Конкурсы для педагогов и детей

Методическая разработка урока по русскому языку "Развитие умения писать частицу не с глаголами" 3 класс

«Развитие умения писать частицу не с глаголами».
Урок по русскому языку в 3 классе
Учитель: Ступченко Ирина Николаевна
Цели урока.
Образовательные:
• расширить знания детей о служебных частях речи
• углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола,положительный и отрицательный смысл глаголов)
• познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Воспитательные:
• воспитание культуры учебного труда
• создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
• воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге
• развитие работоспособности и профилактика утомления
• развитие интереса к изучению русского языка
Развивающие:
• развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
• развивать навыки точного употребления глаголов в речи
• побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
• развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
• развивать внимание и память учащихся
• развивать умение слушать товарищей
• развивать умение оценивать себя и своих одноклассников
Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.), мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.
ПЛАН УРОКА
1. Оргмомент.
2. Чистописание. Введение в тему урока.
3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.
4. Правописание частицы не с глаголами.
5. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
7. Знакомство с глаголами-исключениями.
8. Творческая работа в парах.
9. Итог урока. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного дня, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.
2. Чистописание. Слайд 2.
н е нн ее ннн еее не
Введение в тему урока. Слайд 3.
А) на доске: и, на, за, от, в, или, под, к, про, но, не
- Что записано на доске? Как назвать их общим определением?
(Служебные части речи)
- Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?
- Для чего они служат?
- Кто знает, что такое не? (Частица)
- Почему мы её относим к служебным частям речи?
Мы ещё недостаточно хорошо знакомы с этой частью речи, её смысловым значением и назначением, правописанием. Поэтому, сегодня на уроке рассмотрим частицу не с разных сторон. Слайд 3.
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 4.
Б) на доске: Стыдно знать, стыдно учиться.
- Прочитаем предложение.
- Согласны вы с этим утверждением? Почему?
- Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся).
Слайд 5.
Правильный вариант: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться. Запишите пословицу.
3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.
- Выясним, какой смысл имеет частица не.Слайд 6 .
- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?
(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).
- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)
- Проверим это на других примерах.Слайд 7.
Здоровье за деньги купишь.
Кашу маслом испортишь.
Ложь человека красит.
- Согласны вы с этими высказываниями?
- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).Слайд 8.
- Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).
- Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).
- А смысл пословиц?
4. Правописание частицы не с глаголами. Слайд 9.
- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?
-Как пишется не с глаголами?
5. Физкультминутка.
Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот
Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте,
Не приседайте, не моргайте,
Не шепчите, и не спите.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь.
6. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения 365.
Выписать глаголы с частицей не, подчеркнуть орфограмму - пробел.
7. Знакомство с глаголами-исключениями.
- Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами. Слайд 10
Но есть среди глаголов исключения, т.е. слова, которые пишутся с частицей не слитно.Слайд 13.
ненавидеть
негодовать
неволить
недоумевать
- Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?
(Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).
- Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание (выделите приставку не).
8.Творческая работа в парах. Слайд 13.
А.– Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу не и дополните своими советами.
Девочек __ дёргать за косички.
__ драться на переменах.
На уроках __ говорить с соседом.
__ приходить вовремя на занятия.


– Проверим, что у вас получилось.
– Молодцы!
Б. Игра «Выбери».
- Прочитайте стихотворение «Весёлые рифмы» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь.
Слезь со стула! Не _ хочу!
Упадёшь!
Не _ упаду!
Отойди!
Не _ отойду!
Приедешь?
Нет, не _ приеду!
Придёшь?
Нет, не _ приду!
Услышишь?
Не _ услышу!
Найдёшь?
Нет, не _ найду!
Слезаешь?
Не _ слезаю!
Решаешь?
Не _ решу!
Мечтаешь?
Не _ мечтаю!
Молчишь?
Нет, не _ молчу!
Конфетку, может, хочешь? Нет! Да, хочу, хочу, хочу!
9. Итог урока.
- Что нового сегодня вы узнали на уроке?
- Было ли что-то непонятно?
- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях своей тетради. Слайд 16.
Итоговое закрепление. Слитно или раздельно. Оценивание учащихся.
10. Домашнее задание.
1. упр. 367
2. Записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не.
Слайд 18. Спасибо за работу!

