Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока математики с презентацией, 6 класс. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Конспект урока математики в 6 классе
Автор: Молчанова Ирина Михайловна ,учитель математики , муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хотисинская основная общеобразовательная школа» МР « Перемышльский район» ,Калужской области.
Назначение материала: Предлагаю конспект урока математики в 6 классе по учебнику «Математика 6» авторы: Н.Я. Виленкин,В.И. Жохов,А.С. Чесноков,С.И. Шварцбурд .М.,Изд. «Мнемозина» 2013 г. Конспект урока предназначен для учителей, работающих в 6 классе.
Тип урока: Открытие нового знания.
Тема урока: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Основные цели:
1)сформировать навык сложения и вычитания дробей с разными знаменателями ;
2) повторить и закрепить основное свойство дроби, привидение дроби к новому знаменателю, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, вычисление НОК чисел;
3) развивать умения учащихся формулировать цели работы и выбирать пути её достижения;
4) совершенствовать навыки контроля и самоконтроля;
5) воспитание аккуратности и математической грамотной речи.
I.Самоопределение к деятельности.
Цель этапа I: включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока: продолжение работы с обыкновенными дробями.
Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? В руках у меня тучка и солнышко. Предлагаю ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком.
Организация учебного процесса на этапе I.
-Что мы изучали на предыдущих уроках? ( основное свойство дроби, приведение дробей к общему знаменателю).
Сегодня ,ребята, вы подниметесь в своем познании на одну ступеньку выше.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, сокращение дробей, приведение дроби к новому знаменателю, приведение дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Организация учебного процесса на этапе II :


Cлайд
1.Задание выполняется фронтально (устно) .
Сократить дробь :6/( 12); 15/85.
2.Задание выполняется фронтально (устно) .
Выделите целую часть: 13/4 ;25/12.
3.Задание выполняется фронтально (устно).
Восстановите запись : 4/7 = /63; 11/12 = /36 .
4.Задание выполняется фронтально (письменно).
Приведите 3/4 к знаменателю 24; 4/9 к знаменателю 36.
5.Задание выполняется фронтально (письменно).
Найдите НОК. чисел : 6 и 12; 7 и 13, 12 и 28.
6. Задание выполняется фронтально (письменно).
Приведите дроби к одному знаменателю :3/4 и 1/6 ; 1/4 и 5/7.
7.Задание выполняется фронтально (письменно)
Выполните действия : 1/5 + 3/5 ; 21/49 - 9/49 ; 4/13 +9/13.
(если какая-либо ошибка встречается часто, организую дополнительную работу по решению соответствующих примеров)
Самостоятельная работа ( один обучающийся решает на скрытой части доски)
Найти периметр треугольника, если его стороны равны 7/15 м, 11/15 м; 6/15 м.
-Что такое периметр треугольника?
- Какой буквой он обозначается?
-Как вычислить периметр треугольника?
После её решения предлагаю воспроизвести ранее изученное правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
III. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе III:
Предлагаю задачу «Найдите периметр треугольника ,если его стороны равны:5/12 дм,11/24 дм; 7/36 дм.
Прошу записать обучающихся действия ,с помощью которого может быть найден периметр треугольника
( P= 5/12+11/24 +7/36= )и вычислить его значение. Обучающиеся предлагают разные варианты решения и ответы. А некоторые из них вообще не приступают , т.к оказываются перед проблемой : еще не знакомы со способом сложения дробей с разными знаменателями.
-Чтобы продолжить работу запишем тему урока, какую? (Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями).
Тему урока записываю на доске ,а обучающиеся в тетради.
-Ребята, каждый человек должен уметь формулировать цель своей деятельности и искать пути её достижения.
-Какова же цель нашего сегодняшнего урока?(вывести правило(алгоритм) сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и научиться применять его при выполнении сложения и вычитания дробей).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Организация учебного процесса на этапе IV:

Анализируя выполненную в начале урока работу (пункты №4,№ 6, №7) обучающиеся самостоятельно решают проблему .
5/12 + 11/24 + 7/36 = 30/72 + 33/72+ 14/72 = (30+33+14)/72 = 77/72 = 1 5/72

Предлагаю упражнение на вычитание дробей ( 7/12 - 7/20 ).
Формулирую правило совместно с обучающимися.
Формулировка правила
Чтобы найти сумму (разность ) дробей с разными знаменателями нужно привести их к общему знаменателю ,сумму (разность) числителей полученных дробей записать в числитель результата и оставить общий знаменатель.

