Конкурсы для педагогов и детей

Исторический анализ

Исторический анализ подходов к организации взаимодействия семьи и дошкольного образования
Цель: Показать историю развития взаимодействия детского сада и семьи в России.
В нашей стране в последнее время активно проходит процесс модернизации в одной из главных сфер жизнедеятельности человечества, в области образования. Отмечу, что речь идёт не только о высшем и школьном образовании, но и о дошкольном, где большое внимание уделяется проблеме взаимодействия двух наиболее важных институтов социализации ребенка - семьи и дошкольного образовательного учреждения. Несмотря на различные воспитательные функции, для всестороннего развития личности ребенка, его защиты, эмоционального комфорта и благополучия необходимо сотрудничество семейного и общественного воспитания.
Исторический анализ научной литературы по данному вопросу, показал, что не всегда у государства была потребность во взаимодействии семейного и общественного воспитания, это зависело от социально-экономических и политических (господствующая формация, реформы) условий развития общества в определенный исторический период.
После 1917 года все детские сады в нашей стране стали организованными (общественными, с четкой централизацией всей системы воспитания). В этот период времени советская педагогика признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который необходимо подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.
В 40-60-е годы XX века, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод, что семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению.
В 60-70-е годы XX века большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа-семья-общественность». В работах И.В. Гребенникова, А.М. Низовой, Н.П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и другие. Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989г.), начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Педагог дошкольного учреждения рассматривается не только с позиции воспитателя детей, но и с позиции партнёра родителей по воспитанию и развитию ребенка.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания и образования, в центре этой перестройки стоят гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.
Сегодня под взаимодействием детского сада и семьи подразумевают организацию такого воспитания, при котором педагоги и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей, то есть действия общие, связанные, обусловленные и дополняющие друг друга.
В современной педагогической теории и практике выделяют главный компонент в системе «семья - детский сад» - это личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
На мой взгляд, для продуктивного взаимодействия необходимо наличие активной позиции, как у педагога, так и у родителей, но, к сожалению, как показывает практика, большинство родителей предпочитают роль пассивных наблюдателей, а педагоги, в свою очередь, относятся к ним как к объектам воздействия. Следовательно, при таких условиях сотрудничество с семьей будет непродуктивным, что может отрицательно отразиться на воспитании и развитии ребенка. Для решения данной проблемы ученые предлагают различные подходы к организации эффективного сотрудничества семьи и детского сада. Данные подходы базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи. Сотрудничество характеризуется как общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Л.М. Кларина разработала целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений деятельности сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы):
1) Создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей.
2) Современное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада.
3) Открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье.
4) Организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.
Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Отметим, что в настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Для организации помощи и поддержки воспитательной деятельности родителей, необходимо использовать новые, продуктивные формы взаимодействия детского сада с семьей, но следует отметить, что это невозможно в условиях закрытого детского сада, поэтому он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.
Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают детей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего, дети. Они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Поэтому можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательная школа, библиотека, музей и другое. Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада.
Таким образом, линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времeни «oбучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сoтрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительнo конкретного ребенка, тенденций его развития. Oтсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуaльные беседы, консультaции, посещение семьи и др.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Рекомендуем посмотреть:

Мой блог Сенсомоторное развитие дошкольников О пользе использования распевок Рекомендации для родителей по домашней работе с детьми, имеющими нарушения речи

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки про родителей

Пословицы и поговорки о маме

Вальдорфский детский сад

Адаптация детей в детском саду

Театральные тренинги для маленьких артистов: развивающие упражнения, тренинги, сценарии

Педагогическая философия воспитателя | Деловая игра для педагогов ДОУ
Опубликовано: 769 дней назад (30 октября 2014)
Просмотров: 1488
+1
Голосов: 1
Ирина Викторовна Ткачева # 30 октября 2014 в 22:22 0
Очень познавательная информация.
Ирина Владимировна Шерстобитова # 30 октября 2014 в 23:15 0
Ирина, спасибо! Данный материал печатался мной для диссертации. Очень уж тема взаимодействия ДОУ и семьи интересна.