Конкурсы для педагогов и детей

Материалы на тему: Путешествие в страну белого цвета

Материал на тему: Путешествие в страну белого цвета.
Автор: Тамбовцева Ирина Николаевна преподаватель МХК в ГБОУ СОШ № 868 г. Москва
Описание материала: Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию материал, который может быть использован педагогом в ходе вводной мультимедийной презентации на уроках изобразительного искусства. Предложенные мною материалы, помогут и учащимся во внеурочной деятельности подготовиться к тематическим мероприятиям.
Цели и задачи:
Расширить знания по истории цвета в искусстве и его особенностях в жизни.
Воспитать любовь к прекрасному и всему, что нас окружает.
Развитие креативных способностей у учащихся.
Вступление.
У каждого слова есть своя история, которую называют этимологией. Этимологический анализ проясняет, из какого языка пришло то или иное название, каково его значение, какое написание оно имело, как изменялось на протяжении столетий. Сегодня мы поговорим о появлении названий цветов.
Цвета окружают нас повсюду: будь то голубой чистого неба или чёрный цвет автомобиля.
Давно вошли в обиход слова, определяющие тот или иной цветовой оттенок. Красный, белый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый – слова, которые на слуху. Все знают, что обозначают эти слова, но немногие могут сказать, что знакомы с их происхождением.
Обозначение цвета и краски делят на две группы – древние (такие, как "белые" и "черные") и сравнительно новые, которых не знал древнерусский язык, - они пришли из чужих языков, причем большинство произведено от названий предметов, обладающих характерной окраской.
Белый цвет
На белом свете есть прекрасный белый цвет -
Он все цвета собрал как будто бы в букет...
Визбор Ю.И.


Белый цвет признан самым древним. Слово, его обозначающее, имеет индоевропейский корень «bra» или «bre» в значении «блестеть, светить, сиять». И, действительно, белый цвет часто ассоциируется с понятием «светлый». У многих народов белоснежные оттенки символизируют свет, чистоту, невинность.
Белый цвет — так называемый ахроматический цвет (антоним чёрного цвета, понятие используется наряду с оттенками серого). Полный спектр солнечного света вызывает при попадании на сетчатку здорового глаза человека ощущение белого света.
Получение источников белого цвета.
Аддитивный синтез цвета, в связи с особенностью устройства человеческого зрения, позволяет получать белый цвет смешением красного, зелёного и синего спектральных цветов, что применяется, например, в кинескопах.
Поскольку белый является объединением всех цветов, он считается «идеальным» цветом». С одной стороны, это цвет льда и снега, цвет холода и строгости, с другой стороны это цвет света и яйца как символов жизни.
Это ощущение также интерпретируется, как ощущение белого цвета, если свет был отражён от некого объекта, или связан с определённым пигментом.
Белые пигменты и красители.
Белыми мы называем пигменты, в максимальной степени отражающие свет всех видимых длин волн в электромагнитном спектре источника света. Белизна иногда имеет очень большое значение; так в полиграфии высокая белизна бумаги обеспечивает наибольшую насыщенность цветного изображения на оттиске, и максимальный контраст изображения.
Цинковые белила
Свинцовые белила
Баритовые белила
Титановые белила
Литопон (сульфид цинка)
Молотый мел
Известь
Каолин
БЕЛИЛА — общее название минеральных красителей белого цвета. В масляной живописи используют в основном два вида белил — свинцовые и цинковые.

