Конкурсы для педагогов и детей

Конспект учебного занятия в театральном объединении для школьников 12-14 лет

Конспект учебного занятия в театральном объединении «Тренинг психотехники актера»
Автор: Волкова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения "Драматический театр "Феерия" БОУ ДО г. Омска "Дом детского творчества ОАО"
Конспект учебного занятия будет полезен в первую очередь для педагогов дополнительного образования, работающих в области театральной деятельности, для учителей, работающих с детьми среднего школьного возраста для проведения внеклассного мероприятия.
Тема занятия: Тренинг психотехники актера.
Возраст учащихся 12-14 лет
Цель занятия: совершенствование психофизического аппарата воспитанников через тренинговые упражнения по системе К.С. Станиславского.
Задачи:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение, образное мышление, быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнером, чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию.
- Обучать пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно, снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Воспитывать готовность к творчеству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Вид занятия: практическое.
Методы обучения: словесный, репродуктивный, развивающий.
Формы обучения: фронтальная, групповая.

Оборудование:
- магнитофон;
- мяч;
- спортивный мат;
- палки;

Предварительная работа: знакомство с основными элементами психотехники актера по системе К.С. Станиславского, выполнение тренингов, направленных на развитие психофизических данных воспитанников, постановка пластического этюда с предметом (палка), знакомство с необходимыми теоретическими понятиями и театральной терминологией, связанной с методикой воспитания актера по системе Станиславского.

«Мало зажить искренним чувством, – пишет Станиславский, – надо уметь его выявить, воплотить. Для этого должен быть подготовлен и развит весь физический аппарат. Необходимо, чтобы он был до последней степени чуток и откликался на всякие подсознательные переживания и передавал все тонкости их, чтобы делать видимым и слышимым то, что переживает артист. Под физическим аппаратом мы подразумеваем хорошо поставленный голос, хорошо развитую интонацию, фразу, гибкое тело, выразительные движения, мимику». Речь идет, как будто, о внешнем сценическом самочувствии, разработка которого происходит в тренингах сценического движения, техники речи и т. д. Но вот Станиславский развивает эту мысль в другом месте. Он пишет о необходимости «сделать физический аппарат воплощения, то есть телесную природу артиста, тонким, гибким, точным, ярким, пластичным, как то капризное чувство и неуловимая жизнь духа роли, которые он призван выражать. Такой аппарат воплощения должен быть не только превосходно выработан, но и рабски подчинен внутренним приказам роли. Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновенного, бессознательного, инстинктивного рефлекса».
Актерский тренинг должен привести творческий аппарат ученика в соответствие с требованиями творческого процесса. Тренинг совершенствует пластичность нервной системы и помогает отшлифовать, сделать гибким и ярким психофизический инструмент актера, раскрыть все его природные возможности и подвергнуть их планомерной обработке, расширить коэффициент полезного действия всех нужных из имеющихся возможностей, заглушить и ликвидировать ненужные и, наконец, создать недостающие, насколько это возможно. Это его основные задачи. (К.С. Станиславский)
Ход занятия
Организационный этап
Педагог Добрый день.
Инструмент актера - его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским «элементами творчества». Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии виртуозного владения всем спектром своих психофизических данных. К элементам актерского мастерства К.С. Станиславский относит элементы переживания и элементы воплощения. Скажите, о каких способностях идет речь?
Дети Внимание, воображение, творческое мышление, память, вера в предлагаемые обстоятельства, снятие зажимов, пластическая выразительность, дикция, действенное слово и др.
Педагог Вы абсолютно правы. Тема нашего занятия: «Тренинг психотехники актера». Мы продолжаем работу по развитию основных элементов психофизического аппарата.

Основной этап
Начинаем с тренинга внимания и развития чувства ритма. Первое упражнение «Ритм по кругу». Готовы?
Педагог задает ритм. Когда группа «поймала» единый ритм, педагог просит назвать в заданном ритме по принципу «снежного кома»:
название цвета;
животное;
фамилию поэта.


Педагог Продолжаем работу с ритмом. Но для начала рассчитаемся по порядку. (педагог задает новый ритм: щелчок пальцами правой руки, левой, хлопок руками, хлопок по коленям). Упражнение «Японская машинка».

