Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект ООД в подготовительной группе. Русский народный костюм

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"
Конспект организованной образовательной деятельности: "Звездочка из прошлого"

Автор: Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Звездочка прошлого», для детей старшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в каждом детском саду, так как знакомство с детей с историей Родного края и воспитание чувства патриотизма, являются обязательными в составлении планирования работы с детьми по ФГОС. Данный материал может быть полезен как воспитателям, так и учителям начальных классов.
Конспект организованной образовательной деятельности: «Звездочка из прошлого».
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие,.
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи: Закрепить знания детей о женском и мужском национальных костюмах;

Познакомить детей с русской старинной обувью – «лапти», с костюмом Никольского района - «парочка»;

Пополнить словарный запас детей: лапти, береста, «парочка», полушалок, кофта – баска;

Расширить кругозор детей;

Прививать интерес к русскому народному творчеству;

Воспитывать любовь к Родному краю.
Оборудование: Игрушка – Звездочка, светящаяся; сундучок; костюм «парочка»; лапти и береста; онучи; русский народный костюм женский и мужской; 2 открытки с заданиями от Звездочки; куклы в национальных костюмах; план – карта, группы со стрелочками, указывающими направление движения.
Предварительная работа:
1.Экскурсия в школьный музей.
2. Беседа о русском народном костюме.
3. Беседа о старинном головном уборе.
4. Беседа о других национальных костюмах.
5. Беседа о вышивке.
6.Индивидуальная работа с родителями по подготовке к занятию: «Русский народный костюм». Просьба побеседовать с детьми о Никольском костюме «Парочка», показать фотографии старинную одежду.
7. Разучивание частушек и русской народной песни «Во деревне то было, в Ольховке …».
Ход ООД :
1.часть Организационный момент: (воспитатель находит в сундуке Звездочку)
-Ребята, сегодня ночью в наш чудесный сундучок упала «Звездочка прошлого». Хотите посмотреть? (заглядывают в сундучок)
-Ой, здесь что-то есть! Открытка, сейчас прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Я прилетела к вам в детский сад из прошлого и хочу послушать, что вы знаете о русском народном костюме.»
2 часть.
-Хорошо звездочка, послушай наших ребят.
-Ребята, вы уже знаете, что у каждого народа есть свой национальный костюм. (Воспитатель показывает куклы-сувениры.)


- У нас тоже есть свой костюм. Как он называется?

- Посмотрите на иллюстрации с изображением костюма и расскажите звездочке, что наши женщины носили раньше.
- Какого цвета раньше шили сарафаны, кофты - рубахи?
- Какие головные уборы носили?
- Как украшали одежду?
- Для чего еще нужна вышивка? Оберег.
- А что вы знаете о старинной одежде мужчин?
- Какого цвета были рубашки, порты?
- Чем украшали одежду?
- Где располагали украшения?
- Какой головной убор носили?
Физминутка.
Ребята, посмотрите, что у меня есть! (Достает коробочку – сундучок с бусами, кушаками, венчиками)
А давайте для нашей гостьи споем веселую, русскую, народную песню. («Во деревне то было в Ольховке..»)
3 часть.
-Звездочке понравилась наша песня, и она засверкала еще ярче.
Хотите еще раз заглянуть в наш сундучок?
-Ой, а тут еще что-то лежит. (достает лапоточки)
-Что же нам хотела подсказать звездочка? Наверно, мы забыли рассказать о том, какую обувь носили раньше. Хотите, расскажу?
-В древние времена самой распространенной обувью были лапти. Повторите и запомните это слово. (лапти)
-Угадайте, из чего делали лапти? (Из коры березы – бересты)
-Лапти чаще всего плели мужчины. Пока плетут лапти, частушки про них придумывают.
- А какие частушки про лапти знают Ваня и Никита?
«Ох, лапти мои,
Лапоточки мои,
Огороды вы копали
Танцевать сюда попали.»

«Гуляй Матвей
Не жалей лаптей.
До субботы доживешь
Новы лапти наживешь.»
-А как вы думаете, в какое время года носили лапти? (летом и зимой)
-Лапти носили с онучами. Повторите слово онучи. (онучи)
-А закрепляли на ногах длинными шнурами – оборами.
-Как вы думаете, а сейчас лапти плетут? (Как сувенир, обувь для дома)
-Когда в Россию приезжают иностранцы, они часто покупают лапти, как сувенир.
-Про лапти в нашей деревне есть много различных поверий:
Считалось если подвесить лапоть в курятнике – куры будут здоровы и снесут много яиц.
Если в засушливую погоду положить в лапоть траву – мокрицу и бросить в реку, будет дождь.

