Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД - путешествие в средней группе с презентацией

Конспект НОД на тему: «Яблочное путешествие» для детей средней группы.
Автор: Кухаенкова Ирина Олеговна, воспитатель МКДОУ "Детский сад №6 "Ягодка" г.Киров, Калужская область.
Описание материала: Предлагаю конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Яблочное путешествие». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы, также занятие можно показать на родительском собрании.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: развитие любознательности, познавательной активности, памяти, внимания, воображения и речи.
Задачи: Расширять представления детей о предметах окружающего мира (яблоках) в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Учить разным способам обследования предметов с помощью: обоняния; зрительного, тактильного, вкусового восприятия. Воспитывать доброжелательное отношение к природе; уважительное отношение к сверстникам в ходе выполнения совместных игр и заданий.
Словарная работа:
Обогащение словаря: аромат; яблочная завязь, сердцевина, кожура, плодоножка, мякоть.
Активизация словаря: яблоневый – сад, цвет, плод, лист, яблочный – сок, кисель, компот, мармелад, пирог, джем, запах; яблочное пюре, варенье, повидло.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов; силуэтные и контурные изображения яблок. Натуральные яблоки разного цвета и размера (по числу детей); сушёные яблоки и сухофрукты; яблочное варенье, повидло, мармелад, детское яблочное пюре, яблочный сок (в небольших одноразовых ёмкостях на каждого ребёнка); на подносе, шпажках кусочки разных знакомых детям фруктов и овощей (яблоко, банан, огурец, морковь, груша и др.) для определения их на вкус; в небольших одноразовых ёмкостях кусочки разных знакомых детям фруктов и овощей (мандарин, банан, лук, чеснок, огурец, яблоко и др.) для определения их по запаху; иллюстрации (цветущий яблоневый сад, яблони с плодами, уборка урожая в яблоневом саду, работа садовника в саду, завод по переработке овощей и фруктов); соковыжималка; сахарный песок; тёрка; яблоки, нарезанные дольками в небольшой ёмкости.
Раздаточный материал: разрезные картинки яблок, картинки с изображением яблок красного и зелёного цвета на каждого ребёнка.
Дидактические игры: "Определи по запаху", "Определи на ощупь", "Собери изображение целого яблока из частей", "Да или нет", "Можно или нельзя".
Методы и приемы: наглядные (демонстрация, использование ИКТ), словесные (объяснение, рассказ, беседа), практические и игровые.
Ход занятия:
Зал украшен яблоками. На стенах, столах – яблоки, муляжи яблок, корзина со свежими яблоками и различные изображения яблок – аппликации, силуэтные изображения разного цвета и размера, стилизованные ветки с яблоками – яблоня с плодами. Под весёлую музыку дети входят в зал
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Каких предметов здесь больше всего? (Яблок). Что вы о них знаете? А сейчас я предлагаю вам отправиться в «Яблочное путешествие», чтобы узнать больше об этом фрукте.
Воспитатель: Однажды произошла такая история. Случилось это ранней весной, на деревьях только начались лопаться почки, а трава ещё не показалась из–под земли. Внезапно поднялся сильный ветер, который принёс откуда-то маленькие коричневые семечки и разбросал их по земле. Потом ветер утих, и появилось ласковое весеннее солнышко. Там, где упали семечки, взошли ростки, они не были похожи ни на траву, ни на цветы.
За год ростки превратились в маленькие деревца – яблоньки. Так через несколько лет вырос яблоневый сад (на экране слайд2 с изображением яблоневого сада).
Весной на яблонях распустились красивые нежные бело – розовые цветы
(слайд3 с изображением цветущего сада).

Спустя некоторое время лепестки опали, остались только их сердцевинки. Это завязи, крохотные яблочки.
Садовники ухаживали за яблонями – окапывали деревья, поливали их, белили стволы, чтобы вредные насекомые не попали в кору деревьев (слайд4 с изображением садовника). Всё лето солнышко обогревало яблоньки своим теплом, а ласковый летний дождь омывал листочки и плоды яблонь. Яблоньки подросли, и яблоки на них налились, поспели(слайд5 с изображением яблонь с яблоками). А сейчас мы рассмотрим, какие бывают яблоки. Подойти, пожалуйста, к столу.
Дети становятся вокруг стола с подносом, на котором находятся яблоки разного цвета, разной формы и величины.

