Конкурсы для педагогов и детей

Я - учитель. Эссе учителя начальных классов

Я – учитель,
или техника вышивания для начинающих
Автор: Захарова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 184, г. Екатеринбург
Не так давно моей дочери подарили набор для вышивания. Она подарком не вдохновилась, зато меня он очень заинтересовал. Как только выдавалась свободная минутка, я садилась и осваивала технику вышивания крестиком. Очень интересное занятие, знаете ли! Процесс так меня увлёк, что за первой незамысловатой картинкой появилась вторая, более сложная. А затем и третья - уже, можно сказать, шедевр вышивального искусства. И за этим занятием я вдруг поняла, что вот так: с чистой канвы стежок за стежком, шажок за шажком, я росла и становилась профессионалом своего дела. Какого?
Я – учитель... Сколько раз за мою педагогическую жизнь произносилась эта фраза? Какой смысл она в себе несла? Сколько раз и в каком контексте ещё я её повторю?
«Я – учитель!» - гордо задирая нос, говорит бабушке маленькая девочка лет шести-семи и строго глядит на своих учеников. Учениками были игрушки. У кровати - доска, на которой в быту мама месит тесто для пельменей. Это, пожалуй, первые воспоминания о моих начинаниях в профессии. Помню, как сидела за столом и «проверяла» тетрадки своих «учеников». А «ученики», как в любой школе, были и очень способные, и старательные, были и нерадивые. Почему-то именно нерадивых я любила больше всех, а «двойки» ставила с особым чувством. Нравилось мне ставить «двойки»!
«Возможно, я – учитель?» - робко совершает выбор профессии выпускница средней школы. Да, маленькая девочка подросла. Пионерка, активистка, записалась в шефский сектор пионерской дружины. Приходила к первоклашкам и проводила с ними игры, конкурсы и даже уроки за заболевшую учительницу (правда, всего один раз, но ведь было!), готовила к вступлению в славные ряды октябрят. Даже учителя и директор школы отмечали тогда мои педагогические способности, спрашивали, откуда я черпаю идеи для своих мероприятий. Всё было моё, авторское! Ведь интернета в то время не было.
И вот: Я - УЧИТЕЛЬ!!! – ликует дипломированный молодой специалист. Свершилось! Долго я к этому шла: три раза поступала в институт, работала в школе пионерской вожатой, в Доме пионеров методистом по работе с пионерами, во Всероссийском пионерском лагере «Орлёнок» опять же вожатой. У меня третий класс. Мои первые ученики! Казалось, что все мои мучения по овладению профессией закончены, а я – такой профессионал, самый крутой в школе. Ведь у меня не только диплом, но и практический опыт работы с детьми. Смешно сейчас вспоминать ту самоуверенную девчонку...
И вновь: «Я – учитель,» - упрямо повторяю своим коллегам-стажистам. Первые трудности начались не с детьми, а с коллегами. Я оказалась бунтаркой: видимо, «школа «Орлёнка» не прошла даром. Традиционная система обучения для меня была ужасно скучной и неинтересной. Учитель не может быть скучным! Что же делать? Именно в то время (как их сейчас называют - «лихие 90-ые годы») поднимала голову система Л. В. Занкова, выходила из подполья система Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова. С лёгкой руки директора школы я окунулась в премудрости развивающего обучения, о чём не пожалела ни разу за все 25 лет учительства. Антуан де Сент Экзюпери в «Цитадели» писал: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити… Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать». В этом и заключается, на мой взгляд, суть системы Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова. Однако коллеги-стажисты не разделяли моей любви к инновациям и частенько назидательно повторяли: «Ты – учитель, должна соответствовать традиционным представлениям об этой профессии». И тогда возникли сомнения…
«Я – учитель!?» – ужас, сожаление, разочарование в этом вздохе. Сомнение и неуверенность в дальнейшем пути. Это было после очередного выпускного вечера. К глубоко мною уважаемой учительнице химии пришли её выпускники. Слово за слово текли разговоры о жизни, о будущем. И вот очень перспективный парнишка сказал примерно так: «А я считаю, что самые ленивые люди – это учителя. Сейчас столько возможностей, а Вы здесь сидите и по старинке всё делаете. И правильно, что в школах зарплаты мизерные». Сильно меня это задело! Я была в смятении. С одной стороны, мне нравится учить детей. С другой стороны, я - молодая. А раз уж такое мнение среди молодёжи бытует, то, может быть, действительно нужно искать себя в чём-нибудь другом, пока не поздно?
И вот собеседование в одной и по сей день известной конторе. Пробую себя на роль менеджера (почему не назвать простым словом «продавец»?). На вопрос «Знаете ли Вы компьютер?» пожимаю плечами. В смысле: «Не знаю, но не считаю это проблемой. Научусь!» Однако в ответ слышу пренебрежительное: «А, так Вы – учитель!» Дескать, что с неё взять, в школах и компьютеров-то нет. Одни лузеры сидят. Ох, меня это уже не просто задело, а возмутило до крайности!