4 часть.
- Что еще есть в нашем сундучке? (достает план-карту, рассматриваем, идем в коридор по плану и звездочкам, выставка костюмов Никольского района)

-Ребята, что это? Вот так сюрприз подготовила нам звездочка
-Хотите, я расскажу вам, что это? Время шло, и одежда людей менялась.
-Как вы думаете, почему? (появлялись новые ткани)
-Наши бабушки шили вот такие костюмы, а называется он - «Парочка». Повторите. (парочка)
-Почему его так назвали? (костюм одного цвета, состоит из двух предметов) -А как вы думаете, как называются части этого костюма? Это кофта – баска. Посмотрите, какая она красивая, нарядная, украшена лентами, кружевом, складками. Где ленты, покажите складки, кружево?
-Что это? (сарафан) Чем он украшен? (лентами, кружевом)
- А еще надевали передник - фартук и платок – полушалок. (полушалок)
-Вот такой костюм носили у нас в Никольском районе в старину, вспомните, как он называется? (парочка)
5 часть.
-Интересную выставку подготовила нам звездочка, а сейчас пойдемте. Поиграем со звездочкой в русскую народную игру «Лапоть».
Русская народная игра «Лапоть».
На полу круг, водящий в центре, участники стоят спиной к водящему.
Дети –Лапти сплели?
Ведущий –Нет.
Дети – Лапти сплели?
Ведущий – Да.
Дети вбегают в круг и берут свой предмет. Водящий старается задеть играющих только в кругу. Кто не успеет взять предмет, выбывает из игры.
- Ребята, посмотрите, как сверкает наша Звездочка, наверное, хочет, что-то сказать. Она мне шепчет, что благодарит вас за интересный рассказ, игру и верит, что вы много знаете о русском народном костюме, дарит раскраски. А сейчас скажем звездочке «До свидания».

Итог:
-Ребята, о чем вы рассказывали Звездочке? (о русском народном костюме)
А, что нового вы узнали? (какую обувь носили раньше, какой костюм носили наши прабабушки)
-Как называется старинная обувь из бересты и костюм наших прабабушек? (лапти, парочка)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Конспект НОД детей подготовительной группы. Открытие земли камчатской Конспект НОД для подготовительной группы детского сада Конспект НОД для подготовительной к школе группы. Путешествие в тундру

Похожие статьи:

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Детский сад

Конспект занятия в подготовительной группе. Культурный человек

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека

Конспект занятия на тему «Родословная» в подготовительной группе

Участник №18 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Игровое пособие по пожарной безопасности для детского сада. Старшая группа | Конспект ООД в разновозрастной группе. Игрушки прабабушек и прадедушек
Опубликовано: 3351 день назад (15 января 2015)
Просмотров: 10650
+27
Голосов: 27
Лидия Егоровна Закопайлова # 15 января 2015 в 12:10 +4
Ирина Владимировна, с удовольствием прочитала Ваш конспект занятия. Тема актуальна, задачи поставлены верно. Применение игровой ситуации соответствует возрастным особенностям детей. Однако, игру "Лапоть" целесообразнее поставить там, где Вы знакомите детей с этой обувью - закрепление понятия в игре. Цели закрепления понятий о деталях народного костюма послужила бы игра в одевание (мужчина, женщина)кукол по заданиям, которые содержат описание предмета или просто назвать его. Если позволяет площадь музея, то лучше бы провести занятие там. Творческих успехов Вам!
захарова татьяна # 15 января 2015 в 14:18 +3
прочитала "на одном дыхании", материал интересный. сейчас, важно воспитывать чувство патриотизма у детей. материал актуальный
Вера Николаевна Малявина # 15 января 2015 в 21:48 +3
Конспект понравился. Голос!
Елена Дмитриевна Шадрина # 16 января 2015 в 21:05 +4
Здравствуйте Ирина Владимировна! Посмотрела Ваш конспект под название "Звездочка из прошлого". Конспект выглядит эстетично. Цель и задачи вы достигли. Детям было увлекательно у Вас на занятии. Вы заинтересовали их. Вами представлены фотографии хорошего качества, это очень хорошо.
Желаю Вам творческих успехов!
Примите голос.
Надежда Владимировна Рябиченко # 16 января 2015 в 21:10 +4
Ирина Владимировна, с удовольствием ознакомилась с Вашим конспектом занятия «Русский народный костюм». Вы провели большую подготовительную работу к данному занятию. Думаю, дети с интересом рассказали Звездочке о том, что ранее узнали о русском народном костюме, сами узнали много нового и интересного. Мой голос Вам.
Светлана Александровна Колесникова # 16 января 2015 в 21:58 +4
Добрый вечер Ирина Владимировна! Познакомилась с вашим конспектом. Много полезной и интересной информации. Сам конспект правильно построен, фотографии хорошие, качественные, четкие. Только размер у некоторых фото не соответствует требованиям конкурса.Но идея мне очень нравится, хочу провести такое занятие со своими детьми, только костюмы возьму нашей Воронежской области. Спасибо за идею! Успехов в конкурсе!
Оксана Сейитмедова # 16 января 2015 в 22:01 +3
Здравствуйте Ирина Владимировна! Посмотрела Ваш конспект под названием "Звездочка из прошлого". Материал очень интересный.Творческих успехов Вам!
Ольга Важова # 17 января 2015 в 09:30 +5
Ирина Владимировна, спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с Вашим занятием. Вами проведена большая предварительная работа, накоплен интересный материал. Вот с таких занятий начинается патриотическое воспитание детей. Очень важно с детства прививать любовь и уважение к нашему прошлому, к его истокам через игровую деятельность, доступную и понятную детям. Творческих успехов Вам!
Цечоева Эсета Ханбулатовна # 17 января 2015 в 13:26 +4
Ирина Владимировна,спасибо за приглашение! Конспект содержательный,дети должны знать свою историю. Тема русского народного творчества очень интересна. Думаю, Ваше занятие прошло на ура. Удачи Вам и творческих успехов!
Мария Анатольевна Гановичева # 17 января 2015 в 14:40 +2
Мне кажется, не надо учить детей одушевлять предметы. Зачем рассказывать что-то картонной звездочке. Не обижайтесь только, пожалуйста. Но мне кажется, пусть бы дети делились своими знаниями с каким-нибудь сказочным персонажем. Или с родителями.
Ирина Владимировна Ельцина # 17 января 2015 в 21:51 +4
Звездочка, была не картонная, а как раз светящаяся разными огоньками и в темном сундуке она смотрелась очень эффектно! Дети были в восторге, может для детей школьников данный момент не подойдет, но для организации детей дошкольного возраста, мне кажется, такие моменты просто необходимо использовать. Повышается их работоспособность, желание рассказывать воображаемой Звездочке, что они знают. А как же тогда все режиссерские, сюжетно-ролевые игры, там же кругом предметы - заместители и игрушки - утюги, чайники, здесь же все "понарошку". Сейчас, во время ООД, они рассказали Звездочке, что знают, вечером с родителями поделятся своими знаниями.
Ирина Владимировна Ельцина # 17 января 2015 в 21:54 +2
А вы считаете, что сказочный персонаж, это что-то живое? Это так же воображаемый и одушевленный: Буратино, Чебурашка ...
Светлана Романовна Костромитина # 17 января 2015 в 15:18 +4
Здравствуйте Ирина Владимировна! Спасибо за приглашение!! Урок интересный, познавательный, эмоциональный надеюсь! Проведена большая предварительная подготовка. Привлечены были родители! Вы приобщаете детей к истокам народной культуры! Прививаете эстетический и художественный вкус, знакомя детей с мужскими и женскими костюмами!Примите голос! Творческих Вам успехов!!
Раиса Владимировна Коломыцева # 17 января 2015 в 18:59 +3
Добрый вечер, Ирина Владимировна!Интересный и содержательный конспект вы предоставили нашему вниманию. Была беседа, рассказ воспитателя, физминутка, игра, думаю, что дети с большим удовольствием занимались и участвовали в этом виде деятельности, мой голос +1, большое спасибо!
Сидорова Зоя Григорьевна # 17 января 2015 в 20:58 +4
Ирина Владимировна! Очень важно ещё с детства приобщать детей к истокам народной культуры. В процессе знакомства с женским и мужским национальным костюмом, с русской старинной обувью – «лапти», с костюмом Никольского района - «парочка» дети приобщаются к культуре родного края, к истокам истории малой Родины. В современном мире всё больше теряется связь времён. Отчасти мы, педагоги, виноваты в этом. Именно поэтому хочу отметить необходимость проведения подобной работы, чтобы дети помнили о культурном наследии. Во время таких мероприятий воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи. Спасибо за публикацию, обязательно пригодится в работе. Успехов Вам, голос.
Зоя.

