Конкурсы для педагогов и детей

Позитивное воспитание школьников

Родительский лекторий "Позитивное воспитание"
(советы для родителей)
«Всегда помните, что люди становятся близкими постепенно, чужими – мгновенно!"

ЦЕЛЬ:
знакомство с позитивным воспитанием с современной точки зрения в соотношении с представлениями воспитательных ценностей прошлых поколений

ЗАДАЧИ:
1. Формировать позитивный подход в воспитании не через послушание и покорность, а через формирование воли и желания сотрудничать и занимать активную жизненную позицию
2. Воспитывать уверенных и открытых людей для взаимодействия и креативного мышления
3. Развивать умения преодолевать жизненные трудности, умения прощать
4. Прививать навыки целеустремлённости и упорства в осуществлении личностных целей
5. Обучать сотрудничеству со взрослыми и сверстниками
6. Поддерживать дисциплину, сохраняя любовь и уважение к ребёнку
7. Преодолевать непослушание ребёнка позитивными мерами
8. Умело хвалить, но не навредить в процессе позитивного воспитания
9. Уметь заставить работать, вдохновляя и развивая ребёнка
10. Раскрывать и развивать задатки и таланты, чтобы ребёнку было чем заняться, чтобы дети не пристрастились к вредным привычкам и не нашли себя в «дурном обществе»
11. Использовать позитивное воспитание в виде сбалансированных семейных связей, для того, чтобы они приносили пользу всем членам семьи, не ущемляя ничьих интересов

Воспитание – это процесс формирования личности с целью подготовки человека к социально-культурной и трудовой жизни в обществе.

Принято считать, что воспитанием занимаются родители, воспитатели, учителя, преподаватели и те, кому не лень.
Но на самом деле, воспитанием занимаются все и каждый. На формирование личности влияет все окружающее общество, включая и общение в Интернете, и просмотр телепередач и ознакомление с лживыми «трудами» систем массовой информации.

В прошлом цель воспитания состояла в том, чтобы привить детям послушание и покорность. Сейчас понятно, что бездумное следование за родителями — нездоровая тенденция. Позитивное воспитание направлено на то, чтобы вырастить ребенка, обладающего сильной волей, но при этом готового сотрудничать, то есть корректировать свою волю и желания.
Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но принимают решения, следуя велению своего сердца. И если они говорят правду, то не потому, что лгать запрещают правила, а потому, что они честны и справедливы.

Позитивное воспитание стремится к созданию уверенных в себе лидеров, которые способны сами творить свою судьбу, а не просто следовать по стопам идущих впереди.
Уверенные в себе дети четко знают, кто они есть и чего хотят добиться. Они меньше поддаются давлению со стороны сверстников и не испытывают потребности бунтовать ради самоутверждения. Они думают своей головой, но вместе с этим остаются открытыми для помощи и поддержки со стороны родителей.[/b]

С помощью методов позитивного воспитания родители помогают детям развиваться естественно. Если же родители не понимают естественных путей развития ребенка, они испытывают ненужное разочарование, беспокойство и вину и подавляют развитие своих детей. Тогда родители не смогут наладить полноценное общение со своим ребенком. К тому же у него самого может создаться впечатление, будто с ним что-то не в порядке, которое четко отпечатывается в сознании ребенка и мешает ему развивать свои таланты.
Каждый ребенок приходит в мир со своими целями. Мы не в силах избавить своих детей от них, но можем помочь им. Осознавая этот факт, мы можем меньше беспокоиться по этому поводу и не пытаться изменить своих малышей или решить их проблемы. Такое доверие облегчает жизнь и родителям, и взрослым.

Каждому ребенку нужно пройти через испытания. Если они научатся понимать и принимать ограничения, которые на них накладывают родители и мир, они разовьют такие жизненно важные качества, как умение прощать, умение дожидаться осуществления своих желаний, творческий потенциал, отзывчивость, отвага, упорство, умение исправлять свои ошибки, чувство собственного достоинства, целеустремленность...

