования определяют исследовательскую деятельность школьников как ведущую технологию обучения, речь идет о развитии особой проектно-исследовательской культуры обучающихся, причем в интеграции общего и дополнительного образования, с активным использованием социума. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится исследовательская компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и исследовательская деятельность – новым содержанием. Гимназия сегодня обладает опытными, мобильными, готовыми к инновационной деятельности педагогами. Нам так важно не утонуть в своей системе, не превратиться в замкнутое сообщество самодостаточных людей. Наш опыт может быть востребован всеми, прежде всего нашими коллегами. И сегодня вы познакомитесь с опытом моих коллег, как идет формирование исследовательских компетенций на уровне младших школьников, на уроке, во внеурочной деятельности, каковы возможности музея и некоторых учебных кабинетов, как идет выстраивание индивидуальной траектории развития.
Кажется, что эта тема уже настолько хорошо изучена и представлена в различных источниках, что и добавить что-то новое здесь практически невозможно. И все-таки новому место найдется всегда, если, конечно, правильно расставить акценты. Систематизация, переосмысление опыта работы по организации исследовательской деятельности школьников, педагогическое моделирование исследовательских ситуаций в образовательном процессе – неотъемлемые элементы работы коллектива гимназии.Какие еще формы работы в гимназии помогают в развитии исследовательских компетенций обучающихся?
- Методическая неделя (опыт коллег, занимающихся ИД и ПД, мастер-классы, система открытых занятий, круглый стол по обмену опытом);
- Работа кафедр, педсоветов, педконсилиумов, совещаний при директоре строится в едином русле формирования исследовательской культуры обучающихся;
- Наша технология овладения исследовательскими умениями и навыками характеризуется тем, что начинается с учебного урока, как основной формы, (о чем сегодня будут говорить мои коллеги) тем, что учебный проект является обязательным для каждого в течение года;
- Для практической реализации нами проводились интеллектуальные марафоны знаний, каждый гимназист должен продемонстрировать умение пользоваться знаниями и умениями, как по отдельным предметам, так и на уровне межпредметных связей для решения задач в теоретической и практической деятельности. Сегодня это Ломоносовский турнир на муниципальном уровне.
Организация исследовательской работы в ОУ обеспечивает реализацию еще одной важнейшей на сегодняшний день задачи, намеченной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - поддержки талантливых детей, работа в качестве ОЭП позволяет нам успешно использовать имеющийся опыт в данном направлении (ОЭР по проблеме «Формирование муниципальной педагогической системы по работе с одаренными детьми», Центр Развития Стандарт+: проведение интеллектуальных КОС муниципального уровня, «Управление развитием познавательного интереса школьников»). Хочется отметить, что навыки исследовательской культуры позволяют гимназистам и в будущем заниматься научно-исследовательской работой, (выпускник Цымбалов Костя, студент Медакадемии, победитель РЭ ВОШ по биологии, участник НПК, продолжает заниматься научной деятельностью уже на новом уровне).
Хочется отметить, что в гимназии построена система внутришкольной работы по формированию интереса учащихся к исследовательской деятельности. Так, после проведения ежегодной школьной научно-практической конференции победители и призеры конференции знакомят со своими работами учащихся 1-11 классов, родителей, работы представлены в музее. Все это ведет к формированию устойчивой мотивации к исследованиям.

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

День Науки в гимназии
Опубликовано: 800 дней назад (27 сентября 2014)
Просмотров: 513
Рубрика: методика
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!