Конкурсы для педагогов и детей

Образовательная программа дополнительного образования «Текстильные куклы»

Образовательная программа дополнительного образования «Текстильные куклы»
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 2 года

1. Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство - это область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и повседневном быту и художественную обработку улитарных предметов.
В декоративно- прикладном искусстве куклы - это произведение искусства, которые интересны всем и всегда. Они сближают детей всех возрастов. Раньше кукол было не так много как сейчас. Дети сами делали игрушки для своих игр или просили об этом своих родителей. Первые куклы появились вместе с человеком. Представляли собой уменьшенные копии, предметов, инструментов и т.д. Делали их из веток, сучков, хлебного мякиша и т. д. Со временем кукла превратилась в любимую детскую игрушку.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, куклы вызывают желание у детей узнать их назначение, учат видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие. Через них передается представление народа о красоте, добре и зле, предназначении человека.
Актуальность этой программы в том, что она помогает сформировать творческие способности у обучающихся. Воспитанники ставят перед собой задачу и решают ее самостоятельно. Именно эта самостоятельность и помогает развить творческий характер. Педагог лишь контролирует процесс творчества. Кукла, выполненная в различных техникахи из различных материалов, помогает детям развивать диалектическое мышление, способность соединять то, что кажется не соединимым. Дети не боятся придумывать новое и брать ответственность за свое решение. Кукла помогает ребенку развить воображение, фантазию и талант.
В результате, кукла, сделанная своими руками, ценностная и значима для детей и взрослых. Такой подарок неизменно возрастает в глазах детей. Многие хотели бы владеть умением и технологией изготовления куклы, которыми можно овладеть на кружковых занятиях.
В объединениепринимаются дети без ограничения и отбора, имеющие влечение к творчеству. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей (одновозрастные, разновозрастные).
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 7 до 12 лет. Продолжительность занятий в объединении 1 года– 144ч., 2 раза в неделю по два часа. Второй год обучения -144 ч., 2 раза в неделю по два часа.

2. Цели и задачи
Цель: Формирование практических умений и навыков в изготовлении кукол из различных материалов.
Задачи:
• Обучить детей различным техникам работы с материаломи, инструментами и приспособлениями, необходимыми в изготовлении кукол.
• Формировать представление о многообразии кукол, их возникновении и развитии.
• Развивать творческие способности.
• Воспитывать общую культуру и личные качества, необходимые для достижения высокого уровня мастерства.
3. Содержание
3.1. Содержание программы первого года обучения

