Конкурсы для педагогов и детей

Инновационная образовательная среда гимназии как условие при реализации ФГОС

Инновационная образовательная среда гимназии как условие развития исследовательских компетенций обучающихся при реализации ФГОС
Авторы: Клаус Ирина Михайловна,
заместитель директора по научно-методической работе,
Тизина Антонина Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МКОУ «Русскополянская гимназия №1»
Актуальность темы
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования определяют исследовательскую деятельность школьников как ведущую технологию обучения, речь идет о развитии особой проектно-исследовательской культуры обучающихся, причем в интеграции общего и дополнительного образования, с активным использованием социума. Педагогический коллектив работает над методической темой «Формирование методической компетентности при переходе на ФГОС». Формирование ключевых компетентностей, к которым относится исследовательская компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и исследовательская деятельность – новым содержанием. Гимназия сегодня обладает опытными, мобильными, готовыми к инновационной деятельности педагогами. Нам так важно не утонуть в своей системе, не превратиться в замкнутое сообщество самодостаточных людей. Наш опыт может быть востребован, прежде всего, нашими коллегами.
Кажется, что эта тема уже настолько хорошо изучена и представлена в различных источниках, что и добавить что-то новое здесь практически невозможно. И все-таки новому место найдется всегда, если, конечно, правильно расставить акценты. Систематизация, переосмысление опыта работы по организации исследовательской деятельности школьников, педагогическое моделирование исследовательских ситуаций в образовательном процессе – неотъемлемые элементы работы коллектива гимназии.
Цель педсовета: определить наиболее эффективные, в условиях существования образовательного учреждения, способы формирования исследовательских компетенция обучающихся, в соответствии с требованиями ФГОС.

Форма проведения педсовета: семинар-практикум

Подход: системно-деятельностный
Используемые методы:
1.погружение в тему-метод «мозгового штурма»
2.групповая работа в мастер-классах
3.дискуссия
4. слайдовая презентация
5.выработка совместного решения педсовета
Задачи:
1. Формировать методические компетентности педагогов в области исследовательской культуры при переходе на ФГОС.
2 Мотивировать педагогов школы на работу в инновационном режиме, стимулировать процесс их профессионально-личностного самосовершенствования.
3. Представить лучший опыт педагогов по формированию исследовательских компетенций обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
4.Транслировать (внедрять) имеющийся позитивный опыт педагогов гимназии для реализации программ НОО и ООО.
5. Выделить приоритетные направления деятельности педколлектива для дальнейшей реализации федеральных государственных стандартов.
Планируемый результат педсовета:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в режиме работы с одаренными детьми для формирования исследовательской культуры.
Участники педсовета получат возможность: участвуя в работе мастер-классов, освоить некоторые способы и приемы формирования базовых компетенций.

Содержание и технология проведения педсовета
План

1.Актуализация поставленной проблемы. Погружение в проблему методом «мозгового штурма»
2. Формирование инновационной образовательной среды в гимназии. Презентация.
а) анализ имеющегося опыта и наработок по развитию исследовательских компетенций обучающихся
б) выход на проблему
3. Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования учебно-познавательной компетенции. Мастер-класс. Групповая работа участников педсовета. Проект «Учусь учиться». Работа с Портфолио.
3. Учебные исследования как универсальный способ действия на уроках биологии. Мастер-класс. Групповая работа участников педсовета. Проект «Учусь учиться»
4.Реализация системно-деятельностного подхода в условиях работы детского пресс-цента «Идея». Мастер-класс. Групповая работа участников педсовета. Проект «Учусь учиться». Дискуссия. Видеофрагмент детской телепередачи «Клякса».
5.Педагогическое сопровождение обучающихся по проектированию индивидуального образовательного маршрута через формирование исследовательских и проектных компетенций. Мастер-класс «Моделирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося»
6 Рефлексия. Групповая работа «Методика «Шесть шляп мышления»

Приложения:
№1.Результаты мониторинга по формированию исследовательских компетенций
№2.Модель инновационной образовательной среды гимназии
№3. Виды деятельности для формирования метапредметных результатов
№4.Таблица участия класса в проектной и исследовательской деятельности
№5. Лист успешности обучающегося
№6.Модель индивидуального образовательного маршрута
№7. Методика «Шесть Шляп Мышления»
№8. Фотографии педсовета
№9. Презентация по теме «Формирование инновационной образовательной среды в гимназии»
Ведущий педсовета
1. Актуализация поставленной проблемы. Погружение в проблему методом «мозгового штурма»
Участники педсовета формулируют ответы на вопросы:
- Исследование…Продолжите синонимический ряд.