В акварели, гуаши, рисунке —мел и пигменты, приготовленные на основе белой глины — каолина. В керамике — белую оловянную глазурь. Свинцовые белила известны с глубокой древности. О них упоминают Теофраст и Плиний Старший. Древние греки называли эту краску "псимитион" (psimythion от psilos — "пустой, голый, бесцветный"), римляне — "керусса" (cerussa).
Белила использовали женщины и мужчины, особенно в поздней античности, в косметических целях.В Средневековье свинцовые белила производили в Венеции, затем в городах Нидерландов, в XVIII в. — в Кремнице, Венгрия, и в Кремсе, Австрия. Отсюда названия: Kremnitzerweiss и Kremserweiss (нем. "кремницкие" и "кремсерские" белила; франц. blanc de plomb — "свинцовая белая"). По химическому составу это водные углесвинцовые соли (86% окиси свинца дают кроющий пигмент). Для получения белой краски свинцовые пластины приводят в соприкосновение с уксусной кислотой, водой и углекислым газом. Затем продукт измельчают в порошок и добавляют масло в качестве связующего вещества. Такие белила можно использовать в акварели, гуаши, темпере, масляной и восковой живописи, а также для приготовления грунта (с маслом от 8 до 14%). Свинцовые белила обладают хорошей кроющей способностью, пластичностью и светостойкостью, но они ядовиты и недолговечны. Свинцовые белила, кроме живописи, используют в производстве бумаги: небольшое количество белил добавляют в сырую массу при создании лучших сортов бумаги для рисунка и акварели.
Иные по составу — баритовые, или "постоянные", белила (нем. Permanentweiss, франц. blanc fixe) представляют собой сернокислый барий. Они прочны во всех отношениях (отсюда название), во всех видах живописи, в соединении с любыми красками.
Чтобы найти полноценный заменитель ядовитым свинцовым белилам, делали попытки производить белые краски и из других материалов. В 1820 г. французский химик Б. Куртуа (Courtois B.) приготовил белила из цинка. К 1840-м гг. белила из окиси цинка были достаточно усовершенствованы и их стали использовать в живописи. Они имеют характерный холодный, голубоватый оттенок и потому эффективны в создании средствами живописи тепло-холодных нюансов светотени (в особенности в натюрмортах). Цинковые белила менее пластичны, их кроющая способность слабее, чем у свинцовых белил. Если холст с живописью, в которой использованы цинковые белила, свернуть в рулон, то на поверхности красочного слоя могут появиться трещины. Поэтому в практике масляной живописи часто используют смесь цинковых и свинцовых белил.
Иногда применяют литопон (греч. lithoponos — "тяжелый камень") — искусственный заменитель свинцовых белил. Он создан в 1870-х гг. и представляет собой соединение сернокислого бария и сернокислого цинка. В смесях с другими красками литопон темнеет и поэтому в живописи не получил признания.
Чистый сернокислый барий также представляет собой белила, но из баритовых красок более известны лимонно-желтые красители.
С 1870 г. проводили опыты по использованию соединений титана для красок. В 1920 г. в продаже появились белила из двуокиси титана с небольшой примесью цинковых или баритовых белил. Эта краска имеет хорошую кроющую способность, однако, разбавленная маслом, может со временем пожелтеть. Кроме того, она непрочна в соединении с ультрамарином, кобальтом, краплаком и красками на основе кадмия.
Известны также висмутовые, или испанские белила, представляющие собой азотно-висмутовую соль металла с розоватым оттенком. Поэтому по-французски они называются "blanc de fard" ("белила с розоватым оттенком", "с румянцем"). Используют их относительно редко, так же как и "венские белила" ("болонская известь"), которые приготовляют из мела.
Паретоний (лат. Parethonium) — название мыса и города в Египте, на побережье Средиземного моря, западнее Александрии (ныне Мерса-Матрух). В античности в этой местности добывали белую краску, которую использовали для росписей храмов и гробниц. Считается, что по составу эта краска, распространенная в античном мире, представляет собой толченую смесь известняка и морских перламутровых раковин. Плиний Старший (23—79 гг. н. э.) сообщает о происхождении этой краски (которую он именует паретонием) фантастические сведения:
"Говорят, что он представляет собой морскую пену, затвердевшую с илом, потому в нем и встречаются мелкие раковины. Получается он также на острове Крите и в Кирене. В Риме его подделывают, вываривая и уплотняя кимольскую крету... Среди белых красок это самая жирная и для штукатурки самая цепкая.."
Предполагают также, что паретонием называли обычный мел либо белую глину типа каолина (исходя из определения "жирная") или стеатит.
Белила разбеливают другие краски, ослабляя их силу. Белила могут использоваться в качестве грунта или подкладки в лессировочной технике, и тогда они усиливают светосилу красок.
Немого о символике цвета.
В древности у южноамериканских и североамериканских индейцев белый цвет означал добрую волю, мир, сотрудничество. Считалось, что выкрашенные стены внутри дома обеспечат мир в семье, а белые косяки дверей защитят хозяев от недоброжелателя.
Большое значение уделяется белому цвету в религии. В Библии можно встретить указания на то, что белый означает чистоту и невинность: «...омой меня и я буду белее снега» (Псалт. 50:9), во время преображения является в одеждах «белых, как свет» Христос. Вот еще: «Вид его был как молния, и одежда его бела как снег» - это описание в Евангелии Св. Матфея ангела Господня, который откатил камень от входа в могилу Христову (Мф. 28:3). Воскресший Христос был также облачен в белые одежды. Белые одежды пап символизируют просветленность, величие и небесный путь. В белых одеждах изображаются праведники после страшного суда.