Одновременно со щелчком правой руки педагог начинает упражнение, произнося свой номер "Ноль". На щелчок левой руки он называет номер воспитанника, который продолжает дальше. Например: "Ноль -два". Далее следует хлопок и удар ладонями по коленям (все молчат).
Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая однако сидеть в полукруге и отстукивать ритм. Ошибками считаются: 1) сбой темпа, 2) неправильное называние своего номера; 3) неправильное называние номера партнера, 4) приглашение выбывшего участника или педагога (если он не играет).


Что тренирует это упражнение кроме внимания и чувства ритма?
Дети умение работать с партнером
Педагог Молодцы! Переходим к следующему упражнению «Ассоциации». Что такое ассоциация?
Дети Это связь между понятиями, возникающая сиюминутно и спонтанно.
Педагог Создание ассоциаций - процесс творческий, но ничего сложного, а тем более невозможного, в нем нет. Прежде всего, давайте условимся, что есть несколько правил, которые нужно усвоить:
ассоциация должна быть интересна.
ассоциация должна быть необычна.
ассоциация должна быть максимально детализирована.

Педагог называет какой-либо предмет, кидает мяч воспитанникам по очереди, нужно называть ассоциации, какие вызывает этот предмет.

Педагог Переходим к тренингу пластической выразительности. Прошу выйти на сценическую площадку и выстроиться в шахматном порядке. Начинаем с упражнений на снятие физических зажимов. Сосредотачиваем внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Прошу напряжение сбросить, руку расслабить. Проделываем аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. Напрягаем все тело, руки поднять вверх. А теперь поочередно, начиная с шеи, сбрасываем напряжение: кисти рук, локти, плечи, шея, поясница. «Повисли» в положении – наклон вперед. Расслабили мышцы лица, челюсть. По хлопку – расслабляем тело полностью.
Хлопок
Из исходного положения (лежа) по хлопку «превращаемся в огонь».

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде педагога «Огонь» обучающиеся начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым ребенком произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Педагог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

А теперь я прошу вас почувствовать свое тело в пространстве, прислушаться к себе и вообразить, что вы можете делать в такой позе, в которой вы «застыли» сейчас. Упражнение «Оправдай позу».
Дети «оправдывают позы».

Педагог Спасибо! Прошу разложить спортивный мат. Переходим к упражнениям с элементами акробатики.
Дети выполняют на мате кувырки вперед, назад, через препятствие, демонстрируя владение техникой.

Педагог Повторяем приемы сценических падений. Пожалуйста!
По хлопку педагога дети поочередно выполняют падения на мате

Педагог Молодцы! А теперь повторяем пластическую зарисовку «Море». Демонстрируется владение техникой работы с предметом (предмет –палка).
Дети исполняют пластическую зарисовку под музыкальное сопровождение

Педагог Спасибо! Прошу выстроиться на сценической площадке в полукруге. Итак, мы знаем, что главное в драматическом театре – это слово. Как должен говорить актер со сцены?
Дети Громко, четко и выразительно.
Педагог Что такое дикция?
Дети Степень отчетливости произношения.
Педагог Правильно. А от чего зависит дикция?
Дети От работы речевого аппарата, то есть от артикуляции.
Педагог Начинаем речевую разминку с артикуляционной гимнастики.
Упражнения:
Тянем язык к носу и подбородку,
Колющие движения языком вправо и влево;
Круговые движения языком вправо и влево;
Цокаем;
Покусывание языка;
Покусывание верхней и нижней губ;
Трубочка – улыбка;
Трубочка вправо-влево;
Челюсть вправо-влево;
Открываем широко рот с препятствием.
Переходим к звукоряду: ы-э-а-о-у-ы
К каждой гласной добавляем согласный звук, действенную задачу и жест.
Б – отбиваем баскетбольный мяч;
Т – забиваем гвоздь;
ВЗ- сверлим дыру в стене;
ТР – обрабатываем дерево рубанком;
СК – играем с «попрыгунчиком»;
Н – поем протяжно колыбельную;
МЛ – подкидываем пушинки.


Молодцы! Переходим к дикционному тренингу. Делимся на две группы. Встаньте, пожалуйста, напротив друг друга. Итак, предлагаемые обстоятельства: на базаре, возник спор. Каждая группа доказывает свою правоту с помощью скороговорок.