- Проект…Продолжите синонимический ряд.
- Образовательная среда…Ваши ассоциации.
- Инновационная образовательная среда, слагаемые компоненты.
- Как вы понимаете «формирование исследовательской культуры»?
- Какие, на ваш взгляд, универсальные учебные действия, приобретает ученик при этом?
-В чем, по-вашему, выражается взаимосвязь между формированием УУД и успешной социализацией обучающихся?
(Ведущий педсовета обобщает мнения педагогов, делает акцент на реперные точки, имеющие прямое отношение к заявленной теме педсовета)
2. Формирование инновационной образовательной среды в гимназии
а) анализ имеющегося опыта и наработок по развитию исследовательских компетенций обучающихся
б) выход на проблему
( Клаус И.М. заместитель директора по научно-методической работе, учитель биологии )
МКОУ «Русскополянская гимназия №1» имеет определенный опыт работы с одаренными детьми, реализуя направление регионального ИнКо «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» (с 2010-2011 года). Этому способствовала огромная работа с 2003 по 2008 года, гимназия работает по программе «Формирование муниципальной педагогической системы работы с одаренными детьми Русско-Полянского района». Главным механизмом реализации программы стала опытно-экспериментальная деятельность по формированию муниципальной педагогической системы работы с одаренными детьми в рамках центра развития «Стандарт+». Итогами реализации программы стали организационно-педагогические условия:
1.Создана система разностороннего, универсального, гимназического и профильного образования в соответствии с ресурсными возможностями гимназии. Разработана и реализована Комплексно-целевая программа профильного образования.
2.Осуществлена опытно-экспериментальная деятельность по теме «Формирование муниципальной педагогической системы работы с одаренными детьми Русско-Полянского района». Создана система выявления, развития и индивидуального сопровождения учащихся гимназии и одаренных детей района.
3.Создана эффективная система воспитательной работы, направленная на поддержание, развитие механизма самоопределения, самореализации, саморазвития обучающихся.
4.Повышен уровень профессиональной компетентности педагога в ходе инновационной и опытно-экспериментальной деятельности по работе с одаренными детьми. Организовано научно-методическое обеспечение новых образовательных технологий и механизмов их реализации в рамках программы развития.
Опытно-экспериментальная деятельность гимназии, уровень готовности педагогов гимназии к инновационной и опытно-экспериментальной деятельности, интеллектуальный потенциал позволяют открыть на базе гимназии ресурсно-методический центр (РМЦ) региональной экспериментальной площадки по теме «Управление развитием познавательного интереса школьников 5-9 классов в муниципальной системе образования (на примере Русско-Полянского района)». С 2008-09 учебного года гимназия является опорной школой региональной экспериментальной площадки «Управление развитием познавательного интереса школьников 5-9 классов в муниципальной системе». Базовой школой экспериментальной деятельности стала Русскополянская гимназия №1, участниками эксперимента – 4 основных школ и 6 средних общеобразовательных школ района.
Итоги работы:
1. Разработана и внедрена модель управления развитием познавательного интереса школьников, условием реализации которой, стало решение психолого-педагогических ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности.
2. Разработана и реализована программа повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме эффективного управления развитием познавательным интересом школьников.
3. Определены компоненты содержания и технологий образования,
позволяющих управлять развитием познавательным интересом гимназистов.
4. Разработана программа психолого-педагогического сопровожде¬ния процессом управления развитием познавательным интересом обучающихся.
5. Обновлена воспитательная система гимназии, путем создания
равных возможностей для развития обучающихся через организацию интеллектуальных, творческих конкурсов.
6. Развита форма общественного участия в оценке качества образовательных услуг.