Судите сами:
• Ребенок не научится сотрудничать, если всё всегда происходит так, как ему хочется.
• Ребенок не разовьет свой творческий потенциал, если за него всё будут делать другие.
• Ребенок не научится сочувствию и уважению к окружающим, если он не видит, что другие люди тоже испытывают боль и переживают неудачи.
• Ребенок не научится прощать, если ему некого прощать.
• Ребенок не разовьет в себе умение дожидаться осуществления своих желаний, если всегда сразу предоставлять ему всё, чего он хочет.
• Ребенок не разовьет в себе отвагу, если ему не придется столкнуться лицом к лицу с неприятностями.
• Ребенок не разовьет в себе упорство, если ему всё дается легко.
• Ребенок не научится исправлять свои ошибки, если ему неведомы трудности, неудачи и промахи.
• Ребенок не разовьет в себе чувство собственного достоинства и здоровую гордость, если не будет преодолевать препятствия.
• Ребенок не станет целеустремленным, если у него не будет возможности добиваться желаемого.

Прежде чем требовать чего-то от ребенка, сами определитесь, чего вы от него хотите!
Как учить ребенка слушаться, то есть сотрудничать с вами?
Воспитание неизбежно является той или иной степенью насилия, поэтому люди вынуждены применять его к детям.
Смысл этого насилия — бесконфликтное включение ребенка в общество. Но чем он больше будет становиться человеком, тем меньше будет требоваться насилия по отношению к нему. Ребенка нужно приучать к послушанию!
Необходимо определить границы дозволенного для ребенка, то есть объяснить, что ему можно, а чего делать нельзя.
Ребенка необходимо приучать к послушанию. Если начать делать это рано, то он ничего не поймет, поздно — будет бешено сопротивляться. Такое «насилие» оправдано. Оно нужно для того, чтобы ребенок смог приспособиться к жизни в обществе.
Насилие при воспитании детей бывает жизненно необходимым для него и удобным для нас. Это бывает очень удобно родителям — запретил, и голова не болит. Такое насилие как раз действует очень разрушительно на развитие малыша. А если насилие применяется к ребенку без любви к нему, то это уродует его личностное развитие.
Если запрет справедливый, то ребенок переносит его достаточно спокойно. Если нет, то вы сильно обидите маленького человечка.
Вполне возможно поддерживать дисциплину, сохраняя при этом любовь и уважение к ребенку.
Не приученный к послушанию ребенок не только будет крайне трудным в детском коллективе, но и едва ли сможет хорошо учиться, и не исключено, что в дальнейшем может стать правонарушителем.
Ребенку нужно привить те навыки, которые будут ему необходимы в дальнейшей жизни, в том числе и умение подавить свои желания, если их выполнение может привести к плохим последствиям. При этом нужно развить умение осмыслить происходящее, разобраться в том, что хорошо и что плохо.
Без особой необходимости не следует ограничивать свободу ребенка, но надо стараться разъяснять ему, как поступать при различных сложных обстоятельствах, приводя достойные примеры из жизни.

При этом нельзя полностью отказаться от запрета. К нему нужно прибегать как можно реже, только в случае необходимости. Но, если вы сказали «нужно» или «нельзя», ребенок каждый раз должен немедленно выполнять ваше требование.

Требования взрослых не должны зависеть от их настроения. Ребенок должен знать, что если ему что-то велели сделать, то это действительно необходимо и что безоговорочное подчинение в его же интересах.

Непослушание ребенка обычно бывает тогда, когда, с одной стороны, от него слишком много требуют, слишком часто его ограничивают и запрещают и, с другой — если он не выполняет требований, это остается без внимания.
Если взрослые каждую минуту будут кричать «нельзя!», «перестань!», «не трогай!», «сиди смирно!», ребенок все равно будет продолжать это делать, но при этом перестанет совсем обращать внимание на приказы.
Кроме того, если ребенка заставлять все время сдерживаться, тормозить свою активность, от перегрузки торможения у него может возникнуть невроз.

Еще одной причиной непослушания ребенка является предъявление ему невыполнимых требований. Чаще всего это беспрерывные попытки ограничить активность и подвижность ребенка: «Не трогай!», «Не прыгай!», «Не шуми!» Ребенок продолжает трогать, прыгать, шуметь и, убеждаясь, что ничего плохого для него не происходит, перестает реагировать на слово. Поэтому, если вы не уверены, что ребенок выполнит ваш приказ, и у вас нет реальной возможности или условий заставить его выполнить, воздержитесь от этого приказа.

