Конкурсы для педагогов и детей

Конспект ООД в старшей группе. Глиняная посуда

Конспект организованной образовательной деятельности: «Глиняная посуда из деревни Малое Фомино».

Автор: Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала: Каждый детский сад, в настоящее время, разрабатывает тему: «Краеведение». Самым трудным вопросом для педагогов - дошкольников по–прежнему остается отбор содержания краеведческих знаний и представлений, которые должны приобрести дети. Такой, соответствующий по содержанию материал, позволит сформировать у дошкольников представления о том, чем богат и кем славен их родной край. Наш Никольский район не слишком велик, но каждый хочет показать его красоту и величие. Поэтому мы, тоже, обогащаем среду краеведческим материалом и составляем конспекты. С одним из конспектов хочу познакомить и вас, уважаемые коллеги, организованная образовательная деятельность: «Посуда из деревни Малое Фомино». Данный материал будет востребован воспитателями, работающими на группах старшего дошкольного возраста.
Конспект организованной образовательной деятельности: «Глиняная посуда из деревни Малое Фомино».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Знакомство со старинным способом изготовления посуды из глины.
Задачи: Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего района (глина, песок, камни), сравнить некоторые их качества;
Приобщать к истокам народной культуры, дать детям представление о производстве глиняной посуды в д. М.-Фомино;
Развивать словарный запас детей (гончар, лудильница, кринки, плошки, холст, полезное ископаемое.);
Учить ценить красоту. Побудить желание создавать красоту своими руками.
Прививать интерес к русскому народному творчеству;
Воспитывать чувство гордости за достижения односельчан и русского народа;
Развивающая среда:
Демонстрационный материал: различные виды глины и песка, глиняная посуда, дидактическая игра «Что сначала, что потом»,
Раздаточный материал: лупы для рассматривания глины и песка, фартуки, доски для лепки, влажные тряпочки, глина для лепки, баночки для изготовления карандашниц.
Ход занятия:
1 часть.
-Ребята, кто угадает, что лежит у меня на столе, под этой красивой салфеточкой?
-Здесь у меня полезные ископаемые. Кто знает, что такое полезные ископаемые?
-Это то, что добывается из недр нашей земли. ( ископаемое – копать, а слово полезное - пользу приносит для человека)
-Сейчас я подниму салфеточку, и вы сразу узнаете, какие полезные ископаемые есть у нас в Никольском районе. Что это? (глина, песок, камни)
2 часть.
Рассматриваем, экспериментируем.
а) Сравниваем глину и песок. (песок рыхлый – песчинки не прилипают друг к другу; а глина состоит из мелких частичек, которые прилипают друг к другу, как если бы мы взялись за руки и держали друг друга крепко-крепко.)
Рассматриваем через лупу
б) Из глины можно лепить, а из песка?
в) Глина лепиться, а воду она будет пропускать?( Песок природный фильтр, очищает воду)
Что можно делать из песка, где его используют?
Что можно делать из глины и где ее используют?
3 часть.
-Ребята, а сейчас я вам хочу рассказать, как у нас использовали раньше полезное ископаемое – глина.
- Что из глины можно сделать? кирпич
-Сейчас кирпич мы покупаем в магазине, а раньше, давно-давно делали кирпич из глины у нас в Никольском районе сами и продавали, а так же строили здания, делали печи в домах из него.
Отгадайте загадку:
На круге рождалась,
В печи закалялась, воды не боюсь,
А уронишь, разобьюсь.
Закаленная в печи, так же как и кирпичи, а уронишь, бьется, как она зовется?
Глиняная посуда.
А вот в д. М.-Фомино и Б.- Фомино делали такую посуду из глины, поднимает салфетку.
Физминутка. «Привезли мы глину с дальнего бугра».
Привезли мы глину с дальнего бугра.
(едут на «лошадке», руки вперед, сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях)
Ну - ка за работу чудо мастера!
(руки на пояс, наклоны влево – вправо)
Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу,
(показываем пальцами рук, ладошками «сглаживаем»)
Высушу, узором я его украшу.
(дуем, воображаемая кисточка, рисуем)
Кринки и кувшины, плошки и чашки
(показываем ладошкой правой вправо, затем левой влево, с наклоном туловища)
В жаркой печке обретут яркие рубашки.
(показать руками «рубашки», руки на пояс)
Людей, которые делали глиняную посуду, называли – гончары.
Очень много было мастеров по этому ремеслу, а сейчас – единицы. И я хочу вам рассказать об одном таком мастере, его зовут - Воронин Всеволод Павлович. Многие из вас знают этого уважаемого человека.
-Что значит слово – гончар?
-Давайте вместе повторим и запомним это слово.
-Когда Всеволод Павлович был маленький, его мать (Воронина Вера Васильевна) и отец (Воронин Павел Иванович) были знаменитыми гончарами в своей деревне.
-Что значит слово «гончар»?
-Давайте еще раз повторим и запомним это слово.
-Маленький Всеволод был хорошим помощником своим родителям.
Он рассказывает, что: «Мать даже ночи не спала, все горшочки делала, очень по душе ей было это дело.»