Белый цвет – символ Рождества, Пасхи, Вознесения. Одежды крещения и причастия обычно белые. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники.
В буддийской Мандале белый цвет располагается в центре как символ начала и конца одновременно (рождение и смерть, день и ночь, инь и янь, земля и небо, да и нет, свобода и неволя, тайное и явное), буддийское божество Белый старец олицетворяет долголетие, мудрость и плодовитость.
У Масонов символом непорочности, беспристрастия, преданности делу, порядка выступает чистый белый цвет.
В Китае связывают белый цвет с бестелесностью, прозрачностью, уходом от яркости жизни, трауром, опасностью.
Сегодня Европа признает белый цвет как цвет молодости, возрождения, пробуждения (параллель - подснежник), а в Америке и Англии белый цвет воротничков является символом чистоты, строгости, спокойствия, уверенности в своих силах, продвижения по карьерной лестнице, символом мира и ясности.
Психологические аспекты цвета:
Ассоциации, связанные с белым цветом разноплановые: снег, яйцо, свет, подснежник, спокойствие, врачебный халат, молоко, невеста, бесконечность, соль, сахар, добро, сало, аристократичность, седина, белая лилия и белая роза, универсальность.

Белый цвет в психологии считается прародителем всех остальных цветов, они в нем растворяются и теряют свою индивидуальность. Схожие качества имеет только один цвет – полный антипод белому – черный. Считается, что белый цвет в одежде помогает уменьшить неудовлетворенности и раздражительность, снизить чувство разочарования, поэтому стоит учитывать этот факт при выборе гардероба (носите белое чаще!). Так как цвет нейтральный, он мало кого отталкивает и ему может отдать предпочтение человек с любым характером. На организм же белый цвет действует как нечто осветляющее и снимающее скованность. Но поскольку белый это цвет «стерильности», долго выдержать его трудно. В целом белый цвет благоприятно воздействует на центральную нервную систему; успокаивает сознание; очищает организм от шлаков; снимает напряжение считается, что помогает легко разрешиться от бремени женщинам; а также усиливает лактацию у кормящей матери.
К положительным характеристикам белого цвета относятся: открытость, единство, легкость, самоотдача. Обратной стороной могут быть скука, отрешенность, разочарование, надменность.
Белый цвет это цвет равновесия, поскольку у нем заключено равенство всех цветов.
Белый цвет в русской культуре XX века
Белый цвет необычайно значим для русской культуры в целом. В русской культуре первой трети XX в. белый цвет начинает занимать доминирующую позицию. Писатель А. Бугаев избирает для себя псевдоним Белый. Белое доминирует в названиях стихов и стихотворных циклов А. Ахматовой — «Белая стая», «Белое стихотворение», «Белые ночи» и пр. Много белого у Цветаевой и Пастернака. Невозможно упомянуть все бесчисленные названия произведений русской литературы XX в., в которых фигурирует белый цвет: «Белая гвардия» Булгакова, «Белый пароход» Айтматова, в массовой культуре — популярный фильм 70-х гг. «Белое солнце пустыни» и пр. Распространенность белого цвета в русской литературе XX в. может быть трактована как знак коренного поворота, сдвига в развития всей культуры в целом.
Концептуализация белого в авангарде особенно зримо предстает в живописи П. Филонова: полотно, названное им «Белая картина» (1919) почти не содержит открытого белого цвета.
Резкий семантический сдвиг происходит в живописи Малевича, где белое выступает как чистый концепт, свободный от традиционных коннотаций (картина К. Малевича «Белое на белом», 1919).

