Конкурсы для педагогов и детей

Обучение дошкольников рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»
Автор: Ашмарина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ № 108 г. Нижний Новгород

Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект по развитию речи « Обучению детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного материала », данный материал будет полезен для воспитателей и родителей старшей группы
Материал и оборудование: подборка серийных картинок по сказке «Лиса и журавль » на липучках, ширма – раскладушка с липучками ( магнитная доска) , маска и корзинка для лисы, музыкальное сопровождение, книжки со сказками

Цель: развивать целостное восприятие русской народной сказки

Задачи:
1) учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки
2) развивать- связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; закреплять правильное употребление слов и падежных окончаний.
3) Воспитывать нравственные качества, сопереживание, готовность прийти на помощь; поддерживать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа:
Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и журавль», рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: куманек, потчевать, не обессудь, окрошка, дружба врозь, не солоно хлебавши, как аукнется, так и откликнется, каков привет, таков ответ.
Методы и приемы: активная беседа, рассматривание, художественное слово.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я знаю, что вы очень любите сказки. Назовите, пожалуйста, свои любимые сказки.
Дети: (отвечают)
Воспитатель: У меня для вас есть сюрприз, к нам сегодня придет гость, а кто это попробуйте отгадать с помощью загадки:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на пейt
Пышный хвост - ее краса,
Это зверь лесной...
Дети: Лиса!
(звучит музыка, входит лиса)
Воспитатель: Здравствуй, лисичка, мы рады видеть тебя, с чем ты к нам пожаловала?
Лиса: Здравствуйте ребята, я пришла к вам из сказки, но не помню из какой, помогите мне, пожалуйста, вернуться в мою сказку, вот, посмотрите у меня есть картинки...
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь нашей гостье, мы должны вспомнить из какой сказки эти иллюстрации и рассказать по ним сказку.
Лиса: Ну что ребята, вы поможете мне?
Дети: Поможем!
(дети выкладывают последовательно сюжетные картинки на ширме вспоминают название сказки — «Лиса и журавль»)
Воспитатель: ребята, в этой сказке есть много новых для нас и необычных слов, давайте вспомним их (дети вспоминают и объясняют значение)















Лиса: Мне так хочется послушать сказку, ребята, кто хочет рассказать ее мне? ( дети рассказывают сказку «Лиса и журавль» с оборой на сюжетные картинки)
Лиса: Спасибо, ребята, за помощь, теперь я вспомнила из какой я сказки, побегу скорее к журавлю в гости, а за вашу помощь, я дарю вам новые книжки со сказками про лису. До свидания!.
Дети: До свидания!
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо рассказали сказку. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Шёл журавль на охоту,
Искал лягушку на болоте. Ноги длинные поднимал, Через кочки он шагал. Посмотрел по сторонам, Нет её ни тут, ни там. Оглянулся, повернулся,
А затем домой вернулся.
Воспитатель: Ребята, ему УЧИТ нас эта сказка?
Дети: Сказка нас учит дружить, заботиться о других, быть гостеприимным.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы, подойдут к нашей сказке?
Дети: «Как аукнется, так и откликнется».
«Что посеешь, то и пожнёшь».
«Каков привет - таков ответ».
Воспитатель: Правильно, ребята, недаром говорят: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой», и животные, и птицы, и люди - все должны жить дружно.
Давайте попробуем придумать другой конец к сказке.
(на доску вывешиваются иллюстрации, ребята придумывают иное окончание сказки, где лиса и журавль дружили, ходили друг к другу в гости)





Воспитатель: на этом наше занятие закончилось
Сказка в гости приходила,
Многому нас научила.
Рассказала, как нельзя
С другом вам вести себя.
Будем сказки мы встречать,
С интересом их читать.
Будем с ними мы дружить,
Этой дружбой дорожить!

Рекомендуем посмотреть:

Небылицы для детей 5-8 лет Физкультурный досуг с родителями в средней группе Рождественская сказка в картинках для малышей 3 - 5 лет Сказка для детей дошкольного возраста про зайчика

Похожие статьи:

Интеграция образовательной области «Коммуникация» в ДОУ

Участник №201 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки»
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы | Весенняя карусель из цветов для оформления детского сада своими руками
Опубликовано: 650 дней назад (22 февраля 2015)
Просмотров: 3677
Рубрика: Без рубрики
+33
Голосов: 33
Мария Владимировна Морозова # 23 февраля 2015 в 01:53 +4
Что за рыжая краса?
Это хитрая лиса! (с)
Замечательное занятие получилось - интересное, волшебное и поучительное! Материал понравился не только по содержанию, но и в отношении "формы": красивые сказочные иллюстрации очень даже нелишними здесь являются.
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 08:42 +1
Спасибо Мария Владимировна!
Ольга Михайловна Подгорных # 23 февраля 2015 в 06:05 +3
занятие интересное, увлекательное, только наглядное моделирование - это не совсем то. у Вас идет рассказывание по сюжетным картинкам, но все равно получилось интересно!+4
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 08:41 +2
Здравствуйте Ольга Михайловна! Спасибо за комментарий, но наглядное моделирование также включает и составление рассказов по серии картин.
Алла Ивановна Ефимова # 23 февраля 2015 в 08:58 +3
Доброе утро, Ирина Владимировна! Спасибо за приглашение. Очень интересное получилось занятие,цели и задачи поставлены, а главное они достигнуты. В наше время, дети, почти не умеют составлять рассказы,рассказывать.Примите голос и удачи.
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 09:13 +1
Спасибо Алла Ивановна!
Ирина Юрьевна Свириденко # 23 февраля 2015 в 09:20 +1
здравствуйте, Ирина Владимировна! Занятие очень увлекательное и интересное.С вашего разрешения я воспользуюсь вашим конспектом. Удачи и творческих успехов! Мой голос Вам!
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 09:34 +1
Спасибо! Приятно что мой конспект пойдет в вашу копилку hoho
Наталья Константиновна Киселева # 23 февраля 2015 в 09:41 +3
Здравствуйте, Ирина Владимировна!
При кажущейся простоте Ваше занятие потребовало довольно серьёзной подготовки: ребята должны предварительно освоить новые слова, запомнить их и уметь употреблять в контексте, познакомиться с пословицами и поговорками. Очень понравилось завершение занятия: ребята не осуждают главных героев, а помогают правильно построить модель общения.
Обнаружила небольшую опечатку в загадке про лису - "пейt".
Спасибо большое за приглашение! Занятие увлекательное! Мой голос Вам!)))
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 11:13 0
Спасибо за комментарий
Ирина Анатольевна Князева # 23 февраля 2015 в 10:35 +3
Ирина Владимировна!С интересом прочитала Ваш конспект! Разработан и оформлен грамотно. Проведена большая предварительная работа, использовали иллюстрации к сказке! Думаю, что с такой разработкой, поставленные цели и задачи были легко достигнуты. Примите мой голос! Удачи!
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 11:13 +1
Ирина Анатольевна,спасибо !
Ольга Алексеевна Шлинк # 23 февраля 2015 в 11:44 +3
Ирина Владимировна, спасибо за приглашение! С огромным вниманием и интересом познакомилась с конспектом непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования». Очень интересное и познавательное занятие.Голосую.Желаю Вам творческих успехов!
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 12:06 0
Спасибо вам большое Ольга Алексеевна!
Елена Солдатова # 23 февраля 2015 в 12:11 +4
Добрый день, Ирина Владимировна! Очень интересно было прочитать Вашу работу по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования». Она построена методически верно.Цель и задачи работы реализованы полностью. Представлены фотографии хорошего качества. Занятие способствует развитию связанной монологической речи, развитию коммуникативных качеств детей, воспитывают нравственные качества, такие как сопереживание, готовность прийти на помощь, а также поддерживают интерес к русскому народному творчеству. Дальнейших Вам творческих успехов! +1
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 21:29 0
Спасибо Елена за голос и комментарий!
Марина Андреевна Уварова # 23 февраля 2015 в 12:24 +2
Ирина Владимировна, занятие Ваше понравилось. Многому учит детей: уметь строить предложение,подбирая необходимые слова, связывать свои мысли в одну тему. Творчество тоже на лицо- дети придумывают другой конец к сказке, это очень хорошо. Ещё и воспитательный момент. Но я сомневаюсь в том, что дети сами вспомнят "необычные" слова. Они и в 1 классе мало кто помнит то, что учитель называет важными ( словарными) словами. По оформлению замечания есть. Слова цель, задачи, оборудование, дети надо выделять жирным шрифтом.Успехов Вам. +1.
