Конкурсы для педагогов и детей

План – конспект логопедического занятия во 2 классе по коррекции дисграфии, дислексии, обусловленной фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Сергакова Ирина Витальевна, школа - интернат № 23 ОАО " РЖД" г. Слюдянка, учитель - логопед.
Данный урок разработан с целью коррекции речевых проблем фонетико - фонематического недоразвития для обучающихся 2 класса. Основополагающей направленностью урока является автоматизация умений звуко - буквенного анализа и синтеза, дифференциации и обобщения фонетических единиц и языковых единиц. Разработка является актуальной для учителей - логопедов школ, а так же для специалистов , реализующих инклюзивные подходы в обучении.
План – конспект логопедического урока.
Тема: дифференциация С-З в слогах, словах.
Лексическая тема: Характер, эмоции и настроение человека.
Цели
1. Совершенствовать умения звуко - буквенного анализа и синтеза слогов и слов различной звукослоговой структуры.
2. Тренировать умение производить дифференциацию и обобщение фонетических единиц и языковых единиц.
3. Развивать слуховое восприятие, слуховую память и внимание; мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
Задачи
1. учить производить фонетический анализ парных свистящих звуков.
2. Отрабатывать утрированное чтение слогов: открытых, закрытых и со стечением; односложных, двусложных, трёхсложных слов.
3. Совершенствовать практическую дифференциацию частей речи: существительного, прилагательного, глагола.
4. Прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова
5. Формировать навыки словообразовательной работы.
6. Закреплять умения подбирать слова с противоположным значением.
7. Способствовать становлению орфографической зоркости.
8. Активизировать словарь слов по теме « Чувства человека».
9. Совершенствовать умение устанавливать смысл слова.
10. Закреплять приёмы формирования межполушарного взаимодействия.
11. Способствовать воспитанию позитивных душевных качеств личности.
Оборудование: учебные принадлежности, трафаретные образы двух героинь, зеркало, сотовый телефон, набор предметных картинок ( для упр.
№ 2), макеты лесных полян, схемы символов для фонетической характеристики, набор букв магнитной азбуки, карточки со слогами ( для упр. № 4), конверты со слогами, набор цифр ( для упр. № 8), карточки для индивидуальной работы « Эмоции» ( Методическое пособие Рылеевой Е.В. « Путешествие в мир эмоций». Демонстрационные материалы для фронтальной и индивидуальной работы. Педагогические технологии « Открой себя». Москва Линка – Пресс. 2000г.)
Предварительная работа: проверка готовности домашнего задания – обводка по трафарету и раскрашивание изображений двух персонажей занятия ( баба Яга злая и баба Яга добрая).
Изображения прикрепляются на две разные половинки доски.
ход.
I. Организационный момент.
Упр. по развитию фонематического синтеза « Будь внимателен!»
Для проведения занятия приготовь учебные принадлежности, которые я назову по звукам, раздробленно.
Р,у,ч,к,а
Т,е,т,р,а,д, ь
К,а,р,а,н,д,а,ш
Т,р,а,ф,а,р,е,т,ы.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем учиться различать звуки З и С в слогах, словах.
Наша задача – внимательно следить за работой звуков З и С, чтоб порадовать добрую и красивую бабу Ягу, а другую Бабу Ягу превратить в нашу добрую помощницу.
Стихотворение « Мысли о Яге»
Все считают, что Яга
Хитрая и злая,
А мне кажется, она
Вовсе не такая.
Если ей причёску сделать,
Макияж ей нанести,
Зубы вставить побелее и букет преподнести,
Да ещё сказать: « Бабуля,
Любим мы тебя как мать»,
Так изменится Ягуля,
Будет бабу не узнать.
Станет доброй и красивой,
Вас не будет обижать.
Хочет быть Яга любимой,
Это надо понимать!
2. «Упражнение « Узнай имя»
Цель: развивать фонематический анализ и синтез; с опорой на наглядность
составить имена каждой бабы Яги, выделяя первый звук из названия каждой картинки.
Картинный материал:
Замок, обруч, якорь.
Стол, облако, нитки, ель, чашка, канистра, арка.
(Имена Зоя и Сонечка прикрепляются рядом с изображениями).
Какое из имён звучит ласково?
Какая часть слова придаёт ему уменьшительно – ласкательный оттенок? Какое правило при написании имён мы помним?
Какая орфограмма встречается в одном из имён.
3. Уточнение артикуляционной характеристики звука З и С.
Цель: учить составлять фонетическую характеристику.
Ход.
Выделить первый звук в именах Зоя, Сонечка.
Дать характеристику каждого звука с опорой на знакомую схему символов.
Артикуляционный уклад ( нарисован рот).
(При произношении звука З губы в положении « улыбочка», язык « желобочком», воздушная струя – тонкая, холодная, непрерывная).
Фонетическая характеристика:
Наличие голоса и шума ( нарисованы буквы Г и Ш в воздушном потоке).
