Конкурсы для педагогов и детей

Развитие речи учащихся начальной школы

Описание материала: Предлагаю вам подборку материала, которая будет полезна учителям начальных классов при работе над сочинениями. Дети знакомятся с образными выражениями, сравнениями, олицетворениями. В данном материале размещены различные виды сочинений, написанных учащимися, анализируются основные речевые ошибки, допускаемые детьми.
Цель: учить детей писать сочинения о временах года, пользоваться дополнительными источниками, расширять словарный запас учащихся, учить видеть красоту родной природы.
Подготовительная лексическая работа к написанию сочинения о зиме.
1. Подобрать однородные члены предложения, используя олицетворения.

Вьюга – воет, ревёт, завывает, метёт, крутит, бросает, бушует.
Снег – летит, порхает, кружится, валит, мелькает, вьётся, падает, ложится.
Снег – белый, пушистый, лёгкий, сверкающий, мягкий, мохнатый, искристый.
Воздух – чистый, свежий, морозный, обжигающий, хрустальный, колючий; бодрит, холодит, обжигает огнём.
Ветер – резкий, злой, порывистый, свирепый, сильный.
Ветер – воет, гудит, бушует, налетает, больно бьёт, крутит, бросает.
Туча – пухлая, серая, тяжёлая; нависла, заволокла, затянула.
Зима – красавица, волшебница, чародейка, кудесница; белоснежная, величавая, снежная, вьюжная, суровая, морозная.
Снежинки – хрупкие, узорчатые, ажурные, нежные, хрустальные, серебристые, похожие на звёздочки, цветочки; падают, порхают, кружатся, искрятся.
Лес – сонный, мохнатый, серебристый.

2. Определить прямое и переносное значение слов в предложении.

Золотые лучи февральского солнца ярко освещали бронзовые стволы сосен и серебристые ветви берёз.
Февраль щедр на блеск и яркий свет.
Белый пушистый снег сверкает алмазными искрами и шепчет под лыжами.
Под солнечными лучами искрятся снежинки.
Алмазными россыпями сверкают сугробы.

В воздухе кружатся искристые звёздочки.
Снег белым мягким кружевом опутывает сад.
Пернатое царство затихло.
Мороз разрисовал окна причудливыми ледяными узорами.


3. Подобрать образные выражения из произведений мастеров художественного слова.

«…Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…».
«…Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает…»
«…А по двору метелица ковром шелковым стелется…»
( С. Есенин.)

«…Мороз и солнце; день чудесный!...».
«…Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…».
«…Опрятней модного портрета
Блистает речка, льдом одета…».
«…весёлый мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег».
( А. С. Пушкин.)

«…Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…».
( И. З. Суриков.)

«…Снег лежит плотными подушками…».
«…Деревья стоят в снежном плену…».
( О. Тарнопольская.)

Сосульки «…блестящие, звенящие, хрустят, как леденцы.»
( А. Инчин.)

«Чародейкою Зимою околдован лес стоит –
И под снежной бахромою, неподвижною немою,
Чудной жизнью он блестит.»
( Ф. Тютчев. )

4. Примеры сочинений учащихся.


Сочинение – описание по заданному началу.
Тема: «Зимний лес». (2 класс)

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Вот она заглянула в лес и нарисовала волшебную картину… .

… Лес стал красивым; белым и сказочным. Деревья стоят пушистыми. Снег на деревьях лежит как серебро. В лесу тихо, потому что нет птиц, а звери спят, но не все. Белки зимой сидят в дупле и грызут орехи. Зайцы прыгают по снегу и грызут кору на деревьях. Лиса тихо ходит по лесу и ищет добычу.
Лес зимой сказочный и очень красивый.
Воронкова Софья.

… Снег на полянах стелется волнами. Метель укутала лес покрывалом и деревья стоят под шалью из снега. Птиц не слышно. В лесу тихо, только слышен вой вьюги.
Мне очень нравится зимний лес!
Диянова Светлана.