Цель: Научить обучающихся работать с различными материалами.
Задачи:
• Обогатить представления детей о различных видах кукол;
• Научить работать с различными материалами;
• Развивать художественно творческие способности;
• Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Содержание
Вводное занятие
Знакомство с кружком. Просмотр презентации о работе кружка.
Организационные вопросы. Порядок и план работы. Общая инструкция по технике безопасности.
Техника безопасности при работе с инструментами
Теория: Знакомство с инструментами, необходимыми при изготовлении кукол. История появления кукол.
Изготовление простейшей модели кукол «Закруток»
Теория: Знакомство с куклами закрутками. Этапы последовательности изготовления кукол.
Практика: Изготовление кукол закруток. Поэтапное выполнение кукол закруток.
Кукла«Мартиничка»
Теория: Знакомство с куклой «Мартиничкой». Этапы последовательности в выполнении куклы.
Практика: Поэтапное моделированиеи сборки куклы.
Куклы помпоны
Теория:Знакомство с куклами - помпонами. Этапы последовательности выполнения куклы.
Практика:Поэтапное моделирование и сборка куклы.
Подготовка эскиза куклы из бумаги
Теория:Знакомство с технологией объемного конструирования изделия из бумаги.
Практика:Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Конструирование изделия из бумаги по эскизу.
Забавная игрушка из бросового материала
Теория: Беседа о загрязнение окружающей среды человеком и об использовании вторичного сырья. Поэтапное последовательность выполнения куклы.
Практика:Конструирование игрушки из бросового материала.
Кукла из опилок
Теория: Повторение пройденного материала. Лепка куклы из опилок.
Практика: Поэтапная лепка куклы. Сборка куклы. Роспись и декорирование куклы.
Керамическая кукла
Теория: Знакомство с керамикой. Виды, свойства, состав керамики. Виды лепки. Виды кукол. Виды росписи.
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Поэтапная лепка куклы. Сборка куклы. Роспись и декорирование куклы.
Кукла «Русская народная красавица»
(декоративная кукла)
Теория: Беседа об искусстве создания русского народного костюма. Знакомство с образцами традиционного русского костюма. Технология поэтапной последовательности выполнения куклы.
Практика:Конструирование декоративной куклы по технологическим картам. Декорирование одежды.
Кукла «Барыня-Сударыня»
Теория:Беседа об искусстве создания народного костюма. Закрепление знаний о традиционном русском костюме. Технология поэтапной последовательности выполнения куклы.
Практика: Конструирование куклы из пластиковой бутылки. Декорирование одежды.
Кукла «Веселый Петрушка»
Теория: Знакомство с секретами создания кукол«Веселый петрушка». Поэтапная последовательность выполнения куклы.
Практика: Объемное моделирование куклы из ткани. Оформление куклы.
Кукла «Веснушки для подружки»
Теория: Беседа о разновидностях конструкций из ткани, о средствах выразительности, форме, пропорциях, текстуре, цвете, композиции. Знакомство с технологией выполнения конструкции куклы «Веснушки для подружки»
Практика: Моделирование куклы «Веснушки для подружки» на основе образца.
Обрядовая кукла «Домовой и Домовиха»
Теория: Беседа о домашних духах, обрядовых куклах. Поэтапная последовательность выполнения куклы.
Практика:Создание куклы «Домовой и Домовиха» из мешковины.
Кукла из перчаток и носочек
Теория: Беседа о второй жизни ненужных вещей (перчатки и носки). Поэтапное последовательность выполнениякуклы.
Практика: Конструирование игрушки из бросового материала
Перчаточная кукла
Теория:Знакомство с секретами создания перчаточной куклы. Поэтапная последовательность выполнения куклы.
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Поэтапная последовательность выполнения куклы. Сборка куклы
Куклы из колготок
Теория: Знакомство с технологией изготовления кукол из колготок.
Практика:Моделирование куклы из колготок. Виды швов. Схемы (детали) кукол.
Кукла - панно
Теория: Беседа о видах панно, способах компоновки, закреплении всех деталей. Поэтапное выполнение панно.
Практика:Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Моделирование куклы - панно по эскизу. Сборка деталей.
Игрушки-подушки
Теория:Беседа о разновидностях конструкции из ткани, о средствах выразительности: форме, пропорциях, текстуре, цвете, композиции. Знакомство с технологией выполнения конструкции куклы «Игрушки – подушки»
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Выполнение игрушки-подушки по эскизу.
Куклы- марионетки
Теория: Знакомство с технологией изготовления куклы - марионетки.
Практика: Моделирование и конструирование куклы - марионетки. Сборка куклы - марионетки.
Кукла из папье-маше
Теория: Знакомство с техникой папье-маше, материалами и инструментами. Технология выполнения.
Практика:Создание рисунка (эскиза).Моделирование и конструирование куклы из папье-маше. Изготовление каркаса. Сборка деталей. Покрой одежды.
Промежуточная аттестация
Обучающиесявыполняют творческую работу по разработанному эскизу.
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Рекомендации по работе летом.
Воспитательная работа
Подготовка и участие в мероприятиях. Походы в краеведческий музей и на выставки.
Предполагаемые результаты
Должны знать:
• Историю возникновения и развития кукол;
• специфику художественного оформления кукол;
• виды материалов (природные, бумага, картон, ткань, клей и т. д.);
• последовательность изготовления кукол: сборка, отделка;
• основные этапы оформления кукол;
• название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон), правила работы с ними;
• технологические операции и их последовательности;
• название и свойства материалов, которые обучающиеся используют в работе;
Должны уметь:
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению кукол;
• выполнять основные технологические операции по обработке материала;
• эстетично оформлять изделия;
• соблюдать технологию при выполнении различных видов кукол.
3.2. Учебно-тематический план
I год обучения
Наименование темы Количество часов
Всего Т. П.
1. Вводное занятие.....1ч.
2. Техника безопасности при работе с инструментами......1ч.
3. Куклы «Закрутки»......6ч.
4. Кукла «Мартиничка»......2ч.
5. Куклы - помпоны......10ч.
6. Кукла из бумаги......7ч.
7. Забавные игрушки из бросового материала......6ч.
8. Кукла из опилок......6ч.
9. Керамическая кукла......6ч.
10. Русская народная красавица (декоративная кукла)......5ч.
12. Кукла «Барыня-сударыня»......4ч.
13. Кукла «Веселый петрушка»......4ч.
14. Кукла «Веснушки для подружки»......4ч.
15. Обрядовая кукла «Домовой и Домовиха»......6ч.
17. Кукла из перчаток и носочек......5ч.
18. Перчаточная кукла......8ч.
19. Кукла из колготок......6ч.
20. Куклы - панно......7ч.
21. Игрушки-подушки......12ч.
22. Куклы- марионетки......12ч.
23. Кукла из папье-маше......12ч.
25. Итоговое занятие......4ч.
26. Промежуточная аттестация ......2ч.
27. Воспитательная работа......8ч.
Всего: 144
3.3.Содержание 2- года обучения