Для чего нужна похвала ребенку?
Похвала необходима ребенку для того, чтобы придать ему уверенность в себе, если ее не хватает, то необходимо восстановить утраченное эмоциональное благополучие, восполнить нанесенный кем-то ущерб. Ребенку нужен огромный запас оптимизма на всю предстоящую жизнь, назначение похвалы — пополнить этот запас или компенсировать его утрату.
Похвала укрепляет в ребенке уверенность в себе, помогает проявиться всему лучшему, что в нем есть. Ваши добрые слова останутся в его душе и будут согревать всю жизнь.

Похвала может быть как полезной, так и принести вред.
Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении.
Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он начинает чувствовать свое превосходство над другими, а если он не приучен к труду, реализующему его способности, то может и не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он будет постоянно ожидать восхищения и похвал. Их прекращение может вызвать тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху и подозрительность.

Но не говорите малышу, что он — самый-самый! Учите его уважать других и их таланты.
Хочется привести одно мудрое высказывание из мультфильма «Король-Лев»: «Никогда не говори, что ты самый сильный, — найдется кто-то, кто сильнее тебя! Никогда не говори, что ты самый умный, — найдется кто-то, кто умнее тебя! Никогда не говори, что ты самый красивый, — найдется кто-то, кто красивее тебя!»

Одно дело — немного похвалить ребенка, чтобы он не падал духом, другое — раздувать его эгоизм. Скажем, ребенок спутался, читая стишок, и теперь унывает. Его мама, видя это, говорит ему: «Ну, всё, всё! Хорошо прочитал». Однако если он прочитал стихотворение хорошо и мать начнет нахваливать его перед другими: «Ну, какой же ты молодец! Ты прочитал лучше всех детей! Мой ребенок лучше всех!» — то это плохо. Так родители часто культивируют в детях гордость.
Заставлять или вдохновлять?
Все мы хотим видеть своих детей успешными, веселыми и жизнерадостными!

Если вдуматься — при нынешнем изобилии возможностей несвобода может крыться только внутри. Те, кто умеет пользоваться предоставляющимися шансами — делают головокружительную карьеру, без проблем меняют города и страны для жительства, профессии и занятия, виды бизнеса и хобби. И почему — одним достается все, что они пожелают, а другие — прозябают в серых буднях и не видят перспективы?
Одна из причин — в разных подходах к воспитанию, и в том, что мы живем в переходный период, когда жизнь меняется быстрее, чем раньше, и опыт старших поколений уже не помогает молодым, а наоборот, порой сдерживает их развитие.
Традиционный, привычный многим подход к воспитанию основан на контроле и наказании, а новые способы, базирующиеся на поддержке свободы выбора ребенка — только зарождаются в обществе.
К сожалению, убеждения вроде «Родитель всегда прав!», а ребенку «не должно сметь свое суждение иметь» — глубоко укоренились в наших традициях, и до сих пор вольно или невольно проявляются в семьях, в детских садах и школах.
И потому наши дети, которые в 7 лет в 3 раза превосходят детей других стран по творческой активности, в 15 лет почти безнадежно проигрывают тем, кого растят в более свободной среде.
Мы теряем таланты и не даем детям раскрыться в полную силу.

Во многом именно поэтому подростки тянутся к алкоголю, наркотикам и острым ощущениям в странных компаниях.
И когда подобная тяга появилась – бывает уже поздно, вернуть интерес к миру у подростка сложнее, чем сохранить его у любознательного малыша.
Возможно, Вам уже приходилось задумываться о чем-то подобном, и даже пытаться что-то изменить. Возможно, какие-то шаги уже предприняты, куплены книги по воспитанию и перечитаны тонны разнообразных советов в Интернете. А результат пока не радует. Все равно приходится ребенка заставлять – учиться, заниматься полезными делами, убирать за собой… В чем же дело?
В чем причина – в родителях, в ребенке?
Этими вопросами задаются сейчас многие. Отчасти да – изменились и родители, и дети. Но – есть еще две причины, которые обычно ускользают от внимания.
Одну из них объяснить легко, а изменить практически невозможно: кроме родителей и детей, есть третий фактор – окружающий мир, и он за последние 50 лет изменился почти кардинально. Наши бабушки и деды писали романтические письма и месяцами ждали новостей от родственников, а чтобы пообщаться — собирались на посиделки и пели душевные песни… Мы общались по телефону, а о важных событиях узнавали на следующий день – из телевизионных новостей. Наши дети общаются СМС-ками и мгновенно узнают о всех новостях – мировых и личных – в социальных сетях… Песен никто не поет, разве что – на флеш-мобах руками помашут…
Что ж, такова жизнь и прогресс не остановишь.