Рекомендуем посмотреть:

Как делать работу над ошибками? Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы Поддержание интереса детей 3 класса к русским народным сказкам Игровые технологии на уроках русского языка

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Методическая разработка урока по русскому языку для 2 класса | Игры на уроках декоративного рисования, 3 - 4 класс
Опубликовано: 845 дней назад (14 августа 2014)
Просмотров: 4709
+13
Голосов: 13
Светлана Николаевна Матвеева # 14 августа 2014 в 15:34 +1
Уважаемая Ирина Николаевна! Познакомилась с Вашим конспектом урока по теме: «Развитие умения писать частицу не с глаголами» для учеников 3 класса. Мне очень понравилось Ваше начало урока, где Вы настраиваете детей на работу. Вам отлично удаётся расширить знания детей о служебных частях речи, углубить знания учащихся конкретно о глаголе как части речи, познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами. Создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе - одна из наиважнейших задач в начальной школе. Вашим воспитанникам очень повезло, что у них есть Вы Ваши физминутки и паузы способствуют развитию работоспособности и профилактики утомления. Стало быть, если дети меньше утомляются, то они лучше усвоят новый материал. Думаю, что после такого урока у детей точно появится интерес к изучению русского языка. Примите мой голос! +1!!!
Ирина Николаевна Ступченко # 15 августа 2014 в 11:22 +1
Спасибо за комментарий и голос! Очень интересно узнать мнение коллег из других городов.
Сидорова Зоя Григорьевна # 15 августа 2014 в 11:46 0
Ирина Николаевна! Цель урока по развитию речи – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью речь, в которой все слова употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок. В своей публикации Вы используете слайдовую презентацию, что облегчает усвоение данной темы детьми. Разрядкой при физическом и умственном утомлении является физкультминутка, это принесло эмоциональный заряд до окончания урока. Цель, поставленную перед собой Вы выполнили, урок удался!
Уточните в оформлении: цель должна быть одна, а задач несколько. Обратите внимание на оформление работ других педагогов.
Голос!
Зоя.
Ирина Николаевна Ступченко # 15 августа 2014 в 11:50 0
Спасибо и за голос, и за профессиональный комментарий. Для меня это очень важно.
Наталья Григорьевна Курочка # 15 августа 2014 в 15:37 +1
Ирина Николаевна! Русский язык должны знать все, правильность написания и произношения очень важна в развитии детей , и в дальнейшем восприятии их миром.У Вас очень хороший конспект урока, учтен и отдых нагрузка, последовательность и содержательность. Мой голос Вам!
Ирина Николаевна Ступченко # 15 августа 2014 в 18:03 0
Благодарю за положительный комментарий, мне очень приятно!
Вера Александровна Орехова # 15 августа 2014 в 17:08 +1
Ирина Николаевна, с интересом познакомилась с методической разработкой. Думаю, многим педагогам пригодится Ваш материал для работы. Показ слайдов облегчает усвоить детям информацию, интересная физкультминутка. В ходе урока развивается интерес к изучению русского языка. Это самое главное. Спасибо и желаю творческих успехов! +1
Ирина Николаевна Ступченко # 15 августа 2014 в 18:04 +1
Спасибо, что нашли время и познакомились с моей работой. Мне очень приятно узнать Ваше мнение.
Ольга Ивановна Марченко # 15 августа 2014 в 17:25 +1
Ирина Николаевна, спасибо за хороший конспект урока по русскому языку. Благодаря такому содержанию дети хорошо усвоят правописание. Примите мой голос +1! Удачи и творческих Вам успехов!
Ирина Николаевна Ступченко # 15 августа 2014 в 18:04 +1
Благодарю за тёплый отзыв о моей работе.
Рита Шотаевна Чобанян # 16 августа 2014 в 09:39 +1
Очень хороший и насыщенный урок, оригинальная разработка.
Ирина Николаевна Ступченко # 16 августа 2014 в 19:30 0