Цель: Развитие художественно- творческих способностей, навыков и умений
Задачи:
• Научить создавать образные куклы;
• Развивать творческие способности и трудовые навыки у обучающихся;
• Воспитывать умение работать в коллективе и потребность в духовных ценностях.
Содержание
Вводное занятие
Теория: Знакомство с текущим учебным планом на год. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
Техника безопасности при работе с инструментами
Теория:Знакомство с инструментами, необходимыми при изготовлении кукол.
Кукла «Осенняя красавица»
Теория:Беседа «О… как прекрасна эта осень!»
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз) Выполнение куклы «Осенняя красавица» по эскизу
Куклы «Дамы – XVIII века»
Теория:Беседа о куклах и одежде XVIII века.
Практика: Поискхудожественного образа на бумаге (эскиз). Моделирование куклы «Дамы - XVIII века».
Кукла «Ведьма в Хэллоуин»
Теория: Беседа о кельтских народах, их обычаях.
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз) «Ведьма в Хэллоуин». Моделирование куклы «Ведьма в Хэллоуин» по эскизу.
Творческая мастерская «Подарки своими руками»
Практика: Изготовление кукол из различных материалов.
Мастерская Деда Мороза
Теория: Беседа «Как встречают Новый год в разных странах».
Практика: Изготовление новогодних сувениров.
Кукла «Влюбленная парочка»
Теория:Беседа «День Святого Валентина».
Практика:Поиск художественного образа на бумаге (эскиз) «Влюбленная парочка». Моделирование куклы «Влюбленная парочка».
Кукла «Масленица»
Теория: Беседа о зарождении древне - славянского праздника «Масленица»(проводы зимы).
Практика:Моделирование куклы «Масленица».
Театральная кукла
(в гостях у сказки)
Теория: Беседа о сказках и любимых сказочных героях.
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Моделирование куклы из различного материала.
Кукла «Весенняя красавица»
Теория: Беседа о весне.
Практика: Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Моделирование куклы «Весна» по эскизу.
Промежуточная аттестация
Воспитанники выполняют творческую работу по разработанному эскизу.
Кукла «Клоун и клоунята»
Теория: Беседа о цирке, клоунах, акробатах и т. д.
Практика:Поиск художественного образа на бумаге (эскиз). Моделирование кукол -клоунят.
Кукла в русском народном костюме
Теория: Беседа об искусстве создание русского народного костюма. Закрепление знаний об образцах традиционного русского народного костюма.
Практика: Моделирование куклы в русском народном костюме.
Экскурсия на выставку
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Рекомендации по работе летом.
Воспитательная работа
Подготовка и участие в мероприятиях. Походы в краеведческий музей и на выставки.
Предполагаемые результаты
Должны знать
• историю возникновения различных праздников;
• название и свойства материалов,
• способы достижения характерной выразительности куклы;
• специфику художественного оформления кукол;
• свойства материалов;
• оборудование и технологию обработки материалов;
• различные приемы и техники изготовления кукол.
Должны уметь:
• применять теоретические знания в творческой работе с конкретным материалом;
• разрабатывать несложные тематические модели (от идеи до замысла) и самостоятельно их реализовывать (индивидуально и коллективно);
• подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы в изготовлении кукол;
• выполнять основные технологические операции по обработке материала;
• соблюдать традиции при выполнении различных видов кукол;
• последовательно вести работу от эскиза до готового изделия,
• владеть композиционными и колористическими приемами.
3.4.Учебно-тематический план
II год обучения

Наименование темы Количество часов
1. Вводное занятие......1ч.
2. Техника безопасности при работе с инструментами......1ч.
3. Кукла «Осенняя красавица»...... 10ч.
4. Куклы «Дамы – XVIII века»......12ч.
5. Кукла «Ведьма в Хэллоуин».......12ч.
6. Творческая мастерская «Подарки своими руками»......10ч.
7. Мастерская деда Мороза......11ч.
8. Кукла «Влюбленная парочка»......13ч.
9. Кукла Масленица......13ч.
10. Театральная кукла (в гостях у сказки)......11ч.
11. Кукла «Весенняя красавица»......11ч.
12. Промежуточная аттестация......2ч.
13. Кукла «Клоун и клоунята»......12ч.
14. Кукла в русском народном костюме......13ч.
15. Экскурсия на выставку......2ч.
16. Итоговое занятие......2ч.
17. Воспитательная работа......8ч.
Всего: 144
4. Методическое обеспечение
Основной формой работы с детьми являются учебные занятия. При организации учебно-воспитательного процесса используются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы ее стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля.
Для стимулирования интереса к обучению используются нетрадиционные формы проведения занятий: открытые уроки, внеурочные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, педагогическая дискуссия, ролевая игра, мини - выставки, участие в городских и областных выставках, конкурсах.
Настоящая программа использует основные методы обучения:
• вербальные (рассказ, беседа);
• наглядные (демонстрация; посещение различных выставок, методические карты, шаблоны, образцы изделий, фотоархив);
• практические (осознанное выполнение кукол; навыки компоновки композиций;
• создание эскизов);
• репродуктивный (закрепление; повторение раннее изученного материала);
• иллюстративный (таблицы, схемы, иллюстрации книг, рисунки, карточки, открытки, фотоархивы).
Интеллектуальное развитие обучающихся, их самостоятельность обеспечивают педагогические технологии, которые используются на занятиях: личностно – ориентированные, игровые, тестовые.

