Конкурсы для педагогов и детей

Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края

Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема урока. Поверхность нашего края.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о поверхности родного края; учить работать с картой; развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Оборудование: карты, презентация, записи песен, энциклопедический справочник «Тверская область».
Ход урока.
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Звучит песня о Западной Двине.
На экран выводятся фотографии Западной Двины.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш родной край, узнаем много нового о нём.
2.Проверка знаний и умений.
- Домашнее задание к этому уроку вы готовили по выбору. Одна группа ребят готовила устный рассказ о Тверской области по плану, другая – писала сочинение на тему «Что я расскажу иностранцам о своём городе».
Дорог мне город любимый мой
И в ненастье, и в стужу, и в зной.
И о нём услышим сейчас
Юных горожан рассказ.
Чтение сочинений.
- Чьё сочинение вам понравилось? Почему? (ответы детей)
- Расскажите о нашей области, используйте план в тетради.
Рассказ о Тверской области.

3. Работа над новой темой.
- Мы продолжаем изучать свой край. Тема нашего урока «Поверхность нашего края».
Сегодня мы будем говорить о поверхности нашего края, более подробно познакомимся с формами земной поверхности. Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите?
(На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)
- Где расположена территория нашей области?
(Тверская область расположена в северо-западной части России на территории Русской равнины.)
- Какие здесь встречаются формы рельефа?
Для области в целом характерен равнинный рельеф, где возвышенные участки равнин сочетаются с обширными низинами.
На экран выводится карта Тверской области.
В большинстве случаев высота поверхности в области не превышает 200 метров абсолютной высоты. Иногда географы называют территории с высотой до 150 м низинами, участки с высотой 150-200 м – приподнятыми равнинами, а территории с высотой более 200 м – возвышенными равнинами и возвышенностями.
Самая высокая точка области – 343м абсолютной высоты расположена вблизи истоков реки Цны, на Цнинском поднятии.
Центральная и северо-западная части области являются наиболее высокими территориями.
Наоборот, юго-восток, северо-восток, а также крайний запад области понижены. Наиболее низкими являются территории вблизи Иваньковского (125-130м) и Рыбинского (100-110м) водохранилищ. А самые низкие отметки наблюдаются в урезах рек на крайнем западе области на Плоскошской низине, всего 65-70 метров.

Работа в группах (с энциклопедическими справочниками «Тверская область»)
Составляем рассказ по плану:
1. Месторасположение.
2. Средние высоты.
3. Рельеф.
Ответ первой группы.
Верхневолжская низина.
Расположена вдоль рр. Волги, Тверцы, Тьмы, Шоши.
Ср. высоты 130-140м, наиболее низкий участок у Иваньковского вдхр.(107 м).
Низина – всхолмлённая равнина.
Ответ второй группы.
Валдайская возвышенность.
Расположена в северо-западной части Русской равнины.
Высота колеблется в пределах 200-300м.
На границе Селижаровского и Оленинского р-ов – высота 341м, вершина Каменник(выс.321м).
Рельеф холмистый.
Ответ третьей группы.
Западнодвинская равнина.
Расположена в западной части Тверской области.
Высота 220м на юге – 180м.
Рельеф плоский или мелкохолмистый.
На экране карта(Валдайская возвышенность,Западнодвинская равнина,Верхневолжская низина.)

- Вы уже знаете, что на равнинах встречаются овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов обычно почти нет растений.Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит, как бы съедает, большие участки плодородной почвы.
На экране фото оврага.
-Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.
На экране фото балки.
- Вы все знаете , что нужно охранять растения, животных, чистоту воздуха и воды. А нужно ли охранять поверхность нашего края? Как это сделать – подскажет учебник.
Работа по учебнику, с. 150, 3 обзац.
- Насколько важна охрана поверхности? Предлагаю посмотреть фотографии и подумать.
(Демонстрация фотографий).
- Какие чувства вы испытываете? (Разочарование, грусть и т.д.)
- А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест? (ответы детей)
- Прочитайте в учебнике на с. 148-149, что предлагает сделать Андрей Анатольевич Плешаков, автор нашего учебника.
- Ваше мнение по поводу его предложений? (ответы детей)
- Мы с вами знаем, что ещё одной формой поверхности являются горы. Предлагаю вам прочитать материал учебника о горах, которые создал человек. Они незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы.
- Как называются эти горы? (Терриконы.)
- Как люди, живущие на равнине, оказались в горах? (эти горы образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых.)
- Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)
- Как люди борются с ними? (Привозят почву, сажают растения.)
- Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.
4. Закрепление изученного материала.
Игра «Узнай меня».
- Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)
- У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.)
- Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон.)
- Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка.)
- Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли.(Овраг.)
5. Подведение итогов урока.
- Как человек должен использовать поверхность свое го края? (ответы детей)
Выставление оценок.
Домашнее задание. С. 147 – 153, ответы на вопросы.

Рекомендуем посмотреть:

Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс Тест по окружающему миру с ответами 4 класс. Полезные ископаемые

Похожие статьи:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Классный час на тему: Пасха, 3 класс
Опубликовано: 699 дней назад (6 января 2015)
Просмотров: 7399
Рубрика: Уроки
+1
Голосов: 1
Галина Васильевна Егорова # 7 января 2015 в 07:35 +1
Прочитала ваш конспект урока. На уроке присутствуют разные виды деятельности: устная беседа, работа с картой, самостоятельная работа, игра через угадывание видов местности. Это все помогает развивать внимание, речь, мышление, память, умение читать по карте. Но хочу вам подсказать про само оформление работы. Темы:
Урок окружающего мира в 4 классе
,
Поверхность нашего края
желательно прописать было так. Далее автор, должность, место работы, описание материала, цель, задачи. Причем, цель должна быть одна и в имени существительном. У вас прописаны задачи. По ходу всего содержания урока главные слова лучше выделять жирно. Мне кажется, что не нужно сразу сообщать тему урока и цели. Через загадки либо что-то другое, дети сами должны догадаться, о чем они будут говорить на данном уроке. Содержание урока интересно. Вам удачи в следующих публикациях. Мой первый вам голос.
Ирина Николаевна Чакмина # 7 января 2015 в 14:36 0
Большое спасибо за советы.