Как озарение: «Я же – учитель!» Неужели я не смогу разобраться в ваших компьютерных заморочках!? Я детей ещё и не такому учила! Вернее сказать, такому я их ещё и не учила. Но всё впереди, какие мои годы. Да и что за учитель, который не растёт, не стремится к тому, чтобы стать «саморазвивающейся системой»!? «Уча других, мы учимся сами, » - так сказал Сенека. А сами учимся, чтобы научить других. Что ж, я – учитель, значит, научусь. Так я подумала и вернулась в школу к своим любимым малышам.
Сказать про себя утвердительно «Я - учитель» не каждый может, не каждый и право такое имеет. И в моём школьном детстве были случайные люди, называвшие себя учителями. И в практической деятельности не раз встречалась с «лишними» людьми в школе. Как понять, кто - Учитель, а кто - нет? Если учитель ничему не учит, то он учит жизни. Спорно? Возможно. Я такой урок получила. В 9 классе у нас сменился учитель русского языка и литературы. После всеми любимой Евстолии Георгиевны, строгой, но очень понимающей, научившей нас высказывать и отстаивать своё мнение, слышать своих одноклассников и уважать их, пришла совершенно незнакомая дама. Впервые у меня по литературе появились «двойки» за то, что в сочинениях и на уроках я говорила то, что думаю, выражала своё отношение к героям и событиям. Очень хорошо помню вечер, когда во время очередной домашней «воспитательной» беседы я поняла: буду учителем русского языка и литературы, назло новой учительнице! Из памяти стёрлось её имя и отчество, но до сих пор я будто пытаюсь именно ей что-то доказать…Правда, учителем русского языка и литературы не стала.
Я - учитель начальных классов. Очень важно, кто встретит малыша, первый раз переступающего порог школы. Не вспугнуть бы, не разочаровать! Чтобы как можно дольше горел живой огонёк любознательности в детских глазах (а он обязательно горит этот огонёк, когда любой ребёнок идёт первый раз в первый класс!). Первый учитель… На мой взгляд, это особый образ жизни. Он встречает ребятишек в 1 классе, открывает двери школы, знакомит с правилами и законами школьной жизни. Становится свидетелем и соучастником первых побед и первых поражений. Прорастает в своих учениках. Для многих становится второй мамой, близким человеком, которому верят безоговорочно. От этого порой становится страшно… Но глаза боятся, а … я каждое утро иду в класс. Важными своими качествами считаю оптимизм и жизнерадостность. Только счастливый учитель может воспитать счастливого человека. А счастливый человек имеет значительно больше возможностей в жизни. А я – счастливый учитель!
Когда родились мои личные дети, я стала иначе относиться к своим ученикам, а в особенности к их родителям. Стали они мне более понятны, близки. В начале моей педагогической стези одна коллега не отдала в класс, который я набирала, своего ребёнка. Я даже обиделась на неё: многие тогда шли именно ко мне в класс. Она объяснила это просто: «Хороший учитель обязательно должен быть сам родителем». Я в то время ещё не стала мамой. Спорила с ней: «Ведь я всю любовь и внимание могу посвятить своим ученикам, не отвлекаясь на семью!» Спустя много лет я готова подписаться под каждым словом, сказанным моей коллегой. С рождением детей я стала спокойнее, может быть даже мудрее по отношению к ученикам. А что касается любви, то это как со счастьем: если делиться, то становится всё больше и больше. Иной раз дома бывают очень сложные ситуации со своими собственными детьми. Тогда я, как мама, говорю себе: «Что бы ты посоветовала в этой ситуации родителям своих учеников? Думай быстрее! Ведь ты – учитель: помоги мне решить эту проблему!» Иногда это работает. Не всегда…
И вновь выпускной вечер. Уже мои ученики говорят приятные слова, вспоминают прожитое, и одна девочка произносит такую фразу: «Ирина Николаевна, я очень Вам благодарна. Вы открыли для нас… МОРЕ!» Эти слова мне дают силы в самые тяжёлые минуты. Возможно, что для кого-то я ещё открою «море» или «космос», помогу справиться с трудностями, выведу на дорогу, широкую и счастливую.
Передо мной очередная стопка тетрадей, исписанных неровным ещё почерком. Есть ученики и очень способные и старательные, есть и нерадивые. Сейчас уже не скажу, кто более мною любим, к каждому особое отношение, ведь все – уникальны! Только «двойки» и по сей день ставлю с особым чувством. Ужасно не люблю ставить «двойки». Почему? Себе ставлю! Ведь я – учитель.
….Нить путается, в узелки сама собой завязывается. Ничего: все проблемы распутаем, найдём ответы на важные вопросы, и дальше по ещё не тронутой канве мелкими стежками-шажками. Так и «вышиваю» стежок за стежком, шажок за шажком очередное своё творение. Каким будет результат? Трудно сейчас сказать. Хочется, чтобы в первую очередь был человеком думающим и неравнодушным, честным и решительным, стремящимся к высоким целям и внимательным к окружающим. И тогда, с гордостью посмотрев на своего ученика, смогу уверенно сказать: Я - УЧИТЕЛЬ!