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 21:39 0
Марина Андреевна, спасибо за подсказку!
Антонина Михайловна Юмашева # 23 февраля 2015 в 12:46 +2
Доброе утро, Ирина Владимировна! Спасибо за приглашение. Очень интересное получилось занятие, цель и задачи достигнуты. В наше время дети, мало общаются с устным творчеством, нет накопления богатого опыта и умения составлять рассказы. Ваш материал очень актуален и его опыт будет полезен многим. Примите голос, творческих удач Вам и вдохновения! С уважением А.М.
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 21:32 +1
Спасибо Антонина Михайловна!Всегда приятно и полезно получить голос от педагогов- стажистов. Вы всегда поправите и если надо подскажите.Спасибо
Тамара Михайловна Простак # 23 февраля 2015 в 13:21 +2
Ирина Владимировна, спасибо за приглашение на сказку, очень это интересное мероприятие! Дети хорошо знают сказку, могут вносить свои изменения, что и происходит в деятельности: расшатывание сюжета развивает творческое воображение. А сейчас можно смело переходить к настоящему моделированию-замещению: предложите ребяткам разноцветные фигурки, пусть они придумают сами, что и кем будет (например, оранжевый кружок - это как будто Лиса, коричневый треугольник - Журавль и т.д.), вот тут у ребят начнут развиваться способности. Удачи Вам!
Валентина Борисовна Кукса # 23 февраля 2015 в 15:04 +3
Ирина Владимировна! Спасибо за приглашение.С интересом ознакомилась с вашей новой работой.Занятие очень интересное, познавательное, поучительное.Очень понравилось!
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 21:41 +1
Спасибо Валентина Борисовна!
Людмила Васильевна Бугаева # 23 февраля 2015 в 15:05 +2
Все чаще современные дети не умеют и не хотят рассказывать рассказы и сказки. А придумывание нового сюжета вообще вызывает затруднения. Проведение таких занятий, как ваше вызовет интерес у детей к этому виду деятельности. Ваш материал мне понравился. Примите голос.
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 21:40 0
Спасибо Людмила Васильевна!
Елена Ивановна Пособнова # 23 февраля 2015 в 15:45 +3
Ирина Владимировна, ваш конспект я прочла мне он понравился.обязательно использую в работе.Очень актуально прививать детям интерес к устному народному творчеству. Голосую за !
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 21:42 0
Спасибо Елена Ивановна!
Юлия Викторовна Бутова # 23 февраля 2015 в 21:37 +3
Интересная, подробная, иллюстрированная разработка!
Цель - развивать целостное восприятие русской народной сказки с помощью таких разработок будет достигнута!
Мероприятие способствует обучению детей пересказыванию сказок близко к тексту, опираясь на сюжетные картинки, развивает речь, коммуникативные качества детей, воспитывает нравственные качества, поддерживает интерес к русскому народному творчеству.
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 21:43 +1
Юлия Викторовна , спасибо за интерес к моей работе
Светлана Евгеньевна Лукьянова # 23 февраля 2015 в 21:41 +3
Материал интересный. Необычное построение занятие, правильно подобранные иллюстрации оживили речевое развитие детей. Очень понравился прием придумывание нового конца сказки. Спасибо. Голос.
Ирина Владимировна Ашмарина # 23 февраля 2015 в 21:44 +1
Светлана Евгеньевна спасибо!
Светлана Александровна Колесникова # 24 февраля 2015 в 20:25 +3
Очень интересный конспект занятия. Хорошие иллюстрации. Ваш материал обязательно пригодится педагогам в работе. Примите мой голос. Удачи!
Ирина Владимировна Ашмарина # 26 февраля 2015 в 22:09 0
Спасибо Светлана Александровна!
Екатерина Борисовна Фимина # 24 февраля 2015 в 21:52 +5
Ирина Владимировна, благодарю за приглашение! Что мне особенно понравилось в вашем занятии-это использование русской народной сказки. Сейчас дети лучше знают героев иностранных мультиков и не знают наших сказок. Некоторые педагоги подстраиваются под знания детей и делают занятия на основе популярных мультиков. Вы используете прекрасные иллюстрации, видя которые, дети могут сделать более красочное описание события. Примите мой голос. С уважением, Фимина Е.Б.
Ирина Владимировна Ашмарина # 26 февраля 2015 в 22:08 0
Спасибо Екатерина Борисовна!
Татьяна Юрьевна Борисова # 25 февраля 2015 в 19:51 +4
Очень интересный конспект.Спасибо за приглашение.С вашего разрешения возьму в закладки.Спасибо.Посоветую коллегам. Голосую+1
Ирина Владимировна Ашмарина # 26 февраля 2015 в 22:10 +1
Спасибо Татьяна Юрьевна!
Ирина Юрьевна Ручина # 26 февраля 2015 в 19:44 +4