Пополнить словарный запас детей: лапти, береста, «парочка», полушалок, кофта – баска;

Расширить кругозор детей;

Прививать интерес к русскому народному творчеству;

Воспитывать любовь к Родному краю.
Наталья Суслова # 17 января 2015 в 21:00 +3
Ирина Владимировна, спасибо за приглашение! С интересом познакомилась с Вашей работой. МАТЕРИАЛ ПОДОБРАН ХОРОШИЙ, проделана большая подготовительная работа, мне не хватило эмоциональности... Голосую за патриотическое воспитание!
Любовь Михайловна Русакова # 17 января 2015 в 21:25 +3
Ирина Владимировна, вы знакомите своих воспитанников с традициями русского народа, пополняете словарный запас детей. Один из великих людей говорил, что не зная прошлого невозможно понять настоящее. Мы должны воспитывать у наших воспитанников любовь и уважение к традициям своего народа. Конспект интересный, творческий.
Ольга Михайловна Гневанова # 17 января 2015 в 23:05 +4
Добрый вечер Ирина Михайловна. Представленный вами материал знакомит с историей русского народного костюма,приобщаете детей и взрослых к истокам народной культуры.Расширяете и пополняете словарный запас детей: лапти, береста, «парочка», полушалок, кофта – баска; При проведения праздника "Дня любви и верности" конспект "Звездочка из прошлого" пригодится педагогами и воспитателям.Примите и мой голос.
Татьяна Петровна Цуканова # 18 января 2015 в 15:57 +2
Добрый вечер, Ирина Владимировна! Спасибо за интересный и содержательный конспект, который вы предоставили нашему вниманию. Большая подготовительная работа была проделана - экскурсия в музей, беседа родителей, рассказ воспитателя, игры, частушки, песни. Познавательно и наглядно было проведено занятие, дети с большим удовольствием занимались и участвовали в этом виде деятельности. Мой голос. Большое спасибо!
Надежда Леонидовна Макарова # 19 января 2015 в 21:30 +3
Ирина Владимировна! Хороший, интересный конспет. Видно, что проведена большая подготовительная работа. Спасибо!Голос!
Надежда Анатольевна Халимуллина # 25 января 2015 в 10:30 +2
Ирина Владимировна! Замечательный конспект! Интересна идея со звёздочкой - ведь для детей это - чудо! А когда происходят чудеса на занятии - это активизирует детей. Очень понравилась игра "Лапоть"! В детском саду патриотическое воспитание занимает большое место. Но не каждый педагог уделяет ему достаточное внимание. По Вашему конспекту заметно, что Ваша работа ведётся в системе, привлекая ещё и родителей (разучивание песни, рассматривание костюмов). Очень познавательное занятие! Спасибо!
Людмила Васильевна Мигунова # 26 января 2015 в 20:16 +2
Ирина Владимировна! Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с вашей работой. Актуальная и нужная тема, приобщения к народной культуре. Проделана большая работа как с детьми, так и с родителями. Желаю творческих успехов. Голос.
Елена Дмитриевна Тулинова # 28 января 2015 в 18:29 +1
Ирина Владимировна, с удовольствием ознакомилась с Вашим конспектом занятия «Русский народный костюм».Урок интересный, познавательный, эмоциональный! Проведена большая предварительная работа. Голосую,+1.
Ольга Алексеевна Шлинк # 28 января 2015 в 18:45 +2
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Спасибо за приглашение! С огромным интересом познакомилась с вашим конспектом организованной образовательной деятельности на тему: «Звездочка прошлого», для детей старшего дошкольного возраста.Проделана большая предварительная работа.Разнообразие материала расширит кругозор детей. Мой голос +1. Желаю творческих успехов!
Наталья Сергеевна Катаева # 28 января 2015 в 18:46 +2
Ирина Владимировна! Очень хорошо, что Вы прививаете интерес к русскому народному творчеству,приобщаете детей к истокам народной культуры, пополняете словарный запас, расширяете кругозор! Удачи в дальнейшей работе!