ОЭР является одним из ведущих факторов инновационной деятельности ОУ. Работа в инновационном режиме позволила нам определить для себя следующие базовые ценности МКОУ «Русскополянская гимназия№1»
Качество образования
Развитие обучающихся (от познавательного интереса до познавательной деятельности)
Социализация обучающихся
Инновационные идеи:
использование ИКТ-компетенций,
технологизация обучения,
системно-деятельностный подход
Сегодня, как никогда, в образовании важна дифференциация и индивидуализация. Придерживаясь точки зрения, что все дети талантливы, значит, у всех можно сформировать познавательный интерес (сложнее его поддерживать и растить). Ведь говорят: одни люди по отношению к себе садовники, другие-могильщики. Сформировать культ учебы, бесконечного познания непознанного, желания действовать, постигать, изучать и открывать, как хороший садовник постоянно окультуривает свой сад, заботится о нем, создает необходимые условия для роста и процветания. Хочу привести слова профессора Юревич В.С. «…Процветание общества будет прямо зависеть от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей».
Ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно? А чтобы звездочка загорелась, ей нужна бесконечность, так и ребенку нужна разнообразная среда для формирования его познавательной (исследовательской) деятельности. Главный человек, работающий с ребенком в ОУ-это учитель. Это тьютор, который дает ученику не готовую пищу, а невод, который научит гораздо большему, чем готовые знания. Сегодня приоритет принадлежит не столько знаниевой парадигме, а системно- деятельностному подходу, формированию метапредметных универсальных учебных действий, которые помогут найти ребенку выход в любой ситуации, и это ценно. Этот переход не означает отказа от формирования знаний, умений и навыков. Он лишь означает: построение личностно-ориентированного, социально-ориентированного и ценностно-ориентированного образования на основе академической составляющей образовательного процесса.
Работа в режиме опытно-экспериментальной деятельности позволила ОУ создать опыт, собственный продукт по организации работы с одаренными детьми в различных направлениях, среди которых выделяем направление «организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся». Почему именно это направление? Мониторинг, проводимый психологом, классными руководителями, администрацией, показал, с одной стороны, рост числа участников научно-исследовательских конференций, конкурса социальных проектов, с другой стороны, недостаточное развитие необходимых универсальных действий при выполнении этого вида работ . Причем, затруднения испытывают и педагоги ) нуждаются в повышении квалификации по вопросу формирования исследовательской культуры обучающихся. Коллектив работает над методической темой «
Формирование методической компетентности при переходе на ФГОС».
Таким образом, тема педсовета выбрана не случайно, она продиктована необходимостью, сегодня крайне важно ученикам приобрести опыт формирования универсальных учебных действий, являющихся метапредметными, а значит, и востребованными на разных ступенях обучения и по разным дисциплинам для успешной социализации. Как это сделать, каким образом выстроить работу коллектива, обеспечить преемственность при переходе на каждую ступень обучения, как полнее использовать уже имеющийся опыт в заданном направлении?
Работа семинара-практикума организована таким образом, что участники смогут просмотреть построение индивидуальной траектории обучения гимназистов в рамках исследовательской деятельности младших школьников как средства формирования учебно-познавательной компетенции. Далее предлагается опыт работы в среднем звене по формированию учебных исследований как универсального способа действия на уроках биологии. В рамках ФГОС большое значение имеет организованная внеурочная деятельность, участники педсовета познакомятся с реализацией системно-деятельностного подхода в условиях работы детского пресс-центра «Идея», реализация проекта клубов «Журналист» и «Клякса». И логическим завершением системности работы ОУ станет представление индивидуального образовательного маршрута выпускника сельской гимназии. Направления реализации модели инновационной образовательной среды можно увидеть на слайде №6.
Ведущий. Предлагаем обсуждение педсовета провести, используя известную методику «Шесть шляп мышления» (приложение №7), работа в группах.
Ведущий. Совместно проделанная работа педагогического коллектива позволяет сделать следующие выводы:
1.В учреждении выстроена работа с обучающимися в режиме формирования исследовательской культуры участников образовательного процесса.
2. Большая часть коллектива владеют и используют исследовательские и проектные методы в учебной и внеурочной деятельности.
3. Созданы условия для самореализации ребенка в урочной деятельности, к развитию поискового и исследовательского творчества, что подтверждается качеством и уровнем участия в олимпиадах, фестивалях, конкурсах разного уровня.
4.В гимназии прослеживается преемственность развития исследовательских и сложных дидактических умений по ступеням обучения.