Воспитатель: Какого цвета яблоки на подносе? Какой формы? Одинаковые или разные по величине? Сколько их?
Это плодоножка – на ней яблоко держится на ветке. Яблоко покрыто кожурой. Потрогайте поверхность яблока. Какая она? Блестящая, гладкая, прохладная. Чтобы увидеть, что находится внутри яблока, его нужно разрезать на несколько частей. Вот я разрезала яблоко, а теперь давайте посмотрим, что же там внутри?
Внутри – мякоть, а это сердцевина яблока, в которой вы видите маленькие семечки коричневого цвета – семена, из которых выращивают яблони.
Сейчас я дам попробовать вам по кусочку яблока (на тарелочке на шпажках порезаны кусочки яблок).Вкусно? И очень полезно! Во всех фруктах и овощах много витаминов, которые нужны для вашего здоровья и роста.
Если наше путешествие называется «Яблочным», то и игры, в которые мы с вами поиграем, тоже будут «яблочные».
Воспитатель: Дети, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Шкатулка). Давайте заглянем в неё и посмотрим, что там есть. (В шкатулке лежат непрозрачные очки).
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Определи по запаху». Подойдите к столу. Рассмотрите содержимое ёмкостей, расскажите, что в них находится. Возьмите каждый специальные очки. Оденьте их. Сейчас я дам вам в руки баночку с продуктом, а вы должны понюхать и определить по запаху, что находится в баночке.

Игра «Определи по запаху»
Материал: непрозрачные очки (по количеству детей), небольшие одноразовые ёмкости (по числу детей), в которых находятся мелко нарезанные овощи и фрукты, имеющие устойчивый, а главное, знакомый запах (яблоко, апельсин, огурец, чеснок, лук).
Предложить определить по запаху, что это за фрукт или овощ; снять очки и посмотреть, правильно ли отгадали.

Воспитатель: Следующая игра «Определи на ощупь». Посмотрите, какие овощи и фрукты лежат на столе, назовите их. Возьмите каждый специальные очки. Оденьте их. Возьмите со стола любой овощ или фрукт, определите и назовите его. После этого снимите очки и посмотрите, правильно ли отгадали.
Игра «Определи на ощупь»
Материал: фрукты и овощи (или их муляжи); непрозрачные очки (по количеству детей).
Задача и методика проведения игры: обследование предметов окружающего мира при помощи тактильно – двигательного восприятия.
На столе перед детьми разложены фрукты и овощи (или их муляжи). Предложить рассмотреть их, вспомнить названия; затем надеть специальные очки, взять со стола любой овощ или фрукт, определить и назвать его. После этого снять очки и посмотреть, правильно ли отгадали.

Воспитатель: Друзья, у меня есть ещё одно задание для вас.
На подносе разрезанные картинки яблок, они перепутались. Я предлагаю вам поработать в парах. Один из вас будет собирать красное яблоко, другой – зелёное.
Игра «Собери изображение целого яблока из частей».
Материал: силуэтные изображения яблок и такие же изображения яблок, разрезанных на части по разным направлениям (по числу детей).
Задача и методика проведения игры: учить овладевать практическими действиями, направленными на анализ формы предмета и воссоздание его из нескольких частей.
Предложить рассмотреть изображение целого яблока и собрать такое же из частей.

А теперь мы с вами вернёмся в яблоневый сад, где поспели яблоки (слайд5). Пришло время собрать урожай. К саду подъехали люди на машинах, они собрали яблоки, уложили их в коробки и ящики, погрузили на машины и увезли (слайд6 с изображением собранного урожая).

