Конкурсы для педагогов и детей

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду. Подготовительная группа

Проект для детей 5-7 лет "В каком народе живешь - того обычая и держись!"
Автор: музыкальный руководитель Кузнецова Ирина Васильевна
Место работы: МБДОУ "Детский сад №115" г.Череповец
Проект по патриотическому воспитанию для детей 5-7 лет
Цель проекта:создание условий для формирования основ патриотического воспитания детей через приобщение к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
1.Формировать познавательную активности детей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.
2.Расширять опыт детей при ознакомлении с русскими традициями и обрядами.
3.Активизировать творческий потенциал родителей, вовлекая их в образовательный процесс ДОУ.
Новизна проекта заключается в том, что участником каждого интегрированного мероприятия проекта является юмористический персонаж, знакомый по мультипликационному сериалу - Конь Юлий, который помогает детям получить знания о народной культуре и систематизировать их.
Тип проекта: творческо-игровой, долгосрочный, межгрупповой.
Участники проекта: дети 5-7 лет, педагогический коллектив ДОУ, специалисты ДОУ, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 – май 2017 гг.
Предполагаемый результат проекта
• Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры.
• Имеют представления о традициях русского народа.
• Осознают принадлежность к своему народу.
• Используют в активной речи устный народный фольклор.
• Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила.
• Имеют представления о национальном костюме русского народа.
• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Формы организации
Реализация проекта предполагает определенную логику форм организации работы по блокам и направлениям деятельности: дети, педагоги, родители.
Блок «Дети».
В ФГОС ДО определено, что воспитательная и образовательная деятельность должна проходить через различные виды детской деятельности, характерной для определенного возраста детей, которые охватывают все образовательные области в развитии и воспитании детей. Для проекта был разработан перспективный план реализации, в котором раскрыто содержание работы с детьми 4-7 лет.
Блок «Педагоги».
Участниками проекта использовались разнообразные формы работы с педагогами ДОУ: мастер-класс «Кукла из бабушкиного сундука»; консультация «Знакомство детей с колядками»; пополнение РППС дидактическими играми; создание альбомов о предметах народной культуры; оформление выставки русской деревянной матрешки; подбор фонотеки народных песен и частушек; создание картотеки подвижных народных игр.
Блок «Родители».
Организован цикл совместных мероприятий по теме проекта. Родители привлечены к пополнению музея «Русская изба». Изготовление паспортов «Мое имя» вызвало большой интерес среди родителей – участников проекта.

Перспективный план реализации проекта «В каком народе живешь – того обычая и держись»

Сентябрь.
Определение актуальности темы проекта, анкетирование родителей. Выявление у детей имеющиеся знаний о народных традициях и обрядах: национальном костюме русского народа, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров.

Октябрь."Милости просим – гости дороги.
1.Русская изба и её внутреннее убранство.Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа
2.Занятие «Чудесный сундучок». Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.
3.«Что нам осень принесла?». Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. Праздник по мотивам русских народных сказок. Пополнение мини музея «Русская изба» предметами быта и рукоделия.
4.Развлечение.



Ноябрь."Мило тому, кого много всего в дому"
1.«Самовар Иван Иваныч». Досуг на День пожилого человека.Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.
2.«Молодец в кафтане, девушка в сарафане»
История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде.
3. «Крестьянская игрушка».Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.
Изготовление пособия к дидактической игре «Наряди куклу»,альбом «Русский народный костюм»
Мастер-класс. Музей кукол.



Декабрь. "Много снега – много хлеба!"
Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок.
1.«Проказы матушки зимы»
Народные игры, загадки, песенки о зиме.
2. «С новым годом со всем родом».Рассказ о традициях празднования Нового года. Праздник по мотивам русских народных сказок.

Январь. Веселая Коляда. «Зимние святки»
Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания
1.«Пришла коляда – отворяй ворота»
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки, колядных песен - развивать умения выразительно исполнять колядки: хвалебную, просительную, корительную.
Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями. Консультация «Как колядовали в старину»


Февраль. «Как на Руси зиму провожали, весну встречали».
1. Масленица.
Знакомство с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины
Разучивание закличек – развивать эмоциональное восприятие текста, чувство родного языка. Развлечение «Веселая Масленица» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями. Консультация «Масленичная неделя»

2. "Жаворонушки"
Слушание русских народных песен «Жаворонушки!», формирование эмоциональной отзывчивости и накопление фольклорного багажа.
Изготовление жаворонков из соленого теста.


Март. Полна хата детей, так и счастливо в ней.
1.Беседа «История возникновения имен, фамилий» - познакомить с историей возникновения имен, фамилий; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Беседа «Имя – не просто слово», общение родителей с детьми «История твоего имени». Изготовление паспорта «Мое имя»
2. Рассказывание былин про богатырей русских » с последующим обсуждением - развивать у детей интерес к познанию; познакомить с былинным творчеством русского народа, совершенствовать речевые навыки.
Спортивный досуг на улице «Игрища».

3. «Весна красна»
Праздник по мотивам русских народных сказок.


Апрель.«Пасха»
1.Выставка «Пасхальная радость»
2. НОД по рисованию на тему: «Пасхальное яйцо»
Цель: вызвать интерес к русским традициям, красоте, поэтике.
Прививать любовь к русскому фольклору, старинным русским обрядам
Разучивание закличек – развивать эмоциональное восприятие текста, чувство родного языка
Игра «Чье яйцо будет дольше крутиться?». Игра - эстафета «Кто быстрее перенесет яичко в ложке».

Май."Русская Матрешка".
1.Презентация. Познакомить с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры.
2.Слушание частушек.
3. НОД рисование на тему : «Русская матрешка».

Продуктом проекта является книга – «Летопись Коня Юлия», в которой оформлены фоторепортажи с мероприятий по теме проекта. Сказочный персонаж – Конь Юлий - сопровождает каждое мероприятие. Именно он побуждает детей узнать и рассказать ему про традиции и обычаи русского народа. «Летопись Коня Юлия» является музейным экспонатом в «Русской избе» и будет пополняться в рамках других проектов патриотической направленности.

Литература.
1.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ.сред.и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
2.Рубец Е.А. Воспитание духовности у подрастающего поколения в русской народной педагогике: диссертация к.п.н. Пятигорский гос. лингв. университет, Пятигорск, 2012г.
3.Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М.: Русская книга, 1997г. - (Народная мудрость)

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..." Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Участник №25 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2017 года
Сценарий новогоднего праздника для подготовительной группе. Поиски Деда Мороза | Сценарий мероприятия по ПДД для дошкольников
Опубликовано: 54 дня назад (4 июня 2017)
Просмотров: 280
+1
Голосов: 1
Наталья Сергеевна Ростова # 5 июня 2017 в 08:18 0
С удовольствием познакомилась с проектом. Очень интересен и познавателен. Патриотическое воспитание важно в воспитании дошколят. Они с большой радостью знакомятся с традициями и обычаями, особенно, если воспитатель увлечет их. Вами проделана огромная работа. голосую
Ирина Васильевна Кузнецова # 5 июня 2017 в 13:25 0
Спасибо!
Наталья Вячеславовна Кунина # 7 июня 2017 в 20:53 0
ЗДОРОВО! ПРОВЕДЕН БОЛЬШОЙ ОБЪЁМ РАБОТЫ! ПРОЕКТ ПОЛУЧИЛСЯ ОЧЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ! ТАК ДЕРЖАТЬ! smile
Ирина Васильевна Кузнецова # 7 июня 2017 в 23:58 0
Cпасибо!