Загадки про белый цвет:
У тетрадного листочка
И у сахара кусочка,
И у соли, и у мела
Цвет какой бывает? -...
Ответ: Белый
***
Снег, пшеничная мука,
В синем небе облака
И подснежник первый смелый —
Он по цвету тоже — ...
Ответ: Белый
***
Снегом он лежит на крыше,
Чертят по нему и пишут,
Он в коровьем молоке
И в сметане, и в муке.
Ответ: Белый цвет

Стихи о белом цвете:
Белый цвет живёт в ромашке,
Любит папину рубашку,
Спит в снегу, сугробах, льдах,
А резвится в облаках.
Л. Разумова
***
Белый – это чистый цвет
Словно белых роз букет.
Белый цвет – цвет молока
Вижу я издалека.
Н. Пунько
***
Я рисую поле в белой шубе нежной.
Я рисую поле всё в позёмке снежной.
Белое – пребелое, спереди и сзади…
Всё! Готов рисунок! Поглядите, нате!
Мама посмотрела и сказала: «Слава,
До чего ленивый ты ребёнок, право.
Здесь, передо мною, белый лист бумаги.
Ну, а где же поле, а на нём овраги?»
Настроенье сразу испарилось как-то.
Не хватает маме выдержки и такта.
Как она не видит, что в сюжете смелом
Я раскрыл идею: «Белое на белом!»
Н. Шумов

Прекрасный белый цвет.
На белом свете есть прекрасный белый цвет -
Он все цвета собрал как будто бы в букет.
По краскам осени хожу я, как во сне
И жду, когда вернется тихий белый снег.
На белом облаке неспелые дожди.
Ты приходи и никуда не уходи.
На белом море белым солнцем день оббит.
Ты полюби и никогда не разлюби.
О, белизна твоей протянутой руки...
И льет луна на крыши белые стихи.
Лежит под лампой белый снег твоих страниц,
И сквозь снега я вижу лес твоих ресниц.
Потом был поезд, и какой-то человек
Сметал метлой с перрона тихий белый снег,
Чтоб от следов твоих не стало и следа,
И мы смеялись, чтобы вдруг не зарыдать.
И все на свете перепутались цвета
В одну лишь краску под названьем "темнота",
Ведь в ту страну сплошных озер, лесов и рек
Ты увезла с собою тихий белый снег.
На белом свете есть прекрасный белый цвет -
Он все цвета собрал как будто бы в букет.
По краскам осени хожу я, как во сне,
И жду, когда вернется тихий белый снег.
Юрий Визбор

***
Скачет заяц тоже белый
Потому он очень смелый.
Как сугроб в снегу прилег,
Чтоб увидеть волк не смог.
Высоко взмыл альбатрос,
Спрятал в облако свой нос.
В облаке не видно носа
Белой птицы альбатроса.
Едет белый пароход,
Белый кот его ведет.
В трюмах с молоком из дыр
В море падает пломбир.
Рада белая зима,
Полны снега закрома.
Белый снег и белый лед
В Антарктиде целый год.