Алгоритм (обсуждается совместно с учителем)
1.Определи ,одинаковые или разные знаменатели у складываемых (вычитаемых) дробей .
2.Приведи дроби к общему знаменателю.
3.Общий знаменатель запиши в знаменателе результата.
4. Запиши сумму(разность ) числителей в числитель результата.
5. Произведи дальнейшие преобразования полученного результата( выполни действия в числителе, если возможно, сократи дробь, выдели целую часть.

Алгоритм раздаю каждому обучающемуся.

-Ребята, мы достигли цели нашего урока? ( Нет. Нужно научиться применять полученный алгоритм для выполнения действий сложения и вычитания дробей с разными знаменателями).
V.Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе V:
Решение примеров по алгоритму (каждый « шаг» алгоритма озвучивается обучающимися)
Обучающиеся записывают в тетрадях пример
1/3 + 2/9 = ;

Один из учеников зачитывает первый шаг алгоритма «Определи ,одинаковые или разные знаменатели у складываемых (вычитаемых) дробей» и дает ответ;
3)Ученик зачитывает второй шаг алгоритма «Приведи дроби к общему знаменателю», и весь класс выполняет эту операцию;
4)учитель открывает запись на слайде :

1/3 + 2/9 = 3/9 + 2/9 =
5) учитель предлагает проверить выполненную операцию;
6) один из обучающихся зачитывает следующий «шаг» алгоритма :« Общий знаменатель запиши в знаменателе результата.» на слайде появляется запись:
1/3 + 2/9 = 3/9 + 2/9 = /9

7)учитель предлагает проверить выполненную операцию;
8) ученик зачитывает следующий «шаг» алгоритма : « Запиши сумму(разность ) числителей в числитель результата.» на слайде появляется запись:
1/3 + 2/9 = 3/9 + 2/9 = (3+2)/9
9) учитель предлагает проверить выполненную операцию;
10)ученик зачитывает следующий «шаг» алгоритма : «Произведи дальнейшие преобразования полученного результата( выполни действия в числителе, если возможно, сократи дробь, выдели целую часть.»; на слайде появляется запись:
1/3 + 2/9 = 3/9 + 2/9 = (3+2)/9 = 5/9

Аналогичная работа выполняется с примерами:
1)2/9 + 8/27 ; 2) 1/6 - 5/36 ; 3)3/8 + 1/2 ; 4)7/8 - 1/16 ; 5)8/27 + 2/9 .

-Мы решили примеры. Ребята, скажите есть ли одинаковые ответы? (Да. Для дробей справедлив переместительный закон )

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе VI:

Работа в парах. Один из учеников решает пример письменно и поясняет вслух соседу каждый шаг выполняемого действия. Сосед- внимательно слушает. Затем они меняются ролями.
1 13/24 +2/(15 ) ; 5/9 - 5/12 ;

2. 11/12 + 9/16 ; 1/6 + 1/15

После выполнения работы в парах предлагаю сверить выполненное задание с эталоном.(Самопроверка).
-Выполните самооценку ( «+» , если верно, «-« если неверно).
- возникли затруднения?
-Для тех у кого получилось легко и быстро дополнительное задание на оценку №327 (в,д)
VII.Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: применение изученного алгоритма при вычислении удобным способом.
Организация учебного процесса на этапе VII:
На доске и в тетрадях:
-Выполни удобным способом ,используя подходящее свойство действия.
1/8 + 6/13 +3/8 ; ( 16/25 + 7/8 ) -3/8; (4/9 + 5/12 )-1/9 ; 3/7 + 5/9 +4/7 + 4/9 .