-Посмотрите, какие разные горшочки, кринки, плошки, вот это – круган (как чугун) ; все для чего то предназначены.
-Угадайте, для чего кринка? (для молока)

-Круган и большие кринки – для соления грибов, замешивания теста.

- Плошка – мясо ставили в печь, щи варили.
-А как же делали эту посуду, хотите узнать?
-Чаще всего занимались изготовлением глиняной посуды поздней осенью или зимой, почему? Закончены работы в поле, собран урожай в огороде.
Воспитатель показывает плоскостную модель изготовления глиняной посуды в старину.

1. Нужно было подготовить глину, ее брали недалеко от большой дороги у деревни М. – Фомино ( в Микитихе), привозили домой на лошади.
2. Мать расстилала, сотканный собственными руками половик – холст ткани изо льна. На нем нужно было месить глину, топтали ее прямо ногами. Когда глина готова.
3. Брали специальную скамью с колышком, ставили на колышек гончарный круг, раскручивали его и из куска глины вытягивали плошку, кринку…
4. Когда кринка готова кладут ее на полку, чтобы высохла.

5. Затем на печь, на печи сушат дольше.
6. Смазывают внутри тряпочкой мазью (автолом или дегтем)

7. Окатывают внутри свинцовым порошком. Расплавится свинец на печке, станет, как вода, забулькает, но нужно еще ждать, чтобы перегорел, получится порошок. Этим порошком внутри и окатывают тонким слоем.

8. Затем предстояла самая сложная процедура – лудить горшки, обжигать.
Для этого были специальные печки – Лудильницы.
Их делали на окраине деревни или в конце огорода. Эти печки были тоже из глины. (1 метр длина и ширина, а высота – 1,5 метра) В печке были три полочки из кирпичей. На них раскладывали посуду.

9. Прикрывали черенками от старой посуды, чтобы выходила влага, когда посуда накалиться.

10. затопляли печь самыми лучшими дровами, самыми жаркими дровами, за ними ездили на «березовое болото». Как старички говорили: «За смольем.» (еловые, сосновые, со смолой сухие дрова)
Ими печь накаливали так, что посуда становилась с бела. Печь 3-4 часа топили хорошими дровами.
11. Утром доставали посуду из печи, черенки, которые прикрывали печь, рядом складывали и доставали остывшую посуду, печь прикрывали листом железа, чтобы не намокла.
12. Иногда украшали посуду, посередине кринки, плошки – окалой. Это раскаленная медь, ее капали по кругу.

13. Затем готовые горшки везли в г. Никольск, на рынок, или в соседние деревни, продавали.
Вот так делали глиняную посуду, раньше, в д. М.– Фомино семья Ворониных.
- Ребята, а вам хотелось бы тоже научиться делать такую посуду?
Когда вы будите взрослые вы многому научитесь, а давайте попробуем разложить карточки по порядку.