Как вы думаете, куда уехали машины с яблоками? Правильно, часть машин последовали в магазин и на рынки. А куда отправили остальные машины, я вам сейчас расскажу.
Наверное, не все из вас знают, что такое завод (слайд7 с изображением завода). Представьте себе огромную территорию, на которой находятся одно или несколько огромных зданий, - это цеха. Вот на один из заводов, который занимается переработкой овощей и фруктов, привезли остальные яблоки (слайд8 с изображением цеха).
Давайте с вами чуть – чуть отдохнём. Проводится физкультминутка.

Физкультминутка.
Вот мы яблоньку сажали (выпрямиться, потопать ногами),
Семя в землю зарывали (присесть).
Вырос тоненький росток (встать, потянуться).
Он и строен, и высок (принять правильную осанку).
И другие распустились (руки в стороны),
Дружно так зашевелились (пальцы в стороны и пошевелить ими).
Налетел весёлый ветер
И раскачивает ветки (поочерёдные взмахи руками).
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо (наклоны влево и вправо).
Ветер тише, тише, тише (присесть, спина прямая).
Яблонька всё выше, выше (встать, подняться на носки).
Сел на яблоню скворец
И игре нашей конец! (Громко проговорить эти слова.)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посетить некоторые цеха одного из заводов. Заходим в первый цех. (Подходим к столу, на котором стоит кастрюля, сахарный песок, нарезанные яблоки).


Здесь на плите стоят огромные кастрюли, в одну из которых налили воды, добавили сахар – получился сахарный сироп; положили чистые нарезанные яблоки и стали варить. Как вы думаете, что получится? (Варенье.) Какое? (Яблочное.) (Показ, готовое варенье в банке.)
В другую кастрюлю положили тоже самое, но добавили больше сахара и варили подольше. Получилось повидло. Какое (Яблочное.) (Готовое повидло в банке)
В третью кастрюлю тоже налили немного воды, положили нарезанные яблоки, добавили сахар, вещество агар – агар, долго варили, и получился мармелад. Какой? (Яблочный.) (На блюдечке готовый мармелад.)
В следующем цеху (слайд8 с изображением стилажей с нарезанными яблоками) находится большая печь со стеллажами, полками, на которые выкладывают тонко нарезанные ломтики яблок. Их высушивают, получаются сухофрукты, из которых варят вкусный компот. Какой? (Яблочный.) (готовые сухофрукты на тарелочке).
Позже мы продолжим путешествие по цехам завода и даже попробуем то, что сами приготовим из яблок. А сейчас ещё поиграем в «яблочные» игры.
Игра «Да или нет?»
Материал: карточки с изображением яблок красного и зелёного цвета (по две на каждого ребёнка).
Задача и методика проведения игры: формировать знания о свойствах и признаках предметов.
Педагог раздаёт детям по две карточки с изображением яблок красного и зелёного цвета. Объясняет правила игры: если на вопрос ребёнок хочет ответить «да», он поднимает карточку с изображением яблока зелёного цвета; если «нет» - поднимает карточку с изображением яблока красного цвета. Задаёт вопросы (Какое бывает яблоко? Жидкое? Твёрдое? Мягкое? Пушистое? Колючее? Душистое? Сладкое? Горькое? Прозрачное? Круглое? Квадратное? Горячее? Острое? И др.).

Игра «Можно или нельзя?».
Материал: карточки с изображением яблок красного и зелёного цвета (по две на каждого ребёнка).
Задача и методика проведения игры: формировать знания о свойствах и признаках предметов и действий с ними.
Педагог раздаёт детям по две карточки с изображением яблок красного и зелёного цвета. Объясняет правила игры: если на вопрос ребёнок хочет ответить «да», он поднимает карточку с изображением яблока зелёного цвета; если «нет» - поднимает карточку с изображением яблока красного цвета. Задаёт вопросы (Что можно сделать с яблоком, а что нельзя? Послушать? Съесть? Почистить? Посолить? Пожарить? Потрогать? Понюхать? Взвесить? Сломать? Зашить? Помыть? Постирать? Заморозить? Завязать? Разрезать ножом? Распилить пилой? Натереть на тёрке? Разрубить топором? Сорвать с ветки? Выжать из него сок? Намазать на хлеб? Измерить у него температуру? Оторвать кусочек? Откусить от него кусочек? И др.).

