Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: Интервью как жанр и метод получения информации

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "Интервью как жанр и метод получения информации"
Описание: Представленный конспект разработан в рамках экспериментальной программы по русскому языку, предполагающей изучение основ творческой деятельности журналиста в курсе русского языка с основным уклоном на жанровую систему публицистических текстов.

Тема: Интервью как жанр и метод получения информации
Цели урока:
Познавательные. Сделать вывод об особенностях жанра интервью. Понять отличие жанра интервью от метода получения информации в журналистской практике.
Коммуникативные. Способствовать развитию речи учащихся. Способствовать развитию навыков грамотного формулирования вопросных конструкций.
Предметные. Актуализировать знания о жанре интервью. Актуализировать знания о фразеологизмах русского языка. Закрепить изученные ранее орфограммы. Актуализировать умение выполнять морфологический разбор слов. Закрепить умение работать с текстом.
Оборудование: раздаточный материал с отрывками интервью.
Ход урока:
Разминка. Как вы понимаете значение выражений: говорить правду в глаза, говорить за глаза? Как называют такие выражения? Составьте и запишите по три вопроса к каждому из них.
Давайте вспомним, как называется жанр журналистики, в структуре которого часто фигурируют вопросы? Что вы помните об особенностях этого жанра? Запишите в свои словарики:
Интервью – информационный жанр, целью и содержанием которого является передача слов и мыслей человека, значимого вообще или значимого в контексте случившегося события (например, пострадавший на пожаре), причем слов и мыслей, появившихся не спонтанно, а благодаря специально поставленным журналистом вопросам. (В. Третьяков).
Подчеркните моменты, которые вы считаете основными в данном определении.
Как вы думаете, обязательно ли оформлять материал, полученный в ходе интервью, по структуре «вопрос-ответ»? Почему? Что будет, если убрать из текста интервью вопросы? Каким образом можно заменить вопросно-ответную структуру текста?
Прочитайте отрывок из интервью с Иваном Ургантом.
– Иван, нет ли у вас желания заняться вновь музыкой? (В юности Иван записал целый музыкальный альбом, а теперь «музицирует» исключительно в программе «Прожекторперисхилтон» на Первом).
– Знаете, я вот еду к вам на встречу, а в ушах звенит музыка. Пальцы еще в руках гитару держат. Это и объясняет странную, крючковатую форму моих пальцев. Я очень люблю музыку. Надеюсь, что со временем мне удастся что-то показать не только членам моей семьи, но и широкому слушателю.
– Все-таки интересно, остались ли у вас музыкальные материалы? Ведь вы в свое время серьезно собирались делать карьеру на сцене?
– Я очень хотел стать певцом в восемнадцать лет. На то было много причин. Я даже записал пластинку. Собственно, теперь она украшает мою фонотеку. Помню, как приезжал на сборные московские концерты. Выступал под фонограмму. Петь вживую было как-то неприятно и не принято. Первое мое выступление состоялось на съемках выпускного вечера. Знаете, такой формат концерта, когда где-то до трех ночи на сцену приглашаются артисты первого эшелона. А с трех до семи утра идут люди, которые имеют фонограмму, мини-диск и хорошую укладку. Я принадлежал ко второй категории. У меня была фонограмма и очень хорошая укладка. Голова настолько сильно просвечивалась сквозь волосы, что я напоминал человека, отдавшего лучшие годы жизни работе на атомном реакторе. Вполне допускаю, что многие приглашали меня на концерты из жалости.
– Сейчас у вас идут репетиции в театре...
– Театральный проект продолжается. Не понятно, когда состоится, но работа идет. Я достаточно суеверный. Не люблю говорить о том, что будет. Гораздо приятнее говорить о том, что уже состоялось. Но предложению я очень обрадовался.
(М. Ремизова, Р. Мурашкина.
«Комсомольская правда» от 27.11.2009)
Представьте себя на месте корреспондентов, беседующих с известным телеведущим. Какие, на ваш взгляд, моменты этого интервью можно скрыть от читателя? Что заслуживает особого внимания и будет интересно читателю? Преобразуйте структуру приведенного текста в «безвопросную».
Какой вывод вы можете сделать исходя из полученного результата? Итак, запомните, интервью очень часто выступает в качестве метода получения информации и совсем необязательно сохранять вопросно-ответную структуру текста для газеты или журнала. Какие еще методы получения информации в журналистике вам известны?