-Ребята, а вы хотите побыть гончарами, давайте смастерим из глины подставки для карандашей. Можно смастерить такую, как у меня, или придумать самостоятельно.
Показ воспитателя: Берем баночку, смачиваем ее водой. Сейчас берем глину, разминаем ее, скатываем в длинный столбик, сплющиваем и обматываем баночку плоским жгутом, и так пока она полностью не покроется глиной. Неровности сглаживаем и можем делать дополнительные детали. Если это зайчик, то ушки, хвостик, лапки, мордочку.
Практическая деятельность детей:
(самостоятельная деятельность детей, любую баночку – емкость, облепить глиной, придумать украшение из глины, или какой-нибудь образ (зайчик, поросенок, собачка))


Итог: У вас получились красивые подставки, когда они высохнут, мы их раскрасим.
Какие полезные ископаемые, нашего, никольского района вы знаете?
Что еще нового вы узнали? (как делали посуду из глины давно)
А вечером, мы посмотрим фильм, как делают посуду на современном производстве.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по лепке в старшей группе детского сада. Новогодняя елочка Конспект занятия для детей старшей группы. Воздух и его свойства Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы Конспект занятия для старшей группы детского сада. Я гражданин Республики Казахстан
Участник №48 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Конспект ООД в старшей группе на тему: Зима | Народная игра Никольского района для детей "Оленем"
Опубликовано: 680 дней назад (23 января 2015)
Просмотров: 2489
+26
Голосов: 30
Наталья Ивановна Винокурова # 23 января 2015 в 21:45 +2
Как вам удается все это придумать, не оскудела талантами еще наша земля! Успехов, мой голос за вас!
Надежда Леонидовна Макарова # 23 января 2015 в 22:24 +4
Ирина Владимировна! Замечательно, красиво, здорово!!! Голос!
Надежда Владимировна Рябиченко # 23 января 2015 в 22:42 +4
Ирина Владимировна, Ваш конспект занятия а тему «Глиняная посуда из деревни Малое Фомино» интересный и познавательный. Думаю, дети с удовольствием слушали рассказ о старинном способе изготовления посуды из глины, который сопровождается замечательными рисунками, с легкостью выполнили задание дидактической игры «Что сначала, что потом». Мне понравилась разработка. Примите мой голос!
Наталья Сергеевна Бушманова # 23 января 2015 в 23:13 +4
Ирина Владимировна!Хочется поблагодарить Вас за такой интересный и познавательный конспект занятия!С большим удовольствием голосую.
Мария Аркадьевна Шишатова # 23 января 2015 в 23:50 +5
Ирина Владимировна, превосходный материал!После таких интересных занятий поставленные цели действительно достигнуты:прививать интерес к русскому народному творчеству;воспитывать чувство гордости за достижения односельчан и русского народа. Начиная с исследовательской деятельности глины и песка, дети постепенно знакомятся и с изделиями из них и с мастером-гончаром, обобщают по карточкам последовательность работы с глиняными изделиями.А в итоге еще и такие поделки сделать! ВЫ МОЛОДЕЦ! Голосую!
Ольга Алексеевна Шлинк # 24 января 2015 в 10:33 +2
Ирина Владимировна,здравствуйте. С большим интересом познакомилась с Вашим конспектом занятия на тему «Глиняная посуда из деревни Малое Фомино».Материал интересный и познавательный. Примите мой голос!
Надежда Анатольевна Халимуллина # 25 января 2015 в 08:13 +5
Ирина Владимировна! Какой занимательный, глубокий по содержанию конспект! Даже мне, взрослому человеку было интересно! Представляю как проходило Ваше занятие: дети, наверняка, сидели и слушали затаив дыхание. Сейчас в моде понятие "региональный компонент". Вы эту тему раскрыли с такими подробностями и на уровне понимания дошкольниками! Как хорошо, что есть такие педагоги, как Вы! Никто не останется равнодушным к творчеству гончаров, ознакомившись с Вашим конспектом. Спасибо!