Дети выполняют задание. Педагог корректирует и по ситуации «подкидывает» дополнительные обстоятельства или действенные задачи.

Ребята, скажите, какой важный элемент системы Станиславского мы тренировали в процессе дикционного тренинга, помимо непосредственной работы над сценической речью?
Дети Умение работать с партнером на сценической площадке.
Педагог Совершенно верно! И в завершении выполним упражнение, где соединяются навыки владения словом, действием и дыханием.
Чтобы голос был в порядке,
Проведем сейчас зарядку.
Вправо, влево – поворот,
А теперь – наоборот,
А теперь прыжки на месте:
Прыгну хоть сто раз, хоть двести
На одной и на другой,
Нет отдышки никакой!
Прогибаюсь, наклонюсь,
Поднимаюсь, улыбаюсь!
(текст стихотворения из интернета)

Педагог Молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места!

Подведение итогов
Итак, наше занятие подошло к завершению. Мы сегодня хорошо поработали. Константин Сергеевич Станиславский заложил главные основы системы работы актера над собой. Все элементы «системы» являются, по существу, составными элементами сценического действия, которое не может быть осуществлено без участия творческого внимания, эмоциональной памяти, воображения, логичности и последовательности действий и чувств, мышечной свободы, пластичности, владения голосом и т.д. Постоянное совершенствование этих элементов предполагает регулярный тренинг, направленный на совершенствование актерской техники. Владение психофизикой позволяет актеру полноценно и профессионально работать на сцене вне зависимости от вдохновения, а вернее - входить в нужное творческое состояние именно тогда, когда это необходимо; волевым усилием достигать правильного творческого самочувствия.
Сегодня мы на еще одну ступеньку поднялись в совершенствовании своих актерских способностей.
Спасибо за работу. До свидания.
Литература:
1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
2. Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – Москва АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)
3. Станиславский, Константин Сергеевич (1863-1938). Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства: работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения / Константин Сергеевич Станиславский - Москва: ACT : АСТ МОСКВА, 2010. - 448 с. - (Золотой фонд актерского мастерства).

Рекомендуем посмотреть:

Как раскрыть детям тайну искусства? Конспект занятия по исследовательской деятельности. Древние образы, единство формы и декора в народн Открытое занятие по ИЗО для 2 класса ко Дню матери. Конспект
Участник №204 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Посвящение в актеры. Сценарий театрализованной программы
Опубликовано: 386 дней назад (13 ноября 2015)
Просмотров: 1006
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Ольга Владимировна Гудым # 13 ноября 2015 в 13:01 +1
Добрый день, Ирина Николаевна. Спасибо за приглашение на занятие в театральном объединении. Сразу вспомнилась учеба в институте. Только вы все объединили в одно занятие, а у нас были "культура речи", "сценическое движение", "танец" и т.д. Ваше занятие заслуживает внимания. Вы способствуете развитию внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, воображения. Учите детей согласовывать свои действия с партнером, развиваете чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию. Спасибо вам за интересный конспект. Примите мой голос №1. Удачи вам.
Ирина Николаевна Волкова # 13 ноября 2015 в 17:14 0
Спасибо, Ольга Владимировна! Вы совершенно правы, наши детки занимаются по комплексной дополнительной общеобразовательной программе, которая включает в себя разделы: актерское мастерство, сценическая речь, пластическое воспитание, основы театральной культуры и постановочную работу. Я намеренно объединила все эти разделы в одно занятие, чтобы показать, что психотехника актера подразумевает владение навыками по данным направлениям театральной деятельности в совокупности. Спасибо за отзыв еще раз и за ваш голос в отдельности. И вам удачи!
Наталья Константиновна Малышева # 19 ноября 2015 в 19:22 +1
Мне понравилось ваше занятие. Согласитесь, что по театральному творчеству очень мало разработанных занятий.Я думаю,что многие педагоги будут благодарны, посмотрев разработку. Спасибо вам за интересный конспект. Я голосую за вас.
Ирина Николаевна Волкова # 19 ноября 2015 в 21:22 0
Спасибо, Наталья Константиновна!Благодарю за ваш голос! smile