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Посмотрите на экран (слайд9 с изображением сотрудников завода, одетые в спецодежду) В этом цеху работают люди, внешне похожие на врачей. Они одеты в белые халаты, на голове у них белые колпаки, на лице - маски, обуты они в специальную обувь. Все вокруг чисто, стерильно. В цеху находится большая машина-терка. Тщательно обработанные и очищенные яблоки закладывают в машину-терку. На примере маленькой тёрки я вам покажу, как она работает. (Тру на тёрке яблоко.)

Получается пюре. Какое? (Яблочное.) Как вы думаете, кому оно предназначено? Совсем маленьким детям, у которых еще нет зубов и которые не могут жевать. Это пюре специальная машина раскладывает по маленьким баночкам и закрывает крышками.(Показываю пюре в баночке.)
В следующем цеху находится огромная соковыжималка. Внимание на экран (слайд10 с изображением промышленной соковыжималки). И вам, наверное, сразу понятно, что здесь делают из яблок. Сок. Какой? (Яблочный.)
На заводе эти соковыжималки очень большие. Но в домашних условиях тоже можно получить сок. Посмотрите, у меня есть маленькая электрическая соковыжималка. Я вам сейчас покажу, как получают сок из яблок. Только помните – без взрослых электрические приборы включать нельзя. Как вы думаете, почему? Правильно, в розетке «живёт ток», который очень опасен.


(Показываю, как работает соковыжималка).
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что готовили из яблок в каждом из цехов.

А сейчас я приглашаю вас в зал для дегустаций. Предлагаю вам попробовать продукцию, полученную из яблок.
Каждому ребёнку даю одноразовые ёмкости с яблочным вареньем, повидлом, пюре, мармеладом, соком, сухофруктами, предлагаю попробовать, что они захотят, и обязательно назвать это. Подводя итог, интересуюсь у детей, понравилось ли им «Яблочное путешествие», что нового они узнали о яблоках.
Презентация на тему: Яблочное путешествие