(при произношении З слышен голос и шум, звук согласный).
Работа « голосового моторчика» ( нарисован колокольчик)
Используем приём тактильного контроля ( «мотор голоса» работает, звук звонкий).
Характеристика по мягкости – твёрдости ( нарисованы обозначения твёрдости и мягкости: камень и вата).
В слове Зоя звук З твёрдый, т.к. после него стоит гласная О, которая не придаёт мягкость.
Аналогично характеризуется звук С.
4. Слоговая работа. Упр. « Тропинка».
Цель: закреплять звуковой синтез на уровне слогов, учить чётко и утрированно проговаривать слоги с изучаемыми звуками.
Ход.
Помоги пройти нашим героиням к месту их путешествия – к полянкам, прочитывая каждый слог.
Тропинка № 1: за, зу, зо, зы, зэ.
Чем похожи эти слоги? Правильно, это открытые слоги со звуком З.
Тропинка № 2: сэ, су,со, са, сы (работа проводится аналогично).
Тропинка № 3: аз, оз, эз, ыз, уз ( работа проводится аналогично).
Тропинка № 4: Стра, вспо, стры, вспэ, стрэ, вспу, стру, вспа, стро
( слоги со стечением согласных)
Тропинка № 5: дроз, врыз, дрэз, гроз, драз, брэз, хруз, праз, мрэз
( слоги со стечением согл.)
5. Упр. « Приветствие».
Цель: формировать звуковой анализ, синтез. Учить утрированно проговаривать слова со стечением согласных. Закрепить словарное слово.
Ход.
Предлагается угадать и произнести любимое слово героинь.
Логопед проговаривает последовательность звуков в расширенной формулировке.
« На первом месте слова - звук З, на втором –звук Д, на третьем – звук Р, на четвёртом месте – звук А, на пятом месте – звук В, на шестом – звук С, на седьмом – звук Т, на восьмом – звук В, на девятом – звук У, на десятом – звук Й. Какое слово получилось? Правильно, слово здравствуй».
Какими словами мы еще можем приветствовать друг друга? Правильно, привет, добрый день, рад встречи.
Ученик на доске составляет слово « здравствуй» из букв магнитной азбуки.
6. Дифференциация З-С в словах. Упр. « Эмоции»
Цель: учить определять место звука в слове; закрепить узнавание слов, обозначающих предметы, обогащать предметный словарь.
Ход.
Наши Бабушки путешествуют по миру и испытывают от путешествия разные эмоции. Вот попали на такую лесную поляну, где появляются только
слова, обозначающие эмоции и только части речи – существительного (уточнение вопроса для слов, которые обозначают предмет?)
Алгоритм:
восприятие слова на слух
отражённое произношение
объяснение смысла слова.
подбор картинки с изображением ребёнка с такой эмоцией.
мимическая работа ( перед зеркалом изобразить мимикой такую эмоцию)
выделение места звука З-С в словах: начало, середина, конец слова
подбор слова к звуковым схемам.
определение части речи по вопросу.
Набор слов: радость, беспокойство, восторг, сожаление, испуг, страх, застенчивость, озлобленность, задумчивость.
7. Упр « Спрятанные слова»
Цель: формировать звуко - буквенный анализ и синтез, развивать узнавание языковой единицы – слова, обозначающего предмет, учить обобщать.
Ход.
В телефоне пришло сообщение о том, кто рад встрече с нашими героинями.
Набор.
1. Сверчоксветлячокстрекозакузнечик.
2. Сороказябликснегирьзарянкасвиристельсовазимородок.
Алгоритм:
узнавание слова, прочитывание ( с телефона)
определение места звука и буквы С-З
подбор обобщающего понятия
8. Дифференциация З – С в словах. Упр. « Настроение»
Цель: учить определять место звука в слоге, проводить звуко-буквенный и слоговой анализ, закрепить узнавание слов, обозначающих признаки, обогащать словарь признаков.
Ход.
Путешествие бабушек продолжается. Настроение у бабушек разное, переменчивое. Сейчас узнаем какое. Вот они попали на лесную поляну, где появляются слова, обозначающие настроение и обозначающие признаки предметов (уточнение вопроса для слов, которые обозначают признак предмета).
Предлагаются пронумерованные конверты, в каждом конверте слоги одного слова.
Алгоритм: прочитывание слогов, составление слова из слогов, утрированное произношение данного слова
семантическая работа, уточнение позиции звука З-С в слоге, графическая работа ( указание номера слога и номера позиции звука в слоге(например, номер слога- 2, место в слоге -1, т.е. 2-1),определение части речи по вопросу.
Набор слов: весёлое, восторженное, героическое, боязливое, таинственное, возмущенное, солнечное, торжественное, загадочное, капризное, замечательное.
Итог. Распределить составленные слова – настроения: со звуком З – героине Зое, со звуком С – героине Сонечке.
9. Динамическая пауза.