Рекомендуем посмотреть:

Образ идеального учителя Педагогическое эссе учителя начальных классов Стихи об учительском труде Нет бракоделам!

Похожие статьи:

Эссе учителя начальных классов. Гордое звание - учитель

Роль учителя в современном обществе

Сценарий праздника 1 сентября День знаний в 1 классе с презентацией | Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
Опубликовано: 463 дня назад (31 августа 2015)
Просмотров: 872
+8
Голосов: 8
Анастасия Викторовна Белова # 31 августа 2015 в 22:46 +2
glasses Добрый вечер!!! Замечательное эссе!
Ирина Николаевна Захарова # 31 августа 2015 в 22:48 +2
Спасибо большое за отзыв1
Татьяна Александровна Толстикова # 31 августа 2015 в 23:02 +2
Ирина Николаевна, спасибо за прекрасную работу. С большим удовольствием отдаю свой голос. Успехов Вам!
Ирина Николаевна Захарова # 31 августа 2015 в 23:20 +2
Татьяна Александровна, ваш голос очень важен для меня!
Ольга Васильевна Яковлева # 1 сентября 2015 в 22:14 +2
Здравствуйте, Ирина Николаевна. Большое спасибо за удивительную, замечательную, вдумчивую работу! Читала со слезами на глазах! Как все точно сказано, отмечено! Дальнейших творческих успехов! голос
Ирина Николаевна Захарова # 2 сентября 2015 в 21:16 +1
Ольга Васильевна, спасибо за понимание! Удачи в новом учебном году!
Тамара Васильевна Енина # 2 сентября 2015 в 11:39 +2
Здравствуйте, Ирина Николаевна, спасибо Вам за прекрасную работу. Как тонко вы подметили сходство нашей жизни с вышиванием,действительно,у кого-то стежки ровные и гладкие, а кому-то достанется корявая строчка, главное, чтобы человек вовремя заметил и выровнял стежок. Найти себя и реализоваться в профессии - дорогого стоит. Вам повезло, Вы себя, судя по статье, нашли, чего еще хотеть профессионалу? удачи Вам в дальнейшей работе, с новым учебным годом. Голос.
Ирина Николаевна Захарова # 2 сентября 2015 в 21:15 +1
Тамара Васильевна, спасибо за Ваш отзыв. Очень приятно, что Вы так глубоко прочувствовали и поняли меня. С новым учебным годом!
Валентина Васильевна Бурмистрова # 8 сентября 2015 в 23:11 +1
Добрый вечер, Ирина! Самопознание самого себя, это долгий и трудный путь. С годами мы становимся опытнее, а с увеличением жизненного опыта связанного с детьми, мудрее. Желаю вам женской мудрости и чуткости к окружающим вас людям. Успехов в воспитании и обучении детей!
Ирина Николаевна Захарова # 9 сентября 2015 в 14:49 +1
Спасибо, Валентина Васильевна!