Ирина Анатольевна Князева # 25 января 2015 в 09:54 +2
Ирина Владимировна!С интересом прочитала Ваш конспект! Разработан и оформлен грамотно. Проведена большая предварительная работа! Думаю, что с такой разработкой, поставленные цели и задачи были легко достигнуты. Примите мой голос!
Регина Сириновна Сабирзянова # 4 февраля 2015 в 17:51 +5
Ирина Владимировна! Интересный, содержа\тельный материал, думаю, будет востребован коллегами. Спасибо за знакомство с глиняной посудой из деревни Малое Фомино. Примите голос! Творческих успехов!
Раиса Владимировна Коломыцева # 4 февраля 2015 в 18:14 +2
Добрый вечер, Ирина Владимировна! Отличный конспект по краеведению представлен, большая предварительная работа проделана, эксперименты и исследования всегда увлекают детей, интерес к народному творчеству достигнут путём изготовления карандашницы - подставки. Мне понравилось , с удовольствием голосую +1
Наталья Валентиновна Моисеева # 5 февраля 2015 в 22:25 +3
Ирина Владимировна, с большим интересом прочитала Ваш конспект. Написано так, что читается легко, я думаю и дети восприняли легко весь материал. Замечательно, что прививаете интерес ребят к народному творчеству. Здорово, что текст украсили собственными рисунками. Примите мой голос.
Татьяна Петровна Цуканова # 6 февраля 2015 в 05:53 +3
Ирина Владимировна, спасибо за приглашение, с большим интересом прочитала Ваш Конспект организованной образовательной деятельности: «Глиняная посуда из деревни Малое Фомино». Прекрасный получился материал по краеведению! Вы знакомите детей с историей Малой Родины, дети учатся ценить традиции, ремесло, богатство земли на которой растут. Текст, рисунки и поделка написаны и подобраны так, что детям познакомиться с Вашей работой и повторить под Вашим руководством доступно и интересно. Дальнейших творческих идей! Мой голос. С уважением Т.П.
Любовь Михайловна Русакова # 6 февраля 2015 в 07:37 +2
Ирина Владимировна, знакомя детей с творчеством мастеров родного края, вы воспитываете у детей чувство гордости за свою Родину. Малая Родина - это то, что понятно малышам, близко им. Ваша работа нужна и важна. Спасибо вам за эту работу. Удачи! Голос!
Екатерина Санникова # 6 февраля 2015 в 07:47 +1
Ирина Владимировна, Ваш конспект занятия интересный, доступный и познавательный.Вы знакомите детей с историей Родины и народного творчества. Думаю, дети с удовольствием слушали рассказ о изготовлении посуды из глины в старину, который сопровождался интересными рисунками.Разработка понравилась. Примите мой голос!
Елена Александровна Портнова # 6 февраля 2015 в 08:23 +1
Выдумкам нет конца, очень интересно и содержательно, а сколько картиночек рисовали.К такому фото не найдёшь.
Беру себе на заметочку.Голос за Вас.
Елена Васильевна Лукьянчикова # 6 февраля 2015 в 09:29 +2
Уважаемая Ирина Владимировна! Работа с краеведческим материалом всегда имела особую ценность, и для малышей и для старшеклассников. На местном материале воспитываются важные качества: любовь к малой родине вырастает постепенно в патриотизм, уважение к традициям своего поселения, своих предков вырастает в любовь к культуре своей страны, своего народа. Вы способствуете развитию трудолюбия, усидчивости, прилежания у ребят. С большим удовольствием голосую за Вас!
Светлана Васильевна Новоселова # 6 февраля 2015 в 09:33 +1
Ирина Владимировна, большое спасибо за приглашение. Материал замечательный и познавательный. Схемы - просто изюминка Вашей работы. Беру в закладки, голосую. Спасибо, успехов.
Ольга Васильевна Булычева # 6 февраля 2015 в 11:21 +2
Ирина Владимировна! Спасибо за приглашение! Занятие очень насыщенное, цели и задачи прослеживаются. Нравится , что занятие построено на местном материале. такое занятие можно провести и для млажших школьников. Голос!