… Все деревья стали одеты в тёплые, пушистые платки и шапки. Лес окован пуховой цепью. В лесу тихо и таинственно. А выглянет солнышко и снег засверкает.
Как красиво в лесу в солнечный зимний день!
Дубовик Сергей.

Сочинение на тему: « Зимние забавы». (2 класс)

В это свежее зимнее утро выпало очень много пушистого снега. Я встал, оделся, взял санки, коньки и пошёл на крутую горку.
По дороге у меня было весёлое настроение. На горке было много ребят. Я сел на санки и помчался с горы. Вдруг поворот, и я упал в сугроб. Все ребята засмеялись, «мне в сугробе горе, а ребятам смех».
Когда мы накатались с горки, все пошли на каток. Каток был «опрятней модного паркета». «Блистала речка, льдом одета». Мы радостно резали коньками лёд.
Вечером все разошлись по домам. После всех зимних забав я очень быстро заснул. Меня не мог разбудить даже будильник, и я спал очень долго. А когда проснулся, я оделся, взял коньки и на лёд.
Яшков Андрей.

Наступила долгожданная зима. Сколько радости детям! А вот и зимние каникулы!
Каникулы – это время детских развлечений. Мы на нашей улице решили устроить праздник. Построили снежную горку, залили водой. Мы катались с горки, лепили снежную бабу, играли в снежки, застудили пальчики, по домам пошли.
Я люблю зиму, потому что она несёт много забав.
Селезнёв Александр.

Сочинение – рассуждение на тему: «Как растопить льдинки Снежной королевы?» (3 класс).

Льдинки Снежной королевы боятся теплоты души, горячего сердца, любви людей. Я думаю, дружбой и любовью можно согреть любое сердце и растопить любые льдинки в нём. Терпение и любовь могут даже камень растопить. Любое человеческое сердце может стать горячим и добрым.
Снежная королева боится любви и верности между людьми. Где живёт любовь, там Снежная королева не появляется, потому что может растаять.
Селезнёв Александр.

Как победить зло?
По-моему, зло можно победить лаской, любовью и дружбой. Даже злого человека можно превратить в доброго. Любовь и дружба могут сблизить людей. Если бы на Земле люди любили друг друга, то все бы дружили, и не было бы войн.
Кириенко Олег.

Как победить зло?
Я думаю, победить зло можно. Например так: если человек злится на тебя, ты относись к этому не злясь. Если человек немного погорячился, его нужно приласкать и успокоить. И тогда не страшна никакая Снежная королева.
Онищенко Сергей.

Как сделать злых людей добрыми?
Я думаю, что дружбой и любовью можно растопить любое холодное сердце. Я считаю, что можно даже камень растопить добрым сердцем, а где дружба и любовь, туда не зайдёт Снежная королева, потому что она растает.
Стадник Алексей.

Сочинение – описание по личным наблюдениям на тему: «За что я люблю русскую зиму» (4 класс).

В декабре после ненастной осени наступила волшебница – зима.
Замахала она своей рукавицей и окутала берёзки серебристым инеем, а на ёлочки и сосенки надела снежные варежки. Выпал мохнатый снег и ковром лёг на землю. Мороз нарисовал на окнах пушистые ветки сосен. В воздухе на солнце переливаются снежинки.
Вот за эту красоту я люблю русскую зиму!

Наступила суровая морозная зима. Она принесла с собой метель, ветер, пургу.
Зима раскинула свой белый серебристый ковёр. Она покрыла им все поля и тропинки. Ели и сосны стоят в снеговых шубках, а берёзка в прозрачном инее. Мороз разрисовал окна необыкновенными веточками, а на веточках сверкают маленькие огоньки - жемчужинки. Это необыкновенно красиво!
Люблю зимушку за её снежную прелесть, за то, что она дарит нам столько радости.

В декабре, после дождливой осени, к нам пришла волшебница – зима. С низкого неба летят, кружатся и падают мягкие мохнатые снежинки. Пушистый снег, словно мягким бархатным ковром укрыл землю. Сосны и ели стоят в белых шубках, а берёзки в пышных искристых платьицах. Иней на деревьях сверкает цветными огоньками. А дети радостно катаются на коньках.