Ирина Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей разработкой. Конспект "Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования" получился у Вас очень интересный, мне понравился. Такой материл очень полезный для детей и учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Ирина Владимировна Ашмарина # 26 февраля 2015 в 22:09 +2
Спасибо Ирина Юрьевна!
Юлия Владимировна Кренева # 27 февраля 2015 в 12:28 +3
Здравствуйте! Материал очень интересный и полезный. Спасибо! Голос!
Анна Иванова # 27 февраля 2015 в 23:03 +3
очень приятно было побывать у вас на занятии, Ирина Владимировна! Сама часто сталкиваюсь с тем. что дети не могут пересказать прочитанное им произведение. Приходится помогать наводящими вопросами. С опорой же на картинки дело идет намного лучше. Мне очень понравились ваши иллюстрации-яркие, красочные, добрые. И вместе с тем они четко дают ребенку образ и журавля, и лисицы.Это очень важно.
Само занятие составлено очень интересное. Уверена, что оно пролетит на одном дыхании. Ведь можно не только рассмотреть картинки и обсудить их, но и повеселиться на физкультминутке. v
С удовольствием отдаю вам свой голос. Удачи в конкурсе!
Елена Васильевна Лукьянчикова # 1 марта 2015 в 22:12 +1
Уважаемая Ирина Владимировна, очень интересный материал, красочные и добрые иллюстрации. Думаю, Ваши коллеги - воспитатели с удовольствием воспользуются Вашими находками. Вам дальнейших творческих успехов!
Сидорова Зоя Григорьевна # 2 марта 2015 в 18:10 +1
Ирина Владимировна! Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. При этом очень важно формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев сказки. Пусть дети, пока они маленькие, живут рядом со сказкой, и в сказке. Всего Вам доброго! Голос!
Зоя.
Марина Викторовна Княжева # 2 марта 2015 в 21:23 0
Ирина Владимировна, здравствуйте.Интересный материал, красочные и добрые иллюстрации. Используя в своей работе наглядное моделирование, Вы учите детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Светлана Николаевна Никишова # 3 марта 2015 в 23:12 0
Здравствуйте, Ирина Владимировна. Вы подготовили и представили очень хороший конспект занятия. Дети с помощью картинок лучше пересказывают сказки, учатся строить предложения и составлять текст. Молодец.
Мария Чукмарёва # 5 марта 2015 в 06:49 0
Доброе утро, Ирина Владимировна! Вам удалось составить очень красочный, хороший материал, который четко и подробно дает представление о том, как можно с помощью картинок научить детей пересказывать сказки! На будущее - выделяйте слова : воспитатель,дети... и смело пользуйтесь редактором шрифтов, таким образом ваша публикация приобретет более выразительный и презентабельный вид! Спасибо вам за ваш опыт в данном направлении - развития речи дошкольников! Голосую!
Ольга Васильевна Яковлева # 6 марта 2015 в 19:19 0
Спасибо за приглашение. Интересный, нужный материал Вы представили. Интересный метод Вы используете: пересказ сказок с опорой на наглядность. Это помогает детям более подробно, ярко, осмысленно пересказать литературный текст. Занятие получилось насыщенное, увлекательное, интересное. Творческих успехов! голос
Вера Александровна Орехова # 11 марта 2015 в 06:07 0
Ирина Владимировна, спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с предложенным материалом, очень познавательная и полезная публикация. Красивые и яркие иллюстрации, которые Вы подобрали, помогают детям более подробно запомнить сказку и пересказать сказку.
Голос +1.
Желаю удачи!!!
Ксения Ашмарина # 20 марта 2015 в 22:00 0
Ирина Владимировна,спасибо за приглашение! Хороший, чёткий, красочный материал.с удовольствием голосую!+1
Татьяна Вячеславовна Пестреева # 22 марта 2015 в 12:11 0
Молодец! очень свежо и интересно Подобран красочный материал.Скучная работа по пересказу превратилась в интересную живую. Я думаю, что детям такой способ пересказа давался легко в течение всего занятия дети были активны, заинтересованы Здорово! Примите мой голос.
Валентина Сергеевна Вешкина # 30 сентября 2015 в 05:09 0
Добрый день, Ирина Владимировна! Ваш конспект занятия по развитию речи будет ценен воспитателям и родителям как образец работы со сказкой. Русские народные сказки- клад устного народного творчества и большого количества ярких выражений и словечек, непонятных особенно городским деткам. Прекрасно, что Вы ведете работу по изучению таких выражений, привлекаете ребят к созданию новых концовок сказочного сюжета, помогаете им красочными иллюстрациями. А моделирование пойдет следующим этапом работы, когда сказка станет "своей" и ребенку захочется быть соавтором. Примите голос поддержки и пожелания новых творческих успехов!