Выполнение упражнений для формирования межполушарного взаимодействия из комплекса И. Друбачевской « И.О.Д»:« Колечки», « Лезгинка», « Ухо – нос».
10. Работа в тетради. Упр. « Угадай слово»
Цель: закреплять навыки позиционного анализа.
Ход.
Отрабатывается алгоритм:
логопед произносит слово, используя приём позиционного анализа
( например, первый звук этого слова З, после него стоит звук А, далее следует звук Д и так далее)
ребёнок устанавливает последовательность звуков
устно составляется слово и проговаривается
устанавливается смысл слова
указывается номер места звука в слове
составление слова из букв магнитной азбуки
Запись слова в тетрадь с комментированием
Подчеркивание буквы С – синим карандашом, буквы З – зелёным.
Набор слов: завистливое, задиристое, сказочное, заносчивое, серьёзное, застенчивое.
Проверка написания слов.
Уточнение, на какой вопрос отвечают записанные слова и что обозначают.
11. Устная работа. Упр. « Назови противоположности».
Цель: учить подбирать слова – антонимы.
Набор:
смелая – трусливая
сильная – слабая
серьёзная – легкомысленная
пасмурная – солнечная
сладкая – горькая
сухая – мокрая
Семантическая работа. Уточнение, какие слова нельзя отнести к словам настроения?
12.Упр. « Корзина добрых дел»
Цель: совершенствовать навыки звуко – буквенного анализа, развитие навыков словообразования приставочным способом.
Ход.
Путешествие бабушек продолжается. Бабушка Яга Зоя мечтает поскорей превратиться в добрую помощницу и поэтому спешит делать важные хозяйственные дела. Вот Зоя попала на лесную поляну, где появляются слова, обозначающие действия предметов
( уточнение вопроса для слов, которые обозначают действие предмета).
Сейчас мы ей поможем.
Логопед указывает на два вопроса на доске: « Что делать? «, « Что сделать?» Логопед называет слово – действие на вопрос « Что делать?». Ученик добавляет к данному слову частицу за (приставку), чтоб получилось слово, отвечающее на вопрос « Что сделать?».
Набор слов:
вязать – завязать, стелить – застелить, звонить – зазвонить, солить – засолить, нести – занести, возить – завозить, носить – заносить, сорить – засорить, сунуть – засунуть, сыпать – засыпать, ползти – заползти, просить – запросить.
Уточнять значение слов. Выяснить, какие из названных дел добрые, а какие – нет.
Уточнить позицию звуков З-С в словах – действиях.
Приём графической работы: к соответствующей букве (З или С) подобрать цифру – номеру данного звука в слове.
Итог: Работа в тетради: запись полученного слова с использованием приёма утрированного проговаривания.
« Письмо Зои» - прочтение письма, прикреплённого к поляне.
Я слабым помогать готова,
Попавшим в друг в беду,
Всегда приветлива, здорова
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда –
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рада.
Я дружбой верной дорожу,
И дети - мне отрада!
Итак, наша Зоя стала какой? Как ласково можно назвать её имя?
13. Упр. « Телеграмма»
Цель: формировать практические умения проверять звонкий З и глухой С, изменяя слово.
Ход.
Работа с карточкой. На бланке телеграммы ученик читает слов с пропущенной на конце З или С.
Перед вставкой буквы требуется подобрать и записать проверочное по образцу ( был один предмет, а теперь много).
Набор: приз, овёс, колос, срез, квас, колхоз, груз, вальс.
14. Домашнее задание. Упр. « Сундучок настроений»
Познакомиться со словами, которые надо положить в сундучок настроений. Отчитать слова несколько раз, добиваясь слитного прочтения
Дома нарисуй такой сундучок, укрась его. Вырежи эти слова, распределив на две полки. На верхнюю – широкую и яркую полку приклей слова с хорошими качествами характера, а на нижнюю – с менее хорошими качествами.
Набор слов:
беспокойное настроение, грустное настроение, воспевающее настроение , радостное настроение , светлое настроение, сердитое настроение , скрытное настроение, сонное настроение, хвастливое настроение , спокойное настроение, тоскливое настроение, самоуверенное настроение .
III. Итог.
Организация рефлексии.
Какую тему мы сегодня закрепляли?
Какой вид работы тебе понравился?
Что было трудным?
Что оказалось лёгким?
Какое настроение у тебя сейчас?
Как ты думаешь, какое настроение у наших героинь - бабушек?
Награждение медалью « Знайка всё с полуслова понимает, а Незнайка только рот разевает» ( уточнить смысл выражения).

Рекомендуем посмотреть:

Как выполнить работу над ошибками по русскому языку Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма Методы и приемы работы по развитию орфографической зоркости и навыков грамотного письма Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Участник №178 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Проектная деятельность в логопедической работе со школьниками 1 класса
Опубликовано: 233 дня назад (15 апреля 2016)
Просмотров: 727
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!