Программа обеспечена дидактическим материалом: программа MicrosoftOfficePowerPoint (презентации о куклах).
5. Материалы и оборудование
Материалы:

• ткань: хлопчатобумажная, шерстяная, лубяная, шелковая, натуральный и искусственный мех и т.д.;
• нитки: № 30, № 40 – для шитья, мулине – для вышивки, шерстяная пряжа – для изготовления волос, травяной шпагат;
• отделочные материалы: тесьма, ленты, кружево, пуговицы, бисер, бусинки, синтетическая пленка, искусственная кожа;
• готовая фурнитура: глазки, носики животных;
• набивочный материал: серая техническая или белая медицинская вата, синтепон, ватин, отходы кроя (обрезки ткани и меха);
• бумага: картон - для изготовления лекал, калька – для перевода орнаментов;
• проволока для изготовления каркаса (алюминиевая или медная);
• флизелиндвусторонний для склеивания деталей кроя;
• клей ПВА, карандашный, «Момент» - для склеивания мелких деталей из ткани.
Инструменты:

• ножницы, длина лезвий 110-170 мм;
• иголки;
• сантиметровая лента;
• портняжный мелок для обводки выкройки;
• булавки для скрепления деталей;
• циркуль для изображения окружности;
• кусачки для откусывания металлической проволоки,;
• утюг.
6. Список литературы для педагога
1. Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В., « Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества», учебно методическое пособие Ростов Н/Д: Феникс, 2006.
2. Бондаренко Т.В.«Куклы своими руками». Материалы, выкройки, технология изготовления. М.Полиграфиздат, 2009. В. Войдинова « Куклы в доме», М. Профиздат, 2000.
3.Ванханен Н. А. «Фантазии из колготок»,М. Профиздат, 2007.
4. Воробьева О. Я., «Декоративно прикладное творчество. 5 – 9 классы: традиционно народные куклы». Керамика.Волгоград: Учитель, 2009.
5. Вакуленко Е.Г., « Народное декоративно- прикладное творчество: Теория, история, практика» Ростов Н/Д: Феникс, 2007.
6. Горяева Н. А., Островская О. В. « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебное пособиедля 5 класса общеобразовательныхучреждений.
7. Зайцева О. « Декоративные куклы». Практическое руководство по изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуаров для кукол М.: АСТ; СП: Астрель, 2010
8. Островская; Под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2003.
9.И. Страдитти «Делаем куклы». Пер. с ит. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006. .
10. Силецкая И.Б., « Мягкая игрушка: Герои любимых сказок своими руками», М.: Эксмо, 2009.
11. История кукол
Список литературы для обучающих
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. « Школа рукоделия: мягкая игрушка», ООО Издательство «ДОМ. XXI века», 2007.
2. Бондаренко Т.В., « Куклы своими руками. Материалы, выкройки, технология изготовления», М.: Полиграфиздат, 2009.
3.В. Войдинова «Куклы в доме» М.: Профиздат, 2000.
4. Ванханен Н. А. «Фантазии из колготок», М.: Профиздат, 2007.
5 Зайцева О., «Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуар для кукол» М.: АСТ; Астрель –2010.

Рекомендуем посмотреть:

Программа кружка дополнительного образования Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка Программа студии "Город мастеров" 1 год обучения учебно-тематическое планирование

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе

Новогодняя корзиночка из мыла и лент своими руками. Мастер-класс с фото | Осенний праздник картошки для младших школьников. Сценарий
Опубликовано: 467 дней назад (31 августа 2015)
Просмотров: 2314
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Елена Николаевна Черепанова # 31 августа 2015 в 18:35 0
Ирина Олеговна, примите мой голос в поддержку очень нужному и интересному ремеслу. Ждем от Вас мастер-классы по изготовлению кукол. Успехов Вам в Вашем творчестве!
Ирина Олеговна Леонович # 3 августа 2016 в 04:15 0
Большое вам спасибо.
Светлана Викторовна # 5 сентября 2015 в 12:33 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы, поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы таблицы можно было увидеть.
Это всё прописано в наших правилах.
С уважением, Администратор сайта