Но как быть с воспитанием? Да ещё и позитивным?
Воспитывать так, как воспитывали нас – требуя послушания и передавая прошлый опыт – уже бессмысленно, детям придется осваивать технологии, которые мы сейчас и вообразить себе не можем. С другой стороны – такой технический прогресс требует особой осторожности – ведь одно нажатие кнопки может уничтожить добрую половину планеты, а то и больше. Кто научит наших детей ценить Жизнь и беречь природу? Кто будет хранить вечные ценности, которые не перестают быть актуальными – любовь, уважение, сопереживание… Кто, если не мы?
О четвертой причине не скажешь общими словами – она для каждой семьи своя, и складывается в каждой семье по-разному. Объяснить это трудно, а вот изменить как раз возможно.
Вкус свободного развития и радости от детских успехов!

И именно это небольшое изменение в семейных отношениях, по нашему опыту, дает тот самый «волшебный ключ», который позволяет детям включить свой потенциал на полную мощность, а родителям – перестать беспокоиться за их будущее.
И тут все зависит от вашего решения – оставить ли все как есть, продолжать заставлять ребенка и тем самым тормозить его развитие, пустить дальнейшее развитие событий на самотек – авось все проблемы как-нибудь рассосутся. Да, это проще – сейчас. Не нужно прикладывать усилия, тратить время и деньги… Но увы! Соблазнов вокруг море, и они так и ждут, когда твоему ребенку станет скучно, твои наставления ему надоедят, и он начнет искать развлечения на стороне. И вот тогда усилия и деньги потребуются куда более значительные, а вот будет ли эффект… Мы не пожелаем никому тех переживаний, которые испытывают родители детей-наркоманов, подростков с игровой зависимостью или ранней сексуальной активностью…
Всего этого можно избежать, если узнать о некоторых актуальных принципах и вовремя выправить, сбалансировать семейные связи, чтобы они приносили пользу всем членам семьи, не ущемляя ничьих интересов. Такая технология существует – это технология позитивного воспитания, и применить ее намного проще, чем может показаться. Стоит только решиться на изменения и сделать шаг, который приведет к освобождению от прошлых ограничений и даст возможность почувствовать вкус свободного развития и радости от детских успехов![

Счастья Вам и Вашим детям!

Рекомендуем посмотреть:

Можно ли ребёнка научить писать красиво Как повысить обучаемость и способности школьника?
Опубликовано: 746 дней назад (23 ноября 2014)
Просмотров: 876
+2
Голосов: 2
Алексей Александрович Баранов # 23 ноября 2014 в 12:13 0
если воспитание- позитивно, то и дети как цветы расти будут! спасибо за столь уникальный материал. Вы просто-ЧУДО!
Ирина Павловна Хатинская # 23 ноября 2014 в 12:26 0
Спасибо, Вам Алексей Алексеевич, за положительный отзыв.
Любовь Леонидовна Крохалева # 23 ноября 2014 в 21:03 0
Спасибо вам за богатый материал.
Алла Васильевна Третьякова # 24 ноября 2014 в 16:39 0
Современная, актуальная лекция.Да-семья,да-окружающая среда именно то,что влияет сильно на воспитание ребёнка.Воля это действительно очень важно.
Наталья Владимировна Беляева # 24 ноября 2014 в 20:26 0
Очень большое внимание сейчас уделяется развитию личности с активной позицией. Подавляю волю ребенка, родители в будущем рискуют увидеть инфантильного, не готового к самостоятельной жизни человека. Родители должны стремится к формированию уважительного отношения у ребенка к самому себе, к формированию достаточной самооценки. Спасибо за интересный материал.
Наталья Евгеньевна Иванова # 3 декабря 2014 в 18:56 0
Спасибо большое за статью. Как мама я очень много узнала из нее. Сейчас очень много написано про воспитание детей, но этот материал будет актуальным очень долго.