Наступила белоснежная зима.
Она принесла с собой вьюги и метели. Ветер крутит снег, бросает его на землю. Везде большие сугробы. Мороз осыпает деревья серебристым инеем, окна разрисовывает причудливыми ледяными узорами, покрывает их тонким серебром. Иногда выглянет сквозь тучи солнышко. Снег под солнцем горит играющим серебристым полем, словно осыпанный звёздами.
Красива русская зима!

Примерный план сочинения:

I.1. Наступила зима.
2. Зимняя фантазия:
а) ковёр зимы;
б) деревья зимой;
в) узоры на стёклах;
г) сияние снежинок в ясную погоду;
3. Настроение, вызванное красотой зимы ( или За что я люблю зиму? ).

II.1.Наступила зима.
2. Погода зимой.
3. Лес, река и вода зимой.
4. Жизнь животных зимой.
5. Занятия людей зимой.
6. Твоё отношение к зиме.
Подготовительная лексическая работа к написанию сочинения об осени.
1. Подобрать однородные члены предложения, используя олицетворения.

Солнце – светит, греет, восходит, заходит, садится, плывёт по небу, играет своими лучами, плещется в водяной глади, освещает, улыбается, прячется за тучи, ласкает; яркое, лучистое, весёлое, жаркое.
Ветер – лёгкиё, озорной, тёплый, порывистый; дует, гуляет, шелестит листвой, играет, шелестит, шалит, сушит землю, налетает, крутит.
Дождь – идёт, льёт, моросит, мочит землю, капает, поит землю, наполняет реки, стучит, барабанит, шумит, серебрится в лучах солнца, наводит грусть; мелкий, моросящий, грустный, грозовой, осенний, быстрый, грибной, сильный.
Листья – опадают, летят, шумят, грустят, мокнут, краснеют, желтеют, осыпаются.

2. Определить прямое и переносное значение слов в предложении.

Вспыхнул октябрь огнём последних листьев.
Осенний холод ласково крадётся к деревьям.
Частый осенний дождь затанцевал по лужам.
Жёлтые листья плавают по воде, словно выводки утят.
Дрожит осенний лист под каплями холодного дождя.
Стая золотых листьев закружилась в воздухе.
Лес оделся в яркий, пёстрый наряд.
Ветер подхватил листья и погнал их по дороге.
По гладкой поверхности реки плывут золотые монетки.
Под ласковым взглядом солнца повеселела, заулыбалась природа.

3. Подобрать образные выражения и сравнения из произведений мастеров художественного слова.

«… Уж небо осенью дышало…»
«… Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…»
«… Приближалась довольно скучная пора…»
«…Унылая пора!... прощальная краса,…пышное природы увяданье,…отдалённые седой зимы угрозы».
( А. С. Пушкин.)

«..Все деревья блистают в разноцветном уборе…»
«…Скоро осень проснётся и заплачет спросонья».
( К. Д. Бальмонд.)

« Осеннее солнышко не обжигает лицо. Оно мягко и ласково греет, как будто нежно гладит…»
« Красив и печален русский лес в ранние осенние дни…, что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём…»
( И. Соколов-Микитов.)

«Лес точно терем расписной…»
«…Покорно чахнет лес, опустевший и больной».
( И. А. Бунин.)

«…Зашумела у опушек ярко-жёлтая листва».
( А. Твардовский.)

4. Примеры детских сочинений.

Тема: «Осень».

Как прекрасны осенние дни! Лёгкий туман ложится на поля. А как чудесен лес осенью! В лесу легко дышать. А когда пройдёшь по листьям, они начинают шуршать.
Облака плывут ниже. Небо стало белым. Часто идут дожди. Животные готовятся к зиме. Медведи в спячку впадают. Скворушка запел прощальную песенку. Скворцы, ласточки уже улетают. Вот уж последняя стая виднеется в дали.
( Яшков Андрей.)