5. Учителя владеют исследовательским методом обучения, применяя его как на уроках, так и в сфере дополнительного образования. Это создание проблемных ситуаций, организация поисковой деятельности при решении сложных вопросов, построение гипотез. Используются различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебные исследования выполняются и в ходе полготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, анкеты, творческие работы (сценарии, сказки). Исследовательские и проектно-конструкторские навыки находят отражение на различных уроках (особенно нестандартных: урок-сказка, телепередача, «живая газета», заочная экскурсия, литературная гостиная, и т.д)
6. Осуществляется внедрение исследовательских умений в учебный процесс, разрабатывается научно-методическое обеспечение УМК гимназии, на основе разработки исследовательских заданий разного уровня по базовым дисциплинам.Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Это возможно при создании ситуации успеха обучающимся в различной деятельности. Успешность обучающихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья. Все дети разные. И моя задача как классного руководителя помочь им простроить свой индивидуальный образовательный маршрут, который удовлетворял бы их потребностям, помогал им быть успешными. Под индивидуальным образовательным маршрутом я понимаю создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы обучающихся. Выбор пути зависит от особенностей конкретного ребенка. Формирование и развитие проектных и исследовательских компетенций обучающихся помогает им в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов.
Я выделяю 3 этапа в выстраивании траектории личностного развития обучающихся.
1 этап. Это условно 5-7 класс. Цель этого этапа: формирование поведения обучающихся, ориентированного на успех, формирование навыков контроля, анализа и самопознания. На этом этапе обучающиеся пробуют себя в различной деятельности, раскрывая свои способности и интересы. Они с удовольствием посещают клубы, кружки, секции. На этом этапе я активно начинаю работать над формированием исследовательских компетенций, которые в дальнейшем будут способствовать развитию и формированию метапредметных УУД. Ребята в этом возрасте любознательны, активны, им многое интересно. Чтобы поддержать эти качества в детях, привить интерес к исследовательской деятельности мне помогла работа над групповым проектом. Мы разработали в классе проект, который был реализован и действовал на протяжении 4-х лет. Он назывался «Классная газета – это классно». Основная идея проекта - создание среды, где учащиеся могут себя проявить. Цель проекта - создание классной газеты как средство сплочения классного коллектива и воспитания гражданских качеств личности, развитие познавательного интереса.
2 этап достижения успеха в выстраивании траектории личностного развития обучающихся - это 8-9 класс. Это предпрофильная подготовка. Основная идея данного этапа - организация работы с обучающими по предпрофильной подготовке. Основная цель: определение ценностных ориентиров, выбор профиля обучения, развитие навыков самоконтроля, самоанализа, самообразования. Обучающиеся учатся проводить самонаблюдения, использовать тестовые методики, анализировать собственные поступки, особенно во взаимоотношении с другими людьми, ставить перед собой новые цели, преодолевать трудности, но всегда стараться добиться результата. Участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах разного уровня, посещают социально-психологических тренинги межличностного общения, имитационные, профориентационные и деловые игры, участвуют в учебных дискуссиях. На данном этапе продолжаю развивать исследовательские и проектные компетенции обучающихся, используя для этого групповой проект.
Для помощи подросткам в нелегком пути выбора профиля обучения и будущей профессии разработали проект «Путь в профессию. Моделирование профессионального выбора подростка». Цель проекта: моделирование действий подростков, решающих проблему выбора профессии. В проекте были определены основные этапы и разработана модель профессионального выбора. В результате 82% обучающихся сумели определиться с профилем обучения.
На этом этапе идет дальнейшее совершенствование метапредметных УУД
Проектная деятельность приобретает индивидуальные формы работы, развиваются исследовательские навыки обучающихся. Все больше ребят пробуют себя в научно-исследовательской деятельности, участвуют в научно-практических конференциях разного уровня.(приложение №4)
3 этап в простраивании траектории личностного развития - это профильное обучение. Цель данного этапа – создание условий для образования обучающихся, согласно их намерений и интересов, развитие критического мышления, самостоятельности и социализации. В гимназии профильная школа предоставляет широкий спектр возможностей для дальнейшего совершенствования способностей обучающихся, помогая им в выборе профессии. Это и углубленное изучение предметов, довузовская подготовка, спецкурсы, дистанционные олимпиады, научно-исследовательская и проектная деятельность.Чтобы наглядно увидеть свое продвижение к цели, увидеть свой личностный рост, мы ведем «Листы успешности» для каждого обучающегося. (приложение №5)
Увидеть личностный рост обучающихся помогает портфолио, которое обучающиеся ведут с 5 класса. В конце каждого года обучения обучающиеся проводят самоанализ и самооценку продвижения по индивидуальному образовательному маршруту по следующему алгоритму:
1. Насколько успешно моё продвижение?