VIII.Рефлексия деятельности.
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание
.
Организация учебного процесса на этапе VIII :
– Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Где используются «открытые» знания?
- А сейчас я прошу вас оценить себя. Продолжите предложения: “Сегодня я узнал, что…”,
“Я научился…”
Оцените свою работу на уроке и поставьте в символ, который соответствует вашей оценке:
- со всеми заданиями справился, все было понятно;
– активно работал на уроке, но остались некоторые вопросы;
– ничего не понял.
Домашнее задание: учить алгоритм № 360 –«3», №360+ № 364 «4»; №360+ № 364,№365-«5»
- Сдайте тетради на проверку и листы самооценки.
-Благодарю вас за сотрудничество, активность ,интерес.
-Урок окончен.
Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Презентация на тему: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики для 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме: Скорость. Время. Расст Конспект урока математики с презентацией, 6 класс. Умножение дробей Конспект урока - путешествия по математике с презентацией для 6 класса Конспект урока математики с презентацией, 6 класс. Координатная плоскость

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов

Рабочая программа по математике 6 класс Виленкин

Технологическая карта урока математики, реализующего формирование УУД

Открытый урок по математики в 6 классе

Внеклассное мероприятие по математике, 6-7 класс

Эссе учителя математики
Опубликовано: 241 день назад (10 апреля 2016)
Просмотров: 3381
+5
Голосов: 5
Алла Ивановна Ефимова # 11 апреля 2016 в 00:47 +1
Работа интересная, уверена вашим ученикам очень нравятся ваши уроки и они с огромным удовольствием торопятся на ваши занятия.
Удачи в творчестве.
Елена Борисовна Жданова # 11 апреля 2016 в 16:09 +1
Представленный конспект урока дает возможность понять профессиональную компетенцию учителя. На мой взгляд, у вас все получилось: четкая структура, смена видов деятельности, использование коммуникационных технологий, поэтапные задания, алгоритм действий. Совет: не забывайте о динамических паузах и физкультминутках. Удачи в работе!
Александр Семенович Жбанов # 12 апреля 2016 в 20:07 +1
Я далек от математики, но вижу, что на уроке не приходится скучать. Большую роль в этом играет презентация к уроку. Поставлено множество задач, которые успешно решаются в ходе занятия. Спасибо, Ирина Михайловна! Удачи Вам! Голос №2
Ирина Владимировна Нусс # 13 апреля 2016 в 20:39 0
Уважаемая Ирина Михайловна, добрый вечер! Большое спасибо за приглашение, с интересом познакомилась с представлением Вашего опыта. Очень интересный, содержательный, логически выстроенный материал, безусловно, продуктивен и соответствует современным требованиям. Думаю, дети с удовольствием и большой пользой занимаются на Ваших уроках. Желаю дальнейших успехов, примите мой голос №3, Вам всего самого доброго...С уважением, И. В.
Людмила Васильевна Биткова # 15 апреля 2016 в 21:17 +1
Здравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с уроком. Урок составлен с требованиями ФГОС. Структура урока составлена в технологии системно - деятельностного подхода.После каждого момента поставлены цели, которые необходимо выполнить. Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям. Сравнили настроение с тучкой и солнышком. На уроке создавались проблемные стуации - открытие нового знания.Новые знания обучающиеся получили в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Ирина Михайловна, вы хорошо поработали с детьми, и, конечно, устали - нужна физминутка.Мне понравилась Ваша рефлексия. Урок хороший. Голос.
Ольга Ивановна Кабанова # 16 апреля 2016 в 06:08 +1
Здравствуйте, Ирина Михайловна! Мне понравился Ваш урок. Этап введения в урок был осуществлён Вами рационально, имел мобилизующее начало и добрые пожелания. Цель и задачи урока сформулированы с учётом особенностей учебного материала, структура урока соответствует поставленной цели. Нужно отметить логичность, последовательность этапов урока, разнообразность выбора форм опроса и обучения. Задания на уроке - творческие, закрепляющие, развивающие и посильные. Они стимулируют мыслительную деятельность учащихся (синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование). Желаю дальнейших творческих успехов. Примите мой голос!
Сидорова Зоя Григорьевна # 23 апреля 2016 в 22:18 0
Ирина Михайловна!
Конспект урока по математике мне понравился целостностью. Материал замечательный. Главное, что сквозит в Вашей работе - желание воспитать в детях умение думать, анализировать. Публикация чудесно иллюстрирована, что упрощает усвоение материала по теме. Конспект заинтересует многих педагогов.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 4 мая 2016 в 00:55 0
Уважаемая Ирина Михайловна! Очень интересная тема урока. Прослеживается системность и последовательность. Публикация хорошо представлена. Голосую.