Наталия Александровна Фролова # 6 февраля 2015 в 11:52 +2
Ирина Владимировна! Здорово! Очень хорошо, что знакомите детей с культурой нашей страны. Дети должны знать историю своей малой Родины. Образовательная деятельность носит большой познавательный материал. Конспект составлен грамотно, прослеживается патриотическое воспитание. Схемы помогают воплотить намеченные задачи. Голос!
Светлана Александровна Колесникова # 6 февраля 2015 в 16:30 +2
Ирина Владимировна спасибо вам за такой интересный урок по истории глиняной посуды из деревни Фомино. Очень познавательно, думаю ваш материал пригодится многим педагогам. Вы проделали большую работу по сбору материала. Это стоит не только голоса, хочется пожелать вам победы в конкурсе. Удачи!
Тамара Александровна Новичкова # 6 февраля 2015 в 20:40 +1
Добрый вечер, Ирина Владимировна! Спасибо за приглашение и доставленное удовольствие от знакомства с вашим конспектом занятия «Глиняная посуда из деревни Малое Фомино». Предоставленный материал интересный и познавательный, сопровождается замечательными иллюстрациями, рисунками. Ваша разработка заслуживает внимания и положительной оценки. Голосую +1
Светлана Анатольевна Савостьянова # 6 февраля 2015 в 20:52 +2
Ирина Владимировна, спасибо за приглашение познакомиться с конспектом организованной образовательной деятельности: «Глиняная посуда из деревни Малое Фомино». Интересное занятие, включающее в себя информационную часть, физкультминутку и практическую деятельность. Понравились рисунки в оформлении работы, с помощью которых Вы показываете изготовление глиняной посуды в старину, а затем как закрепление работа с карточками. Цель и задачи образовательной деятельности достигнуты, голосую +1!
Антонина Михайловна Юмашева # 6 февраля 2015 в 23:32 +2
Ирина Владимировна, Ваш конспект занятия а тему «Глиняная посуда из деревни Малое Фомино» интересный и познавательный. Цели и задачи прослеживаются. Очень понравилось, что занятие знакомит и воспитывает уважение к местным природным богатствам, содержит фото ремёсел, рисунки. Дети учатся ценить традиции, богатство земли на которой растут. Материал содержательный, чёткий с раскрытыми задачами, доступен пониманию, привлекает самобытностью и значимостью. С уважением А.М.
Наталья Суслова # 7 февраля 2015 в 08:13 +1
Ирина Владимировна, спасибо за приглашение. Очень интересный, содержательный материал. Голос!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 9 февраля 2015 в 07:08 +1
Ирина Владимировна, Ваш конспект занятия на тему «Глиняная посуда из деревни Малое Фомино» получился интересным и содержательным. Хороший подробный материал, который сопровождается авторскими рисунками. Работа проделана колосальная... Но в работе всегда должна быть гармония. Рисунки выполнены в тёплой цветовой гамме, а рамочку делаете синим цветом... Данный контраст сбивает с целостного восприятия материала. Я бы посоветовала Вам заменить на рисунках рамочки: взять более подходящий тон из ряда коричневых, переснять снимки и заменить их с помощью редакторов сайта. Творческих Вам успехов! Голос!
Ирина Владимировна Ельцина # 11 февраля 2015 в 20:59 0
Рисунки выполнены в то время, когда компьютеров еще не было, действительно пора их переделать.
Ирина Николаевна Ступченко # 9 февраля 2015 в 11:27 +1
Такое увлекательное занятие! Класс! Примите голос!
Вера Николаевна Малявина # 27 февраля 2015 в 13:40 +1
Ирина Владимировна, всегда с удовольствием смотрю исторический и краеведческий материал. Занятие мне понравилось, Вы молодец! В Вашем занятии есть и исторический материал, и прекрасные фотографии и рисунки. С удовольствием голосую!
Людмила Федоровна Кокшарова # 29 июня 2015 в 22:44 +1
Ирина Владимировна. я с большим удовольствием смотрела ваш материал нечего подобного не встречала.