2. Какие затруднения испытываю?
3. Какие ошибки допускаю?
4. В чём их причина?
5. Что необходимо сделать для преодоления затруднений и исправления ошибок?
Групповая работа по моделированию индивидуального образовательного маршрута обучающихся

Условия, которые на протяжении рада лет создаются, культивируются, обогащаются, позволяют гимназистам успешно формировать метапредметные универсальные действия, являющиеся ключевыми в любой области. К таким условиям относятся: реализация Комплексно-целевой программы по профильному образованию, реализация Положения о проектно-исследовательской неделе «Школа Личностного Роста», создание системы выявления, развития и индивидуального сопровождения учащихся гимназии и одаренных детей района, действует разработанная программа психолого-педагогического сопровожде¬ния процессом управления развитием познавательным интересом обучающихся, организовано научно-методическое обеспечение новых образовательных технологий и механизмов их реализации в рамках программы развития. Успешно внедрена модель управления развитием познавательного интереса школьников, условием реализации которой, стало решение психолого-педагогических ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности, обновление системы воспитательной и внеурочной работы. Кропотливая работа педагогов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, соблюдение преемственности при переходе на следующую ступень обучения, единые требования и планомерная, целенаправленная, систематическая работа, позволяют педагогическому и ученическому коллективам успешно реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта и ООП НОО и ООО.
(приложение №8 Фотографии педсовет)
Проект решения педагогического совета
1. Признать положительным имеющийся опыт работы педагогов гимназии по формированию исследовательских компетенций обучающихся и использовать его для реализации программ НОО и ООО.
2. Использовать проектные и исследовательские технологии в учебной деятельности обучающихся. Зам. директора по УВР и НМР осуществлять контроль за ходом этой деятельности при посещении уроков педагогов гимназии и осуществлять консультативную помощь (ВШК, совещание при директоре).
3. Осуществлять ежегодный мониторинг сформированности исследовательских компетенций обучающихся посредством проведения проектировочных недель в гимназии, активизировать работу НОУ (педконсилиумы, творческие группы учителей).
4. Разработать Положение о проектно-исследовательской неделе «Школа Личностного Роста» и внедрять в практику образовательного процесса гимназии (мониторинг участия и результативности обучающихся) .
5. С целью развития исследовательской культуры учителей и учащихся в гимназии организовать работу практико-ориентированного, научно методического семинара по реализации проекта «Учусь учиться» (заседание кафедр, протоколы).
6.На базе предложенных способов формирования исследовательских компетенций обучающихся провести неделю педагогического мастерства с целью обмена опытом и повышения мотивации педагогов (обобщение опыта, педсовет).
7. Транслировать опыт гимназии на муниципальном уровне через проведение обучающих семинаров и мастер-классов.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект исследовательского проекта для 1 класса Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы Результаты работы экспериментальной площадки Исследовательская работа в 9 классе по теме: Что означают наши имена
День Науки в гимназии | Эссе учителя. Мой взгляд
Опубликовано: 800 дней назад (27 сентября 2014)
Просмотров: 3675
Рубрика: педсовет
+2
Голосов: 2
Ирина Николаевна Ступченко # 12 октября 2014 в 18:24 0
Спасибо за приглашение! Главное в педсовете - это правильно сформулированная цель и чётко поставленные задачи. В Вашей работе всё это присутствует. Грамотно подведены итоги решения этих задач и цели. Использованы замечательные методы. Всё это настраивает на позитивную работу, от которой в дальнейшей зависит работа образовательного учреждения в целом. Единственное: цель должна отвечать на вопрос что? Успехов Вам и удачи. Голос!
Светлана Валерьевна Кошелева # 12 октября 2014 в 21:29 0
Ирина Михайловна, спасибо за приглашение и интересную разработку! Чётко определенные цели и задачи, разнообразие методов - всё это настраивает педагогический коллектив на дружную, творческую работу. Успехов!