Прочитайте отрывок из материала газеты «Комсомольская правда» – «Пять часов с Юрием Гагариным».
Юрий выходит из кабины пилотов, снова садится у иллюминатора, и (з/с)десь мы начинаем разговор:
– Какою вы видели Землю оттуда, из космоса?
– Я видел ее в земном ореоле. Видите, вон там, – он показывает на горизонт, где белые обл..ка переходили в сизоватую тума(н/нн)ую дымку. – В космосе земная голубизна переходит в темный цвет.
– Вы видели звезды в полете?
– Видел.
– Какие?
– Не успевал определять. Скорость-то какая, зна..те... Звезды мелькали в иллюминаторе, как светляки.
– А какой был иллюминатор у вашего корабля? Квадратный? Круглый?
Юрий улыбнулся:
– Хороший иллюминатор, очень хороший! Когда облака подо мной пропадали, я видел большие реки, леса, горы. Крупные города хорошо видно.
– Африка такая же, как на глобусе?
– Похожа. Глобусу можно верить! Человек свою Землю облазил здорово. Теперь вот космос... Когда я уходил на максимальное расстояние от Земли, она явстве(н/нн)о приобретала форму шара.
– Что вы чувствовали в это время, о чем вспомнили?
– Вспоминал о многом. Вы же понима..те... О доме, о матер(..). Ребятишки у меня... Страну нашу огромную сверху увид..л. О многом вспомнилось, многим спасибо хотелось сказать... В космосе я работал: надо было записывать показания приборов, отвечать Земле и слушать ее, надо было отстукивать ключ..м, а кроме того, следить еще за... своими вещами. Я находился в состоянии невесомости. Мои планшет и карандаш того и гляди могли «уплыть» куда-нибудь. Занятная штука: тяжелый планшет вдруг сам по себе повисн..т в воздухе и плывет... Да что планшет! Ноги я поднял и без всякого напряжения опустил. Опустил, а они висят. Проделал то же с руками – и руки висят... Дышалось легко. Иногда я начинал петь. Так, для себя. Песни я и с Земли слышал. Для меня все время передавали музыку – песни о Москве, вальсы, марши... Скучно (не)было. А потом голос с Земли напомнил: пора закусить.
– Что вы ели?
– Специально приготовле(н/нн)ую пищу. Но и нашего русского хлеба попробовал в космосе.
– Кто говорил с вами с Земли?
– Точно пока (не)знаю.
– Это был мужчина, женщина?
– Мужчина. И очень хороший человек, голос его мне был так дорог... А вообще-то для лирики у меня (не)оставалось времени...
– Кстати, по какому прибору следили за временем?
– А вот по этим земным часам. – Юрий чуть отвернул рукав кителя и показал обычные штурманские часы производства 1-го Московского часового завода.
– И как они после космоса?
– Ходят секунда в секунду!
– О чем вы подумали, когда получили сигнал о пр..землении?
– О том, что наступил самый важный момент...
– Как встретила Земля?
– Погода была отличная. Небольшая облачность, солнце, ветерок. И когда надо мной раскрылся парашют и я ощ..тил крепкие стропы – запел! Запел во весь голос, что называется – на всю Вселенную: «Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает»...
(П. Барашев, В. Песков «Комсомольская правда»
№ 90 (11030) от 15.04.1961г.)
Выпишите слова, выделенные жирным шрифтом (иллюминатор, в ореоле, горизонт, в невесомости, парашют). Объясните их значение. Запомните написание этих слов.
Выпишите слова с пропусками и выбором букв. Объясните и графически выделите орфограммы.
Выполните морфологический разбор причастия приготовле(н/нн)ую.
Составьте по одному предложению с подчеркнутыми словами и выражениями (Африка, занятная, секунда в секунду, облачность, на всю Вселенную).
К какому жанру вы бы отнесли этот отрывок? Почему? Как осуществляется передача слов и мыслей героя текста? Последовательно ли выстроены вопросы журналистов? Как вы думаете, что определяет последовательность построения беседы (с чего следует начинать, чем заканчивать разговор, какие вопросы способны привлечь внимание читателя)?
О чем вы хотели бы спросить первого космонавта?
Домашнее задание: Подумайте и запишите последовательный перечень вопросов, адресованных Ю. Гагарину или другому российскому космонавту по выбору (10-12 вопросов).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"

Похожие статьи:

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Жанровые и языковые особенности рецензии
Опубликовано: 2847 дней назад (12 июня 2016)
Просмотров: 2020
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!