Пословицы и поговорки:
Бела, как колпица, как лебедь.
Бел, как лунь, как плат (полотно, скатерть, полотенце), как стена, как снег. Белее снега белого.
Белую стену в любой цвет выкрасишь.
Бела, румяна - ровно кровь с молоком.
Белые ручки чужие труды любят.
Белое - венчальное, черное - печальное.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ИЗО для 6 класса "Натюрморт в графике" Урок ИЗО в 6 классе. Вырастить мечту Конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО) Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Презентация в стихах на тему "Ритм в композиции" по изобразительному искусству | Материал на тему: Путешествие в страну черного цвета
Опубликовано: 889 дней назад (5 июля 2014)
Просмотров: 5645
+9
Голосов: 9
Александра Сергеевна Ворончихина # 5 июля 2014 в 15:02 +2
Очень интересная познавательная информация. СПАСИБО
Ирина Николаевна Тамбовцева # 5 июля 2014 в 23:19 0
Большое спасибо за внимание!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 5 июля 2014 в 15:52 +4
Ирина Николаевна, действительно ваша работа будет только украшением вводной части урока изобразительного искусства. Учащиеся с большим интересом будут познавать все тайны белого цвета, благодаря вашему объяснению и красочной и очень познавательной презентации. Я думаю, что с помощью такой методики преподавания, активность на уроке будет намного выше, и учащиеся будут со знанием дела приступать к дальнейшей работе.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 5 июля 2014 в 16:09 +4
Ирина Николаевна, вы не указали для какого класса предназначена вводная беседа. Рекомендую доработать, тем более, что время ещё позволяет. С уважением, Татьяна
Ирина Николаевна Тамбовцева # 5 июля 2014 в 23:09 +1
Татьяна Николаевна, большое спасибо за комментарии и особенно за рекомендации. Действительно забыла уточнить возраст учащихся, но считаю, что подобранный материал можно использовать частично для учащихся разных возрастных категорий, в зависимости от целей использования материала. Более глубокие знания – для 6-7 класса, стихи и загадки - можно использовать для работы с учащимися начальной школы.
Оксана Александровна Бочарникова # 5 июля 2014 в 18:09 +2
Занимательный материал! Познавательным для меня стала информация о белом цвете в психологии! Интересно!
Ирина Николаевна Тамбовцева # 5 июля 2014 в 23:22 0
Оксана Александровна, большое спасибо за комментарии к моему материалу. Психологические аспекты цвета и мне очень интересны, хотелось поделиться своими наработками и с другими. Творческих успехов.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 5 июля 2014 в 21:01 +1
Ирина Николаевна! Вы коснулись белого во всех областях. Это, наверное, тема не одного урока.
Ирина Николаевна Тамбовцева # 5 июля 2014 в 23:15 +1
Алла Абдулмеджидовна, спасибо за комментарий. Эта информация предназначена не для одного урока, а для учителя в подготовке уроков по темам цветоведения. В зависимости от возраста учащихся, их подготовки и специфики школы учитель вправе выбрать для урока подходящий материал. И учащиеся также смогут воспользоваться материалом в зависимости от темы и целей творческих мероприятий, например предметная неделя.
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 5 июля 2014 в 21:33 +1
Белый цвет в чистом виде в природе не существует. Он состоит из множества других цветов, из которых основными являются: красно-оранжевый, сине-фиолетовый и зелёный. Ирина Николаевна, спасибо за очень интересный и познавательный материал! Беру его себе в закладки; обязательно воспользуюсь на занятиях некоторой информацией! Буду ждать продолжения: я думаю, вы предложите ещё новый материал про другие цвета.. Удачи, успехов.Голос+1!
Ирина Николаевна Тамбовцева # 5 июля 2014 в 23:18 0
Татьяна Геннадьевна, спасибо за внимание. Да, вы правильно подметили это только начало. Очень хочется создать подборку по разнообразным цветам. Вам тоже творческих успехов!
Елена Юрьевна Кокорина # 5 июля 2014 в 21:51 +2
Потоки солнечного света –
Ярчайший, чистый белый цвет.
В нём равенство любого цвета -
Он с радугой-дугой в родстве,
Не то, что тупиковый – чёрный,
Хоть плодороден чернозём,
Цвет белый - вольный и просторный,
Он - Символ Мира в мире сём.
Цвет просветлённого пространства,
И лунный свет, и свет седин.
Цвет верности и постоянства,
Лишь в белом Белый свет - един.
Зимы сияющая снежность
И белизна, и серебро,
Любовь весны и лета нежность,
И даже осени мятежность…
Нет в белом Зла, в нём лишь - Добро.(Рута Марьяш "Белый цвет")
Спасибо,Ирина Николаевна, очень познавательная статья! Голосую +1 и с Вашего позволения беру в закладки!
Ирина Николаевна Тамбовцева # 5 июля 2014 в 23:26 +1
Елена Юрьевна, большое спасибо за комментарии и добавление столь чудесных поэтических строк. Очень рада, что материал вам понравился, пользуйтесь с удовольствием. Ждите продолжения. Творческих вам успехов.
Тамара Александровна Новичкова # 9 июля 2014 в 20:15 0
Спасибо, Ирина Николаевна за приглашение. Очень многое взяла для себя, читая ваш материал о красном, о чёрном, а теперь и о белом. С интересом познавала тайны белого цвета, читала стихи и загадки. Захватывает. Уверена, ваши ученики с удовольствием работают на занятиях. Вы воспитываете у них любовь к прекрасному, расширяете знания в области искусства. Удачи, вам! +1
Наталия Владимировна Ярмоленко # 25 июля 2014 в 15:07 0
Ещё раз, "спасибо!", Ирина Николаевна, за прекрасный материал! Он интересен и полезен не только детям, но и мне, как преподавателю и почитателю истории исскуства, психологии и других областей познания и творчества. С нетерпением буду ждать продолжения, на которое очень надеюсь! Всё вместе может вырасти в отличное пособие по цветовединию. Удачи и творческих успехов!
Наталья Валериевна Валевина # 9 октября 2014 в 22:07 +1
Спасибо за интересный материал. Для работы в коррекционной школы применю немногое. Но моему сыну будет очень интересно услышать про цвета.