Как хорошо осенью! Расцвели осенние цветы. Деревья стоят золотыми. На дорожках гниют опавшие листья. По пруду плывут разноцветные кораблики: красные, жёлтые и коричневые. Мне очень нравится выходить утром и слушать прощальные песни птиц. Но когда я их слушаю, у меня бегут слёзы.
( Косых Оксана.)

Как хорош лес осенью! Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит над жёлтыми полями. Пожелтели на деревьях листья и начали опадать. Сквозь бурые сучья деревьев белеет небо, на липах висят последние золотые листья.
А какой ясный, немножко холодный утром день! Низкое солнце уже не греет, но зато блестит ярче.
( Селезнёв Александр.)

Наступила осень. Деревья стали цветными как летом на лугах цветы. Листья сыплются как дождик. Под ногами лежит коричневый ковёр из листьев. Мягкие листья укутывают собой землю как шубкой. У кустарников веточки уже голые.
Осень очень красивая, но мне очень жаль, что природа засыпает.
( Моисеева Людмила.)

Наступила осень. Лес как золотой. На деревьях и на земле жёлтые листья. Кажется, что попал в сказочный мир. Чувствуешь себя спокойно, легко. Воздух свеж и чист. Кругом тихо. Только иногда ветерок срывает с дерева листок, и он медленно летит и падает на землю. Красив лес осенью!
Подготовительная работа к написанию сочинения о весне.
1. Подобрать образные однородные слова.

Солнце – плывёт по небу, играет своими лучами, плещется в водяной глади, освещает, улыбается, ласкает; яркое, лучистое, весёлое, ласковое.
Ветер – гуляет, шелестит листвой, играет, шелестит, шалит, сушит землю; лёгкий, озорной, тёплый.
Трава – растёт, зеленеет, поднимается, тянется к свету, стелется ковром, колышется, пестреет цветами, блестит каплями росы; мягкая, шелковистая, пушистая, зелёная, нежная, сочная, малахитовая, изумрудная.
Листья – появляются, зеленеют, шепчутся, колышутся на ветру; молодые, нежные, клейкие, пахучие, резные.

2. Определить прямое и переносное значение слов в предложении.

На золотые барашки ивы сел мохнатый неуклюжий шмель.
Белоносые грачи поправляют свои старые растрёпанные гнёзда.
Прозрачный серебристый ручеёк выбежал из-под серого камня.
Ласково смотрит весеннее солнце.
Лучи солнца играют на изумрудных полянах.
Тонкие прутики вербы покрылись пушистыми барашками.
Солнечные зайчики весело прыгают по полянке.
Тёплые лучи солнца съедают последний снег.
Тёплое весеннее солнышко стало посылать на землю во все стороны пучки своих лучей.
Словно комочки облаков, в зелени рябины замелькали белые сорочьи бока.
Первые крупные капли дождя зашлёпали по пыльной дороге.
Куст пьёт живую утреннюю росу.
За окном бормочет дождь.
На гибких ветках берёз показались зелёные язычки.

3. Подобрать образные выражения из произведений мастеров художественного слова.

«…в душу уже просится весна».
«…кругом всё весело, ласково, приветливо».
«…Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями».
«…Деревья голы, но уже живут, дышат».
«…Весна – счастливое время года».
( А. Чехов.)

«…Всё весною пахнет».
( А. Майков.)

«…В окно повеяло весною».
«…Чиста небесная лазурь».
( А. Плещеев.)

« Прилетела красавица Весна на лебединых крыльях».
( В. Бианки.)

«…Солнце ласково греет, точно гладит всех», «шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зелёные хвостики».
« В весеннем лесу дышится легко и свободно».
( Л. Толстой.)

« Солнце с каждым днём всё выше и выше в небо забирается».
( Л. Кассиль.)
«…Юный лес, в зелёный дым одетый…»
«…Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и дышит и поёт».
( А. К. Толстой.)

«…Воздух уж весною дышит…»
«…Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…»
( Ф. И. Тютчев.)

« Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он».
( Е. А. Баратынский.)

«... зелёною, нежною дымкой накрылся лес».
( И. Соколов Микитов.)

«…Шепчет лес весною».
«…Опять весна душистая повеяла крылом».
( А. Фет.)

«…Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют…».
( А. С. Пушкин.)

3. Образцы детских сочинений.

Тема: «Весенняя радость».

Пришла весна - красна.
Оживились скворцы, соловьи. Запрыгали воробьи. И все птицы стали петь весенние песни. Весна одела деревья в цветущие наряды. Зимой они стояли голые и как будто мёртвые, но весна дала им жизнь. Она согрела их своим теплом. Взрослые и дети стали весёлыми и радостными.
Весна во всех вдохнула жизнь!

Тема: «Первый весенний луч».

Все с нетерпением ждут первого лучика.
И вот, наконец, он появился среди облачного неба. Все люди как будто подобрели. Потому что он улыбнулся им своей солнечной тёплой улыбкой. Он улыбнулся и птичкам, которые сидели на ветке. Те запели ему свою весеннюю песенку. Лучик заглянул к нам в окно, побегал по шкафу и посидел на столе.
Вот и пришла весна!

Сочинение по прочитанному произведению.
З. Александрова «Подснежник».( «Живое слово» 2 класс.)


Кругом всё весело, ласково и приветливо! Вот появился первый цветочек. Такой красивый, хрупкий и немного ласковый. Он, наверное, подумал, что пора и вылез… .
Кругом всё тихо, соседей нет, он первый здесь. Весна впустила его в свои ворота. Как в сказке, он был рад! И вдруг пошёл холодный мартовский снежок. И он, от холода синея, сказал: «Умру, но не жалею… Ведь началась весна с меня!»
И только он сказал эти слова, как солнце пришло в свои владения и согрело землю. Появился ещё один подснежник и ещё, ещё и их стало много. И подснежники зацвели назло зиме так, что та ушла и отдала власть весне. Весна радовалась тому, что зима ей больше не помешает!
( Селезнёв Александр.)

Улыбнулось из-за тучи весеннее солнышко. Полузамёрший, чуть живой подснежник на тоненькой зелёненькой ножке глядит из-под снега. Проходит мимо человек, увидит синенький глазок, и сразу весна в душу просится.
Некоторые люди хотят сорвать его, но потом, наверное, жалеют. Пусть растёт подольше на радость человеку и сообщает о приходе весны!
( Онищенко Сергей.)
Типичные речевые ошибки, допускаемые учащимися.
1. Отсутствие в абзаце логической связи между рядом стоящими предложениями, пропуск предложений, важных для понимания смысла, введение ненужных предложений.

2. Повторение слов: потом, затем, был, стал, он, она и пр.

3. Употребление в начале предложения союза и (заглавная буква). ( «И вот стены готовы. И рабочие начинают строить крышу».)

4. Неумение пользоваться местоимениями: употребление в рядом стоящих предложениях падежных форм одного и того же существительного вместо падежных форм соответствующих местоимений. (« Игорь свалился в овраг. Он сидел в овраге (там) и не мог вылезть из оврага (оттуда)». )

5. Неправильное соотнесение местоимений с существительными. ( «Дети – друзья птиц. Они поедают вредных насекомых».)

6. Часто встречается неправильное употребление времён глагола – случайная, ненужная, необоснованная замена в близлежащих предложениях прошедшего времени настоящим и наоборот. ( «Солнце вставало (пр. вр.) поздно. Его лучи плохо греют (наст. вр.) землю».)

7. Неумение выделять в общем потоке речи отдельные предложения, выражающие законченную мысль.


Коллективная работа всего класса над написанными детьми сочинениями (и изложениями) является одним из наиболее эффективных приёмов обучения детей правильной речи.

Рекомендуем посмотреть:

Успешность в обучении младших школьников Духовно-нравственное воспитание младших школьников Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели» Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи:

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Опубликовано: 931 день назад (19 мая 2014)
Просмотров: 13365
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!