Спасибо!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 22 августа 2014 в 19:53 +2
Ирина Николаевна! Познакомилась с Вашим конспектом урока по теме: «Развитие умения писать частицу не с глаголами» для учеников 3 класса. Конспект урока мне понравился. В своей публикации Вы используете слайдовую презентацию, что облегчает усвоение данной темы детьми. Хорошо, что про физкульт минутку тоже не забываете. Думаю, что Ваши дети усвоят, как нужно писать частицу не с глаголами. Мне понравился Ваш конспект с удовольствием голосую.
Ирина Николаевна Ступченко # 23 августа 2014 в 13:44 0
Спасибо за комментарий и голос. Мне очень приятно. joke
Ирина Александровна Подольская # 25 августа 2014 в 20:14 0
Ирина Николаевна. Изучила ваш конспект урока. Цели и задачи достигнуты. Материал к уроку подобран самый разнообразный: стихи, пословицы, упражнения. Вы применили на уроке разнообразные и доступные данной возрастной группе приемы; игры, работа с учебником. Учите детей делать выводы и использовать на уроке правильные термины. Очень понравился позитивный настрой на работу. Беру и уже переписываю в свой блокнот. Очень хорошее начало. Данная тема очень сложная, а для 3 класса тем более, но разнообразные формы и приемы, которые вы используете на уроке, позволяют детям многократно повторить изучаемую орфограмму. Спасибо. Творческих успехов. С уважением ИА +++=1
Ирина Николаевна Ступченко # 26 августа 2014 в 15:42 0
Спасибо за позитивный комментарий. Мне очень приятно и интересно узнать Ваше мнение. Рада, что мой конспект одобрен! dance
Юлия Викторовна Бутова # 10 сентября 2014 в 20:45 0
Здравствуйте! Очень интересная разработка по всем правилам урока с использованием современных и здоровьесберегающих технологий! Соглашусь с коллегами - тема сложная, но если педагог так готовится к урокам - итог один - успевающие по теории учащиеся, увлеченные образованием!!! Удачи Вам!!!
Ирина Николаевна Ступченко # 12 сентября 2014 в 17:18 0
Спасибо за тёплый комментарий!
Елена Борисовна Корчемкина # 9 ноября 2014 в 15:05 0
Ирина Николаевна, я работаю с дошкольниками, но мой младший учится в 3-ем классе. Если бы он побывал на таком уроке, думаю ему было бы все доступно и интересно. Мой голос! Читала другие комментарии, присоединяюсь к коллегам. Молодец! Удачи!
Ирина Николаевна Ступченко # 16 ноября 2014 в 11:27 0
Спасибо, очень приятно!
Елена Анатольевна Таносова # 18 апреля 2015 в 15:28 0
Ирина Николаевна, здравствуйте. Познакомилась с Вашим уроком.Вы подобрали очень интересный материал. Урок насыщен разнообразными видами работ. Понравилось начало урока.Урок грамотный, построен методически верно. Думаю, что эту тему Ваши ребята усвоили хорошо. Спасибо за опыт! Удачи Вам!
Ирина Николаевна Ступченко # 2 апреля 2016 в 17:25 0
Спасибо!
Светлана Викторовна Жук # 5 сентября 2015 в 16:13 0
Добрый вечер, Ирина Николаевна!Разработка урока для учащихся 3 класса мне очень понравилась!Тема, как показывает опыт, не такая уж простая. Многие ребята не могут ее усвоить. Вам, по моему мнению, удалось преподнести ее. Очень важно, что ученики сами совершают открытия. Такие знания надолго сохранятся в памяти ребят. А разнообразные и интересные задания поспособствуют этому.Творческих успехов! Примите мой голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 2 апреля 2016 в 17:25 0
Спасибо за комментарий!
Александра Дмитриевна Зорина # 2 ноября 2016 в 13:48 0
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Прочитала конспект урока, замечательно. В школа VII вида по программе такой урок в 6 классе. Тем не менее можно использовать и нам фрагменты уроков: физминутку, выборочный диктант. Большое вам спасибо, читалось с интересом, а уж каково ученикам на уроке! Без нудных упражнений, тема закреплена.Вы умница!
С ув., Зорина А.Д.