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР Конспект ООД с применением ЭОР в средней группе: Бабочки
Сценарий праздника для детей и родителей средней группы на День Матери | Поэтический вечер, посвящённый Дню Победы, для детей и родителей средней группы с презентацией
Опубликовано: 3022 дня назад (12 января 2016)
Просмотров: 3945
+8
Голосов: 8
Светлана Олеговна Часовских # 12 января 2016 в 07:00 +4
Очень понравилось Ваше занятие. Такое насыщенное, много информации,самостоятельной детской деятельности.Можно воспользоваться Вашей разработкой и полностью, и использовать как часть занятия.Спасибо, что делитесь своими разработками. Беру себе в копилочку.
С удовольствием проголосовала. Успехов Вам.
Ирина Олеговна Кухаенкова # 12 января 2016 в 09:46 +3
Здравствуйте, Светлана Олеговна! Большое Спасибо за комментарий и голос! Удачи Вам!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 12 января 2016 в 16:03 +2
Здравствуйте, Ирина Олеговна! Благодарю за приглашение! Читала занятие, как сказку! Увлекательное, информационно-насыщенное, познавательное, яркое, разработано в полном соответствии с требованиями ФГОС. В ходе познавательно-исследовательской деятельности детей задействованы все органы чувств, что способствует качественному усвоению материала . Дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления, в частности умений детей анализировать, сравнивать. Качественные фотографии позволяют наиболее полно погрузиться с атмосферу Вашего занятия. Отличная работа, поздравляю! Голос № 3 и дальнейших творческих успехов!
Ирина Олеговна Кухаенкова # 13 января 2016 в 00:02 +1
Зинаида Аркадьевна, большое спасибо за такой содержательный и очень положительный комментарий.
Гульнара Михайловна Тузова # 12 января 2016 в 16:16 +1
Внимательно ознакомилась с конспектом "Яблочное путешествие" и очень поразилась многообразием познавательной информации о яблоках для детей средней группы. Материал построен последовательно, лаконично и профессионально. Фотографии прекрасно дополнят ход мероприятия, очень интересные дидактические игры, в которых прослеживаются разные способы обследования предметов - обонянием, а также зрительным, тактильным и вкусовым восприятиями. Солидарна с тем, что используете разные методы и приёмы в работе с детьми, в ходе которых обогащается словарный запас. Очень хорошо, что дети активны, подвижны, что мероприятие проходит в свободной обстановке, замечательная физкультминутка, а самое главное - улыбка педагога, которая вселяет в души детей добро и радость общения и познания. Примите мой искренний голос.
Ирина Олеговна Кухаенкова # 13 января 2016 в 00:03 +1
Гульнара Михайловна, большое спасибо за такой содержательный и очень положительный комментарий.
Ирина Владимировна Жабина # 12 января 2016 в 16:55 +2
Здравствуйте, Ирина Олеговна!
Спасибо большое за приглашение. Занятие прошло в игровой форме. По собственным наблюдениям знаю, что дети любят такие активные мероприятия с разнообразным увлекательным содержанием. Познавательно-исследовательская деятельность удачно представлена интересными играми. Увидела связь с ЗОЖ. Методически грамотный материал, цель и задачи четко разграничены, имеются рекомендации по проведению. В целом полноценная качественная методическая разработка. С уважением и голосом № 5, И.В.
Ирина Олеговна Кухаенкова # 13 января 2016 в 00:05 +1
Огромное Вам спасибо! Очень приятно слышать такие тёплые отзывы!
Светлана Игоревна Жучкова # 12 января 2016 в 18:08 +1
Ирина Олеговна, прочитав Ваше занятие захотелось поприсутствовать на нём. Просто и доступно, для детей,показаны разные стороны знакомства с одним из фруктов,здорово что использовано много игр на сенсорное воспитание.Я думаю, что и для детей это было занятие-праздник.
Носова Любовь # 12 января 2016 в 21:09 +1
Добрый вечер, Ирина Олеговна! Ваше занятие увлекательное, информационно-насыщенное, познавательное, яркое, разработано в полном соответствии с требованиями ФГОС. В ходе познавательно-исследовательской деятельности детей задействованы все органы чувств, что способствует качественному усвоению материала . Дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления, дети анализируют, сравнивают. Качественные фотографии позволяют наиболее полно погрузиться с атмосферу Вашего занятия. Отличная работа, поздравляю! Большое спасибо!
Ирина Олеговна Кухаенкова # 13 января 2016 в 00:06 +1
Девочки, огромное всем спасибо!!!!!!!!!
Юлия Викторовна Бутова # 18 января 2016 в 23:15 +1
Отличное мероприятие! Путешествие позволило детям развивать свои любознательность, познавательную активность, память, внимание, воображение, речь, что является целью данного "приключения". Уверена - оно увлекательно, и детям была дана возможность расширять свои представления о предметах окружающего мира, изучить яблочки, и в ходе путешествия вдоволь поиграть и выполнить задания!
Удачи Вам!
Ирина Олеговна Кухаенкова # 18 января 2016 в 23:54 0
Огромное Вам спасибо, Юлия Викторовна!
Людмила Александровна Ющина # 19 января 2016 в 15:22 +1
Добрый день,Ирина Олеговна! Очень заинтересовало Ваше занятие. Понравилось все- игровая мотивация, сюрпризный момент, увлекательные игры. Задачи решались комплексно и взаимосвязано. Чувствуется заинтересованность детей. Очень интересная презентация. Голос!!!
Анастасия Викторовна Богданова # 5 февраля 2016 в 12:19 +1
Здравствуйте Ирина Олеговна! Очень интересное занятие. Вы хорошо поработали. Единственно, я динамическую паузу поставила бы перед "экскурсией" на завод, что бы не разрывать этот этап путешествия. В остальном информационно насыщенное, продуманное, динамичное занятие. Голосую.
Ирина Олеговна Кухаенкова # 5 февраля 2016 в 21:33 0
Большое спасибо! Удачи!