;
Татьяна Анатольевна Шилкина # 28 января 2015 в 18:54 +2
Спасибо за приглашение, Ирина Владимировна! Ознакомилась с удовольствием с вашим мероприятием . Вами проведена большая работа по приобщению детей к народной культуре и это здорово! Примите голос!
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 28 января 2015 в 19:09 +2
Добрый вечер, Ирина Владимировна. Вы подготовили и провели интересное занятие. Поставленные цели и задачи полностью выполнены. У Вас собран замечательный наглядный материал. Вы с малых лет прививаете интерес к истории родного края и развиваете кругозор детей. Примите мой голос! joke С уважением, Татьяна.
Наталья Николаевна Болотина # 28 января 2015 в 20:14 +2
Добрый вечер, спасибо за приглашение, работа очень понравилась молодцы.
Наталия Александровна Фролова # 28 января 2015 в 21:14 +2
Ирина Владимировна! Спасибо за приглашение. Занятие понравилось. В процессе деятельности дети расширили знания о русской народной культуре. Наглядный материал пробудил интерес детей к русскому национальному костюму, развил эстетический вкус. На протяжении всей деятельности шло воспитание интереса к жизни наших предков, уважительное отношение к творениям рук человеческих. Приобщение детей к народной культуре и развитию духовности являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения.Голос!
Вера Ивановна Прошина # 28 января 2015 в 21:59 +2
Спасибо за приглашение, Ирина Владимировна! Прослеживается большая подготовительная работа с привлечением родителей. Прекрасно, что Вы знакомите детей с народными костюмами данной местности, воспитываете патриотические чувства, приобщаете родителей показать фотографии, где можно рассмотреть костюмы. Это очень важно не растерять то, что связывает нас с потомками, знать и помнить культуру наших предков.Голосую!
Мила Кузьмина # 28 января 2015 в 22:30 +3
Уважаемая Ирина Владимировна! Спасибо за приглашение! Побывала на вашем занятии и ничуть не пожалела! Интересно! Ярко! Насыщенно! Приобщая детей к истокам народной культуры, вы знакомите детей с русской старинной обувью и костюмами, пополняете словарный запас и расширяете кругозор детей. Голосую за привитие интереса к русскому народному творчеству и воспитание любви к Родному краю.
Тамара Александровна Новичкова # 29 января 2015 в 10:36 +2
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Прочитав конспект вашего занятия, осталась очень довольна. Мне понравилось само оформление и ход мероприятия, где присутсвуют разнообразные игры, проведена физпауза, подобран познавательный материал о национальных костюмах вашего района. Дети узнали много новых слов, в процессе занятия обогатился их словарный запас. И конечно, что очень важно, вы воспитываете патриотов своего края, прививая детям интерес к народному творчеству, любовь к своей малой Родине, духовно - нравственные качества подрастающего поколения. Спасибо за приглашение, было интересно. +1
Светлана Владимировна Бузмакова # 29 января 2015 в 18:54 +2
Добрый день, Ирина Владимировна! Познакомилась с конспектом "Звездочка из прошлого". Цель и задачи были достигнуты. Вы заинтересовали детей, им было увлекательно на занятии. Желаю Вам творческих успехов!
Примите голос.
Светлана Андреевна Ульянова # 15 марта 2015 в 20:39 +1
Здравствуйте, Ирина Владимировна. Уже давно внимательно прочитала и просмотрела вашу работу, но решила написать комментарий только сейчас. Накануне в наш детский сад приезжал музей с выставкой " Встаньте куклы в хоровод ".
Все куклы ручной работы и в национальных костюмах регионов нашей страны, и тут выяснилось, что наши дети не обладают почти никакой информацией об истории костюма ( подготовительная группа, возраст 6-7 лет ), а только удивлённо крутили в руках кукол и расспрашивали из чего они сделаны и что на них одето. Никто из детей даже не мог назвать обувь - лапти. Поэтому теперь мне придётся восполнять этот пробел, и я очень рада, что есть ваша работа, которой можно воспользоваться. Надо возвращать наших детей к нашим истокам, а то современные дети знакомы только с Барби, Монстр Хай и ими подобными.
Наталья Викторовна Никитина # 20 апреля 2015 в 12:22 +1
Здравствуйте Ирина Владимировна! Занимательный конспект! Очень интересная и полезная информация для детей. Думаю детям на этом мероприятии было очень интересно. взяла на заметку. Большое спасибо! Голос!